Статья "Деятельностный подход в образовании для активизации учения школьников"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №120
Свердловская область
Статья
«Деятельностный подход в образовании для активизации учения школьников»
подготовила
учитель французского языка
Тимофеева Елена Станиславовна
г. Екатеринбург
2013
Необходимо привлекать в учебный процесс умелые и разумные «приманки», способные заинтересовать обучаемого, пробудить в нем желание учиться с увлечением.
Ш.Фурье
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
А.Франс
Изменения, происходящие в стране в последнее десятилетие повлекли за собой развитие системы образования и его главной фигуры - учителя. Развитие, как известно, осуществляется через инновационный процесс, то есть через процесс разработки и освоения новшеств, а последнее предполагает поисково-исследовательскую, экспериментальную деятельность педагогов. Творить, искать, экспериментировать, постоянно обновлять содержание и методы работы по созиданию личности школьника является теперь не только правом, но и обязанностью учителей, что официально закреплено в Законе РФ «Об образовании» и в примерном положении о средней общеобразовательной школе.
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности.
Учитель, готовясь к проведению урока, должен думать о том, через какую деятельность он будет обучать ученика. Знания, навыки, умения – это результат психических процессов. Они возникают в результате собственной деятельности ученика, то есть необходима собственная психическая активность самого ученика. Таким образом, обучение можно определить как процесс стимулирования и управления деятельностью ученика, в результате которой у него сформируются определенные знания, умения и навыки.
Познавательная деятельность ученика включает:
Деятельность перцептивную. Восприятие осуществляется с
помощью перцептивных действий: отбор ориентиров, движение взгляда по предмету, конструирование образа и т.д. Учитель должен руководить восприятием учащихся: на что смотреть и как смотреть.
Умственную деятельность. Включает в себя действие анализа и
синтеза; отождествления и различения; абстрагирования и обобщения; ориентирования и селекции. Учитель руководит не только процессом восприятия, но и осмыслением того, что воспринято.
Мнемоническую деятельность. Запоминание регулируется с помощью
специальных мнемонических действий: упорядочение и организация материала, выделение в материале смысловых ориентиров и связей, называние, схематизация, моделирование и повторение.
Соотношение этих видов деятельности может быть различным, но во всех случаях должна быть активная познавательная деятельность учащихся.
Таким образом, рассмотрев основные виды познавательной деятельности, перейдем рассмотрению деятельностного подхода в образовании и его главным характеристикам.
При деятельностном подходе в образовании человек, взаимодействуя с миром, строит сам себя, происходит саморазвитие, самоактуализация его личности. При деятельностном подходе: процесс обучения есть всегда обучение деятельности:
либо предметно-практическим действиям
либо умственным (действия восприятия, осмысления, запоминания)
Обучение деятельности - это:
делать учение мотивированным
учить ученика ставить перед собой цель
находить пути и средства ее осуществления
помогать ребенку сформировать навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки
Поскольку познавательная активность – качество деятельности, в котором проявляется прежде всего отношение ученика к предмету и процессу деятельности, то на первое место среди всех ее условий следует поставить формирование у учащихся положительных мотивов учения, то есть создать мотивацию.
Источником активности человека являются его потребности. О потребностях говорят языком мотива, который побуждает активность в определенном направлении. Мотив появляется, если человек видит способ удовлетворения своих потребностей. Далее, мы рассмотрим классификацию потребностей и мотивов учения по А. Маслоу:
Потребности
Мотивы учения
Самоактуализация, самоосознание
Самопознание, развитие представлений о себе и своих возможностях
Эстетические и творческие потребности
Творческие: приятное творческое озарение, приведение в порядок взгляда на мир
Развитие интеллектуального уровня: понимание и объяснение
Интересно учиться
Самоуважение, самопринятие
Достижения: учиться хорошо, чтобы уважать себя
Принадлежность: любовь, принятие группой
Социальные: учиться, чтобы уважали и любили
Безопасность: физическая и психологическая
Под угрозой наказаний: учиться, чтобы не наказали
Потребности выживания: пища, вода, жилье..
Материальные: учиться, чтобы получить вознаграждение
Как мы видим из приведенной таблицы, все основные потребности человека имеют определенный мотив учения. Согласно А. Маслоу, в течении жизни существует последовательность в возникновении потребностей. Успешный педагог должен учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижения, то есть стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.
В процессе учения школьников важно не только сформировать интерес и создать мотивацию, но и сохранить их на всех этапах учебного познания. В психологии различают эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают и сохраняются лишь в процессе конкретной деятельности; после ее прекращения они угасают. Постоянные же интересы не зависят от конкретных условий, они характеризуются тем, что побуждают к деятельности в интересующей человека области. Наличие у школьников постоянного интереса к учению и создает условие, при котором их внутренние усилия согласуются с внешними воздействиями учителя, что и обеспечивает оптимальный уровень активности в учебно-познавательной деятельности учащихся.
Поиск путей повышения качества обучения и нравственного обучения школьников является главной задачей поставленной перед школой. Одним из принципиальных подходов к решению этой задачи является корректировка системы обучения, требующая отбора средств, которые бы обеспечивали его реализацию. В обучении таковыми являются средства активизации учебно-познавательной деятельности. Очевидно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учеников. Таким образом, для достижения успеха учителю необходимо знать механизмы мотивации, и особенности деятельностного подхода для активизации учения школьников, что в свою очередь сделает учебный процесс более интересным и продуктивным для всех его участников.
Список использованной литературы
1.Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: «Педагогический поиск», 1999.
2. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. – М.: «Центр педагогического образования», 2007.
3. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент.- М.: «Педагогическое общество России», 2006.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: «Евразия», 1999.
5. Скороходова Н.Ю.Психология ведения урока. - СПб.: «Речь», 2002
6. Шамова Т.И., Активизация учения школьников. – М.: «Педагогика», 1982.
7. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1997.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ