Программа «Социальная адаптация и социальная активность учащихся Республиканского – лицея – интерната».
Программа
«Социальная адаптация и социальная активность
учащихся Республиканского – лицея – интерната».
(РЦДО)
Актуальность.
Проблема социализации детей-инвалидов - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми.
Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы. Однако у всех детей-инвалидов независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного. У детей-инвалидов часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях. Хотя в настоящее время ситуация частично изменилась, но у детей-инвалидов по-прежнему проявляется нарушение способности включаться в нормальный процесс жизнедеятельности. Отклонения в развитии личности детей-инвалидов вызывают прежде всего нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка-инвалида часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей. Как говорят данные многих психологических исследований, большинство детей-инвалидов имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть - адекватную и очень редко встречается самооценка завышенная. Это затрудняет их адаптацию и социализацию в обществе. Поэтому необходимо оказать помощь ребенку, способствовать адаптации в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать.
Цель: создание условий для становления человека, интегрированного в современное общество.
Задачи:
Диагностика интересов и возможностей родителей посредством карты интересов и возможностей.
Диагностика интересов учащихся начальных классов посредством карты интересов.
Поддержка и координирование социально-педагогической активности родителей.
Расширение социализирующего пространства учащихся.
Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей, не имеющих проблем со здоровьем.
Организация творческой и досуговой деятельности обучающихся.
№
Задачи программы
Критерии, по которым можно судить об их выполнении.
1
Диагностика интересов и возможностей родителей
Создание карты интересов и возможностей родителей. Ее наличие.
2
Диагностика интересов учащихся начальных классов
Создание карты интересов детей.
3
Поддержка и координирование социально-педагогической активности родителей.
Присутствие родителей на родительских собраниях;
Количество индивидуальных консультаций с родителями;
Участие детей родителей во внешкольных мероприятиях.
Проведение мероприятий родителями или их организация(наличие )
4
Расширение социализирующего пространства учащихся посредством создания групп общения обучающихся.
Наличие групп и результата общения среди учащихся среднего и старшего звена.
Наличие групп и результат общения между учащимися начальных классов.
Наличие групп общения среди учащихся начальных классов РЦДО и ЦДО городов России.
5
Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей, не имеющих проблем со здоровьем.
Проведение совместных мероприятий детей с ОВЗ и детей –лицеистов.
Наличие групп общения среди учащихся с ОВЗ и детей –лицеистов.
6
Организация творческой и досуговой деятельности обучающихся.
Участие детей в конкурсах, досуговых мероприятиях, наличие проектов и продуктов деятельности детей по результатам мероприятий на сайте школы, повышение активности детей.
План реализации программы.
№
Задача
Мероприятие
Количество часов
Сроки
Ожидаемые результаты
1
Диагностика интересов и возможностей родителей.
1Родительское собрание «Карта интересов и возможностей родительского коллектива РЦДО начальных классов»
2
сентябрь
Наличие карты интересов и возможностей родителей на 2013 – 2014 учебный год.
2 Анкетирование родителей «Поведение моего ребенка, его отношения с другим ребенком»
1
ноябрь
Увидеть взгляды родителей на поведение своего ребенка по отношению с другим ребенком, с целью выявления с каждым пути повышения эффективности общения ребенка со сверстниками.
2
Диагностика интересов учащихся начальных классов
1Создание карты интересов детей.
2 Сбор интересов учащихся начальной школы по тьюторскому сопровождению. Знакомство со словом «Тьютор».
1
сентябрь
Наличие карты интересов детей.
3 Анкетирование детей « Моя школа»
1
Ноябрь
-Удовлетворенность общением учащихся ЦДО между собой»
-Неудовлетворенность общением учащихся ЦДО между собой»
4 Анкетирование детей
« Удовлетворенность воспитательно-образовательным процессом»
Декабрь
Май-июнь
-Удовлетворенность детей и родителей воспитательно-образовательным процессом.
-Неудовлетворенность детей и родителей воспитательно-образовательным процессом
5Тест «Рисунок семьи»
ноябрь
Место ребенка в его семье.
3
Поддержка и координирование социально-педагогической активности родителей.
Родительские собрания:
1) Родительское собрание «Карта интересов и возможностей родительского коллектива РЦДО начальных классов»
2) Родительское собрание « Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. Проблемы и возможности»
Тест «Рисунок семьи»
3) Родительское собрание по итогам 1 полугодия.
4) Анализ воспитательно – образовательной деятельности в 2013-2014 учебном году. Итоговое родительское собрание.
Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
май
Создание карты интересов и возможностей родителей
Выявление проблем, предложение путей решения проблем по социализации ребенка с ОВЗ.
Увидеть в целом и индивидуально успеваемость детей как в образовательной так и в воспитательной деятельности – оценки и участие в конкурсах.
Создание карты достижений детей и родителей за 2013 – 2014 учебный год.
Индивидуальные консультации родителей психологом.
Октябрь-май
Оказание помощи родителям в плане психологической помощи.
On-line-консультация с родителями отстающих учеников по предметам
по 1 триместру, 2триместру, 3триместру.
Ноябрь(1 т)
Февраль(2 т)
Март(3 т)
Выявление проблем отставания ученика по предметам, нахождение путей решения данных проблем совместно с родителями и сетевыми учителями.
On-line-беседа с родителями «неактивных» учеников во внеурочных мероприятиях.
Ноябрь
март
Выявление неактивности ученика, нахождение путей решения данных проблем совместно с родителями.
Создание и дальнейшее функционирование мини-кружка «Рисовалка» - руководитель-родитель
Октябрь-апрель.
Вовлечение родителей во внеурочную деятельность как участника педагогического процесса, общение родителей через совместную творческую деятельность их детей.
«День юридической помощи»-руководитель - родитель.
Ноябрь
Февраль
май
Общение родителей через оказание помощи друг другу в юридических вопросах, сплочение родительского коллектива.
Форум для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в современном обществе?»
декабрь
Общение родителей через форум в вопросах адаптации ребенка с ОВЗ в современном обществе, сплочение родительского комитета.
Выезд детей совместно с родителями в театр г Ижевска.
апрель
Сплочение родительского и детского коллектива.
Выезд детей и родителей на экскурсию по г Ижевску.
октябрь
Сплочение родительского и детского коллектива.
Индивидуальные кармашки (В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях.) за 1 полугодие учителями ЦДО.
декабрь
Создание карты успехов и достижений ребенка сетевыми учителями индивидуально по каждому ребенку (по результатам 1 полугодия для родителей.
4
Расширение социализирующего пространства учащихся .
Создание групп общения с детьми старшего и среднего звена (наличие групп и результата общения)
Ноябрь-декабрь
Наличие 2-х и более групп общения и результат общения
Группа «Компьютер и я»-ответственные Зарифуллин А и Соловьев А 7 класс.
Создание групп общения среди учащихся начальных классов с 1 по 4 классы (наличие групп и результат общения)
Октябрь-май
Наличие 2-х и более групп общения и результат общения
Группа «Наши дни рождения»-ответственные Вахрина В 4 класс, Шутова Л 5 класс.
Группа «Модная Я»-ответственные Глазырина Я и Захарова С, 4 класс.
Создание групп общения среди учащихся начальных классов РЦДО и ЦДО городов России.
Февраль-апрель
Наличие 2-х и более групп общения и результат общения
Рефлексивный текст « Я и мои друзья».
февраль
Самооценка учащимся себя через написание рефлексивного текста «Я и мои друзья».
5
Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих проблем со здоровьем.
Общешкольное мероприятие «День знаний»
сентябрь
Общение детей –инвалидов и детей-лицеистов, создание групп общения между ними.
Проведение «Недели толерантности»
ноябрь
Общение детей –инвалидов и детей-лицеистов, создание групп общения между ними.
Погружение в эпоху прошлого (совместно с 11 кл РЛИ)
ноябрь
Общение детей –инвалидов и детей-лицеистов, создание групп общения между ними.
Общешкольное мероприятие «Новогодняя елка»
декабрь
Общение детей –инвалидов и детей-лицеистов, создание групп общения между ними.
Общешкольное мероприятие «Последний звонок»
май
Общение детей –инвалидов и детей-лицеистов, создание групп общения между ними.
6
Организация творческой и досуговой деятельности обучающихся.
Конкурс поделок из природного материала «Как я провел лето?» среди учащихся 1-4 классов.
Проведение викторины «Летописи, былины, жития» среди учащихся 4 класса.
Фотовыставка на сайте лицея « Мои первые осенние каникулы»
Конкурс рисунков к дню учителя «С днем учителя!»
«День матери» - сочиняем стихи о маме (помещение стихотворений детей на сайте школы.
Конкурс «Волшебная сказка» (сочиняем волшебную сказку). Проводится среди учащихся 3и 4 классов.
Викторина «Поиграем в города»
http://www.farosta.ru/sites/default/files/goroda.pdf
Фотовыставка « Зимние забавы» на сайте школы.
Форум для детей «В дружбе сила!»
Форум для учеников « Нужен ли родительский контроль в интернете?»
День поздравлений «День Святого Валентина».
Конкурс презентаций «Защитники Отечества»
Конкурс открыток « 8 марта»
Поздравление ветерана с 8 Марта
Виртуальное посещение музея «Эрмитаж»
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/
Форум « Музей Эрмитаж . Что я узнал?»
Конкурс «Умелые ручки»
Путешествие по Красной книге России. http://ru.calameo.com/read/000181060f5fba8eb612e
Конкурс чтецов среди учащихся 4 класса
Составление карты понятий учеником « Мой учебный год в школе (2013-2014)»
Сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
январь
январь
январь
февраль
февраль
март
март
Март
март
апрель
апрель
апрель
май
Участие обучающихся в творческой и досуговой деятельности, раскрытие талантов детей, повышение их социальной активности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ