"Развитие критического мышления на уроках биологии"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Чудово Новгородской области
Педагогическая статья
«Развитие критического мышления
на уроках биологии»
подготовила
учитель биологии и географии
Степахина Татьяна Анатольевна
г. Чудово
2013
«Развитие критического мышления на уроках биологии».
В своей педагогической практике я столкнулась с проблемами:
1) активность учащихся низкая;
2) учащиеся не умеют анализировать, оценивать информацию;
3) не могут грамотно построить ответ;
4) большинство детей механически запоминают информацию;
5) домашнее задание не выполняют.
Причинами выше перечисленных проблем являются:
1) сама личность. Это привычка паразитировать, сформировавшаяся за годы безделья, и неверие в свои силы, и страх перед неудовлетворительными оценками, и неподготовленность на данный момент;
2) родители перестали должным образом уделять внимание своим детям.
Из перечисленных выше проблем могут возникнуть последствия, как скудность интеллекта, скованность мышления, бедность и блёклость состояния знаний, а значит, и умений и навыков. Такое искоренить трудно, но можно. Как? Я постоянно нахожу приёмы, которые помогают мне заинтересовать обучающихся. Научить ученика осмысливать и передавать информацию – вот главная моя задача, как учителя.
Помогут решить указанные выше проблемы уроки, которые призваны:
1) развивать творческую активность учащихся;
2) развивать познавательный интерес;
3) формировать человека с активной жизненной позицией.
Что оцениваем, если говорить о навыках критического мышления?
Можно выделить:
1) умение анализировать учебную проблему;
2) оценивать предлагаемые решения;
3) соотносить свое решение с возможными вариантами других учеников;
4) выбирать эффективные задачи и т.д..
Но не все навыки можно оценить с помощью оценки. Например, как оценить способность ученика отказаться от своего мнения в пользу мнения другого, умения конкретно выражать свои суждения, умение работать в группе.
Некоторые умения и навыки проверяются. Для этого есть традиционные методики. Например, тесты, в которых есть вопросы на воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез.
Критическое мышление – подход в обучении, который развивает мыслительную деятельность ребёнка, развивает его творческий потенциал, чтобы он мог применить полученные знания в жизни и легко мог адаптироваться в окружающей среде.
Я использую на своих уроках биологии приёмы формирования критического мышления. Вовлечённые в процесс критического мышления, они добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретённые знания и умения в жизни, учатся формулировать свои мнения и идеи.
На своих уроках я использую разные приёмы и их начинаю применять
с пятого класса. Ведь учителя биологии сталкиваются с тем, что дети не справляются с программой из-за своего неумения читать. Текст – сообщение, информация. А задача читателя – понять смысл прочитанного. Когда ученик сталкивается с более сложным текстом, у него возникают трудности в обучении. Причины непонимания текста может быть разными:
- незнание отдельных слов и выражений;
- слово имеет несколько значений, нужно выяснить, в каком именно значении употреблено это слово.
Поэтому я даю детям следующие упражнения:
Задание №1.
Найти непонятные слова и выражения. Выяснить их значения.
Задание №2.
Найти слова в непривычном употреблении.
Задание №3.
Найти слова, употребляемые в переносном смысле.
Чтобы дети хорошо осмысливали текст, я даю им упражнения, которые
направлены на установление связей между тексом и смысловой целостностью:
Задание №1.
Придумайте заглавие к тексту (к абзацу), чтобы оно отражало его суть.
Задание №2.
Составьте план не словами, а рисунками, схемами, знаками.
В этом случаи информация осмысливается глубже: её приходится переводить из речевой в образную.
Часто я даю и такое задание. Составьте вопросы к тексту: чей список вопросов будет самым длинным (кто отметит мелкие подробности текста). Многие могут просто сказать, что работа с текстом не дело учителя биологии. Но не жду, что кто-то придёт и научит моего ученика, ведь я испытываю с ним трудности, обучая его своему предмету. Значит, я должна ему помочь.
Работая с текстом, я использую приём «Чтение с остановками». Я разбиваю текст на логические куски. Учащиеся читают его и останавливаются в определенном месте ( по усмотрению учителя, это может быть многоточие в середине предложения, конец абзаца). Затем я задаю вопросы о дальнейшем развитии мысли (Как вы считаете, о чём пойдёт речь в тексте дальше?). Ученики высказывают свои суждения, читают текст дальше и сопоставляют свои предложения с прочитанным.
Ученики с текстом на уроке могут работать и так. Во время чтения делать карандашные заметки на полях («+» - я это знал до прочтения текста, «V» -это новая для меня информация, «?» - это мне непонятно), записывать в колонку ключевые слова, подтверждающие высказанные во время стадии вызова версии, а также слова, характеризующие новую для каждого ученика информацию.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что обучающиеся не просто читают и ли слушают текст, а они преломляют его через призму своих целей и вопросов.
В своей практике я использую приём «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ).
Учащиеся чертят в тетради таблицу. В ней три графы: 1- знаю, 2 – хочу знать; 3-узнал. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной проблеме. Затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотят получить ответ. В конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
Часто на своих уроках биологии применяю приём «Ассоциации». Что я делаю: - пишу ключевое слово или словосочетание ; предлагаю учащимся написать слова, которые приходят на ум по выбран ной теме. У разных детей бывает записано разное количество слов. Я прошу обменяться идеями в парах, в группе. Это приводит к взаимному обучению учащихся. Этот приём помогает ученикам расширить свой словарный запас по той или иной теме, а также развивает коммуникативные умения. Ребята обмениваются своими идеями и таким образом взаимно обогащаются.
«Пятистишья» - этот приём помогает ученику самостоятельно мыслить и творить. Структура пятистишья следующая:
1) первая строка – одно слово, описывающее тему (существительное);
2) вторая строка – два слова, описывающие тему (два прилагательных);
3) третья строка – три слова, выражающее действие их по теме (три глагола);
4) четвертая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;
5) пятая строка – одно слово (синоним слова из первой строки), которое
подчеркивает сущность темы. Каждый ученик тратит 5 минут, чтобы написать пятистишье.
«Инсценировка» - этот приём заставляет ученика мыслить, помогает ему раскрыться в ходе работы, учит общению. За неделю до урока я определяю тему. Каждый ученик сам себе выбирает роль, а значит, стиль изложения своих мыслей на заданную тему. Затем они обсуждают свои наработки в группах. Такая работа развивает такие качества ребёнка, как: сотрудничество, ответственность, толератность, критическое мышление.
Урок – тренинг. Это урок активной мыслительной и речевой деятельности учащихся, форматом организации которого является групповая работа (работа в четвёрках).
Уроки тренинги могут быть использованы как при изучении нового материала+, закрепление пройденного. Однако особо целесообразно их использовать при обобщении и систематизации знаний учащихся.
Главным действующим лицом на уроке – тренинге является ученик. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательства выбора, происходит обобщение знаний и мощное развитие критического мышления.
Все приёмы, рассмотренные мной выше, направлены на развитие критичеческого мышления школьников на уроках биологии.
В настоящее время моя работа по развитию критического мышления у учащихся продолжается, так как я увидела определённые результаты своей работы:
- возросла мыслительная возможность учащихся, появилась гибкость в мышлении;
- возросла способность у обучающихся самостоятельно строить понятия и оперировать ими;
- возросла способность передавать другим свою информацию, шлифовать
её, понимать и принимать точку зрения другого человека;
- дети стали лучше анализировать получаемую информацию;
- повысилась мотивация учащихся к образовательному процессу.
Приёмы перечисленные выше нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А общие идеи: приоритет каждого суждения, не авторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт - это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ