Работа учителя истории и обществознания по формированию и развитию информационных компетентностей учащихся 5-6 классов

Работа учителя истории и обществознания по формированию и развитию информационных компетентностей учащихся 5-6 классов.

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно. Именно на развитие учащихся, их становление как личности, улучшении качества образования и направлен компетентностный подход в образовании и воспитании учащихся.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых  для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Информационно-коммуникативная компетенция включает знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе. Владение различными социальными ролями в коллективе. Поэтому систематически использую такие  формы обучения на уроках:

  • групповая;

  • индивидуальная;

  • коллективная.

Учебно-информационные(интеллектуальные) компетенции делятся на :

  • Освоение методов анализа и критического мышления

  • Умения работать с текстом

  • Создание авторского продукта

  • Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решение проблем

  • Освоение методов сбора данных.

А теперь давайте посмотрим, как это выглядит на практике. Мы с вами будем выполнять задание, аналогичные заданиям учеников 5-6 классов на уроках истории и обществознания и попытаемся определить с формированием и развитием какой компетенции работает учитель.

Задание №1.

Например, при изучении темы «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад» на уроке истории в 6 классе учащимся предлагается самостоятельно изучить пункт параграфа «Мораль и право» и ответить вопросы. (сделать распечатку текста и вопросов)

- Прочитайте самостоятельно пункт « Мораль и право» ( стр. 78) и будьте готовы ответить на вопросы:

- Продолжите предложения:

1) Государство не должно издавать законы, т.к. …( все законы изложены Мухаммедов, государство должно только их выполнять)

2) Правила поведения мусульман называются ( шариатом)

3) Мусульманская мораль приписывала: ( не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей)

4) Мусульманам запрещалось… ( пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством )

5) Мусульманам разрешалось.. ( иметь 4 жены )

И после задать обобщающий вопрос «Чему же учить Коран?» или попросить сравнить Мораль Ислама и Христианства, попросив выделить, что их объединяет, а также выделить различия.

Задание №2 (сделать распечатку текста и вопросов)

Работа с текстом учебника в группах

1 группа Трудовой договор

2 группа Право на отдых и социальное обеспечение стр. учебника 79

3 группа Правовое регулирование труда несовершеннолетних

Рабочий лист 1

  • Прочитать пункт «Трудовой договор» стр. 76-78

  • Ответьте на вопросы:

  1. Трудовой договор (прил. 1 статья 56)

  2. Какие пункты предусмотрены?

  3. С какого возраста закон разрешает трудоустройство по общему правилу? /с 16 лет/

  4. Что необходимо для заключения трудового договора с учащимися с 14 лет?

  5. До 14 лет могут работать?

  6. В каких случаях трудовой договор может быть расторгнут?

ГРУППА 2

Право на отдых и социальное обеспечение стр. учебника 79

  1. Что говорится в Конституции РФ об отдыхе? Приложение 1 Статья 37 п.5

  2. Почему право на отдых рассматривается там же, где и право на труд?

  3. Какова продолжительность рабочей недели в РФ?

  4. Что включает в себя время отдыха?

  5. Какова минимальная продолжительность ежегодного отпуска?

  6. Какие праздничные дни предусмотрены законом РФ?

  7. Что такое пенсия? Каков пенсионный возраст в РФ?

  8. Кому еще положены социальные выплаты?

  9. Сделайте возможные выводы.

ГРУППА 3

Правовое регулирование труда несовершеннолетних

  1. Кто по закону считается несовершеннолетним?

  2. Как государство заботится об их здоровье?

  3. Какова продолжительность рабочего дня несовершеннолетних?

  4. К каким работам не привлекаются несовершеннолетние?

  5. Какие льготы предусмотрены в ежегодном отпуске?

  6. Каков порядок их увольнения?

Итак, развитию какой информационной компетентности способствуют такие задания? Совершенно верно - это, прежде всего умение работать с текстом. Во втором задание затрагивается, и умение анализировать и критически мыслить. И если первое задание индивидуально для каждого ученика, то во втором задании используется метод работы в группах.

Задание №3.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с «Земельным законом братьев Гракхов». Я надеюсь, что вы на уроке будете внимательны. Это поможет вам без труда ответить на вопрос в конце урока: «Почему земельная реформа братьев Гракх была обречена на провал?»

Ставя перед учащимися проблемный вопрос какую из информационных компетенций затрагивает учитель. Естественно, это освоение методов анализа и информационной переработки материала.

Следующие задание будет актуально на уроках истории не только в 5-6 классах, но и в старших классах.

Задание №4.

Итак, ребята, в течении нескольких уроков мы с вами изучали период раздробленности в Древнерусском государстве. Мы говорили, в том числе на уроках истории средних веков, что нельзя оценивать эту эпоху либо только с негативной стороны, либо только с положительной стороны. Давайте, попробуем обобщить с вами изученный материал и выделим положительные и отрицательные последствия политической раздробленности на Руси. Доска разделена на 2 половины, ребята по очереди записывают «+» и «-» .

Какая компетенция затрагивается здесь? Опять же освоения методов анализа и критического мышления. Активно используется проблемный метод. Таким образом, можно проводить повторно-обобщающие уроки после изучения правления каждого монарха. Например, Ивана Грозного, ПетраI, Екатерины II и т.д.

А теперь давайте обратимся к презентации, в которой предложены несколько ситуационных заданий. И ответим на вопрос, какие информационные компетенции формируются при выполнении данных заданий.

1. Метод ситуационного упражнения (задачи)

 заключается в том, что обучаемому предлагается текст с подробным описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Возможны два варианта предложенной задачи

1. в тексте задания уже дается готовая информация и задача ученика- её анализ

2. для решения задачи необходимо самостоятельно найти информацию – как следствие – обучение учащихся работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.  

Данные задания    способствуют развитию учебно-информационных компетенций, а так как часто ученикам требуется выразить свое отношение к происходившим событиям или встать на позицию определенного исторического лица, это способствует совершенствованию и ценностных компетенций

Вы только что просмотрели ЦОР- «Ситуационные задания по истории», где упражнения сгруппированы по блокам:

А. По субъекту анализа

  1. задания, опирающиеся на позицию современника исторических событий

  2. задания, опирающиеся на позицию современного человека

Б. по источнику анализа

  1. задания на основе анализа произведений живописи

  2. задания на основе анализа документа.

И наконец, еще одна компетенция.

3. Метод игрового проектирования

Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов.

Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.

Работа над проектом по обществознанию, после изучения темы «Предпринимательская деятельность»

Урок- «Бизнес- старт»

Учитель предлагает каждой команде "открыть" в Магнитогорске собственную фирму: общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Созданные фирмы должны заниматься конкретной предпринимательской деятельностью в любой отрасли, производя или товары, или услуги.

Состав команды и обязанности каждого участника:
РУКОВОДИТЕЛЬ ФИРМЫ , МЕНЕДЖЕР ПО ПРОИЗВОДСТВУ , МЕНЕДЖЕР ПО СНАБЖЕНИЮ , МЕНЕДЖЕР ПО СБЫТУ , МЕНЕДЖЕР ПО КАДРАМ , ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ФИРМЫ

Каждый член команды отвечает за соответствующий раздел бизнес-плана. Структура бизнес-  плана предлагается ребятам. При создании бизнес- плана учащиеся опираются на конкретную экономическую ситуацию в нашем городе, изучают спрос на товары и предложение на рынке, выясняют, найдут ли они в регионе поставщиков сырья, достаточен ли кадровый потенциал города, есть ли специалисты для их производства.

В ходе игры развиваются компетентности учащихся- создание юридического документа, совершенствование  навыков экономической деятельности, создается авторский продукт, развиваются презентационные умения, учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ