ПРОГРАММА спецкурса «Комбинаторика. Элементы теории вероятностей» 5 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Андреевская СОШ»
-
«СОГ ЛАСОВАНО»
Методист РМК
__________ Гусева В.В.
« _____» __________2012
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Андреевская СОШ»
____________ Самсонова Н. А.
«__»_______2012
ПРОГРАММА
спецкурса «_Комбинаторика. Элементы теории вероятностей»
для учащихся 5 классов
Автор:
Мельник Ирина Владимировна
учитель высшей категории
МБОУ «Андреевская СОШ »
2012
Пояснительная записка
Появление стохастической линии в школе вызвано велением времени, поскольку является следствием многих социально-экономических причин. Существенность развития комбинаторных возможностей интеллекта учащихся очевидна и с общих позиций теорий развитие личности, и с точки зрения различного рода практических приложений: развитие представлений о статистических закономерностях, формирование информационной культуры, оценка возможностей наступления событий и так далее. В общем, «… эта способность нужна в жизни всякому…».
Курс как раз и посвящён изложению тех понятий, фактов, задач и обстоятельств, с которых, собственно, берёт своё начало стохастическая линия. Рассчитан этот курс на 34 часа. Если в высшей школе основой акцент делается на изучение математического аппарата для исследования вероятных моделей, то в школе учащимся, прежде всего, необходимо ознакомить с процессом построения модели, учить их анализировать, проверять адекватность построенной модели реальным ситуациям, развивать вероятностную интуицию.
Программа занятий рассчитана на учащихся 5 классов. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся 5 классов, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи:
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
воспитание высокой культуры математического мышления;
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;
создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
доброжелательный психологический климат на занятиях;
личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
оптимальное сочетание форм деятельности;
доступность.
Содержание курса
Комбинаторика
Истоки комбинаторики.
Простейшие комбинаторные задачи, исторические комбинаторные задачи.
Комбинаторные головоломки.
Фигурные числа, магические и латинские квадраты.
Теория вероятностей
Истоки теории вероятностей.
Вероятностные ситуации в повседневной жизни.
Российская и зарубежная школы теории вероятностей.
Требования к уровню подготовки
учащиеся должны знать и уметь
нестандартные методы решения различных математических задач;
логические приемы, применяемые при решении задач;
историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
применять нестандартные методы при решении программных задач.
Форма проведения:
традиционный урок, деловая игра, математический бой.
Формы контроля:
Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
сообщения и доклады (мини);
тестирование с использованием заданий математического конкурса «Кенгуру»;
творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
различные упражнения в устной и письменной форме.
Предполагаемые результаты:
В результате посещения курса у учащихся целенаправленно формируется постоянный интерес и изменение отношения к предмету, непосредственно ориентированного на подготовку продолжения образования по избранному предмету.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии (системы) приёмов, то наиболее адекватными являются
проблемно-развивающее обучение;
адаптированное обучение;
индивидуализация и дифференциация обучения;
информационные технологии.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Тематическое планирование курса
№
Название темы
Количество часов
Основная цель
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Истоки комбинаторики и теории вероятностей.
Вероятностные ситуации в повседневной жизни.
Российская и зарубежная школы теории вероятностей.
Решение простейших комбинаторных задач.
Решение комбинаторных головоломок.
Исторические комбинаторные задачи. Фигурные числа.
Магические квадраты. Латинские квадраты.
Комбинаторные задачи.
Заключительный урок.
1
2
2
12
3
2
5
6
1
Познакомить учащихся с историей возникновения и развития науки.
Показать связь теории вероятностей с другими науками и жизнью.
Познакомить учащихся с выдающимися российскими и зарубежными математиками, внесшими вклад в становление и развитие теории вероятностей.
Познакомить учащихся с основными типами комбинаторных задач, способствующих формированию комбинаторного мышления, развитие творческого мышления через решение нестандартных задач.
Рассмотреть исторические комбинаторные задачи, способы составления фигурных чисел. Рассмотреть способы составления магических и латинских квадратов.
Ознакомить учащихся с понятием комбинаторной задачи, способами ее решения.
Вероятностные ситуации в быту, природе, технике.
Д.Кардано, Б.Паскаль, П.Ферма, Я.Бернулли, П.Лаплас, К.Гаусс, С.Пуассон, П.Л.Чебышев, А.М.Ляпунов, А.Н.Колмогоров – математики, внесшие вклад в становление и развитие теории вероятностей.
Числовые ребусы;
задачи на выявление общего признака некоторого множества чисел, фигур; задачи на перемещение цифр с целью создания верных равенств; комбинаторно-лингвистические задачи;
задачи на разделение, разбиение, разрезание;
задачи на составление целого объекта с заданными свойствами.
Задачи на маневрирование; игра в крестики-нолики; кубик Рубика.
Литература
Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.
Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.
Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.
Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-м классе.- М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г.уденкоР
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.
Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ