Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста

Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста.


Прохоренко Елена Георгиевна

преподаватель по классу фортепиано МКОО ДО ДШИ г.Облучье ЕАО


План.

  1. особенности познавательных психических процессов.

  2. Эмоционально – волевая сфера детей.

  3. Учёт возрастных особенностей в воспитательной работе.


Литература: Левитов. «Детская педагогическая психология».

Проф. Шардаков. «Мышление школьника». Издательство Учпедгиз.

Эльконин и Давыдов. Вопросы психологии и учебной деятельности младших школьников. Издательство Академии наук.

Проф. Смирнов. Возрастные и индивидуальные особенности памяти детей. Издательство «Просвещение»

У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью была игра. С поступлением детей в школу у них происходит ломка динамического стереотипа на игру и установление динамического стереотипа на учебу. ( динамический стереотип – установление нервных связей ).

Это всегда происходит болезненно, что, безусловно, сказывается на психике ребёнка.

1.В первые дни дети неуклюжие, неловкие, растерянные, неуверенные.

Всё это происходит в течении десяти дней.

2.Дети забывают готовить домашние задания, ждут мам, им очень хочется играть.

Учителя должны помочь ребёнку войти в школьную жизнь.


Особенности познавательных психических процессов.


Основой познания является восприятие.

К семи годам анализаторы детей почти не отличаются от анализаторов взрослого по своему строению.

1.первая особенность различия:

Восприятие носит поверхностный характер, дети стремятся к угадыванию, не умеют всматриваться, вчитываться.

2.Восприятие носит ситуативный характер.

Рекомендуется на уроках один и тот же материал давать в разных ситуациях.

3.Дети самостоятельно не умеют наблюдать, не могут самостоятельно найти ориентиры для сравнения.

Сравнение должно идти под руководством педагога.

4.Трудно детям воспринимать и запоминать исходный материал.

5.Недостаточно развиты восприятие времени и пространства. Плохо ориентируются в отрезках времени.

Задача наша – научить ребёнка этому, приучить беречь время, работать по времени (на уроке: « Этот этюд будем играть 15 минут» или « Мы потратили 30 минут, а могли меньше, ты не подготовился».

6.Дети плохо ориентируются в историческом времени ( у них мало знаний )

Искать ориентиры:

«Это было так давно, что уже было три поколения бабушек»,

«Этот композитор жил тогда, когда ещё не родился твой дедушка «.

Отрицательные особенности памяти детей.

1. У детей школьного возраста память наглядно-образная.

2. Не умеют самостоятельно делить на смысловые законченные части.

3. Не умеют самостоятельно приводить знания в систему.

4. Их память тесно связана с чувствами ( думает о двойке, плохо запоминает,

отрицательные чувства сковывают память, плохо влияют на ребенка).

Принято считать память хорошей ту, которая обладает следующими качествами:

1. быстрота запоминания,

2. длительность сохранения пройденного материала,

3. точность запоминания,

4. готовность своевременно воспроизвести изученный материал.

Память детей особенно индивидуальна, с точки качеств, видов и типов

(наглядно-образная, словесная, двигательная, зрительная, слуховая).

Это чаще всего зависит от типа высшей нервной системы.

По Павлову

1. сигнал – (связь)- предметы (художественная память).

11. сигнал – слова( мыслительный тип нервной системы, медленно возникают

образы).

111. тип сигнальной системы смешанный.

Дети не умеют самостоятельно заучивать материал, мы должны давать педагогические советы.

Воображение и представление

Для воображения характерно следующее, что:

1. при воссоздающем воображении детям трудно представить целую картину

2.творческое воображение в младшем возрасте очень примитивное.

Разновидностью творческого воображения является мечта. Мечты эти не

устойчивы, быстро изменяются.

Мечту надо использовать в воспитательной работе.

Задача учителя – развивать воображение детей.

Широко использовать рисунки ( собрать их, проанализировать, поговарить).

3. прием «перенесения» или переключения ребенка в ту обстановку, о которой пойдет речь.

От учителя требуется яркость, точность слова.

Мышление и речь детей.

Ушинский говорил, что дитя мыслит формами, красками, звуками. (больше наглядности) Речь развивается в неразрывной связи с мышлением.

Недостатки:

1. есть склонность к механическому запоминанию слов;

2. знают, но толкуют это слово не полно;

3. не понимают смысла некоторых выражений;

4. дети пытаются говорить красиво, но не умеют.

Надо обогащать активный словарь.

Надо широко использовать словарную работу.

Эмоционально-волевая сфера детей

Очень большую роль в учебном процессе играют чувства детей. Проявляются ярко чувства дружбы и товарищества, любовь к учителю, к родному краю.

Появляется чувство стыда.

Чувство совести появляется к 16-17 годам ( самосуд, оценка над собой ).

Надо стремиться воспитывать чувство самолюбия, достоинства.

Чувство коллективизма в классе (между педагогами чувство товарищества).

Интеллектуальное чувство – не умеют радоваться от полученных знаний.

Наша задача – вызвать чувство удовлетворения («я не знаю, как ты, но

Ння очень довольна твоей игрой»).

Эстетические чувства поверхностны, хотя их волнует и хорошая музыка, и красивые картины.

Чувства имеют очень большую роль в учебной деятельности.

Внешне дети очень эмоциональны, чувства протекают в форме аффекта ( вспышка).

Ребенок плохо руководит собой.

Детям трудно сдерживать чувства.

О воле.

Ярко проявляются у детей в этом возрасте целеустремленность, настойчивость. Но эти качества еще не устойчивы, особенно настойчивость.

Не умеют сами себя контролировать, владеть собой, заставлять себя.

Нужно приучить детей к самоконтролю.

Положительные психологические моменты в воспитательной работе.

1. дети искренни, ясно, ярко проявляются их чувства;

2. дети склонны к подражанию;

3. легко поддаются внушению;

4. верят во все хорошее, в идеалы;

5. нет злостных нарушителей дисциплины ( что-то забывают, не умеют управлять своими чувствами-подрались, дети устают, ученик признает только своего учителя).

С нашей стороны не должно быть никаких обид, жестких мер.

Отрицательные психологические моменты в воспитательной работе.

1.Дети самостоятельно не умеют разобраться, что хорошо, что плохо.( начинают подражать: грубить, курить ).

2.Очень мало навыков учебной работы.

Не умеют сами себя контролировать.

С первого класса надо приучать детей к самоконтролю и к элементам самовоспитания.

Внушать: 1) проверь, как выполнил работу ( критически );

2) если плохо сделал, заставь себя переделать.

3) знай, что даже взрослые трудятся очень много, но не сразу

Всё получается;

4) посмотри вокруг, как трудятся товарищи, взрослые, бери

Пример с тех, кто хорошо трудится.

5) каждый день помогай дома;

6) обслуживай себя;

7) надо приучать ребёнка жить по режиму недели.





Работа с начинающими.

Почти каждый нормальный ребёнок в той или иной степени переживает счастливое время непосредственного общения с музыкой.

Это время совпадает с дошкольным возрастом, когда дети естественно и радостно реагируют на звучащую вокруг музыку, с удовольствием поют понятные и близкие им по содержанию песенки, они танцуют, хлопают в ладоши, маршируют под музыку с большим воодушевлением. Эмоциональная отзывчивость – качество, свойственное почти всем детям на начальных этапах обучения.

Желающие убедиться в этом могут побывать на занятиях в детском саду.

В дальнейшем же это важнейшее, едва ли не решающее для музыканта качество, к сожалению, становится всё более редким и поэтому ещё более драгоценным.

На начинающего пианиста, впервые усевшегося за рояль, обрушивается шквал требований, имеющих, с его точки зрения, весьма отдалённое отношение к музыке. Надо правильно сидеть, следить за положением корпуса, ног, ставить руку и пальцы определённым образом.

Надо непрерывно соображать, на каких линейках что пишется, где половинные, а где восьмушки, высчитывать паузы и т.д.. При этом ученик должен преодолеть свою естественную подвижность, да ещё требуют, чтобы он держался при этом совершенно свободно и непринуждённо!

Бьют и плакать не дают.

( Для иллюстрации того, какое враждебное отношение к роялю можно вызвать у ученика применением соответствующих методов обучения, вспомним случай, происшедший в детстве с одним из учителей Майкапара, пианистом Вениамином Чези. Оставленный в комнате с ненавистным врагом – роялем, Чези вооружился ножницами и перерезал все струны до одной . смотри Майкапар. «Годы учения» ).

И если педагог, загипнотизированный вместе с учеником этими немалыми трудностями, перечисленными раньше, начинает все свои усилия направлять почти исключительно на их преодоление, то эта утомительная, сложная и скучная работа в конце концов совершенно заслоняет от ученика смысл и красоту изучаемых им небольших пьесок.

Ученик постепенно утрачивает интерес к занятиям и, в зависимости от своей дисциплинированности и настойчивости педагога, лишь более или менее добросовестно проделывает за роялем то, что ему прикажут.

Как же избежать этой опасности? Первая задача состоит в том, чтобы сделать занятия более творческими, пользуясь учебным материалом как средством для развития воображения и художественного мышления ученика. Надо стремиться к тому, чтобы занятия всегда были для ученика увлекательными и интересными. Конкретно это может проявляться, например, в следующем.

Во время первых же встреч с учеником учитель, как представитель «мира искусств», должен постараться завоевать его расположение.

Учитель может этого добиться например с помощью мастерского владения инструментом, дающего возможность сразу же познакомить нового воспитанника с некоторыми маленькими шедеврами детской фортепианной литературы, что нередко сразу поражает воображение ребенка.

Не малую роль может сыграть и заинтересованность педагога всеми важными делами ученика, его отметками, книжками, отдыхом, развлечениями и т.д., товарищеским отношением к нему.

Успешность обучения во многом зависит от желания ученика подражать учителю, а это желание может возникнуть на основе определенной общности их интересов, незыблемости авторитета педагога.

Основная задача организации игровых движений у начинающих состоит в сочетании активности пальцев с гибкостью кисти и плавными движениями всей руки от плеча. Кроме того, нужно развивать независимость движений пальцев друг от друга, а также умение пользоваться движениями предплечья, плечевого пояса и корпуса.

Приступая к занятиям, прежде всего следует позаботиться о правильной посадке ученика. На это надо обратить внимание и самого ребёнка, и окружающих его взрослых.

Корпус ученика, как и взрослого пианиста, должен иметь две точки опоры. Поэтому маленькому ребёнку нужно поставить под ноги скамеечку. Высота сиденья определяется положением локтя, который должен находиться чуть выше кисти. Для этого приходится подкладывать на стул доски. Несоблюдение этих важных условий правильной посадки ученика за инструментом может послужить причиной многих затруднений и возникновения неправильных навыков.

Следует научить ученика нести руку на клавиатуру ( упр.» тарелочки», « шаги» через две октавы, путём перекрещивания, на охват клавиатуры, перенос руки.

1. левая правая левая

До До До

Ре Ре Ре

Ми Ми Ми и тд.

2.Упражнение на крышке инструмента – чувствовать собранность кисти.

3.Упражнение на одном звуке – 3 палец

Левая рука -вопрос-Здравствуй, как поживаешь?

Нижний регистр

Правая рука -ответ----Хорошо я живу

Верхний регистр ( интонации фраз)

4. «Колокола» ---3 палец

До 1-----------------до 3 ----------------до 1

Опорой всей руки служит 3 палец. Затем рука приподнимается над клавиатурой, делает движение по дуге и плавно опускается на ДО 3 при обязательном собранном положении всех остальных пальцев. Затем на ДО 1.

Ученик должен внимательно прослушать звучание фортепиано, после чего мягко и плавно, не отрывая сразу пальцы от клавиши, поднять сперва запястье, а затем всю руку, и опустить её на колени.

Игру на фортепиано следует начинать с игрового движения non legato. Оно протекает во времени медленно, что даёт ученику возможность следить за достаточно свободным и естественным положением руки, за плавностью движений, проверять, не напряжена ли рука, собраны ли пальцы, контролировать свои действия, и главное, прослушивать качество звучания.

Очень важным условием правильности движения non legato является точность ощущения кончиков пальцев, опёртость пальцев и слуховое внимание ученика к ясности и устойчивости звучания.

Привлекая внимание ученика к качеству звучания фортепиано, следует научить его слушать звук от момента его возникновения до самого конца звучания.

Ученику должно быть ясно, что его целью является не само движение, а качество звучания инструмента, получаемое с помощью данного движения. Педагог не должен допускать лишних, нерезультативных движений, как бы пластично, на первый взгляд, они не выглядели.

Часто бывает, что внешняя сторона движения целиком занимает внимание ученика, а звуковой результат его не интересует. Он попросту его не слышит. Рука у такого ученика, казалось бы, достаточно плавно и свободно направляется к клавиатуре, но либо опускается на клавишу чуть-чуть преждевременно, и звук извлекается толчком, либо падает броском и звук получается короткий и жёсткий, либо, наконец, касается клавиши поверхностным, « пустым» пальцем.

Если же научить ученика вслушиваться в качество звучания фортепиано, то он легко сумеет отличить красивый, полный звук от жесткого « толчкового» или поверхностного звучания

Развитие навыка игры non legato имеет важное значение для дальнейшего развития ученика , и ему следует уделять большое внимание.

2-3 пальцы 3---2 2---3---2 2—3----3-----2

Та—ня Та-ню-ша. Та-ню-шень-ка

Non legato

Упражнения не с нот, а с рук.

Едет воз без колёс. –музыкальное оформление фразы

2—3---4---4---3—2

Колокола 1—5---1

Скоро к нам придет холодная зима

1----2-----3------4----5---4—3—2-1—1-1

Снятие каждого пальца движением предплечья.

Полезны упражнения для укрепления наиболее слабых пальцев –игра трели 3-4, 4-5 пальцами, начиная с очень медленного темпа во избежание мышечного напряжения.

По мере некоторого овладения навыком non legato можно ввести игру legato. При этом большую пользу может оказать пение со словами:

По два звука – мама, Таня, и т д.

По три звука – мамочка, девочка, Катенька и т.д.

По четыре звука – Вероника, Катерина и т.д.

По пять звуков –я хочу гулять, весело поём, ласточки летят и т.д.

При этом нужно обращать внимание на положение первого пальца, ставя его на конец клавиши, остальные же занимают позицию ближе к чёрным, особенно это правило относится к пятому пальцу.

Рука при этом пружинит, освобождается кисть и укрепляются суставы пальцев, не давая возможности косточкам проваливаться.

В последнее время особенно часто приходят дети с очень слабыми, неразвитыми мышцами пальцев, которые не в состоянии удержать палец требуемой формы. В таком случае, чтобы избежать перегрузки, нужно отказаться на время от глубокого звука. Следует обращать внимание на внешнюю и внутреннюю напряжённость – мускульную и психическую.

Особой нашей заботой всегда является первый пятый пальцы. Пятый палец слабый а первый плохо приспособлен для фортепианной игры. Но они для нас играют чрезвычайно важную роль. Они создают основу правильной позиции руки, это основание и фундамент нашего « купола». Первый палец должен быть слегка закруглён и свободно, без толчка опускается на клавишу.

Для развития гибкости и ловкости первого пальца существует множество упражнений:

- игра гамм 1-2 пальцами;

- упражнение « с черной на белую»;

- взять звук любим пальцем с последующей незаметной подменой на первый;

- «зарядка» для всех пальцев, в том числе и для первого пятого;

-первый повторяет одну и ту же ноту, другие пальцы поочерёдно двигаются над ним;

- первый двигается под рукой, исполняя секунды терции.

Можно пофантазировать и придумать совместно с учеником и другие упражнения. Большой выбор упражнений можно почерпнуть из всевозможной методической литературы: «О воспитании пианистических навыков» А. Шмит- Шкловской, « На уроках Анны Даниловны Артоболевской» Ольги Брагиной, «Воспитание пианиста» Е.М. Тимакина и из множества других не менее интересных и полезных книг.


Зима скоро придёт.

3—2 3—2 3---2

3 октава 2 окт. 1 окт.

Движение по дуге освобождает и организует руку.

Созданию правильного слухового представления о legato поможет вслушивание ученика в исполнение педагога.

Как и при игре non legato, рука плавно опускается на клавиатуру, палец погружается в клавиатуру. Неиграющие пальцы чуть приподняты над клавиатурой. Далее происходит плавный переход одного звука в другой.

пальца на другой. После второго звука ученик плавно, мягко, не сразу отрывая палец от клавиши, поднимает сперва запястье, затем всю руку и опускает её на колени.

При последовательности из трёх звуков опора руки переносится со второго пальца на третий, после чего поднимается сперва запястье, а затем вся рука. Важным условием является развитие у ученика ощущения того, как опора руки переносится с пальца на палец.

Пониманию и развитию этого ощущения помогает немая сцена опоры пальцев на одной и той же клавише.

----------------------------------------------------------------------------------

Упр. На движение запястья----ползучий звукоряд, подмена пальца на одной ноте, локтем, запястьем описать дугу, букву О. 2-3. Сверху вниз.

----------------------------------------------------

При развитии навыка игры legato большое значение имеют ясность и точность ощущения кончиков пальцев. Полезно показать это ощущение на руке или на плече ученика.

-----------------------------------------------------

Не следует вначале использовать для упражнений длинные линии legato. Лучше чередовать коротенькие построения legato с исполнением отдельных звуков non legato. Чередование этих двух штрихов даёт возможность ученику лучше проследить за движением своих рук.

Обязательным условием успешного овладения навыком игры legato является наличие у ученика способности вслушиваться в плавный переход одного звука в другой. Пристальное слуховое внимание поможет ему добиться слитности и плавности в проведении линии legato.

---------------------------------------------------------

О позиционной игре:

Ощущение интервала

Терции до ми

До ре ми

Ре фа

Ре ми фа и т д.

Кварта до фа

До ре ми фа

Зи – ма сно—ва при—шла.

Квинта до соль

Мы приехали сюда.

--------------------------------------------------------------------------

Упражнение «вальс» : 1 палец на глубину

3-5 легко, цепко

На звуках трезвучия поступенно на задержанном 1 –( вверх), на задержанном 5—( вниз) пальцах.

---------------------------------------------------------------------

О разучивании гамм.

Гамма C-dur------------3 2 1-------------по 3 пальца

По 4 пальца

По 5 ( путём передачи )

Гамма Gdur---------- на всех мажорных тональностях.

--------------------------------------------------------------------------

5---3---1 ; 5—3---1 ------------- игра арпеджио путём передачи на всю клавиатуру.

----------------------------------------------------------------------------

На укрепление 4-5 пальцев.

Осень наступила, высохли цветы.

5 4 3 4 5 4 3 4 5 5 5 ------------------- поступенно вниз.

Сексту, квинту ------------ задержать 1 палец плюс предыдущее.

--------------------------------------------------------------------------

По дорожке прыг, прыг, прыг, прыг

До ре ми фа соль фа ми ре.--------------------ДО задержать

------------------------------------------------------------------------

При возникновении тряски ------ кварту, квинту на заполнение.

-----------------------------------------------------------------------

Эй, цыплёнок, где твой дом.------------------5 4 3 2 1 1 1

Он у мамы под крылом.----------------------5 4 3 2 1 1 1 ( другой регистр )

Песенку звонкую мы поём ----------------- 5-1 1 5-1 1 5 -1 –( 1-5 квинта)

---------------------------------------------------------------------------

На первых же уроках необходимо приобщать учащихся к различению и сравнению темпов, штрихов и особенно ладов – мажора и минора ( «весёлого» и « грустного» ).

Мы идём гулять, петь и танцевать.---------------мажор

Не хотим гулять, будем крепко спать.------------минор


Цветик наш расцвёл. Цветик наш завял.


Солнышко взошло, стало вдруг светло.

Солнышко зашло, стало вдруг темно.

По мнению выдающегося педагога Е.М. Тимакина, система постепенного освоения технического навыка является самой оптимальной: первоначальные упражнения на перенос рук, исполнение простых мелодий нон легато, переход к легато, приёмы стаккато, комбинации стаккато и легато и так далее. Эта система позволяет с первых шагов фиксировать внимание ученика на звуковых задачах, облегчает выражение настроения и характера музыки, когда пальцы ещё слабо развиты.

«Эти игровые приёмы освобождают двигательный аппарат, создавая первые ростки взаимодействия его крупных и мелких участков, что в дальнейшем приводит к гармоническому развитию разных видов пианистической техники Свобода, пластичность и ритмичность пианистических движений является основой начального формирования моторики. Это предмет постоянной заботы преподавателя.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ