Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение» 1 Класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

Павлово-Посадского муниципального района

Московской области






УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ №9

__________ Андрюхина Т.Е.

30. 08. 2012 г.








Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Краеведение»

1 В класс








Составитель:

Климова Екатерина, Алексеевна, учитель начальных классов














2013 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение» для 1 «В» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы внеурочной деятельности по краеведению.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, его растительного и животного мира, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за всё живое на Земле, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.

В этой связи огромное значение имеет знакомство младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом, экологией родного края.
Объект изучения – Московская область и город Павловский Посад: их социальная, культурная, духовная, а также природная среда.

Цель курса: формирование у школьников представления о родном крае через живое, проблемное, личностное восприятие через живое, проблемное, личностное восприятие.

Задачи:

- пробудить интерес к прошлому и настоящему малой родины;

- приобщить детей к отечественной культуре и истории;

- заложить основы знаний, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем;

- научить бережному отношению к природе края, её богатствам;

- научить видеть прекрасное в жизни, природе.

Программа данного курса рассчитана на учащихся 1 класса, интересующихся жизнью родного края, его историей, культурой, природой, экологией с учётом их возрастных особенностей. В 1 классе деятельность организуется через кружок «Краеведение», занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю в классе, на предприятиях, в музее, на природе. Общее количество часов - 33.

Программа помогает решить следующие учебные задачи:

- получение знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России;

- повышение мотивации интереса к окружающему миру;
- привитие навыков исследовательской работы;

-развитие способности учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события, которые переживал наш край; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научиться видеть их в контексте  всероссийских исторических явлений и событий;

-развитие умения видеть жизнь конкретных людей, оставивших заметный след в истории.

воспитательные:

- формирование на основе местного материала нравственно-ценностных ориентиров;

- воспитание гордости за свою землю и известных, почитаемых в народе, людей;
- воспитание нравственной личности, умеющей творчески использовать полученные знания, способную к открытому восприятию миру;

-воспитание чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.

творческие:

- творческое раскрытие личности ребенка;

- развитие стремления к творческой самореализации;

- развитие эстетического отношения к красоте родного края;

- развитие личности, умеющей творчески использовать полученные знания, способной к открытому восприятию мира.

Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих видов универсальных учебных действий.

Личностные:

-самоопределение;

-смыслообразование;

-самооценка и личностная саморегуляция;

-нравственно- этическая ориентация

Регулятивные:

-умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале;

-умение планировать свои действия в процессе проектной деятельности;

-адекватно воспринимать оценку окружающих.

Познавательные:

-строить речевое высказывание;

-осуществлять поиск необходимой информации;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом;

-включаться в творческую деятельность.

Формы: беседы, встречи, КТД, экскурсии.

Итоговое занятие будет проводиться в форме выставки рисунков и фотовыставки «Моя малая родина» и чаепития.


Результаты:

1 уровень результатов

Приобретение социальных знаний: о родном крае, растительном и животном мире, охране природы края; населении, его культуре.

2 уровень результатов

Формирование ценностного отношения к социальной реальности и получение опыта самостоятельного социального действия.

3 уровень результатов

Получение опыта самостоятельного общественного действия.


Содержание курса


«Моя Родина»

1. Вводное занятие. Наша страна – Россия.

«Наш родной край – Московская область»

Московская область как часть единой России, единого мира земли. (Особенности края, отличающие его от других мест России. Изображение подмосковья на глобусе и карте.)

Москва – столица России и центр Московской области.

Природа Московской области: Растительный мир.

Редкие и охраняемые виды растений. Культурные растения, выращиваемые в нашем крае. Экскурсия, оформление гербария «Растения моего края».

Природа Московской области: Животный мир.

Редкие и охраняемые виды. Домашние животные в нашем крае. Выставка «Наши домашние питомцы».

Красная книга Московской области.

Природные богатства нашего края.

Народные промыслы Московского края.

Знакомство с разнообразием народных промыслов Московского края.

Гжель: Особенности искусства. Создание эскизов узоров для посуды.

Федоскинская лаковая миниатюра.

Жостовские подносы: Особенности искусства. Создание эскизов узоров для подносов.

Климовская деревянная игрушка. Особенности. Создание эскизов игрушки.

Народные забавы. Игры на свежем воздухе, знакомство с народными играми.

Национальный костюм жителей Московской губернии. Знакомство с особенностями костюма. Создание эскизов.

Оформление выставки работ «Народные промыслы Московского края».

«Мой родной город Павловский Посад»

24. Город на карте России. История основания города. Герб города.

25. Промышленные предприятия города. Профессии жителей моего города.

26. Культура Павловского Посада: Дома культуры, Художественная школа, музеи.

27, 28 Весенние забавы: Игры и забавы на свежем воздухе, знакомство с народными играми.

29, 30, 31. Знаменитый павлово-посадский платок. История. Создание узоров, выставка работ. Экскурсия в музей.

« Я среди людей»
32, 33. Моё отношение к «малой родине». Составление рассказов. Выставка работ, посвящённых Павловскому Посаду и Московской области.


Учебно-тематический план



№ п/п

Темы

Кол-во часов

Дата

всего

теория

практика

план

факт

I.

Вводное занятие. Наша страна – Россия.

1

1




II.

Наш родной край. Московская область.

10

5

5





2.

Московская область как часть единой России, единого мира земли.


1





3.

Москва – столица России и центр Московской области.


1





4.

Природа Московской области: Растительный мир. Редкие и охраняемые виды растений



1




5.

Природа Московской области: Растительный мир. Культурные растения, выращиваемые в нашем крае.



1




6.

Природа Московской области: Растительный мир.

Экскурсия, оформление гербария «Растения моего края».



1




7.

Природа Московской области: Животный мир. Редкие и охраняемые виды.


1





8.

Природа Московской области: Животный мир.

Домашние животные в нашем крае.



1




9.

Природа Московской области: Животный мир.

Выставка «Наши домашние питомцы».



1




10.

Красная книга Московской области.


1





11.

Природные богатства нашего края.


1




III.

Народные промыслы Московского края.

12

4

8




12.

Знакомство с разнообразием народных промыслов Московского края.


1





13.

Гжель: Особенности искусства. Создание эскизов узоров для посуды.



1




14.

Гжель: Особенности искусства. Создание эскизов узоров для посуды.



1




15.

Федоскинская лаковая миниатюра.



1




16.

Народные забавы. Игры на свежем воздухе, знакомство с народными играми.



1




17.

Жостовские подносы: Особенности искусства.


1





18.

Жостовские подносы: Особенности искусства. Создание эскизов узоров для подносов.



1




19.

Климовская деревянная игрушка. Особенности.


1





20.

Климовская деревянная игрушка. Особенности. Создание эскизов игрушки.



1




21.

Национальный костюм жителей Московской губернии. Знакомство с особенностями костюма.


1





22

Национальный костюм жителей Московской губернии. Создание эскизов.



1




23.

Оформление выставки работ «Народные промыслы Московского края».



1



IV

Мой родной город Павловский Посад.

8

4

4




24.

Город на карте России. История основания города. Герб города.


1





25.

Промышленные предприятия города. Профессии жителей моего города.


1





26.

Весенние забавы: Игры и забавы на свежем воздухе, знакомство с народными играми.



1




27.

Культура Павловского Посада: Дома культуры, Художественная школа, музеи.


1





28.

Весенние забавы: Игры и забавы на свежем воздухе, знакомство с народными играми.



1




29.

Знаменитый павлово-посадский платок. История. Создание узоров, выставка работ. Экскурсия в музей.


1





30.

Знаменитый павлово-посадский платок. История. Создание узоров, выставка работ. Экскурсия в музей.



1




31.

Знаменитый павлово-посадский платок. История. Создание узоров, выставка работ. Экскурсия в музей.



1



V

« Я среди людей»

2

1

1




32.

Моё отношение к «малой родине». Составление рассказов.


1





33.

Моё отношение к «малой родине». Составление рассказов. Выставка работ, посвящённых Павловскому Посаду и Московской области.



1




Итого

33

15

18





Литература


  1. Басаргина  А.А. «Народоведение. 1-4 классы».

  2. С. В. Горожанина, Е. В. Куценко «Народные художественные промыслы Подмосковья».

  3. Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988.

  4. Карта московской области.

  5. Клиентов А.Е. «Народные промыслы». - Издательство «Белый город» М. 2006

  6. Коновалов А.Д. «Плат узорный». – М., 1981.

  7. Руденко Б. «Павловопосадский платок: Цветы, что не увядают столетия». – Наука и жизнь, 2013. - № 3.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ