Элективный курс "Человек в мире профессий"
МБОУ СОШ “с. Никольское” МО “Енотаевский район”
Элективный курс
“Человек в мире профессии”
подготовила:
Маркова Лия Викторовна,
педагог-психолог
с. Никольское, Енотаевского района, Астраханской области
2013
Пояснительная записка
Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Способность к профессиональному и личностному самоопределению себя как субъекта выбора и жизненного существования остается единственной предпосылкой социальной успешности. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.
Данный курс занятий направлен на оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении, которые выражаются в неумении действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, имеющим неадекватную самооценку, проблемы идентичности себя и своего места в социуме.
Цель программы: помочь учащимся сориентироваться в профессиональном выборе с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей.
Задачи программы:
- Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий.
- Обеспечение учащихся средствами самопознания, развитие умений по целеполаганию и планированию.
- Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя).
Структура занятия
I. Ритуал приветствия. Цель: создание позитивного настроя на занятие.
II. Основная часть:
а/ теоретическая: лекционный материал согласно теме занятия;
б/ практическая: диагностические пробы, изобразительные техники; психоролевые этюды и игры; профориентационные игры.
III. Рефлексия занятия. Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.
IV. Ритуал прощания. Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.
Особенности методики преподавания курса
Основным условием реализации программы является сотрудничество несовершеннолетнего со сверстниками и педагогом при выполнении совместной творческо-поисковой деятельности. Занятия проходят с элементами тренинга, с использованием активных методов обучения: “мозговой штурм”, игровой метод “ролевая проба”, дискуссия, моделирование ситуации, диагностические методики. В зависимости от задания педагог выступает то в качестве информатора, то диагноста, то равноправного участника, а в некоторых заданиях — наблюдателя.
Численность группы следует ограничить до 10–12 человек. При увеличении количества человек в группе уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий.
Требования к обученности:
а/ по результатам курса старшеклассники должны овладеть:
знаниями о классификации профессий, профессиограммах актуальных профессий; приемами самопознания; знаниями о стратегии эффективного общения, как составляющей профессиональной деятельности и самопрезентации;
б/ старшеклассники должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности, возможности и потребности с выбранной профессией и ее требованиями; составить резюме.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по темам: 1/ Мир профессий и мой выбор; 2/ Мое профессиональное будущее; 3/ Роль профориентационного курса в моем самоопределении.
Тематическое содержание курса
№
п.п.
Наименование тем
Количество часов
1.
Введение в курс
Знакомство с курсом, целями, задачами. Обсуждение правил работы на занятиях. Введение понятий: “выбор”, “самопознание”, “самодиагностика”.
1
2.
В мире профессий по компасу
5
2.1.
Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма.
1
2.2.
Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда.
1
2.3.
Самодиагностика: ДДО.
1
2.4.
Профориентационная игра “Нужные люди”.
1
2.5.
Методика «Карта интересов»
1
3.
Я выбираю профессию, мне выбирают профессию
10
3.1.
Тактика осуществления “выбора” (Я хочу; Я могу; Мне надо).
1
3.2.
Факторы выбора будущей профессии.
1
3.3.
Иллюзии, связанные с профессиями. Игра “Или-или”.
1
3.4.
Упражнение “Мы творим мир профессий”. Игра «Профконсультация».
1
3.5.
Активизирующий опросник «Перекресток».
1
3.6.
Активизирующий опросник «Будь готов!».
1
3.7.
Активизирующий опросник «Сейчас и потом».
1
3.8.
Активизирующий опросник «Престижная профессия».
1
3.9.
Активизирующий опросник «Самооценка нравственности, гражданственности».
1
3.10.
Профориентационная игра «Эпитафия».
1
4.
Роль характера в выборе профессии
4
4.1.
Знакомство с понятием “характер”.
1
4.2.
Мозговой штурм на установление взаимосвязи между чертами характера и профессией человека.
1
4.3.
Упражнение “Символ моего дела”.
1
4.4.
Профориентационная игра “Криминалисты”.
1
5.
Способности человека и их роль в выборе профессии
6
5.1.
Знакомство с понятием “способности”.
1
5.2.
Факторы, влияющие на развитие способностей.
1
5.3.
Выявление интеллектуальных способностей в ходе проведения самодиагностики.
1
5.4.
Профориентационная игра “Биржа труда”.
1
5.5.
Резюме, как презентация своих способностей.
1
5.6.
Игра “Царевна Несмеяна”.
1
6.
Профессиональный тип личности
4
6.1.
Знакомство с понятием “профессиональный тип личности.
1
6.2.
Самодиагностика: “Профессиональный тип личности” Голланд. Дискуссия по результатам диагностики.
1
6.3.
Соотнесение профессионального типа личности с профессиограммами.
1
6.4.
Этюд “Самая-самая...”
1
7.
Профессиональное взаимодействие.
Правила общения
3
7.1.
Деловой этикет и его составляющие.
1
7.2.
Введение понятия “профессиональное взаимодействие”.
1
7.3.
Профориентационная игра “Социологический опрос”.
1
8.
Итоговое занятие
Самостоятельная работа по написанию творческого эссе на одну из предложенных тем.
1
ИТОГО:
34
Список литературы:
1. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
2. Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2006. 288 с. — (Педагогика. Психология. Управление.)
3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: Вако, 2005. 240 с. - (Педагогика. Психология. Управление.)
4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ