Психолого-педагогическая характеристика детей с выраженной социально-педагогической запущенности
Муниципальное казенное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Полярная звезда»
«Психолого-педагогическая характеристика воспитанников с выраженной социально-педагогической запущенностью»
подготовила
педагог-психолог
Пыжова Ольга Вячеслававна
г. Новокузнецк
2013
Психолого-педагогическая характеристика воспитанников с выраженной социально-педагогической запущенностью.
В связи с выявлением большого числа детей с выраженной социально-педагогической запущенностью и переходом школ на новые программы обучения, усугубилось и без того тяжёлое положение стойко неуспевающих школьников. Поэтому возникла необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъективной деятельности, общения и самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я».(2)
Педагогическая запущенность развивается постепенно, проходя определённые стадии, имеющие комплекс доминирующих причин, признаков, знание которых позволяет правильно диагностировать отклонения и своевременно применять систему коррекционно-воспитательных мер. Задача педагогов - ликвидировать неблагоприятные тенденции в развитии воспитанников на такой стадии, когда они ещё не приобрели устойчивый характер.
Условно выделяют несколько стадий педагогической запущенности. (4)
Первая рассматривается как предрасполагающая и берет свое начало в раннем детстве, примерно с трехлетнего возраста. Т.е совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности. Она возникает в результате неправильного воспитания в семье (дефицит полезного общения с родителями, избыток или недостаток родительской заботы, ласки, конфликты между родителями, отсутствие единства требований к ребёнку, отсутствие ситуаций, воспитывающих чувство сострадания); из-за ошибок воспитателей детского учреждения, приводящих к неблагоприятному положению ребёнка в коллективе; как результат развитие депривации.
Вторая стадия педагогической запущенности является следствием слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению дошкольников. Система педагогических мер на этой стадии должна быть направлена на создание нормальных условий воспитания, на развитие внимания, мышления, индивидуальных психологических качеств.
Вторая стадия характеризуется появлением у младших школьников начальных форм негативного отношения к нормам и правилам жизни в детском коллективе. Основная причина - отсутствие успеха в деятельности, прежде всего в учебной. Неудачи и трудности, испытываемые детьми на фоне благополучного положения одноклассников, отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии, положении в группе. Учащиеся стараются привлечь к себе внимание негативными способами - плохим поведением, невыполнением домашних заданий и т. п.
Для предупреждения педагогической запущенности на этом этапе необходимы совместные усилия социальных педагогов, родителей и учителей, направленные на стимулирование познавательной деятельности ребёнка, интереса к учению, организацию свободного времени. Большое значение имеет психологическая поддержка, гуманные и товарищеские взаимоотношения в классе. Иногда необходимо создание так называемых ситуаций успеха, предусматривающих организацию условий, при которых ребёнок испытывает чувство удовлетворения от достигнутого. Важно, чтобы младшие школьники не были предоставлены самим себе и не попадали бы под отрицательное влияние детей с уже сложившимися негативными качествами личности.
Третья и четвёртая стадии педагогической запущенности наиболее часто проявляются в подростковом возрасте. Третья стадия характеризуется углублением негативного отношения к нормам и правилам жизни детского коллектива, проявлением асоциальных тенденций, отклоняющимся поведением. Отдельные поступки воспитанников, связанные с нарушением правил поведения, имеют ситуативный характер, т.е. возникают в результате неблагоприятного стечения обстоятельств (обида на несправедливость со стороны сверстников и взрослых, неудачи в деятельности и т.п.).
При слабости воспитательных мер на четвёртой стадии, антиобщественные тенденции поведения закрепляются и проявляются в грубости, негативизме и недисциплинированности. Встречаются факты мелкого воровства, нападения на слабых, жестокости, злостного хулиганства, переходящие в правонарушения и преступления. Зачастую такое поведение сочетается с искажёнными нравственными представлениями, когда грубость рассматривается как проявление взрослости, хулиганство - как независимость и т. п. Педагогическая запущенность развивается в тех случаях, когда воспитанники не имеют достаточных возможностей для самоутверждения в коллективах группы, класса, школы. Их стремление выглядеть взрослыми, независимыми, пользоваться авторитетом среди сверстников в сочетании с незрелостью суждений приобретает при неправильном педагогическом руководстве гипертрофированно-уродливые формы.
Отсутствие полезного общения в детском коллективе, непонимание со стороны взрослых, одноклассников толкают подростков на поиски контактов в уличных стихийных объединениях. Такие дети особенно восприимчивы к нежелательному влиянию среды, часто подвержены алкоголизму, наркомании.
Смысл воспитательной работы на этих стадиях заключается в том, чтобы проявить внимание к развитию личности каждого подростка, создать условия, способствующие его потребности в признании коллективом его личностных качеств, раскрытию потенциальных возможностей. Большую роль в этом процессе играют окружающая среда, организация свободное время, их досуга и трудоустройства подростков.
Социально и педагогически запущенные воспитанники характеризуются неадекватной самооценкой – либо завышенной, либо заниженной. Они социально не приспособлены, у них просматриваются тенденции к непониманию со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, противоречивого отношения к себе и окружающим. В их поведении наблюдается негативизм, упрямство, эгоцентризм. При этом у ребят возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность.
Основными средствами педагогической коррекции, являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятия напряжения, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающей у учащихся веру в свои возможности. Доверие к ребенку, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога на детский коллектив помогают корректировать высокую тревожность, преодолевать трудности общения, повышая тем самым социальный статус ребенка.(1)
Значительная роль в коррекции отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, в побуждении к учебно-познавательной мотивации играют: позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности.
В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенной учебной деятельности педагогически запущенных детей нужны ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт учащихся, а также щадящая нагрузка.
Такие личностные проявления, как нарушение самооценки, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании его негативных поступков, эмоциональном поглаживании.
Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью метода снижения чувствительности к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и отреагирования школьных страхов запущенного ребенка.
Нарушения развития самосознания запущенного ребенка требуют применения таких методов, как психологический массаж, отзеркаливание, подтверждение уникальности ребенка, развитие позитивного восприятия других.
Коррекция педагогической запущенности подразумевает комплексное воздействие на личность запущенного ребенка, его самосознание, общение и деятельность и должна затрагивать мотивационную, эмоционально-волевую, интеллектуальную и поведенческую сферы личности.(1) Эта особенность предполагает параллельность в работе с запущенным ребенком и его микросоциумом, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы, ее психологических и педагогических методов. При разработке психокоррекционной программы и организации индивидуальной работы с педагогически запущенным воспитанником необходимо, прежде всего, всесторонне изучить ребенка и его развитие и выявить проблему педагогической запущенности. К коррекционной работе необходимо подключать всех специалистов социально-реабилитационной службы, коррекционная программа должна включать в себя работу не только с самим ребенком, но и его ближайшим окружением: семьей, сверстниками, школьными учителями.
Список использованной литературы
1. Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении.- Минск, 1990.
2. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. - М., 1995.
3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., «Академия», 2005.-448с.
4. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М., 2004.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ