РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой» 4 Класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Белгорода


«Согласовано»
Руководитель МО «СОШ №4»

г. Белгорода

________ Леонова И.Н.

Протокол № 1

от «____» июня 2014 г.

«Согласовано»
Заместитель директора школы

по УВР МБОУ «СОШ №4»

г. Белгорода

___________ Медведева Л.И.

от «___»___________2014 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ №4» г. Белгорода

__________ Самойлова Т.Н.

Приказ № ____

от «____» ________ 2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

развивающих занятий внеурочной деятельности

социальной направленности

«Знакомство с самим собой»


Четвёртый год обучения

возраст учащихся: 9 – 10 лет, 4 класс.





Педагог-психолог:

Стрелкова Марина

Александровна





2014 год

Раздел 1.

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы

  • название – программа развивающих занятий социальной направленности «Знакомство с самим собой»

  • вид – модифицированная, составлена на основе авторской программы социально-психологического развития личности учащихся в рамках введения федерального государственного стандарта начального общего образования «Знакомство с самим собой», разработанной Узяновой И.М., педагогом-психологом МБОУ-лицей №10 г. Белгорода, утвержденной на научно-методическом совете НМИЦ города Белгорода, в 2011 году.

  • направленность – социальная работа.

Первая ступень школьного обучения рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающая ни одной из последующих ступеней.

Цели и задачи программы

Программа социально-психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой»» содержит курс психологических занятий с детьми начального школьного возраста, целью которой является создание условий для развития познавательной, эмоционально – волевой и личностно - мотивационной сфер младших школьников, достижение ими личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Достижение цели реализуется через выполнение следующих задач:

- создание доброжелательной атмосферы в группе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;

- создание условий для социально-психологической адаптации к обучению в школе, принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование метапредметных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться как способности самоорганизации с целью решения учебных задач;

- организация взаимодействия между детьми как предпосылок формирования навыков учебного и межличностного сотрудничества, развитие навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- исследование личности ребенка, отслеживание результативности обучения детей по завершению каждого блока программы.

С сентября 2011 года введен в действие Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно-деятельностный подход. Наряду с освоением знаниевого компонента (умением читать, писать, считать), развитие личности ученика является целью и основным компонентом образования. Стандарт устанавливает и новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Значительное место в создании условий для реализации требований стандартов и достижения результатов отводится внеурочной деятельности.

Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В проекте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, подготовленном Российской академией образования, отмечается, что организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является выполнение и публичная защита социального проекта обучающихся с родителями и сверстниками.

Для контроля эффективности проведенной развивающей работы по программе социально - психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» предполагается использовать различные психо-диагностические методики для изучения личности, анкетирование родителей и педагогов, а также программы, утвержденные МУ «Научно-методический информационный центр» и рекомендованные к использованию в общеобразовательных учреждениях г.Белгорода:

- «Диагностическая программа изучения адаптации первоклассников к школе»;

- «Диагностическая программа изучения уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»;

- «Программа мониторинга универсальных учебных действий обучающихся 1-4 классов (личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования)».

























Раздел 2.

Общая характеристика учебного предмета.

В основу данной программы «Знакомство с самим собой» заложена экспериментальная программа социально-психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой», разработанная в рамках эксперимента по введению ФГОС второго поколения в 2010-11 уч. году и осуществляемая на базе МБОУ-лицей №10 г. Белгорода и программа занятий по психологии для учащихся начальной школы «Тропинка к своему Я» Хухлаевой О.В.

Программа «Знакомство с самим собой» реализуется во внеурочной деятельности по направлению «Социальная работа».

Программа социально-психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» по своей сути является комплексной развивающей программой, так как предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в процессе реализации внеурочной деятельности. Программа рассчитана на четыре года и охватывает весь период обучения ребенка на начальной ступени образования.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих психологических развивающих программ:

– соответствие требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в целом и задачам, лежащим перед начальным образованием в период введения стандартов второго поколения;

- содержание программы выстроено таким образом, что обеспечивается устойчивое развитие воспитательных результатов: приобретение ребенком личностных (о себе) и социальных знаний (первый уровень); переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов); приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов);

- достижение результатов программы происходит через использование практико-ориентированных форм и методов работы, которые позволяют детям получить и присвоить себе знания, полученные в действии, познать себя и раскрыть свой потенциал;

- в итоге реализации программы ребенок может проследить свое развитие в 4-х летний период жизни через анализ продуктов деятельности (ежегодное портфолио и совместный с родителями социальный проект) и рефлексию.

Формы, методы и приемы работы

Программа позволяет организовать практическую деятельность обучающихся в изучаемой области знаний и имеет большой развивающий потенциал, так как содержит достаточное количество активных форм и методов обучения для интеллектуального, эмоционально – волевого и личностно – мотивационного развития обучающихся.

Основная форма – занятие с элементами тренинговых технологий, арт-методов и ведение портфолио.

Элементы тренинга были включены в основные формы работы не случайно, ведь тренинг - это особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, что его участники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии. Введение элементов тренинга позволяют создать на занятиях атмосферу доброжелательности, искренности, безопасности, погружение в ситуации выбора и способствуют раскрытию индивидуального творческого потенциала обучающихся, самопознания, самораскрытия и самоопределения.

Использование игры, как формы работы с детьми, предоставляет большие возможности достигнуть результата. В программе используются:

- малые игры (диагностические, учебные, развивающие, коррекционные) - занимают небольшое время и в большинстве случаев используются как средство организации отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, снятия напряжения, решения конкретной воспитательной или психологической задачи;

- большая психологическая игра (игровые оболочки, игры-проживания, проектные (деловые) игры) — это сложная, многоплановая, развернутая во времени деятельность участников, направленная на решение целого комплекса развивающих задач;

- ситуационно-ролевая игра - является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации.

Эффективность применения арт-методов основана на том, что они дают возможность экспериментировать с собственными эмоциями и чувствами, исследовать их и выражать на символическом уровне. Преимущественное использование при этом «языка» визуальной и пластической экспрессии позволяет сделать зримыми и доступными для понимания даже те стороны внутреннего и внешнего мира ребенка, которые не всегда он мог описать словами. Так же преимуществом рисования является то, что оно требует симультанного согласованного участия многих компонентов психических процессов и потому в детстве экономичнее и эффективнее других видов деятельности. Использование моделей объектов в виде схематизированных образов представлений существенно оптимизирует развитие и обучение, как здоровых детей, так и детей с недостаточной интеллектуальной зрелостью, являясь необходимой предпосылкой формирования абстрактного мышления. Арт-методы достигают статуса продуктивной формы коррекции и развития в 6-10 лет, так как в этом возрасте дети способны использовать художественные материалы для символической экспрессии и коммуникации.

Самопознание и самореализация ребенка возможны при включении их в специально организованную деятельность – ведение портфолио. Содержание его помогает ребенку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности. Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализации. Для достижения результатов образования важно проследить, как в течение школьной жизни меняется ребенок и его отношение к обучению, самому себе, окружающим людям и миру в целом. В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем, как адаптацию ребенка реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения). Функции портфолио: диагностическая, контролирующая и оценивающая, восстановительная, творческого развития. Портфолио позволяет проследить личностный рост ребенка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебно-воспитательный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» о чувствах, впечатлениях, страхах, достижениях, предпочтениях ученика. Портфолио дает возможность взрослым (учителю, родителю, психологу) узнать особенности эмоциональной жизни каждого ребенка и учитывать их в своем общении, а также в построении учебно-воспитательного процесса.

Ведущими методами на занятиях являются:

- игра;

- тренинговые упражнения;

- творческие задания;

- арт-терапия;

- сказкотерапия;

- музыкотерапия;

- диагностика.

В процессе организации занятий используются также следующие методы работы:

исследование - получение знаний на исследовательской основе.

наблюдение - непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

упражнение - планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования.

словесные методы беседа, рассказ, описание, объяснение.

На занятиях используются следующие приемы:

- творческие задания;

- реверсированная мозговая атака;

- ассоциации;

- коллективная запись;

- эвристические вопросы;

- приемы, способствующие удержанию внимания: динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, «живой» голос); наглядность; неофициальность; прямое обращение к аудитории, диалог; использование неожиданной информации; сопоставление всех «за» и «против»; юмор






























Раздел 3.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.


Сроки реализации программы

Программа психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» рассчитана на четыре года и содержит в себе четыре блока, продолжительность каждого из которых – один учебный год:

  1. Я - ученик (для обучающихся 1 класса, рассчитана на 33 занятия);

  2. Я - второклассник (для обучающихся 2 класса, рассчитана на 34 занятия);

  3. Я - третьеклассник (для обучающихся 3 класса, рассчитана на 34 занятия);

  4. Я - четвероклассник (для обучающихся 4 класса, рассчитана на 34 занятия).


Формы и режим занятий

Занятия проводятся в классе – группе во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, 1 часа в неделю (1 классе один час занятий равен 35 минутам, во 2—4 классах —45 минутам)

Количество участников до 25 человек. Наиболее эффективной является работа в подгруппах (класс из 25 человек делится на две подгруппы по 12-13 человек).

Каждое из занятий имеет трёхкомпонентную структуру:

I. Разминка (направлена на включение детей в тренинговый процесс);

П. Основная часть (включает в себя: а) выполнение упражнений, игр, нацеленных на введение детей в тематику занятия, поиск путей решения заявленной проблемы; б) обсуждение после каждого упражнения, игры, рисуночной методики или сказки, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровне); в) заполнение соответствующего раздела портфолио.

III.Заключительная часть (ритуал завершения занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком).

При составлении программы психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой» учитывались:

- соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- психолого-педагогические аспекты работы с детьми начального школьного возраста;

- достижения в области практической психологии.

При разработке содержания программы была использована серия «Портфолио в начальной школе», состоящая из четырех тетрадей («Тетрадь младшего школьника. Формирование навыков самооценки и самоконтроля», «Я – второклассник: портфолио учащегося», «Я – третьеклассник: портфолио учащегося» «Я – четвероклассник: портфолио учащегося») авторов Андреевой Е.А., Разваляевой Н.В., Осетинской О.В. Содержание программы построено таким образом, что конечным продуктом работы обучающихся по завершению каждого блока является социальный проект.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемыми результатами использования программы социально - психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» является достаточная сформированность:

  1. готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

  2. мотивации к обучению и познанию;

  3. основ гражданской идентичности;

  4. ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Результатами первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение учениками знаний о себе, своем развитии, своих особенностях, интересах и склонностях, о правилах ведения социальной коммуникации, принятых в обществе нормах отношений с другими людьми, правилах конструктивной групповой и подгрупповой работы, способах взаимодействия людей, способах самостоятельного поиска и обработки информации.

Результатами второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к самому себе и другому человеку, формирование толерантности и стремления к свободному, открытому общению.

Результатом третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного действия): приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления коммуникациями с другими людьми и принятие на себя ответственности за свои поступки, опыта исследовательской деятельности, публичного выступления и совместной деятельности с детьми и взрослыми.

























Раздел 4.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Актуальность и педагогическая целесообразность программы очевидна. Личностные требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Для формирования и развития данных качеств необходим системно-деятельностный, компетентностный и личностноориентированный подход, который заложен в основу стандарта в целом и в основу данной программы частности.

Необходимо отметить, что системно-деятельностный подход, являющийся основой стандартов образования и разработанных программ, предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



















Раздел 5.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В начале школьного обучения ребенок должен привыкнуть к правилам поведения в школе, новому режиму дня, проявлять желание ходить в школу, иметь хорошее эмоциональное самочувствие, не болеть, установить контакты с новыми сверстниками и взрослыми, а так же хорошо усваивать программу.

В начальной школе на основе любознательности, с которой ребенок приходит в школу, формируется учебно-познавательная активность и устойчивый интерес к экспериментированию. Самостоятельность в игровой деятельности преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности. Формируется произвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения; возникает инициативность в познавательной деятельности.

Формируется знаково-символическая деятельность младших школьников – умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Активное включение в обучение моделей разного типа способствует развитию у младших школьников наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Умение увидеть целое раньше его частей, свойственное ребенку дошкольного возраста, дает начало развитию творческого воображения, умению реконструировать известные и создавать новые объекты.

Достижением развития младшего школьника является осознание отношения двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот мир во всем многообразии. К концу младшего школьного возраста интуитивное владение словом дополняется осмысленным к нему отношением и должно выражаться в письменной речи учащихся.

Показателями сформированности совместной учебной деятельности учащихся и учителя к концу начального обучения являются следующие:

– умение обнаружить недостаточность своих знаний для решения учебной задачи нового типа; поставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий;

– умение выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной литературе), находить средства для проверки этих гипотез;

– работать с моделями и схемами;

– оценивать и контролировать свои учебные действия и действия сверстников.

Важнейшим приобретением в младшем школьном возрасте является способность к рефлексии, которая проявляется: а) в умении отличать известное от неизвестного, знание о своем незнании, определить, каких знаний и умений не хватает для успешных действий; б) в умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным; в) в умении критично (но не категорично) оценивать мысли и действия других людей.

Способность к рефлексии – это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь всеми культурными источниками информации: обращаясь к авторитетам, справочникам, к текстам. В начальной школе умение учиться лишь зарождается и его развитие и индивидуализация происходят позже.

Младшие школьники приобретают опыт преобразования игры в художественное творчество. Они обнаруживают способность создавать вокально-музыкальные, ритмопластические, живописные, словесные художественные образы. Эти образы представляют собой относительно завершенный продукт и адресованы не только себе самому, но и другим людям – зрителю, слушателю, читателю.

Социально-личностное развитие младшего школьника характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений о самом себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся отношения со взрослыми и сверстниками. К концу младшего школьного возраста у ребенка появляется знание о своих индивидуальных качествах.

Главным личностным новообразованием младшего школьного возраста детей становится способность к самоизменению, ограниченная пока умением и стремлением ребенка расширять границы собственных знаний и имений.

К концу младшего школьного возраста появляется умение учащихся оценивать свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я». Это умение обнаруживается в коммуникативной инициативе ребенка по организации сотрудничества со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими учениками. Взаимоотношения детей строятся с учетом правил культурного поведения, становятся доброжелательными, дружескими; младшие школьники могут самостоятельно разрешать возникающие конфликты, развивается и умение предотвращать конфликтные ситуации, строить общение со сверстниками с учетом их настроения и индивидуальности и точки зрения. Ребенок знает и понимает невербальный язык общения.

Социально-личностное развитие предполагает также владение нравственными нормами поведения в природе, общественных учреждениях, осознание ответственности за самого себя, других людей (близких, сверстников и др.).

























Раздел 6.

Содержание учебного предмета.

Содержание программы

При составлении программы психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой» учитывались:

- соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- психолого-педагогические аспекты работы с детьми начального школьного возраста;

- достижения в области практической психологии.

При разработке содержания программы была использована серия «Портфолио в начальной школе», состоящая из четырех тетрадей («Тетрадь младшего школьника. Формирование навыков самооценки и самоконтроля», «Я – второклассник: портфолио учащегося», «Я – третьеклассник: портфолио учащегося» «Я – четвероклассник: портфолио учащегося») авторов Андреевой Е.А., Разваляевой Н.В., Осетинской О.В. Содержание программы построено таким образом, что конечным продуктом работы обучающихся по завершению каждого блока является социальный проект.

Содержание деятельности в 4 классе.


1. Я – четвероклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях. (1 ч.) Введение правил работы в группе во время занятий с элементами тренинговых технологий и арт-терапии. Выполнение устава школы и законов класса. Сплочение группы.

2. Мое третье школьное лето. Это все обо мне (1 ч.) Знакомство с портфолио. Заполнение страниц портфолио. Мотивационный настрой на обучение. Изменения личности. Мой портрет. Сплочение группы.

3. Моя семья. Моя родословная (3 ч.) Генеалогическое дерево семьи. Путешествия, традиции. «Когда у меня будет своя семья…»

4. Мы – друзья. Строим дружеские отношения (6 ч.) Как научиться дружить. Что может разрушить дружбу и сделать ее крепче. Конфликты в жизни человека. Во что можно играть с друзьями. Как помочь другу.

5. Этот удивительный мир (11 ч). Этот огромный мир. Если случилась непонятная ситуация. Проблема как друг. Интересный и загадочный мир эмоций. Как научиться управлять собой. Доверие в жизни человека. Немного об уверенности. Звездная карта моей жизни.

6. Мои интересы, склонности и способности (6 ч). Что я умею делать. Мои проекты: выполненные и будущие. Предметные успехи и неудачи. Мое хобби. Выполняем тесты.

7. Создание и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения (6 ч.). Основы проектной деятельности. Подготовка проекта. Публичная защита проекта. Мои «шедеврики». Я - выпускник.







Раздел 7.

Тематическое планирование.


Блок для обучающихся 4 классов «Я – четвероклассник»

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Я – четвероклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях.

1

2

Мое третье школьное лето. Это все обо мне.


1

3

Моя семья. Моя родословная.


3

4

Мы – друзья. Строим дружеские отношения.


6

5

Этот удивительный мир.

11

6

Мои интересы, склонности и способности.

6

7

Создание и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения.

6

Всего


34













Календарно - тематическое планирование программы

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

социально-психологического развития личности учащихся

«Знакомство с самим собой»


п/п

Тема раздела

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности

Кол

час. на

тему зан.

Всего часов

на раздел

Теор. часть зан.

Практ. часть зан.

Дата

по плану

по факту

1

Я – четвероклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях.

Я – четвероклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях.

Теория: понятие о правилах знакомства, правилах работы в группе во время занятий с элементами тренинговых технологий и арт-терапии.

Практика: «Знакомство», «Соблюдай правила», «Разыскивается», «Эхо».




1





1




1




0



2

Мое третье школьное лето. Это все обо мне.


Мое третье школьное лето. Это все обо мне.


Теория: знакомство с портфолио, правила заполнения титульной страницы портфолио, заполнение страницы «Моё третье школьное лето». Изменения, которые со мной произошли.



1



1



1



0




3





Моя семья. Моя родословная.



1.Диагностика внутрисемейных отношений. Рисунок семьи.

Теория: понятие «семья», «внутрисемейные отношения». Я и мои родители.

Практика: диагностика внутрисемейных отношений. Рисунок семьи. Заполнение портфолио.

1


3





2





1







2. Генеалогическое дерево семьи.

1



3. Моя родословная.


1



4



Мы – друзья. Строим дружеские отношения.


1. Как научиться дружить. Что может разрушить дружбу и сделать ее крепче.

Теория: понятие «дружба». Мои отношения с одноклассниками.

Практика: диагностика

социально-психологического статуса в классе.

Разрешение конфликтов. Совместные игры. Заполнение портфолио.

1





6





2





4



2. Мои отношения с одноклассниками.

1



3.Диагностика социально-психологического статуса в классе.

1



4. Конфликты в жизни человека. Сказка «Мишкино горе».

1




5. Во что можно играть с друзьями.

1




6. Как помочь другу.

1



5

Этот удивительный мир.

1. Этот огромный мир.

Теория: понятие «внутренний мир». Какие желания мне помогают в жизни.

Практика: Заполнение страницы портфолио «Дерево желаний». Сказкотерапия.

1








11








6








5




2. Если случилась непонятная ситуация.

1



3. Проблема как друг.

1



4. Интересный и загадочный мир эмоций.

1



5. Как научиться управлять собой.

1



6. Доверие в жизни человека.

1



7. Уверенность в себе.

1





8. Звездная карта моей жизни.


1






9. Мой внутренний мир.

1



10. Уникальность внутреннего мира.

1



11. Мой внутренний мир и мои друзья.

1



6

Мои интересы, склонности и способности.







1. Что я умею делать.

Теория: понятие «способности», «склонности».

Практика: Заполнение портфолио. Выполняем тесты.

1






6






2






4



2. Мои проекты: выполненные и будущие.

1



3. Предметные успехи и неудачи.

1



4. Мое хобби.

1



5. Моё будущее.

1



6.Моя будущая профессия.

1



7

Создание и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения.

1.Как составить проект?

Теория: Как составить проект?

Готовим социальный проект «Семь чудес моей Родины».

Подведение итогов учащимися 4 –го класса.

Практика: Заполнение страницы портфолио «Мои достижения». Защита социального проекта «Семь чудес моей Родины».

1




6




2




4



2.Готовим социальный проект «Семь чудес моей Родины».

1



3.Защита социального проекта «Семь чудес моей Родины»

1



4.Мои достижения.

1




5.Подведение итогов по портфолио учащимися.

1



6.Я - выпускник.

1



Всего


34




Раздел 8.

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Бланковые диагностические методики


п/п

Название

Автор

Назначение

Целевая

аудитория

Кол-во

В наличии

% доля

1

«Рукавички» Г.А.Цукерман

«Совместная сортировка» (Бурменская Г. В.).

Г. А. Цукерман,

Бурменская Г. В.

Диагностика сотрудничества и взаимодействий одноклассников между собой.

3 классы

55

55

100

2

«Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-Строитель»).

«Архитектор-Строитель»

Изучение коммуникативно– речевых действий.

3 классы

55

55

100

3

Рисунок «Моя семья».

Н. Ольшевская

Диагностика внутрисемейных отношений.

3 классы

55

55

100


Программы для осуществления коррекционно-развивающей и профилактической деятельности


№ п/п

Название программы

Автор

Целевая

аудитория

Производитель,

год выпуска

Кол-во

В наличии

% доля

Коррекционно-развивающие программы

1

Коррекционно-развивающие работы

И.В. Возняк, И.М. Узянова, С.В. Лебедева, Н.И. Сафонова, Е.А. Симонова, Е.С. Калинина, О.Я. Будникова, Л.И. Лейчуг, Л.Б. Балакина, В.А. Бондаренко, И.В. Лапшина, О.Р. Перцева.

1-11 классы

Белгород, 2011 год

1

1

100

Учебные программы по психологии

1

«Знакомство с самим собой»

И.М. Узянова

3-е классы

Белгород, 2011 год

1

1

100

Диагностические программы

1

Диагностика.

Дидактическое электронное пособие по видам деятельности педагога-психолога образовательного учреждения

И.В. Возняк,

И.М. Узянова,

С.В. Лебедева, Н.И. Сафонова, Е.А. Симонова, Е.С. Калинина, О.Я. Будникова, Л.И. Лейчуг,

Л.Б. Балакина, В.А. Бондаренко, И.В. Лапшина, О.Р. Перцева.

1-11 классы, учителя, родители

Белгород, 2011 год

1

1

100


Материалы для осуществления просветительской деятельности с участниками образовательного процесса


п/п

Название

Целевая аудитория


Форма

(консультация, беседа, доклад, стендовый материал или др.)

Кол-во

В наличии

% доля

1

Психолого – социологическая служба (стенд в учительской комнате).

учителя

Информационно– просветительское (стендовый материал).

1

1

100

2

Здоровый образ жизни (стенд в кабинете педагога-психолога).

учащиеся, учителя

Профилактическое (стендовый материал).

1

1

100

3

Первый раз – в первый класс! (стенд в кабинете психолога).

учащиеся первых классов

Информационно– просветительское (стендовый материал).

1

1

100


Игрушки и настольные игры


п/п

Название

Целевое использование

Кол-во

В наличии

% доля

1

Клубок, мягкие игрушки – «Сердце», различные животные

Методика «Паутина комплиментов», пожелания, игротерапия.

12

12

100

2

Лото, домино, настольный бильярд

Развитие мышления, памяти, логики.

3

3

100


Материалы для проведения коррекционно-развивающей деятельности


п/п

Название

Количество

В наличии

% доля

1

Бумага

300 листов

300 листов

100

2

карандаши

20 простых и набор цветных

20 простых и набор цветных

100

3

краски

2 упаковки

2

100

4

пластилин

2 упаковки

2

100

5

кубики

9 шт

9

100

6

пирамида

3 шт

3

100

7

мячи

3 шт

3

100

8

мягкие игрушки

12

12

100

9

фломастеры

3 набора

3

100


Библиотека практического психолога

п/п

Автор

Название

Место и год издания

Кол-во

В наличии

% доля

1

Абрамова Г.С.

Психологическое консультирование: теория и опыт.

2000 год

1

1

100

2

Автор-составитель Т.А. Шишковец

Осложнённое поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция.

2006 год

1

1

100

3

Айзенк Ганс Юрген

Проверьте свои способности

1995 год

1

1

100

4

Ануфриев А.Ф.,

Костромина С.Н.

Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.

1998 год

1

1

100

5

Бодалев А.А.,

Столин В.В.

Общая психодиагностика.

2000 год

1

1

100

6

Волков Б.С.,

Волкова Н.В.

Психология общения в детском возрасте.

2003 год

1

1

100

7

Галина И.В.

Нервный ребёнок: каприз или болезнь?

1982 год

1

1

100

8

Годовникова Л.В.

Интегрированное обучение в массовой школе: психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья: учеб.пособие.

2006 год

1

1

100

9

Демиденко М.В.,

Клюева А.И.

Педагогическая психология: Методики и тесты.

2004 год

1

1

100

10

Дьяченко М.И.,

Кандыбович Л.А.

Психологический словарь-спарвочник.


2004 год

1

1

100

11

Зак А.З.

600 игровых задач для развития логического мышления детей.

1998 год

1

1

100

12

Зак А.З.

Развитие умственных способносткей младших школьников.

1994 год

1

1

100

13

Захаров А.И.

Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям).

1995 год

1

1

100

14

Зинченко В.П.,

Мещариков В.Н.

Психологический словарь.

1999 год

1

1

100

15

Истратова О.Н.,

Эксакусто Т.В.

Справочник психолога средней школы.

2006 год

1

1

100

16

Калугин М.А.,

Новотворцева Н.В.

Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки.

1996 год

1

1

100

17

Кащенко В.П.

Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков.

1994 год

1

1

100

18

Клейберг Ю.А.

Писхология девиантного поведения.

2001 год

1

1

100

19

Клюева Н.В.,

Касаткина Ю.В.

Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.

1996 год

1

1

100

20

Коломинский Я.Л.,

Панько Е.А.

Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.

1988 год

1

1

100

21

Короткова Л.Д.

Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации.

2006 год

1

1

100

22

Лэндрет Г.Л.

Игровая терапия: искусство отношений.

1994 год

1

1

100

23

Меновщиков В.Ю.

Психологическое консультирование

2001 год

1

1

100

24

Нагель О.П.

Технология развития коммуникативной компетентности педагога.

2008 год

1

1

100

25

Нагель О.П.,

Бочарова И.А.

Организация деятельности специалистов по комплексному сопровождению ребёнка в образовательном учреждении.

2007 год

1

1

100

26

Нечаев М.П.

Диагностика воспитанности школьников.

2006 год

1

1

100

27

Овчарова Р.В.

Справочная книга школьного психолога.

1996 год

1

1

100

28

Овчарова Р.В.

Практическая психология в начальной школе.

1996 год

1

1

100

29

Н. А. Волкова.

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации.

1992 год

1

1

100

30

Петрусинский В.В.

Игры – обучение, тренинг, досуг…

1994 год

1

1

100

31

И.В. Дубровина

Рабочая книга школьного психолога.

1991 год

1

1

100

32

Дубровина И.В.

Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы.

1995 год

1

1

100

33

И.В. Возняк,

И.М. Узянова,

С.В. Ле6бедева,

Н.И. Сафонова,

Е.А. Симонова,

Д.Н. Кудрикова,

И.В.Адонина,

О.Н. Богданова,

О.А. Родченко

Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

Белгород 20011 год

1

1

100

34

Ольшевская Н.

Психологические тесты. На все случаи жизни.

Владимир: ВКТ, 2010 год

1

1

100

35

М. Шевченко

Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых.

Владимир: ВКТ, 2010 год

1

1

100

36

О. Сергеева

Как научиться разбираться в людях.

Москва 2010 год

1

1

100

37

Н.Е. Щуркова

Школа и семья.

Москва 2004

1

1

100

38

Эксмо.

Графология.

Москва 2009

1

1

100

39

В.Н. Куликов

Тайна имени – ключ к судьбе человека (мужские имена).

Москва 2010

1

1

100

40

В.Н. Куликов

Тайна имени – ключ к судьбе человека (женские имена).

Москва 2010

1

1

100

41

С.А. Левашова

Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг

Ярославль 2006

1

1

100

42

Мария Бриль

Читаем язык жестов

Санкт – Петербург 2010 год

1

1

100

43

В.П. Шейнов

Искусство убеждать

Минск «Харвест» 2010 год

1

1

100

44

Тагирова Г.С.

Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками.

2005 год

1

1

100



Итого: материально-техническая база педагога – психолога 100 %.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ