«Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
«Стили семейного воспитания
и их влияние на развитие личности ребенка»
Цель: повышение психологической культуры родителей.
Форма проведения: беседа с элементами тренинга.
Участники: родители.
Материалы: карточки с заданиями (приложение 1).
ХОД СОБРАНИЯ
Вступление.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о стилях семейного воспитания.
Стили семейного воспитания – это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Существуют следующие стили семейного воспитания:
- попустительский,
- состязательный,
- рассудительный,
- предупредительный,
- контролирующий,
- сочувствующий,
- гармоничный.
Сегодня мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы семейного воспитания:
Рассудительный стиль,
Контролирующий стиль,
Доминирующий стиль.
Сейчас мы с вами проиграем несколько сценок, в которых вы, быть может, узнаете себя или кого-то из своих знакомых.
Педагог выбирает участников и раздает карточки с заданиями.
Основная часть.
1-я сценка: рассудительный стиль
Ребенок (активен, желает много знать, имеет много интересов, добросовестно относится к учебе). Мама, к нам в школу сегодня приходил руководитель кружка ИЗО. Я хочу к нему ходить! Там так интересно!
Мать (с теплом, заботой и уважением к его активности). Ну, если тебе это интересно, то, конечно, иди. Ты же любишь рисовать!
Отец (на равных, рассуждая и давая пищу для размышления). Хорошо, ты можешь ходить, но подумай, как следует: это отнимает много свободного времени, а у тебя скоро конец четверти, контрольные. Сможешь ты всюду успеть?
Какие ощущения у вас вызывает поведение членов семьи?
Какие чувства и впечатления возникают?
В психологии этот стиль семейного воспитания называется «рассудительный»; в результате такого воспитания формируется сензитивный тип личности.
Признаки сензитивности: ребенок правдив, честен, склонен к умственному труду, простодушен, самостоятелен, непримирим к несправедливости, безнравственным поступкам, альтруист, активен, самокритичен, предан интересам коллектива и всегда защищает своих товарищей, нет чувства превосходства над другими, настойчив в достижении цели, инициативен, внимателен.
Рекомендации родителям:
1. Относиться с вниманием и глубоким уважением к тому, что ребенок увлечен, подыгрывать ему.
2. Не следует бояться разбросанности и увлеченности ребенка многими видами деятельности. Надо помнить, что ребенок раскроет свои способности тогда, когда потребуется конкретная профессиональная деятельность.
3. Очень бережно относиться к ребенку. При конфликтных ситуациях принимать справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере проступка.
4. Учить его отстаивать свои интересы, защищать от нападок других людей, от внутрисемейных конфликтов.
5. Поддерживать добрые отношения родителей и ребенка в совместном отдыхе и совместной трудовой деятельности.
6. Подбадривать и вселять уверенность в его способностях.
7. Следует помнить, что отношение родителей к окружающим людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребенка к родителям.
8. Не допускать общения ребенка с антисоциальными элементами, быть разборчивыми в контактах с другими людьми.
9. Нельзя наказывать публично, следует ограничиваться лишь мягкими замечаниями.
2-я сценка: контролирующий стиль
Девочка (с опасением и боязнью). Завтра у Маши день рождения. Можно мне пойти на праздник?
Отец (строго). Я звонил сегодня твоему классному руководителю. Она сказала, что ты плохо написала диктант! Какие тебе гулянки?! Будешь сидеть и учить, пока не вызубришь все правила!
Мать (пытаясь смягчить ситуацию, но все же строго). Отец прав. Ты заставляешь нас краснеть перед учителем!
Девочка (умоляюще и неуверенно). Но ведь Маша – моя лучшая подруга!
Мать (делая одолжение). Ладно, уж. Но чтобы ровно в восемь была дома! Иначе больше вообще никуда не пойдешь!
Какие ощущения у вас вызывает поведение членов семьи?
Какие чувства и впечатления возникают?
Этот стиль семейного воспитания называется «контролирующий». В результате него формируется тревожный тип личности.
Качества тревожного типа личности: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, отзывчивость, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, безынициативность, напряженность, низкий самоконтроль, робость, застенчивость, плохое понимание социальных нормативов.
Возникновению подобного типа личности способствуют условия:
Ребенок воспитывается в детском доме или опекунами при жестком обращении с ним.
Родители контролируют деятельность своего ребенка со слов окружающих, наказывая его по первому наговору.
Родители имеют повышенную моральную ответственность за воспитание своего ребенка и обращаются с ним жестоко.
Рекомендации родителям:
1. Урегулировать сон, питание, пребывание на свежем отдыхе.
2. Целесообразная организация физического воспитания (подвижные игры, экскурсии, спорт).
3. Организовать прием водных процедур.
4. При организации работы соизмерять реальные силы ребенка, его знания и навыки. Не требовать от него больше, чем он может.
5. Организовать творческую деятельность.
6. Отказаться от командно-распорядительного тона и перейти к просьбе; отменить постоянный контроль и отслеживание каждого поступка ребенка.
7. Убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному стилю семейного воспитания.
8. Полностью отказаться от физических наказаний.
9. Научиться спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребенка.
3-я сценка: состязательный стиль воспитания
Ребенок. У нас в школе проходит конкурс на лучший плакат к 8 марта.
Мать (восторженно). Дорогой, ты же так замечательно рисуешь! Тебе обязательно нужно поучаствовать! Мы с папой тебе поможем. У тебя будет самый лучший плакат в школе!
Отец (с энтузиазмом). Конечно, мы всем нос утрем!
(Спустя неделю).
Ребенок приходит из школы и сообщает родителям, что победа в конкурсе досталась его однокласснику.
Отец (возмущенно и несколько агрессивно). Как?! Кто мог лучше тебя это сделать?! Да этот Миша вообще рисовать не умеет! Конечно, у него же мама учитель, ему подсуживали!
Мать (расстроено). Ничего, сынок. Ты все равно у нас самый лучший!
Какие ощущения у вас вызывает поведение членов семьи?
Какие чувства и впечатления возникают?
Данный тип воспитания называется «состязательный». В результате формируется доминирующий тип личности.
Признаки доминирования: это обычно чистый, опрятный ребенок; смотрит прямо, уверенно и спокойно; осторожен, сдержан в действиях и словах; любит блистать; хочет отличиться, быть первым; неудачи приносят ему много горя; старается ни в чем не уступать сопернику; похвала и отличие доставляют ему наибольшее удовольствие; не терпит порицания и критики, реагирует на них отрицательно; мстителен и злораден; его идеал – сила, власть; его интересует то, что приносит успех; окружает себя людьми инфантильного или явно лицемерного типа; спорит чужими словами, изречениями авторитетов; высокомерен; самоуверен, эгоистичен; активен; не соблюдает правил, этических норм, может их нарушать; преувеличивает собственные возможности; безразличен к интересам коллектива, сосредоточен на личной защите.
Рекомендации родителям:
1. Прекратить восторгаться своим ребенком и восхвалять его достоинства. Он и без этого имеет высокую самооценку.
2. Если ребенок достигает первенства в чем-либо, следует не бурно реагировать, а спокойно проанализировать, какой ценой достигнут успех, обратить внимание на нравственность средств и методов достижения цели.
3. Особое внимание уделить депрессивному состоянию, когда ребенок не достигает успеха в чем-либо, помочь ребенку выделить новые цели, адекватные его возможностям.
4. Руководствоваться рассудительным стилем семейного воспитания и не стремиться сломать характер.
5. Направлять активность ребенка на общественно полезную деятельность.
6. При сильном возбуждении ребенка нужно его не замечать, но не оставлять без внимания.
7. Давать ему только те задания, которые он реально может выполнить, так как он постоянно завышает свои возможности.
8. Исключить все формы состязания ребенка с окружающими.
9. Осторожно, корректно обращаться с ребенком, не занижая его возможности, так как это может вызвать неврастеническую реакцию.
10. Исключить из речевого оборота угрозы наказания и расправы с обидчиками или людьми, говорящими правду о вас и ваших детях.
11. Пресекать попытки ребенка нарушать нравственные нормы при стремлении достичь цели любыми средствами.
12. Вместе с ребенком размышлять над всеми проблемами, предоставляя ему при этом право на ошибку.
Мне хотелось бы закончить нашу встречу словами Ш. Л. Амонашвили: “Плохими дети не рождаются”. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя.
Учитель: вот и подошла к концу наша беседа. Желаю всем хорошего настроения и удачи во всем. Спасибо. До свидания!
Приложение 1
1-я сценка: рассудительный стиль
Ребенок (активен, желает много знать, имеет много интересов, добросовестно относится к учебе). Мама, к нам в школу сегодня приходил руководитель кружка ИЗО. Я хочу к нему ходить! Там так интересно!
Мать (с теплом, заботой и уважением к его активности). Ну, если тебе это интересно, то, конечно, иди. Ты же любишь рисовать!
Отец (на равных, рассуждая и давая пищу для размышления). Хорошо, ты можешь ходить, но подумай, как следует: это отнимает много свободного времени, а у тебя скоро конец четверти, контрольные. Сможешь ты всюду успеть?
2-я сценка: контролирующий стиль
Девочка (с опасением и боязнью). Завтра у Маши день рождения. Можно мне пойти на праздник?
Отец (строго). Я звонил сегодня твоему классному руководителю. Она сказала, что ты плохо написала диктант! Какие тебе гулянки?! Будешь сидеть и учить, пока не вызубришь все правила!
Мать (пытаясь смягчить ситуацию, но все же строго). Отец прав. Ты заставляешь нас краснеть перед учителем!
Девочка (умоляюще и неуверенно). Но ведь Маша – моя лучшая подруга!
Мать (делая одолжение). Ладно, уж. Но чтобы ровно в восемь была дома! Иначе больше вообще никуда не пойдешь!
3-я сценка: состязательный стиль воспитания
Ребенок. У нас в школе проходит конкурс на лучший плакат к 8 марта.
Мать (восторженно). Дорогой, ты же так замечательно рисуешь! Тебе обязательно нужно поучаствовать! Мы с папой тебе поможем. У тебя будет самый лучший плакат в школе!
Отец (с энтузиазмом). Конечно, мы всем нос утрем!
(Спустя неделю).
Ребенок приходит из школы и сообщает родителям, что победа в конкурсе досталась его однокласснику.
Отец (возмущенно и несколько агрессивно). Как?! Кто мог лучше тебя это сделать?! Да этот Миша вообще рисовать не умеет! Конечно, у него же мама учитель, ему подсуживали!
Мать (расстроено). Ничего, сынок. Ты все равно у нас самый лучший!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ