РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой» 4 Класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Белгорода
«Согласовано»
Руководитель МО «СОШ №4»
г. Белгорода
________ Леонова И.Н.
Протокол № 1
от «____» июня 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы
по УВР МБОУ «СОШ №4»
г. Белгорода
___________ Медведева Л.И.
от «___»___________2014 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ №4» г. Белгорода
__________ Самойлова Т.Н.
Приказ № ____
от «____» ________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
развивающих занятий внеурочной деятельности
социальной направленности
«Знакомство с самим собой»
Четвёртый год обучения
возраст учащихся: 9 – 10 лет, 4 класс.
Педагог-психолог:
Стрелкова Марина
Александровна
2014 год
Раздел 1.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
название – программа развивающих занятий социальной направленности «Знакомство с самим собой»
вид – модифицированная, составлена на основе авторской программы социально-психологического развития личности учащихся в рамках введения федерального государственного стандарта начального общего образования «Знакомство с самим собой», разработанной Узяновой И.М., педагогом-психологом МБОУ-лицей №10 г. Белгорода, утвержденной на научно-методическом совете НМИЦ города Белгорода, в 2011 году.
направленность – социальная работа.
Первая ступень школьного обучения рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающая ни одной из последующих ступеней.
Цели и задачи программы
Программа социально-психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой»» содержит курс психологических занятий с детьми начального школьного возраста, целью которой является создание условий для развития познавательной, эмоционально – волевой и личностно - мотивационной сфер младших школьников, достижение ими личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Достижение цели реализуется через выполнение следующих задач:
- создание доброжелательной атмосферы в группе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;
- создание условий для социально-психологической адаптации к обучению в школе, принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование метапредметных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться как способности самоорганизации с целью решения учебных задач;
- организация взаимодействия между детьми как предпосылок формирования навыков учебного и межличностного сотрудничества, развитие навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- исследование личности ребенка, отслеживание результативности обучения детей по завершению каждого блока программы.
С сентября 2011 года введен в действие Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно-деятельностный подход. Наряду с освоением знаниевого компонента (умением читать, писать, считать), развитие личности ученика является целью и основным компонентом образования. Стандарт устанавливает и новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Значительное место в создании условий для реализации требований стандартов и достижения результатов отводится внеурочной деятельности.
Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В проекте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, подготовленном Российской академией образования, отмечается, что организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является выполнение и публичная защита социального проекта обучающихся с родителями и сверстниками.
Для контроля эффективности проведенной развивающей работы по программе социально - психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» предполагается использовать различные психо-диагностические методики для изучения личности, анкетирование родителей и педагогов, а также программы, утвержденные МУ «Научно-методический информационный центр» и рекомендованные к использованию в общеобразовательных учреждениях г.Белгорода:
- «Диагностическая программа изучения адаптации первоклассников к школе»;
- «Диагностическая программа изучения уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»;
- «Программа мониторинга универсальных учебных действий обучающихся 1-4 классов (личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования)».
Раздел 2.
Общая характеристика учебного предмета.
В основу данной программы «Знакомство с самим собой» заложена экспериментальная программа социально-психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой», разработанная в рамках эксперимента по введению ФГОС второго поколения в 2010-11 уч. году и осуществляемая на базе МБОУ-лицей №10 г. Белгорода и программа занятий по психологии для учащихся начальной школы «Тропинка к своему Я» Хухлаевой О.В.
Программа «Знакомство с самим собой» реализуется во внеурочной деятельности по направлению «Социальная работа».
Программа социально-психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» по своей сути является комплексной развивающей программой, так как предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в процессе реализации внеурочной деятельности. Программа рассчитана на четыре года и охватывает весь период обучения ребенка на начальной ступени образования.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих психологических развивающих программ:
– соответствие требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в целом и задачам, лежащим перед начальным образованием в период введения стандартов второго поколения;
- содержание программы выстроено таким образом, что обеспечивается устойчивое развитие воспитательных результатов: приобретение ребенком личностных (о себе) и социальных знаний (первый уровень); переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов); приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов);
- достижение результатов программы происходит через использование практико-ориентированных форм и методов работы, которые позволяют детям получить и присвоить себе знания, полученные в действии, познать себя и раскрыть свой потенциал;
- в итоге реализации программы ребенок может проследить свое развитие в 4-х летний период жизни через анализ продуктов деятельности (ежегодное портфолио и совместный с родителями социальный проект) и рефлексию.
Формы, методы и приемы работы
Программа позволяет организовать практическую деятельность обучающихся в изучаемой области знаний и имеет большой развивающий потенциал, так как содержит достаточное количество активных форм и методов обучения для интеллектуального, эмоционально – волевого и личностно – мотивационного развития обучающихся.
Основная форма – занятие с элементами тренинговых технологий, арт-методов и ведение портфолио.
Элементы тренинга были включены в основные формы работы не случайно, ведь тренинг - это особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, что его участники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии. Введение элементов тренинга позволяют создать на занятиях атмосферу доброжелательности, искренности, безопасности, погружение в ситуации выбора и способствуют раскрытию индивидуального творческого потенциала обучающихся, самопознания, самораскрытия и самоопределения.
Использование игры, как формы работы с детьми, предоставляет большие возможности достигнуть результата. В программе используются:
- малые игры (диагностические, учебные, развивающие, коррекционные) - занимают небольшое время и в большинстве случаев используются как средство организации отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, снятия напряжения, решения конкретной воспитательной или психологической задачи;
- большая психологическая игра (игровые оболочки, игры-проживания, проектные (деловые) игры) — это сложная, многоплановая, развернутая во времени деятельность участников, направленная на решение целого комплекса развивающих задач;
- ситуационно-ролевая игра - является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации.
Эффективность применения арт-методов основана на том, что они дают возможность экспериментировать с собственными эмоциями и чувствами, исследовать их и выражать на символическом уровне. Преимущественное использование при этом «языка» визуальной и пластической экспрессии позволяет сделать зримыми и доступными для понимания даже те стороны внутреннего и внешнего мира ребенка, которые не всегда он мог описать словами. Так же преимуществом рисования является то, что оно требует симультанного согласованного участия многих компонентов психических процессов и потому в детстве экономичнее и эффективнее других видов деятельности. Использование моделей объектов в виде схематизированных образов представлений существенно оптимизирует развитие и обучение, как здоровых детей, так и детей с недостаточной интеллектуальной зрелостью, являясь необходимой предпосылкой формирования абстрактного мышления. Арт-методы достигают статуса продуктивной формы коррекции и развития в 6-10 лет, так как в этом возрасте дети способны использовать художественные материалы для символической экспрессии и коммуникации.
Самопознание и самореализация ребенка возможны при включении их в специально организованную деятельность – ведение портфолио. Содержание его помогает ребенку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности. Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализации. Для достижения результатов образования важно проследить, как в течение школьной жизни меняется ребенок и его отношение к обучению, самому себе, окружающим людям и миру в целом. В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем, как адаптацию ребенка реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения). Функции портфолио: диагностическая, контролирующая и оценивающая, восстановительная, творческого развития. Портфолио позволяет проследить личностный рост ребенка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебно-воспитательный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» о чувствах, впечатлениях, страхах, достижениях, предпочтениях ученика. Портфолио дает возможность взрослым (учителю, родителю, психологу) узнать особенности эмоциональной жизни каждого ребенка и учитывать их в своем общении, а также в построении учебно-воспитательного процесса.
Ведущими методами на занятиях являются:
- игра;
- тренинговые упражнения;
- творческие задания;
- арт-терапия;
- сказкотерапия;
- музыкотерапия;
- диагностика.
В процессе организации занятий используются также следующие методы работы:
исследование - получение знаний на исследовательской основе.
наблюдение - непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
упражнение - планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования.
словесные методы – беседа, рассказ, описание, объяснение.
На занятиях используются следующие приемы:
- творческие задания;
- реверсированная мозговая атака;
- ассоциации;
- коллективная запись;
- эвристические вопросы;
- приемы, способствующие удержанию внимания: динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, «живой» голос); наглядность; неофициальность; прямое обращение к аудитории, диалог; использование неожиданной информации; сопоставление всех «за» и «против»; юмор
Раздел 3.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Сроки реализации программы
Программа психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» рассчитана на четыре года и содержит в себе четыре блока, продолжительность каждого из которых – один учебный год:
Я - ученик (для обучающихся 1 класса, рассчитана на 33 занятия);
Я - второклассник (для обучающихся 2 класса, рассчитана на 34 занятия);
Я - третьеклассник (для обучающихся 3 класса, рассчитана на 34 занятия);
Я - четвероклассник (для обучающихся 4 класса, рассчитана на 34 занятия).
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в классе – группе во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, 1 часа в неделю (1 классе — один час занятий равен 35 минутам, во 2—4 классах —45 минутам)
Количество участников до 25 человек. Наиболее эффективной является работа в подгруппах (класс из 25 человек делится на две подгруппы по 12-13 человек).
Каждое из занятий имеет трёхкомпонентную структуру:
I. Разминка (направлена на включение детей в тренинговый процесс);
П. Основная часть (включает в себя: а) выполнение упражнений, игр, нацеленных на введение детей в тематику занятия, поиск путей решения заявленной проблемы; б) обсуждение после каждого упражнения, игры, рисуночной методики или сказки, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровне); в) заполнение соответствующего раздела портфолио.
III.Заключительная часть (ритуал завершения занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком).
При составлении программы психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой» учитывались:
- соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- психолого-педагогические аспекты работы с детьми начального школьного возраста;
- достижения в области практической психологии.
При разработке содержания программы была использована серия «Портфолио в начальной школе», состоящая из четырех тетрадей («Тетрадь младшего школьника. Формирование навыков самооценки и самоконтроля», «Я – второклассник: портфолио учащегося», «Я – третьеклассник: портфолио учащегося» «Я – четвероклассник: портфолио учащегося») авторов Андреевой Е.А., Разваляевой Н.В., Осетинской О.В. Содержание программы построено таким образом, что конечным продуктом работы обучающихся по завершению каждого блока является социальный проект.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемыми результатами использования программы социально - психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» является достаточная сформированность:
готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
мотивации к обучению и познанию;
основ гражданской идентичности;
ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Результатами первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение учениками знаний о себе, своем развитии, своих особенностях, интересах и склонностях, о правилах ведения социальной коммуникации, принятых в обществе нормах отношений с другими людьми, правилах конструктивной групповой и подгрупповой работы, способах взаимодействия людей, способах самостоятельного поиска и обработки информации.
Результатами второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к самому себе и другому человеку, формирование толерантности и стремления к свободному, открытому общению.
Результатом третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного действия): приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления коммуникациями с другими людьми и принятие на себя ответственности за свои поступки, опыта исследовательской деятельности, публичного выступления и совместной деятельности с детьми и взрослыми.
Раздел 4.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы очевидна. Личностные требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Для формирования и развития данных качеств необходим системно-деятельностный, компетентностный и личностноориентированный подход, который заложен в основу стандарта в целом и в основу данной программы частности.
Необходимо отметить, что системно-деятельностный подход, являющийся основой стандартов образования и разработанных программ, предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Раздел 5.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В начале школьного обучения ребенок должен привыкнуть к правилам поведения в школе, новому режиму дня, проявлять желание ходить в школу, иметь хорошее эмоциональное самочувствие, не болеть, установить контакты с новыми сверстниками и взрослыми, а так же хорошо усваивать программу.
В начальной школе на основе любознательности, с которой ребенок приходит в школу, формируется учебно-познавательная активность и устойчивый интерес к экспериментированию. Самостоятельность в игровой деятельности преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности. Формируется произвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения; возникает инициативность в познавательной деятельности.
Формируется знаково-символическая деятельность младших школьников – умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Активное включение в обучение моделей разного типа способствует развитию у младших школьников наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Умение увидеть целое раньше его частей, свойственное ребенку дошкольного возраста, дает начало развитию творческого воображения, умению реконструировать известные и создавать новые объекты.
Достижением развития младшего школьника является осознание отношения двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот мир во всем многообразии. К концу младшего школьного возраста интуитивное владение словом дополняется осмысленным к нему отношением и должно выражаться в письменной речи учащихся.
Показателями сформированности совместной учебной деятельности учащихся и учителя к концу начального обучения являются следующие:
– умение обнаружить недостаточность своих знаний для решения учебной задачи нового типа; поставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий;
– умение выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной литературе), находить средства для проверки этих гипотез;
– работать с моделями и схемами;
– оценивать и контролировать свои учебные действия и действия сверстников.
Важнейшим приобретением в младшем школьном возрасте является способность к рефлексии, которая проявляется: а) в умении отличать известное от неизвестного, знание о своем незнании, определить, каких знаний и умений не хватает для успешных действий; б) в умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным; в) в умении критично (но не категорично) оценивать мысли и действия других людей.
Способность к рефлексии – это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь всеми культурными источниками информации: обращаясь к авторитетам, справочникам, к текстам. В начальной школе умение учиться лишь зарождается и его развитие и индивидуализация происходят позже.
Младшие школьники приобретают опыт преобразования игры в художественное творчество. Они обнаруживают способность создавать вокально-музыкальные, ритмопластические, живописные, словесные художественные образы. Эти образы представляют собой относительно завершенный продукт и адресованы не только себе самому, но и другим людям – зрителю, слушателю, читателю.
Социально-личностное развитие младшего школьника характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений о самом себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся отношения со взрослыми и сверстниками. К концу младшего школьного возраста у ребенка появляется знание о своих индивидуальных качествах.
Главным личностным новообразованием младшего школьного возраста детей становится способность к самоизменению, ограниченная пока умением и стремлением ребенка расширять границы собственных знаний и имений.
К концу младшего школьного возраста появляется умение учащихся оценивать свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я». Это умение обнаруживается в коммуникативной инициативе ребенка по организации сотрудничества со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими учениками. Взаимоотношения детей строятся с учетом правил культурного поведения, становятся доброжелательными, дружескими; младшие школьники могут самостоятельно разрешать возникающие конфликты, развивается и умение предотвращать конфликтные ситуации, строить общение со сверстниками с учетом их настроения и индивидуальности и точки зрения. Ребенок знает и понимает невербальный язык общения.
Социально-личностное развитие предполагает также владение нравственными нормами поведения в природе, общественных учреждениях, осознание ответственности за самого себя, других людей (близких, сверстников и др.).
Раздел 6.
Содержание учебного предмета.
Содержание программы
При составлении программы психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой» учитывались:
- соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- психолого-педагогические аспекты работы с детьми начального школьного возраста;
- достижения в области практической психологии.
При разработке содержания программы была использована серия «Портфолио в начальной школе», состоящая из четырех тетрадей («Тетрадь младшего школьника. Формирование навыков самооценки и самоконтроля», «Я – второклассник: портфолио учащегося», «Я – третьеклассник: портфолио учащегося» «Я – четвероклассник: портфолио учащегося») авторов Андреевой Е.А., Разваляевой Н.В., Осетинской О.В. Содержание программы построено таким образом, что конечным продуктом работы обучающихся по завершению каждого блока является социальный проект.
Содержание деятельности в 4 классе.
1. Я – четвероклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях. (1 ч.) Введение правил работы в группе во время занятий с элементами тренинговых технологий и арт-терапии. Выполнение устава школы и законов класса. Сплочение группы.
2. Мое третье школьное лето. Это все обо мне (1 ч.) Знакомство с портфолио. Заполнение страниц портфолио. Мотивационный настрой на обучение. Изменения личности. Мой портрет. Сплочение группы.
3. Моя семья. Моя родословная (3 ч.) Генеалогическое дерево семьи. Путешествия, традиции. «Когда у меня будет своя семья…»
4. Мы – друзья. Строим дружеские отношения (6 ч.) Как научиться дружить. Что может разрушить дружбу и сделать ее крепче. Конфликты в жизни человека. Во что можно играть с друзьями. Как помочь другу.
5. Этот удивительный мир (11 ч). Этот огромный мир. Если случилась непонятная ситуация. Проблема как друг. Интересный и загадочный мир эмоций. Как научиться управлять собой. Доверие в жизни человека. Немного об уверенности. Звездная карта моей жизни.
6. Мои интересы, склонности и способности (6 ч). Что я умею делать. Мои проекты: выполненные и будущие. Предметные успехи и неудачи. Мое хобби. Выполняем тесты.
7. Создание и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения (6 ч.). Основы проектной деятельности. Подготовка проекта. Публичная защита проекта. Мои «шедеврики». Я - выпускник.
Раздел 7.
Тематическое планирование.
Блок для обучающихся 4 классов «Я – четвероклассник»
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1
Я – четвероклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях.
1
2
Мое третье школьное лето. Это все обо мне.
1
3
Моя семья. Моя родословная.
3
4
Мы – друзья. Строим дружеские отношения.
6
5
Этот удивительный мир.
11
6
Мои интересы, склонности и способности.
6
7
Создание и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения.
6
Всего
34
Календарно - тематическое планирование программы
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
социально-психологического развития личности учащихся
«Знакомство с самим собой»
№ п/п
Тема раздела
Тема занятия
Характеристика основных видов деятельности
Кол
час. на
тему зан.
Всего часов
на раздел
Теор. часть зан.
Практ. часть зан.
Дата
по плану
по факту
1
Я – четвероклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях.
Я – четвероклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях.
Теория: понятие о правилах знакомства, правилах работы в группе во время занятий с элементами тренинговых технологий и арт-терапии.
Практика: «Знакомство», «Соблюдай правила», «Разыскивается», «Эхо».
1
1
1
0
2
Мое третье школьное лето. Это все обо мне.
Мое третье школьное лето. Это все обо мне.
Теория: знакомство с портфолио, правила заполнения титульной страницы портфолио, заполнение страницы «Моё третье школьное лето». Изменения, которые со мной произошли.
1
1
1
0
3
Моя семья. Моя родословная.
1.Диагностика внутрисемейных отношений. Рисунок семьи.
Теория: понятие «семья», «внутрисемейные отношения». Я и мои родители.
Практика: диагностика внутрисемейных отношений. Рисунок семьи. Заполнение портфолио.
1
3
2
1
2. Генеалогическое дерево семьи.
1
3. Моя родословная.
1
4
Мы – друзья. Строим дружеские отношения.
1. Как научиться дружить. Что может разрушить дружбу и сделать ее крепче.
Теория: понятие «дружба». Мои отношения с одноклассниками.
Практика: диагностика
социально-психологического статуса в классе.
Разрешение конфликтов. Совместные игры. Заполнение портфолио.
1
6
2
4
2. Мои отношения с одноклассниками.
1
3.Диагностика социально-психологического статуса в классе.
1
4. Конфликты в жизни человека. Сказка «Мишкино горе».
1
5. Во что можно играть с друзьями.
1
6. Как помочь другу.
1
5
Этот удивительный мир.
1. Этот огромный мир.
Теория: понятие «внутренний мир». Какие желания мне помогают в жизни.
Практика: Заполнение страницы портфолио «Дерево желаний». Сказкотерапия.
1
11
6
5
2. Если случилась непонятная ситуация.
1
3. Проблема как друг.
1
4. Интересный и загадочный мир эмоций.
1
5. Как научиться управлять собой.
1
6. Доверие в жизни человека.
1
7. Уверенность в себе.
1
8. Звездная карта моей жизни.
1
9. Мой внутренний мир.
1
10. Уникальность внутреннего мира.
1
11. Мой внутренний мир и мои друзья.
1
6
Мои интересы, склонности и способности.
1. Что я умею делать.
Теория: понятие «способности», «склонности».
Практика: Заполнение портфолио. Выполняем тесты.
1
6
2
4
2. Мои проекты: выполненные и будущие.
1
3. Предметные успехи и неудачи.
1
4. Мое хобби.
1
5. Моё будущее.
1
6.Моя будущая профессия.
1
7
Создание и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения.
1.Как составить проект?
Теория: Как составить проект?
Готовим социальный проект «Семь чудес моей Родины».
Подведение итогов учащимися 4 –го класса.
Практика: Заполнение страницы портфолио «Мои достижения». Защита социального проекта «Семь чудес моей Родины».
1
6
2
4
2.Готовим социальный проект «Семь чудес моей Родины».
1
3.Защита социального проекта «Семь чудес моей Родины»
1
4.Мои достижения.
1
5.Подведение итогов по портфолио учащимися.
1
6.Я - выпускник.
1
Всего
34
Раздел 8.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Бланковые диагностические методики
№
п/п
Название
Автор
Назначение
Целевая
аудитория
Кол-во
В наличии
% доля
1
«Рукавички» Г.А.Цукерман
«Совместная сортировка» (Бурменская Г. В.).
Г. А. Цукерман,
Бурменская Г. В.
Диагностика сотрудничества и взаимодействий одноклассников между собой.
3 классы
55
55
100
2
«Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-Строитель»).
«Архитектор-Строитель»
Изучение коммуникативно– речевых действий.
3 классы
55
55
100
3
Рисунок «Моя семья».
Н. Ольшевская
Диагностика внутрисемейных отношений.
3 классы
55
55
100
Программы для осуществления коррекционно-развивающей и профилактической деятельности
№ п/п
Название программы
Автор
Целевая
аудитория
Производитель,
год выпуска
Кол-во
В наличии
% доля
Коррекционно-развивающие программы
1
Коррекционно-развивающие работы
И.В. Возняк, И.М. Узянова, С.В. Лебедева, Н.И. Сафонова, Е.А. Симонова, Е.С. Калинина, О.Я. Будникова, Л.И. Лейчуг, Л.Б. Балакина, В.А. Бондаренко, И.В. Лапшина, О.Р. Перцева.
1-11 классы
Белгород, 2011 год
1
1
100
Учебные программы по психологии
1
«Знакомство с самим собой»
И.М. Узянова
3-е классы
Белгород, 2011 год
1
1
100
Диагностические программы
1
Диагностика.
Дидактическое электронное пособие по видам деятельности педагога-психолога образовательного учреждения
И.В. Возняк,
И.М. Узянова,
С.В. Лебедева, Н.И. Сафонова, Е.А. Симонова, Е.С. Калинина, О.Я. Будникова, Л.И. Лейчуг,
Л.Б. Балакина, В.А. Бондаренко, И.В. Лапшина, О.Р. Перцева.
1-11 классы, учителя, родители
Белгород, 2011 год
1
1
100
Материалы для осуществления просветительской деятельности с участниками образовательного процесса
№
п/п
Название
Целевая аудитория
Форма
(консультация, беседа, доклад, стендовый материал или др.)
Кол-во
В наличии
% доля
1
Психолого – социологическая служба (стенд в учительской комнате).
учителя
Информационно– просветительское (стендовый материал).
1
1
100
2
Здоровый образ жизни (стенд в кабинете педагога-психолога).
учащиеся, учителя
Профилактическое (стендовый материал).
1
1
100
3
Первый раз – в первый класс! (стенд в кабинете психолога).
учащиеся первых классов
Информационно– просветительское (стендовый материал).
1
1
100
Игрушки и настольные игры
№
п/п
Название
Целевое использование
Кол-во
В наличии
% доля
1
Клубок, мягкие игрушки – «Сердце», различные животные
Методика «Паутина комплиментов», пожелания, игротерапия.
12
12
100
2
Лото, домино, настольный бильярд
Развитие мышления, памяти, логики.
3
3
100
Материалы для проведения коррекционно-развивающей деятельности
№
п/п
Название
Количество
В наличии
% доля
1
Бумага
300 листов
300 листов
100
2
карандаши
20 простых и набор цветных
20 простых и набор цветных
100
3
краски
2 упаковки
2
100
4
пластилин
2 упаковки
2
100
5
кубики
9 шт
9
100
6
пирамида
3 шт
3
100
7
мячи
3 шт
3
100
8
мягкие игрушки
12
12
100
9
фломастеры
3 набора
3
100
Библиотека практического психолога
№
п/п
Автор
Название
Место и год издания
Кол-во
В наличии
% доля
1
Абрамова Г.С.
Психологическое консультирование: теория и опыт.
2000 год
1
1
100
2
Автор-составитель Т.А. Шишковец
Осложнённое поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция.
2006 год
1
1
100
3
Айзенк Ганс Юрген
Проверьте свои способности
1995 год
1
1
100
4
Ануфриев А.Ф.,
Костромина С.Н.
Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.
1998 год
1
1
100
5
Бодалев А.А.,
Столин В.В.
Общая психодиагностика.
2000 год
1
1
100
6
Волков Б.С.,
Волкова Н.В.
Психология общения в детском возрасте.
2003 год
1
1
100
7
Галина И.В.
Нервный ребёнок: каприз или болезнь?
1982 год
1
1
100
8
Годовникова Л.В.
Интегрированное обучение в массовой школе: психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья: учеб.пособие.
2006 год
1
1
100
9
Демиденко М.В.,
Клюева А.И.
Педагогическая психология: Методики и тесты.
2004 год
1
1
100
10
Дьяченко М.И.,
Кандыбович Л.А.
Психологический словарь-спарвочник.
2004 год
1
1
100
11
Зак А.З.
600 игровых задач для развития логического мышления детей.
1998 год
1
1
100
12
Зак А.З.
Развитие умственных способносткей младших школьников.
1994 год
1
1
100
13
Захаров А.И.
Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям).
1995 год
1
1
100
14
Зинченко В.П.,
Мещариков В.Н.
Психологический словарь.
1999 год
1
1
100
15
Истратова О.Н.,
Эксакусто Т.В.
Справочник психолога средней школы.
2006 год
1
1
100
16
Калугин М.А.,
Новотворцева Н.В.
Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки.
1996 год
1
1
100
17
Кащенко В.П.
Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков.
1994 год
1
1
100
18
Клейберг Ю.А.
Писхология девиантного поведения.
2001 год
1
1
100
19
Клюева Н.В.,
Касаткина Ю.В.
Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.
1996 год
1
1
100
20
Коломинский Я.Л.,
Панько Е.А.
Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.
1988 год
1
1
100
21
Короткова Л.Д.
Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации.
2006 год
1
1
100
22
Лэндрет Г.Л.
Игровая терапия: искусство отношений.
1994 год
1
1
100
23
Меновщиков В.Ю.
Психологическое консультирование
2001 год
1
1
100
24
Нагель О.П.
Технология развития коммуникативной компетентности педагога.
2008 год
1
1
100
25
Нагель О.П.,
Бочарова И.А.
Организация деятельности специалистов по комплексному сопровождению ребёнка в образовательном учреждении.
2007 год
1
1
100
26
Нечаев М.П.
Диагностика воспитанности школьников.
2006 год
1
1
100
27
Овчарова Р.В.
Справочная книга школьного психолога.
1996 год
1
1
100
28
Овчарова Р.В.
Практическая психология в начальной школе.
1996 год
1
1
100
29
Н. А. Волкова.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации.
1992 год
1
1
100
30
Петрусинский В.В.
Игры – обучение, тренинг, досуг…
1994 год
1
1
100
31
И.В. Дубровина
Рабочая книга школьного психолога.
1991 год
1
1
100
32
Дубровина И.В.
Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы.
1995 год
1
1
100
33
И.В. Возняк,
И.М. Узянова,
С.В. Ле6бедева,
Н.И. Сафонова,
Е.А. Симонова,
Д.Н. Кудрикова,
И.В.Адонина,
О.Н. Богданова,
О.А. Родченко
Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.
Белгород 20011 год
1
1
100
34
Ольшевская Н.
Психологические тесты. На все случаи жизни.
Владимир: ВКТ, 2010 год
1
1
100
35
М. Шевченко
Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых.
Владимир: ВКТ, 2010 год
1
1
100
36
О. Сергеева
Как научиться разбираться в людях.
Москва 2010 год
1
1
100
37
Н.Е. Щуркова
Школа и семья.
Москва 2004
1
1
100
38
Эксмо.
Графология.
Москва 2009
1
1
100
39
В.Н. Куликов
Тайна имени – ключ к судьбе человека (мужские имена).
Москва 2010
1
1
100
40
В.Н. Куликов
Тайна имени – ключ к судьбе человека (женские имена).
Москва 2010
1
1
100
41
С.А. Левашова
Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг
Ярославль 2006
1
1
100
42
Мария Бриль
Читаем язык жестов
Санкт – Петербург 2010 год
1
1
100
43
В.П. Шейнов
Искусство убеждать
Минск «Харвест» 2010 год
1
1
100
44
Тагирова Г.С.
Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками.
2005 год
1
1
100
Итого: материально-техническая база педагога – психолога 100 %.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ