Конспект занятия «Умей владеть собой»


Муниципальное Казенное учреждение

Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних

« Полярная звезда»

















Конспект занятия «Умей владеть собой».






Подготовила:

педагог психолог ОСД

Колмыкова Елена Викторовна














г. Новокузнецк

2013


 



Конспект занятия «Умей владеть собой».


  Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий - она течёт; плотина - она остановится; прорвётся плотина - она снова течёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом - она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нужнее всего и сильнее всего.

ЛАО-ТСЕ

Цель: обучение способам саморегуляции.

Задачи:

- обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативным импульсов, конструктивным способам выхода из конфликтным ситуаций;
— развитие навыков, необходимых для уверенного поведения;
— формирование умения использовать полученные теоретические знания в практических ситуациях;

Форма работы – групповая.

Количество детей в группе – 5-7 человек.

Методы: игровые методы; групповая дискуссия; арт – терапия (работа с рисунком); телесно – ориентированная терапия; работа в парах; обсуждение.

Возраст – 11-15 лет.

.





















1.ПРИВЕТСТВИЕ «ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

  Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий - она течёт; плотина - она остановится; прорвётся плотина - она снова течёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом - она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нужнее всего и сильнее всего.

ЛАО-ТСЕ

Цель: Создание доброжелательной рабочей обстановки

Содержание: Участники стоят в кругу и здороваются друг с другом по команде тренера правыми локтями, левыми коленками, правой пяткой, ле­вой щекой и т. д.

Заметки для ведущего: Следует напомнить ребятам, что не нужно делать больно партнерам специально; если кто-то не рассчитал свои силы, пусть извинится.

2.Упражнение «Самый…»

Инструкция: «Участник, бросая мяч другому, называет его по имени, продолжая фразу «Вася, ты самый ….(смелый и т.д.)».

3.Выравнивание эмоционального состояния.

Ведущий: Встали прямо, руки вдоль туловища, плечи расслаблены. Вдох - через нос ( рот закрыт), выдох открытым ртом. Повторить 3 раза.

4.Экспресс диагностика « Букет настроения».

Прислушайтесь к своему состоянию, возьмите тот цветок, который соотоествует вашему настроению.

Красный- вы активны;

Желтый - вам весело;вы радостны..

Синий – устали, вам грустно;

Белый – спокойны, умиротворены.

Посмотрите на букет. Что можно сказать о настроении группы? ( ответы )



Основная часть.

От нашего эмоционального состояния зависит и цвет букета, и цвет и стиль одежды, наши действия и поступки. но иногда неумение контролировать, справляться с негативными эмоциями приводит к нежелательным последствиям.

Чем больше запас не отреагированных эмоций обиды, гнева, страха, тем труднее принимать правильное решение.

Гнев, чувства ненависти, обиды и разочарования могут разрушить дружбу и семейное благополучие, испортить карьеру, при­вести к серьезным заболеваниям. Однако эти самые эмоции могут быть полезными, если их разрушительную энергию использовать в мирных целях. Сегодня мы поговорим об этом.



5.УПРАЖНЕНИЕ «НАШИ ЭМОЦИИ - НАШИ ПОСТУПКИ»

Цель: обнаружение зависимости поступков от эмоционального состояния, создание предпосылок к формированию навыков управления своим поведением
Содержание: Участникам предлагается продолжить предложения:
Я огорчаюсь, когда...
Я злюсь, когда...
Мне плохо, когда...
Я радуюсь, когда...
Я спокоен, когда...
Мне нравится, когда...
Мне ненравится, когда...
Мне хорошо, когда...
Как только эта часть работы будет законче­на, участникам предлагается продолжить предло­жения дальше:«... когда... и я поступаю...».

Затем следует обсуждение: о чем вы думае­те, когда совершаете тот или иной поступок? Все­гда ли люди думают, когда что-то делают? Ве­дущий предлагает группе подтвердить или опровергнуть правильность утверждения: «Преж­де, чем что-либо сделать, подумай!» В каких ситу­ациях этот постулат приемлем?

Необходимо под­вести подростков к формированию у них следующей установки: «Впереди любого действия должна идти мысль!».

Вместе с ребятами ведущий рассуждает о том, что нужно сделать, чтобы во­время остановиться перед совершением необду­манного действия.

Заметки для ведущего Подростки могут задавать провокацион­ные вопросы, например: «Когда на меня из-за угла вылетает машина, то я должен стоять и раздумы­вать?» Важно объяснить ребятам что когда возникает ситуация опасности для жизни и здоровья включается инстинкт самосохранения и человеческий организм «спасается» автоматически.

Упражнение 6 . « Обзывалки».

Ведущий: в ответ на « Обзывалку» надо сказать комплимент.

Упражнение 7.

Информационная часть:

«Что такое обида?», конфликт? (размышления учащихся).

Содержание: Ведущий объясняет подросткам, что в пре­дыдущей игре они участвовали в конфликтах. Конфликт — это состояние противоборства двух или нескольких сторон. В противоборство могут вступать два человека группы государства. В конфликтных ситуациях присутствуют оппоненты (участники) и предмет конфликта (то, из-за чего стороны пришли к разногласию). Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. В конструктивных конфликтах возникают новые связи, взаимодействия, в деструктивных — разру­шаются отношения.
Конфликтные ситуации вызывают у людей определенные негативные чувства. Подросткам предлагается вспомнить конфликты, участника­ми которых они были, и возникающие при этом у них чувства. Какие поступки последовали за чув­ствами? Какими оказались последствия этих по­ступков? Важно прийти в результате обсуждения к такому выводу: для того чтобы конфликты не приносили негативных последствий, их нужно уметь разрешать.
Далее объясняются методы разрешения конфликта, а подростки приводят примеры из своей жизни.
Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Испытываемые при этом чувства: затаенный гнев, депрессия; обидчика игнорируют, отпускают ехидные замечания за спиной, отказываются от дальнейших отношений.
Приспособление: изменение своей пози­ции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов. При этом человек подавляет свои не­гативные эмоции, делает вид, что все в порядке, что ничего не произошло, ругает себя за свою раздражительность, вынашивает план мести.
Конкуренция (силовое решение, борьба): со­перничество, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, при­менить физическое насилие, требование беспре­кословного подчинения, попытки перехитрить, призвать на помощь союзников, шантаж разрывом отношений. Обычно человек проявляет агрессию, озлобленность, недовольство собой и оппонентом, чувство мести и другие негативные эмоции.
Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки, поддерживаются дру­жеские отношения, предмет спора делится по­ровну. Люди при таком разрешении ситуации могут чувствовать некоторое разочарование, ведь они достигли того, чего хотели, не в полной мере.
Сотрудничество (поиск нового реше­ния): в выходе из конфликта все стороны удов­летворяются полностью через нахождение за­мены предмета спора на равнозначные или на более ценные.
Когда люди обсуждают конфликт, его уже
нет, о нем только говорят.

Заметки для ведущего Следует объяснить ребятам, что, когда люди выясняют причины возникшего конфликта, ищут пути его разрешения, они готовы на то, чтобы осознать и понять то, что они хотят получить из создавшейся ситуации, и принять сторону «со­перника». А когда они отворачиваются друг от друга, таят обиду, конфликт не только не разре­шается, а еще и усугубляется, что может привес­ти к полному разрыву отношений.

Обида — это плод нашего сравнения ожидаемого результата с реальными событиями или поведением человека. Способность прощать - качество присущее сильным. Ребята вспоминают ситуации из жизни.
Сочиняем короткое « письмо обидчику»:
а) мы скажем про «него» все, что мы думаем (выговариваются);
б) мы оправдаем «его» (приводят оправдательные аргументы);
в) просто прощаем.



Техники, позволяющие быстрее выйти из состояния обиды.
Все они основаны на принципе – «вылей обиду».
-
выговорить обиду, но и выкричать её в никуда.

- Уехав куда-нибудь в поле, в горы.

- выкричать её, включив воду на полный напор и смыть в канализацию.
Есть целая техника выписывания обиды.
аписание послания своему обидчику. Само послание вручать не надо. На листе бумаги напишите письмо, начиная со слов: «Я обижаюсь на тебя за…» Варианты: «Я злюсь на тебя за.», «Я ненавижу тебя за…»
Пишите до ощущения, что больше уже сказать нечего, вы сказали всё, что могли. Маркером будет ощущение «звенящей пустоты».
Далее сделайте с этим листком всё, что хотите. Кто-то рвёт на мельчайшие кусочки и развевает по ветру из окна машины на бешеной скорости, кто-то сжигает и смывает пепел в унитаз. Фантазии нет предела. Избавьтесь от своих обид самым желанным для вас способом.
И это ещё не всё.
Напишите второе послание, начинающиеся со слов: «Я виноват(а) перед тобой за…» Как правило, оно заканчивается словами «Прости меня за…»
Это послание даст вам возможность получить заочное прощение и отпущение грехов. Участь его также определите сами.
А следующее письмо начните словами: «Я благодарен(а) тебе за…» Пишите, есть за что благодарить. Вот это и будет завершающий, исцеляющий этап принятия.
Благодарность ему, ей, им, себе, миру за тот ценный опыт и возможность вырасти и измениться, который вы получили, переживая свою обиду.
Но, к сожалению, мы устроены так, что нам очень сложно вырезать себе самостоятельно гланды и также сложно самостоятельно избавиться от психологических проблем.

ожешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. Боль­шая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней ча­сти рук и в пальцах. Производи любые спонтанные звуки — на­пряжение может быть "заперто" в горле.

-занятие спортом. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.

- Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, ле­сные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

-Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивает­ся поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

-смех и плач.

Смех оказывается свое­образной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный по­ток импульсов. В этом упражнении соединяются целебные свой­ства плача и смеха.


-Выполнить: «Недружеский шарж» Когда малыша кто-то разозлил и он вот-вот начнет выкрикивать обидные ругательства или вообще полезет в драку, уведите малыша в другое, спокойное место с благожелательной обстановкой. Самое главное – здесь не должно быть обидчика. Теперь дайте ребенку лист бумаги (хотя может понадобиться и не один) и карандаши (кисти, краски, фломастеры – что под рукой будет) и предложите ему нарисовать карикатуру на недруга (сначала объясните, что это, и чем она отличается от портрета). Вполне возможно, что на рисунке сразу же появятся гротескные и неприятные уши, нос, зубы, но не одергивайте ребенка и не смягчайте то, что он рисует. Тем более хорошо, если ребенок при этом что-то говорит – так вам будет понятнее, что чувствует ребенок в данный момент. Когда рисунок будет закончен, пусть малыш подпишет его так, как он хочет. А если готовая работа вам покажется дикой, неприличной, то все равно не стоит упрекать ребенка – ведь он выплеснул максимум агрессии сюда, на листок, значит, в жизни агрессии к реальному человеку будет меньше.

«Мешочек криков» Дети очень любят кричать. Или визжать. Или издавать еще целую гамму самых странных экспрессивных звуков, которые очень хорошо характеризуют их состояние. Конечно, взрослым это не нравится, да и окружающие не оценят такое подражание ненастроенному радиоприемнику. Альтернативой может послужить любой красивый и обязательно специальный сосуд (то есть он не должен использоваться больше ни для каких иных целей), например, сундучок, баночка, кувшинчик, кастрюлька и пр. А дальше начинается волшебство. В обычной жизни мальчик или девочка ведут себя очень прилично и не выплескивают своих негативных эмоций. Но как только они становятся агрессивными, разрешите им вволю повизжать и покричать, но только в такой вот специальный мешочек. А когда завязки мешочка затягиваются, ребенок снова может спокойно говорить, в том числе, о причине собственной злости.

Выполнить: «Листок гнева» Этот «листок гнева» сыграет для малыша роль легендарного козла отпущения. Из себя он представляет обычный листок с напечатанной картинкой какого-нибудь разгневанного чудовища. Когда ребенок впадает в ярость, дайте ему этот листочек и пусть он делает с ним все, что хочет (рвет, мнет, режет на полосочки и совершает прочие деструктивные действия). Как только гнев кончается, ребенку надо окончательно поставить на нем крест: собрать все клочки (если конечно, что-то от листочка осталось) и выбросить в мусорное ведро. Там злость и должна кануть в небытие.

Подушка для пинаний Это очень похоже на боксерские груши, которые любят поколотить японские клерки (там на них рисуют лица начальников). Только здесь будет обыкновенная небольшая подушечка, которую будет не жалко запачкать и легко постирать. При этом она не должна быть персонифицированной (чтобы гнев изливался не постоянно на образ одного и того же человека или существа, иначе это может стать зависимостью). Так вот, когда ребенок злится на кого-то или что-то, дайте малышу подушку – пусть он делает с ней все, что хочет - пинает, бьет, толкает... В общем, до тех пор, пока гнев весь не выйдет. Кстати, аналогом такой игрушки может быть резиновый (мягкий, игрушечный) молоток, дубинки, биты (но опять же игрушечные, например, надувные)

Памятка.

1.Поговори с другом.

2.Поколоти подушку или выжми полотенце сухое или мокрое.

3.Прокричи любые звуки.

4.Займись спортом.

5.Погуляй по лесу. Созерцай движение реки или озера, вдыхай лесные запахи, слушай лесные звуки.

5.Подыши уступами. Три- четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдоха.

6.Смейся и плачь.


УПРАЖНЕНИЕ 8 «ЗАМОРОЖЕННЫЙ»
Цель:
Развитие умения управлять своим эмоцио­нальным состоянием.
Содержание: Ведущий: «Ребята, ког­да мы задумываемся перед совершением какого-либо действия, то мы управляем своим состояни­ем, мы его контролируем. Давайте потренируемся управлять собой».
Выбираются 2-3 подростка, которые будут играть роль «замороженных». Они могут соста­вить какую-либо скульптурную группу. Задача остальных участников — «разморозить» «заморо­женных», не прикасаясь к ним и не говоря ниче­го, можно лишь пользоваться языком телодви­жений. После окончания упражнения подросткам предлагается ответить на вопрос: «Сложно ли было удержаться от смеха или от желания оттол­кнуть от себя тех, кто «размораживал?» Необходимо предупредить ребят, что их жесты и мимика не должны быть оскорбитель­ными.

Упражнение 9

Блок творчества.


Участникам предлагается изобразить свое эмоциональное состояние красками, разукрасив собственный силуэт на бумаге. Желающие показывают рисунок и рассказывают о том, что они изобразили, о своих чувствах.

Завершение занятия.

Цель: Получение обратной связи. Содержание: Участники делятся впечатлениями о занятии.


























Список литературы

  1. Козлов Н.И., Москва 1997г, « Лучшие психологические игры и упражнения».

  2. Цзен Н., Пахомов Ю., « Класс». Москва 1999г. « Психотренинг: игры и упражнения».

3. Смит М. Дж., « Речь» Санкт- Петербург 2000г. « Тренинг уверенности в себе».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ