Программа спецкурса «Подготовка учащихся к олимпиаде по математике» 7 класс
ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования
Кафедра математических дисциплин, информационных технологий и дистанционного обучения
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Федеральные государственные образовательные стандарты основной школы как условие совершенствования качества образования в современной школе».
Тема: «Организация и проведение школьных олимпиад как механизм обеспечения индивидуальных образовательных достижений»
Выполнена:
Чопозовой Еленой Александровной,
учителем математики
высшей квалификационной категории
МКОУ «СОШ №16» п. Солнечнодольска
Руководитель:
Черноусенко Татьяна Ивановна,
доцент кафедры МД ИТ и ДО
СКИРО ПК и ПРО, к.п.н.
г.Ставрополь, 2014
Содержание.
Программа спецкурса «Подготовка учащихся к олимпиаде по математике» для 7 класса:
Пояснительная записка
Цели и задачи спецкурса
Ожидаемые результаты обучения
Содержание курса
Календарно-тематическое планирование
Ресурсное обеспечение программы спецкурса
2. Приложения.
Программа спецкурса
«Подготовка учащихся к олимпиаде по математике» 7 класс.
1.Пояснительная записка
Главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.
Несмотря на то, что современная школа накопила богатый опыт проведения кружковых занятий по математике, неразрывно связанных с подготовкой к олимпиадам, в этом направлении имеются свои проблемы, которые волнуют в настоящее время педагогическую общественность страны, о чем свидетельствуют беседы с учителями, публикации в печати.
Проведение олимпиад позволяет выявить учащихся, имеющих интерес и склонности занятиям математикой, что весьма важно для решения вопроса о подготовке большого числа новых математических и научно-методических кадров, столь необходимых стране в век бурного развития науки и техники. При систематическом проведении олимпиад во всех школах, районах, областях, при широком охвате ими учащихся олимпиады являются эффективным средством реализации указанной цели и решения названной задачи.
Олимпиадная задача по математике – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. К сожалению, на уроках по математике часто не хватает времени на решение и разбор таких задач. Хорошие возможности для организации более глубокой дифференцированной подготовки учащихся к олимпиаде предоставляет данный спецкурс. Он направлен на развитие познавательного и интереса, расширение знаний по математике, полученных на уроках, на развитие креативных способностей учащихся и более качественной отработке математических умений и навыков, при решении олимпиадных задач по математике.
Учитывая особенности математики как естественной науки, можно выделить три составляющих необходимых для успешного участия в интеллектуальном состязании :
развитый математический кругозор;
умение решать нестандартные задачи, владение необходимым для этого математическим аппаратом;
практические умения и навыки, знание основных приемов, способов решения математических задач.
Эти ключевые моменты определяют основные направления подготовки школьника, и являются главными при составлении программы данного спецкурса.
При планировании работы с группой школьников следует избегать излишней заорганизованности. Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника, причем ученику должна быть предоставлена и свобода выбора этой траектории. Ученик может прийти на занятие, чтобы получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы, чтобы порешать задачи определенного типа, разобрать теоретический вопрос, полистать необходимую литературу, поработать за ПК. На занятиях учащиеся познакомятся с материалом задач разного типа и уровня сложности и их решениями. В итоге, всем учащимся, интересующимся математикой, предоставляется широкое поле деятельности, на котором каждый ученик сможет подобрать задачи для себя, а задачи более сложные будут разобраны при совместной работе в группе или на занятиях с помощью учителя.
Данный спецкурс рассчитан на 1 учебный год (35 часов) для преподавания учащимся 7 класса, занятия проводится еженедельно, продолжительность занятия 1 учебный час.
Формы обучения: очно-заочная, домашняя подготовка учащихся.
2.Цели и задачи спецкурса.
Преподавание данного спецкурса направлено на достижение следующей цели:
- формирование диалектико - материалистического мировоззрения;
- оказание помощи в воспитании культуры математического мышления;
- способствовать повышению интереса к предмету и накоплению определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, приобретаемых в основном курсе математики
Задачи спецкурса:
Усиливать теоретическую подготовку одаренных детей;
Создавать индивидуальные траектории подготовки к олимпиадам (в том числе с использованием ИКТ);
Использовать склонность одаренных детей к самообучению.
Создать условия для систематизации методов и приёмов олимпиадных задач;
Создать условия для развития исследовательских навыков в работе;
Создать условия для систематизации и обобщения знаний, полученных на уроках геометрии по наиболее сложным темам, которые чаще всего встречаются в олимпиадных задачах по геометрии
Создать условия для формирования логических навыков в работе.
Создать условия для формирования логических навыков в работе, в том числе умение обобщать, систематизировать полученную в результате исследовательской работы информацию, умение следовать от общего к частному и наоборот;
3.Ожидаемые результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
решать упражнения, в которых встречаются взаимно обратные операции;
решать задачи несколькими способами, доказывать теоремы различными методами;
применять различные переформулировки условия задачи;
научиться переключению с прямого ходу мыслей на обратный;
научить тому, какие знания, умения, навыки и в каком порядке применять в конкретной задаче и т.д.
выполнять дополнительные построения на чертеже, способствующие поиску решения геометрических задачи
решать задачи на построение
длительное время (прочность знаний) сохранять и систематизировать тематическую информацию;
понимать задания в различных формулировках и контекстах;
аргументировать собственную точку зрения;
находить, исправлять и анализировать ошибки в ответах заданий;
умение оценивать достоверность полученной информации.
Данная программа учитывает так же требования к подготовке школьников в области ИКТ.
Основной целью использования информационно-компьютерных технологий при подготовке к олимпиадам одаренных детей в 5 - 11 классов становится цель обеспечения индивидуализации обучения (наряду с целями экономии времени и повышения доли наглядности в обучении, приводимыми в некоторых электронных пособиях).
Одним из интересных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств ИКТ и Интернета является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания. Они широко используют «саморегуляционные стратегии» обучения и легко переносят их на новые задачи, что позволяет опережать программный материал и создаёт предпосылки для новых форм индивидуализации в обучении.
В ходе занятий предусмотрено использование электронно- образовательных ресурсов и интернет-ресурсов, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся, в том числе при подготовке к олимпиадам.
4.Содержание курса.
Программа курса содержит два модуля: «Алгебра», «Геометрия».
Алгебраические методы в олимпиадных задачах
(21 час, в том числе 1 час – зачёт).
В ходе изучения этого модуля учащиеся отработают навыки по решению оригинальных и интересных олимпиадных задач алгебраическими методами . Решаются основные типы олимпиадных задач по математике: задачи на переливание, различные виды текстовых задач, задачи на применение специальных методов решений (применение принципа Дирихле, метода инвариантов, метода раскрасок, графов и др.); задачи, использующие программный материал, но повышенной трудности (арифметические задачи, алгебраические задачи); комбинированные задачи, задачи на комбинаторику и теорию вероятностей, а так же логические задачи (приложение 2).
2. Геометрические методы в олимпиадных задачах
(14 часов, в том числе 1 час – зачёт).
В ходе изучения этого модуля учащиеся обобщают и систематизируют знания, умения и навыки по решению олимпиадных задач по геометрии. Решают олимпиадные геометрические задачи следующих типов: на разрезания, на построение, на нахождение углов, на доказательство, на вычисление площадей фигур, задачи, в которых используют идею дополнительного построения (приложение 2).
5.Календарно-тематическое планирование спецкурса
№
урока
Содержание учебного материала
Кол.
час.
Форма занятий
Дата
план
Дата
факт
Вводное занятие. Основные правила при решении олимпиадных задач.
1
лекция
Числовые головоломки . Ребусы
1
практ. занятие
Задачи на переливание
1
семинар
Текстовые задачи на планирование
1
практ. занятие (работа в группах)
Текстовые задачи на совместную работу.
1
семинар
Текстовые задачи на проценты
1
практ. занятие
Сюжетно-бытовые задачи и старинные задачи
1
практ. занятие с использованием ИКТ
Задачи, решаемые «обратным ходом»
1
семинар (работа в группах)
Логические задачи. Чётность
1
семинар
Признаки делимости. Делимость чисел.
1
практ.занятие, (работа в группах)
Принцип Дирихле. Инварианты
1
Практ. занятие с использованием ИКТ
Необходимые и достаточные условия.
1
практ. занятие
Верные и не верные высказывания.
1
практ. занятие
Учитесь правильно рассуждать: «Не», «И», «Или», «Следует»,«Равносильно».
(алгебра)
1
практ. занятие (работа в группах)
В мире чисел. Системы счисления
1
семинар занятие с использованием ИКТ
Рациональные числа.
1
практ. занятие
Задачи без карандаша и бумаги.
1
практ. занятие занятие с использованием ИКТ
Разные задачи (арифметическая смесь).
1
практ. занятие (работа в группах)
Математические софизмы
Затруднительные положения.
1
семинар занятие с использованием ИКТ
Комбинаторика. Теория вероятностей.
1
лекция
Арифметическая викторина Зачёт.
1
круглый стол
Восстановите фигуру.
1
семинар
Геометрическая головоломка
1
семинар занятие с использованием ИКТ
Учитесь правильно рассуждать: «Не», «И», «Или», «Следует»,«Равносильно».
(геометрия). Некоторые теоремы и вопросы.
1
практ. занятие (работа в группах)
25-26
Популярные задачи по планиметрии (задачи на разрезание, составление, наглядная геометрия и другие)
2
лекция
семинар занятие с использованием ИКТ
27-28
Задачи на построение
2
лекция
семинар
29
Задачи на доказательство
1
практ. занятие (работа в группах)
30-31
Площади фигур.
2
семинар
занятие с использованием ИКТ
32-33
Задачи на вычисление
2
семинар
практ. занятие
34-35
Геометрическая викторина. Зачёт.
2
круглый стол
6.Ресурсное обеспечение программы спецкурса.
Литература:
1. Балаян Э. Н. 1001 олимпиадная и занимательные задачи по математике. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
2. Балаян Э. Н. Готовимся к олимпиадам по математике. 5 – 11 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
3.Акулич И.Ф. Учимся решать сложные олимпиадные задачи.- М.:ИЛЕКСА, 2012, 152 с.
4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Москва 1949
5. Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления: олимпиады, конкусы /авт.-сост. И.В. Фотина – Волгоград: Учитель, 2011. – 202с.
6. Нагибин Ф. Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984.
7. Пичурин Л. Ф. За страницами учебника алгебры. – М.: Просвещение, 1990.
8. Олимпиадные задания по математике. 5-11 классы/авт.-сост. О.Л. Безрукова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 143с.
9. Тригг У. Задачи с изюминкой. – М.: Мир, 1975.
10. Фарков А. В. Математические олимпиады в школе. 5 – 11 классы. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Список интернет-ресурсов для подготовки к олимпиадам по математике:
http://www. mat.1september. ru - Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»
http://www. mathematics. ru - Математика в Открытом колледже
http://www. math. ru - Math.ru: Математика и образование
http://www. mccme. ru - Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)
http://www. allmath. ru - Allmath.ru — вся математика в одном месте
http://www. eqworld. ipmnet. ru - EqWorld: Мир математических уравнений
http://www. exponenta. ru - Exponenta.ru: образовательный математический сайт
http://www. bymath. net - Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа
http://www. neive. by. ru - Геометрический портал
http://www. graphfunk. narod. ru - Графики функций
http://www. comp-science. narod. ru - Дидактические материалы по информатике и математике
http://www. rain. ifmo. ru/cat - Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)
http://www. uztest. ru - ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию
http://www. zadachi. mccme. ru - Задачи по геометрии: информационно-поисковая система
http://www. tasks. ceemat. ru - Задачник для подготовки к олимпиадам по математике
http://www. math-on-line. com - Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
http://www. problems. ru - Интернет-проект «Задачи»
http://www. etudes. ru - Математические этюды
http://www. mathem. h1.ru - Математика on-line: справочная информация в помощь студенту
http://www. mathtest. ru - Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)
http://www. matematika. agava. ru - Математика для поступающих в вузы
http://www. school. msu. ru - Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников МГУ
http://www. mathprog. narod. ru - Математика и программирование
http://www. zaba. ru - Математические олимпиады и олимпиадные задачи
http://www. kenguru. sp. ru - Международный математический конкурс «Кенгуру»
http://www. methmath. chat. ru - Методика преподавания математики
http://www. olympiads. mccme. ru/mmo - Московская математическая олимпиада школьников
http://www. reshebnik. ru - Решебник.Ru: Высшая математика и эконометрика — задачи, решения
http://www. mathnet. spb. ru - Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина
http://www. turgor. ru - Турнир городов — Международная математическая олимпиада для школьников
Приложения к программе спецкурса «Подготовка учащихся к олимпиаде по математике» 7 класс:
Приложение №1
Положение о школьных предметных олимпиадах
Приложение №2
Примеры задач на развитие качеств ума при подготовке к олимпиадам по математике .
Приложение №3
Практические рекомендации участнику олимпиады.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ