Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся общекультурного направления на ступени начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО "Театр юного зрителя"
13-
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 14
Рассмотрена Утверждена
Методическим объединением учителей
начальных классов приказом от 13.09.2014г. №213
Протокол от 30.08.2014 № 1 Директор МБОУ ООШ № 14
Руководитель МО_________Л.Х. Пак ___________М.Л. Горбачева
Рабочая программа
внеурочной деятельности обучающихся общекультурного направления
на ступени начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО
"Театр юного зрителя"
2014 – 2015 учебный год
И.А.Новицкая, учитель начальных классов
г. Южно-Сахалинск
2015 год
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Театр юного зрителя» начального общего образования разработана на основе ФЗ «Об образовании в РФ» 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования науки России от 6 октября 2009 года №373.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»
Приказ Министерства образования Сахалинской области «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Сахалинской области» от 03.09.2010 г. № 985
Положение о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ ООШ № 14, утвержденное приказом от 02.09.2013 г. № 234-ОД.
зработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа России» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008); -
Данная рабочая программа является адаптивной.
Актуальность
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и
общения;
через театр привить интерес к мировой художественной культуре
и дать первичные сведения о ней;
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к
любой работе.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Содержание
Программа внеурочной деятельности «ТЮЗ» включает разделы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр спектаклей в театрах города.
5. Наш театр.
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.
В программу «Театра юного зрителя» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Литературное чтение» авторов: Рамзаевой.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «ТЮЗ» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Курс рассчитан на 1 год обучения из расчета по 1 часу в неделю, 34 часа год.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ
ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
№ п/п
Тема раздела
Форма
Уровень
Ожидаемый воспитательный результат
1
«Мы играем – мы мечтаем!»
игра
II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
2
Театр
беседа
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
экскурсия
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
3
Основы актёрского мастерства
изучение основ сценичес-кого мастерства
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
актёрский тренинг
II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
4
Просмотр спектаклей в театре города Южно-Сахалинска
просмотр спектакля
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
беседа
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
иллюстри-рование
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
5
Наш театр
мастерская образа
II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
мастерская костюма, декораций
II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
инсцениро-вка, постановка спектакля
II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
выступле-ние
II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций с помощью родителей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 1 класс (34 часов)для
№ п/п
Тема
Количество часов, из них
всего
теория
практика
Дата проведения
Раздел 1 «Театр на уроках»
4
2
1гр.
2гр.
1-2
Озвучивание иллюстраций, мультфильмов.
1
1
04.09
11.09
05.09
12.09
3-4
В театре. Шумы.
1
1
18.09
25.09
19.09
26.09
5-6
Как создаётся спектакль. Сочинение историй- сценок с костюмами.
2
-
02.10
09.10
03.10
10.10
Раздел 2 «Основы актёрского мастерства»
13
6
7-8
Мимика. Пантомима.
1
1
16.10
23.10
17.10
24.10
9-17
18-26
Подготовка и постановка исценировок :
-ко Дню учителяМонтаж стихов об учителях ,песня "Первоклашка,первоклассник,,"
-ко Дню матери ,Музыкальная сказка"Волк и семеро козлят"
-к Новому году, "Новогодняя сказка"
2полугодие
Подготовка, разучивание сценария и постановка исценировок к праздникам:
-посвященный 23 февраля
-к 8 марта
-окончанию 1 класса)
9ч.
6ч
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
30.10
06.11
13.11
20.11
28.11
04.12
11.12
18.1225.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
26.02
05.03
12.03
19.03
31.10
07.11
14.11
21.11
29.11
05.12
12.12
19.12
26.12
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
27.02
06.03
13.03
20.03
Раздел 3 «Просмотр спектаклей в театрах города»)1ч.
.
1
весенние каникулы
март
27
Посещение спектакля театре города
1
28.03
28
Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование
1
02.04
03.04
Раздел 4 «Наш театр»
3
1
29-32
Подготовка спектакля по русской народной сказке «Теремок»
Изготовление костюмов с помощью родителей.
2
–
09.04
16.04
23.04
30.04
10.04
17.04
24.04
07.05
33
Постановка сказки «Теремок»
1
1
15.05
16.05
Итого
33
13
20
33
33
Список используемой литературы:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа России» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Список рекомендованной литературы:
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ