Программа воспитательной работы «Я и много Я» 5 класс

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Центр образования № 951»

Г.Москвы

Программа воспитательной

работы класса

«Я и много Я»

Автор-составитель:

Егере Юлия Геннадьевна,

классный руководитель 5 класса

ГБОУ ЦО № 951

Москва 2012 год

Программа воспитательной работы класса:

«Я и много Я"

Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.

Пояснительная записка

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству.



Принципы воспитательной деятельности

Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.

Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.

Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.

Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.

Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы.

Механизм реализации проекта

Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации роботы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития кадет.

Программа осуществляется:

  • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);

  • через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);

  • через систему дополнительного образования;

  • через систему КТД и традиционных дел ОУ;

  • в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

  • в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь);

  • через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, театры; галереи, ЦДТ, ДК);

Методы:

  • научно-исследовательский;

  • метод проектов;

  • коммуникативная методика;

  • личностно-ориентированный метод;

  • метод креативного мышления;

  • репродуктивный метод;

  • метод критического мышления;

Формы работы:

  • классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,

  • тренинги, занятия, курсы;

  • конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;

  • дебаты, дискуссии, , круглые столы, конференции;

  • встречи с интересными людьми, клубы по интересам;

Реализация программы предполагается через приоритетные направления работы:

  • интеллектуально-познавательная деятельность “Я и я”

  • спортивно-оздоровительная деятельность “Я и здоровье”

  • духовно-нравственная деятельность “Я и традиции”

  • творческо-эстетическая деятельность “Я и культура”

  • гражданско-патриотическая деятельность “Я и Отечество”

  • работа с семьёй “Я и семья ”


Программа рассчитана на 5 лет (2012-2017 год)











Направление «Я и Я»



Пояснительная записка

Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы прежде должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно – нравственного и правового долга.

Главное в программе «Я и Я» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания, самовоспитания и самореализации. Использование педагогического потенциала социального окружения, оказание помощи учащимся в освоении общественно – исторического опыта путем вхождения в социальную среду, в выработке своего индивидуального опыт жизнедеятельности.


Цель: формирование коммуникативных навыков, самореализация, адаптация к социуму, формирование потребности к самообразованию.


Задачи:

  1. Формирование у кадет потребности к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

  2. Содействие развитию личности, способной к самопознанию, самовыражению, самоконтролю и самореализации.

  3. Развитие творческие способности учащихся, стимулировать самовоспитание.

  4. Знакомство с современными технологиями общения, определить собственные возможности, помочь выработке индивидуальной стратегии общения.



Основные формы реализации:


  1. Презентация личности.

  2. Часы общения.

  3. Организация тренингов личностного роста.

  4. Проведение практикумов «Познай себя».

  5. Тестирование учащихся.

  6. Проведение деловых игр, способствующих выявлению профессиональных склонностей учащихся, личностных особенностей.

  7. Встречи с психологом.


Ожидаемые результаты реализации данного направления:

  • самодисциплина, понимание учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства, уметь вести деловую беседу, готовить публичное выступление, цивилизованно решать конфликтные ситуации, эффективно работать в группе, вести дискуссию, быть лидером.


Класс

Мероприятие

1.

Беседы:

- «Кто я? Какой Я?»

- «Мир моих увлечений »,

«Познай себя»

Диагностика: Социометрия, Индивидуальные психологические особенности.

Классные часы: «Мои права и обязанности»« Я и коллектив», «Пути самовоспитания личности», «Радость человеческого общения». «Весеннее путешествие» Интеллектуально-развлекательная игра.

2.

Беседы: «Что такое личность», Классные часы: «Я и мы», «презентация моей личности».

Диагностика: «Мой темперамент»

Конкурс: Ученик года

3.

Беседы: «Человек среди людей, «Пути самовоспитания личности»,

Конкурс: Ученик года, Диагностика: «Мой характер»

Диспуты: - «Добро и зло». « Хочу-Могу-Надо»

4.

Беседы: «Урок милосердия и доброты»

Классные часы: «Как познать свою индивидуальность»,

Диспуты: «Быть человеком»

Диагностика: «Мой стиль общения»

Конкурс: Ученик года

Психологический практикум: «Правила счастливого человека»

5.

Беседы: «Дороги, которые мы выбираем», «Человек среди людей»

Классные часы: «Где предел моих возможностей»

Диагностика: «Наши профессиональные намерения» Конкурс: Ученик года

Час откровенного разговора «Мой сосед по парте»

Конкурс на лучшее письмо «Письмо самому себе»



Направление «Я и моя семья»


Пояснительная записка


Есть такой старый школьный афоризм: «В работе с детьми – самое трудное – работа с взрослыми». На наш взгляд, сегодня эта мысль актуальна как никогда, потому что современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей

Родители вынуждены основное время уделять решению материально-бытовых проблем в ущерб вопросам культурного, интеллектуального, духовного развития и воспитания детей.

Таким образом, социализация подрастающего поколения все в большей степени происходит вне семьи и дома в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников

В то же время многие родители считали и считают, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание – дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Следовательно, с целью более эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса необходимо установить активное сотрудничество с родителями.


Цель: налаживание плодотворных связей между семьей и корпусом, усиление роли семьи в формировании жизненной позиции ребенка.


Задачи:

1. Формирование уважение к членам, к истории и традиции семьи.

2. Воспитание семьянина.

3.Формирование понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.


Ценности программы: - чувство ответственности за семью;

  • традиции и опыт предков;

  • отношение к семье как к основе жизни;

  • душевность и духовность в отношении членов семьи друг к другу;

  • целомудренное и нравственное отношение к вопросам половой жизни.

Основные формы реализации:


  1. Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего воспитания.

  2. Тематические классные часы, внеклассные мероприятия, библиотечные чтения по основным направлениям проекта.

  3. Лекторий родителей по темам «Русское семейное воспитание», «Православная этика», «Какими мы хотим видеть своего ребенка», «Общение взрослого и ребенка».

  4. Проведение игр, праздников, спортивных мероприятий, основанных на традициях русской культуры (учащиеся, учителя, родители).

  5. Участие в работе родительского клуба «Доверие» (изучение малой Родины через семейные традиции, обряды, обычаи, предания, рассказы). Сбор фотографий, старинных вещей.

  6. Изучение учащимися своей семейной родословной. Описание наград, реликвий, семейных традиций.


Ожидаемые результаты реализации направления:

  • разработка совместно с родителями единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего воспитания;

  • обретение учащимися следующих умений и навыков:

  • осознание ответственности создания семьи и семейной жизни;

  • умение строить отношения в семье, опираясь на национальные традиции, избегать конфликта между поколениями в семье;

  • умение строить отношения с противоположным полом, опираясь на традиции и ценности русской культуры;

  • создание условий для проведения совместных с родителями и детьми досугово-развлекательных игр, музыкальных, праздников и спортивных мероприятий.


Содержание программы

Класс

Мероприятие

1.

Педагогические лектории; тематические родительские собрания: «Русское семейное воспитание», «Этика и эстетика семейного воспитания».

Кл. часы: «Традиции моей семьи»; «След войны в моей семье»

«Моя родословная» (выставка)



2.

Конкурсная программа «Моя мама – самая, самая!»; Спортивная эстафета «мы с папой любим спорт»;

Участие в родительском лектории; тематические родительские собрания: «Православная этика», «Как уберечь ребёнка от пагубных привычек»

Кл. час «Профессии моих родителей», Конкурс на лучшую семейную фотографию «Это я, это я, это - вся моя семья!»;

Конкурс рассказов о семье «Расскажи нам о себе, расскажи нам о семье».

3.

Индивидуальные и коллективные тематические консультации родителей по вопросам воспитания и образования кадет: «Общение взрослого и ребенка».

Выставка «История моей семьи в фотографиях»

Кл. час « Семья – это семь Я»

4.

Индивидуальные и коллективные тематические консультации родителей по вопросам воспитания и образования кадет. «Какими мы хотим видеть своего ребенка», «Корпус глазами семьи»

5.

Индивидуальные и коллективные тематические консультации родителей по вопросам воспитания: «Мой ребёнок вырос»,

Классные часы : «Мой идеал семьи»,


Направление «Я и здоровье»


Пояснительная записка


Современная школа, к сожалению, наращивая объем и интенсивность образовательной и информационной нагрузки, уходит от проблем самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих нагрузок. За время обучения в школе дети приобретают «букет» сугубо школьных болячек.

А между тем именно здоровье является основой активной творческой жизни, высшей ценностью, источником счастья, радости и благополучия человека. В современных условиях оно еще и источник выживания. В рыночной экономике выживает, прежде всего, здоровый, энергичный, социально адаптированный и активный человек.

В целях решения данных проблем был разработан в рамках концепции воспитательной системы программа «Я и Здоровье».

Предлагаемая программа рассчитана на детей, родителей и педагогов. Ее реализация возможна при координации усилий всех участников образовательного процесса, объединенных общей идеей, что здоровье – одна из величайших ценностей, данных человеку, сохранение которой должно стать общей насущной потребностью


Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, и формирование здорового образа жизни.


Задачи:

1. Способствование сохранению и укреплению здоровья школьников.

2. Приобщение к здоровому образу жизни.

3. Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.


Основные формы реализации:


1. Формирование валеологических знаний у учащихся и их родителей (встречи с врачами).

2. Использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий

3. Организация и проведение мероприятий профилактической направленности с целью сохранения здоровья.

4. Проведение игр, способствующих реализации целей данной программы.


Ожидаемые результаты реализации программы:

  • осознание учащимися ценности здорового образа жизни, осознанный отказ от вредных привычек; личность, заботящаяся о собственном здоровье.

Содержание программы



Класс

Мероприятие

1.

Кл. часы : «Я и моё здоровье», Час творчества «Мы за ЗОЖ»

«Интеллектуальные старты» (интеллектуально – спортивная игра)

Интеллектуальные старты, спортивное ориентирование

2.

Конференция « Польза и вред компьютера», Спортивные мероприятий на свежем воздухе (подвижные игры), Акция «Сделай правильный выбор!»

Фестиваль агитационных листовок листовок

3.

Тематические классные часы по программе «Здоровье»

Спортивные мероприятий на свежем воздухе (подвижные игры) Встреча с работниками ФАП. «Наше здоровье в наших руках!»

Выставка рисунков и плакатов «Я не курю и это здорово»!

Конкурс компьютерных презентаций по пропаганде ЗОЖ


4.

Кл. часы: Умею ли я заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих?»
«Моё здоровье в моих руках!» «Наркотики. Оружие самоубийцы» Спортивные мероприятий на свежем воздухе (подвижные игры) Конкурс сочинений «Подари себе здоровье» в рамках Всемирного дня здоровья.


5.

Кл. часы: «Детки в пивной клетке», «Молодёжь за здоровый образ жизни».
















Направление «Я и культура»


Пояснительная записка


Содержание современного образования призвано обеспечить общую и профессиональную культуру общества. Сущность самой культуры определяется нормами и правилами согласования интересов личности с интересами общества в самом широком понимании.

Поэтому действительное усвоение ребенком культуры в качестве обязательного условия предполагает выработку им практических навыков регулирования своих действий. Формирование у детей практических навыков регулирования своих действий осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности.

При этом школьная жизнь выступает для кадета ведущей в приобщении к культуре взаимодействия с самим собой и другими людьми, поскольку сама учеба дает неограниченную пищу для самопознания и ставит ученика перед необходимостью эффективного включения в коллективный процесс познания.

Поэтому требуется создание специальной системы приобщения детей к ценностям, нормам актуальной культуры саморазвития, системы, построенной на понимании взрослеющим человеком смысла и значения предъявляемых к нему требований, знании способов преодоления возникающих трудностей, постоянном контроле как самого процесса саморазвития, так и конечных результатов деятельности.



Цель программы: развитие потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

      1. Воспитание у учащихся понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

      2. Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие их творческого мышления, формирование эстетических вкусов.



Основные формы реализации:


1.Курс классных часов «Культура речи и поведения», «Азбука этикета».

2.Проведение конкурсов «Знатоки русского слова», «Знатоки истории».

3. Проведение познавательных игр, способствующих реализации целей данного направления на материале российской культуры.

4. Система работы через школьную библиотеку.

5. Организация выставок творческих работ учащихся.

6. Участие в социальных проектах


Ожидаемые результаты реализации программы:


  • дисциплинированная, ответственная и креативная личность, участвующая в общественной жизни.

Содержание программы



класс

мероприятия

1.

Экскурсии

- «Прикоснуться к вечности»

Неделя «Музеи и дети»

Посещение художественных выставок, спектакля в театре «Сатирикон»

театра юного зрителя.

Участие в конкурсах «Лоцманы книжных морей», в концертах. Фестиваль патриотической песни «Песни великого подвига».

2.

Беседы, диспуты

«Что такое красота?» «О красоте, моде и хорошем вкусе»

Участие в конкурсе «Друзья, прекрасен наш союз!»

Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость) , «Азбука этикета».

Посещение театров, музеев. Участие в конкурсах газет и праздничных открыток

3.

Конкурс художественного творчества

- «Умирая, не умрет герой, мужество останется в веках»; «Мои любимые книги»

Обязанности дежурного класса. Правила поведения учащихся на занятиях и мероприятиях.

Соц.проект « Культура – правило нравственности»

4.

Правила поведения в школе, "Удивительное рядом" . «Поговорим о правовой культуре» час общения» , « Школа вежливых наук», Проведение конкурсов «Знатоки русского слова», «Знатоки истории».

5.

Кл. часы: «Я и общество», «Культурный человек – это…», «Путь к успеху» Проведение конкурсов «Знатоки русского слова», «Знатоки истории».





















Направление « Я и Отечество»


Пояснительная записка


В последнее время большую тревогу вызывает состояние патриотического воспитания молодежи. Ни для кого не секрет, что сегодня многие молодые люди идут в армию неохотно. Тому есть немало причин и объективных и субъективных.

Вместе с тем, проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Гражданское, патриотическое воспитание является приоритетным направлением государственной молодежной политики .

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

В рамках данной воспитательной программы разработано направление «Я и Отечество»


Цель программы: воспитание чувства долга и ответственности перед своим Отечеством.


Задачи:

  • Развитие общественной активности кадет, воспитание в них патриотизма, уважение к истории и традициям своей Родины, своего края;

  • Формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности;

  • Способствование получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, архитектуре, традициях и т. д.;

  • Способствование формированию у учащихся чувства сопричастности к истории, ответственности за будущее российской культуры.

  • Способствование развитию духовного кругозора учащихся, способности к художественно – образному восприятию мира.


Ценности программы: - патриотизм;

- историческая память;

- государственная символика.




Основные формы реализации программы:


  1. Учебная деятельность через предметы.

  2. Система тематических классных часов.

  3. Организация клуба интересных встреч (встречи со знаменитыми земляками, с Почетными гражданами города и района, спортсменами).

  4. Проведение спортивных, познавательных игр военно – патриотической направленности.

  5. Оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

  6. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

  7. Проведение традиционного фестиваля солдатской песни «Виктория».

  8. Смотр строя и песни кадетов.






Ожидаемые результаты реализации программы:

  • убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордиться своей Родиной, изучает ее историко – культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу.

Содержание программы




Класс

мероприятия

5


Адаптация учебных программ согласно программе «Отечество»

Изучение внутреннего психологического состояния младших кадет с целью успешной адаптации; смотр строя и песни, посещение музея военной техники, акция «Письмо ветерану», фестиваль военно-патриотической песни.


6

Кл. час «Покров» , Участие в принятии присяги, «Символы моей страны, Дни воинской славы «Синопское сражение», , Посещение музея им. М.А. Шолохова, акция «След войны в моей семье», Творческий конкурс «Пою тебе мой край родной!» Смотр строя и песни

7

КТД«Я живу в России!» Клуб интересных встреч «Мои современники – мои земляки"

Соц. Проект «Я- гражданин России», Смотр строя и песни, Познавательная викторина «Мы- патриоты!»

8

КТД«Духовное возрождение России!», «Патриотизм без экстримизма»

Жизнь, ставшая легендой (об А. Суворове) Смотр строя и песни

9

КТД«Этих дней не смолкнет слава», Кл. часы : «Помня о прошлом, создавай будущее» «Патриотизм сегодня….» Смотр строя и песни, «Славные Сыны Отчизны»(устный журнал)





Ожидаемый результат


  • Развитие воспитательной системы, в которой будут взаимосвязаны учебная и внеклассная деятельности учащихся, интегрированы воспитательные усилия корпуса, семьи и окружающего социума, сопряжены инновационные процессы с традиционными формами, способы жизнедеятельности;

  • Формирование личности гражданина, ориентированная в традиции отечественной и мировой культуры в современной системе ценностей и потребностей, способная к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжении профессионального образования, к самообразованию и к самосовершенствованию.






Список литературы


1. Гудилина О.В.
Основные направления деятельности классного руководителя : Планирование воспитательной работы классного руководителя / О. В. Гудилина
// Классный руководитель — 2009.-№1. С.48. — 54.

2. Иванова О.В.
Перспективный план воспитательной работы : Планирование воспитательной работы классного руководителя / О. В. Иванова
// Классный руководитель — 2009.-№1. С.57. — 60.

3 Закирова И.Г.
Программа классных часов по культуре общения «Мы живем среди людей» : Программы и тематика классных часов для учащихся 5-11 классов / И. Г. Закирова
// Классный руководитель — 2009.— №2. С.12. — 15.

4 Закирова И.Г.
Программа классных часов по культуре общения «Мы живем среди людей» : Программы и тематика классных часов для учащихся 5-11 классов / И. Г. Закирова
// Классный руководитель — 2009.— №2. С.12. — 15.

5 Большаков С.В.
Классный час «Куда идешь, человек?» : Классные часы: кто я, какой я ? / С. В. Большаков, Р. Б. Кириллова
// Классный руководитель — 2009.— №2. С.27. — 31.

6 Тертышная М.А.
«Как стать личностью»: технология поддержки социального становления школьников : Социальное становление школьника (5-6 классы) / М. А. Тертышная
// Классный руководитель — 2009.-№4. С.3.— 116.

7 Цырлина Т.В.
Несколько методических советов, или Как научиться управлять классом : Материалы к педсоветам / Т. В. Цырлина
// Классный руководитель — 2009.-№5. С.47.— 53.


8 Левит М.В.
Содержание и структура социальной компетентности классного руководителя : Материалы к педсоветам / М. В. Левит
// Классный руководитель — 2009.-№5. С.69. — 96.


9 Данилова Н.Н.
Мастер-класс «Формула решения школьных конфликтов» : Материалы к педсоветам / Н. Н. Данилова
// Классный руководитель — 2009.-№5. С.97.— 98.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ