Развитие орфографической зоркости у младших школьников
Развитие орфографической зоркости у
младших школьников.
Формирование орфографически грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию очень непросто. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут уловить логики правописания, и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя».
Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы грамотно писать? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах? Полагаю, такие вопросы встают перед многими учителями начальных классов.
В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в начальных классах.
Таким образом, при изучении раздела «Орфограммы» можно поставить несколько задач:
1) Познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже
осознать сущность орфографических трудностей русского письма.
Ввести в практику письменной речи маленьких школьников особый
способ письма – письмо с пропусками орфограмм, с «окошками».
Ребенок должен действовать по принципу «знаю букву – пишу, не знаю
– пропускаю, оставляю сигнал опасности».
2) Познакомить школьников с орфографическим словарем, заложить
основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа
на орфографический вопрос.
3) За счет широкого применения приема списывания обеспечивать
запоминание орфографического облика слов разных тематических групп
(виды транспорта, посуда и т.д.), т.е. развивать орфографическую память
учеников.
Одна из главных целей такого обучения – научить ребенка безошибочно решать орфографические задачи. При этом выделяются следующие условия формирования орфографического навыка:
- знание правила является теоретической базой;
- знание приемов применения правила (рассуждение на основе алгоритма)
способствует усвоению орфограммы;
- различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки.
В развитии орфографической зоркости можно выделить 6 этапов, которые должен пройти ученик для того, чтобы решить орфографическую задачу:
1.увидеть орфограмму в слове;
2.определить, проверяемая она или нет, и если да, то к какой
грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
3.определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
4.определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е.
составить алгоритм решения задачи.
5.решить задачу, т.е. выполнить последовательность действий по
алгоритму;
6.написать слово и осуществить самопроверку.
Результат обучения орфографии зависит от того, насколько развита у школьника способность ставить перед собой орфографические задачи. Так, например, ученик после изучения правил о безударной гласной в корне успешно справляется с заданием вставить пропущенные буквы в упражнении, но допускает ошибки в собственном тексте. Объяснить этот парадокс нетрудно: чтобы вставить букву, ученику нужно решить орфографическую задачу, а чтобы сознательно написать слово, допустим в изложении или сочинении, ему нужно сначала поставить эту орфографическую задачу, т.е. найти орфограмму.
Именно поэтому я считаю, что умение быстро обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, является важным базовым умением. Поэтому работу над грамотностью учащегося надо начинать с развития орфографической зоркости. Важно научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а уже затем постепенно учить их решению.
Работу по орфографии педагоги советуют начинать с букварного периода. Период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в это время надо создавать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь не столько от буквы к звуку, сколько, наоборот – от звука к букве.
В это же время дети получают представление о сильной и слабой позициях звуков. Поскольку большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фонематической концепции русского правописания орфографическую зоркость можно определить, как умение позиционно оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
К орфограммам слабых позиций, прежде всего, относятся безударные гласные в разных частях слова, проверяемые согласные, стоящие на конце слов и перед другими согласными. С наличием «опасности» на месте безударного гласного звука в первую очередь и нужно познакомить первоклассников. Это можно сделать после того, как уже достаточно хорошо отработаны умения ставить ударения и производить звуковой анализ слов.
Первоклассникам предлагается, например, прослушать слово сосна и произвести его звуковой анализ:
- Сколько в этом слове слогов?
- Назовите 1 слог, 2 слог.
- Как произнести 1 слог? А как он пишется?
Ребята замечают, что этот слог пишется иначе, чем произносится. Вот здесь, в 1 слоге, и находится «опасное место».
Вместе с ребятами делается вывод, что опознавательными признаками орфограммы «безударная гласная в корне слова» является безударность, т.е. отсутствие ударения; а также, что гласные А, О, И, Е – наиболее опасные.
С этого момента начинается целенаправленная работа по формированию у первоклассников орфографической зоркости. Для этого детям можно предложить выполнить следующие упражнения:
1. Игра «Найди опасное место».
- Я буду произносить слова, а вы хлопайте, как только услышите звук, которому нельзя доверять. А какому звуку нельзя доверять? Как его найти? (надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место».)
2. «Светофор»
- Покажите красный сигнал светофора, как только найдете в слове «опасное место».
3. «Дырявое» письмо – печатание слов с пропуском «опасных мест». При этом снова обращается внимание ребят на способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет - ставлю на его место сигнал опасности».
4. Нахождение «опасных мест» в написанном слове. Выполнение этого упражнения является началом обучения самопроверке.
При всей пользе подобных упражнений, работа над орфографической зоркостью первоклассников принесет плоды только при соблюдении 2 условий - при систематичности ее проведения и при постоянном совершенствовании ее проведения, оттачивании у детей умения слушать и слышать звучащее слово.
На минутках чистописания, в текстах упражнений, в словарных словах дети учатся находить и обозначать орфограммы. Для отработки этого умения можно использовать отрывки из стихотворений, скороговорки, поговорки. Например: 1.Дети читают отрывок из стихотворения, высказывают свои
впечатления; списывают текст красиво и правильно:
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу принес. (С. Маршак)
2. Дальше дети работают с текстом. Задание: найдите в тексте
орфограммы, подчеркните. Можно провести соревнование или
игру «Аукцион»: кто больше насобирает орфограмм?
Во 2 классе дети поднимаются на новую ступень знаний и умений по орфографии. Это новый этап в процессе формирования осознанных орфографических умений, продолжающий и углубляющий работу, начатую в 1 классе. Именно здесь оттачивается базовое умение – обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение буквами, т.е. предвидеть, прогнозировать «ошибкоопасные» места – орфограммы.
Навык нахождения орфограмм необходимо специально формировать. Однако при выполнении заданий, приведенных в традиционных учебниках русского языка, учащимся не приходится задумываться над этим: на месте орфограммы они уже видят пропуски букв. Существенно не изменяют положения и такие упражнения, как подчеркивание и группирование орфограмм в написанных словах.
Учащиеся сами на слух выделяют орфограммы в слове.
Во 2 классе выделяются 3 главные опасности – обозначение на письме:
- безударного гласного звука;
- парного согласного по глухости-звонкости;
- звука, которого нет.
Возьмем, к примеру, безударную гласную в корне слова. Младшие школьники уже знают, что безударный гласный звук при письме может обозначаться разными буквами. Но правильная для слова – только одна. Ее нужно выбрать. Выберешь не ту – допустишь ошибку. Если гласный стоит в сильной позиции, то буква орфограммой не является. В этом случае смело можно писать букву, например, стол, пол.
Но в русском языке много слов с безударными гласными, например, лицо.
Поскольку на первоначальном этапе дети не знают правил проверки орфограмм, они работают по схеме:
1) определяю ударный слог;
2)записываю слово с пропуском;
3)делаю выбор (вписываю букву зеленой пастой):
л_цо – л цо.
Здесь есть выбор букв – значит, это опасное место в слове. Надо задуматься! Эти «опасные места» называются орфограммами, а допущенные в них ошибки – орфографическими.
Что же касается согласных звуков, парных по глухости-звонкости, то они не представляют опасности при письме, если стоят:
- перед гласными (сады);
- перед непарными звонкими л, м, н, р, й
(степной);
- перед в (буква).
В этих случаях парные согласные стоят в сильной позиции. Пишем не сомневаясь. А вот орфограммами буквы являются в следующих случаях:
- на конце слов (гриб, дуб);
- перед другими согласными, кроме непарных звонких и в.
Здесь парные стоят в слабой позиции: ла ки.
Рабочая схема - та же:
1)определяю ударный слог;
2)пропускаю орфограмму;
3)выбираю букву.
В этот период обучения важно, чтобы дети видели все имеющиеся в слове орфограммы. Если знаешь ответ – пиши, нет – оставляй пропуск или делай выбор букв. Так проводится работа на первоначальном этапе знакомства с безударными гласными и парными согласными.
Далее ведется работа с однокоренными словами. Вместе с детьми делаем вывод, что корень при изменении слова и в однокоренных словах может звучать по-разному, но пишется одинаково. Это и есть «секрет» корней.
На этом этапе работы учащиеся четко уясняют: чтобы решить орфографическую задачу, надо выбрать правильную букву. Для этого надо применить правило.
Можно предложить детям способы проверки для каждой части речи. Прежде чем подобрать способ проверки, дети должны определить, к какой группе относится слово, а затем выбрать нужное правило.
1.Если слово называет предмет, нужно:
- изменить проверяемое слово:
ед.ч. – мн.ч. (доска – доски)
кто? что? (ед.ч, мн.ч.) (в волнах – волны)
много кого? чего? (кружка – кружек);
- подобрать к нему однокоренное слово (бегун – бег).
2.Если слово называет действие, можно применить следующие способы
проверки:
- изменить проверяемое слово по вопросам:
что (с)делает? (плясал – пляшет)
что (с)делал?
что (с)делаю?
что (с)делали?
что (с)делать? (бежать – сбегать);
- подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что?
(насорил – сор).
3.Если слово называет признак, нужно:
- изменить слово по вопросам:
каков? (узкий – узок);
- подобрать однокоренное слово:
(крепкий – крепенький).
Изучив все способы проверки, учащиеся легко ориентируются в нахождении проверочных слов. Особое внимание важно уделять значению слова. От значения слова – к правильной букве. Если формировать у детей привычку задумываться над каждым словом, над его значением, то это повышает их грамотность. Пример: храбрец – от слова храбрый, кофейник – от слова кофе, писатель – от слова пишет.
Можно дать задания с ловушками:
п_ ляны – пыль,
т_щить(сумки) – тощий,
сл_зает(с дерева) – слезы
обл_зать(ложку) – лез
Дети высказывают свои точки зрения, объясняют, доказывают. Верно определили значение слова – ошибки не будет.
Для развития орфографической зоркости важно приучить детей внимательно относиться к слову, сознательно воспринимать его. В этом помогает орфографическая зарядка, которую я включаю в каждый урок русского языка. Приведу некоторые упражнения из нее:
Какие буквы «спорят»? Какие буквы «побеждают»?
№ 1
сугро_ сне_ шка_
рука_ заво_ прика_
№ 2
кру ря гла
№ 3
к за р ка д ма тр ва
Для развития орфографической зоркости можно давать и такие задания:
Какие написания нужно выбрать, чтобы сохранился смысл?
В нашем краю растут густые л са. Под елью с дела л са.
2) Подумай, что обозначает каждое слово. Правильно вставь букву.
Ум(а,о)лять о пощаде
Ум(а,о)лять значение
Выбери нужное проверочное слово:
горе
ПРИГ_РОД
город
плата
СПЛ_ТИТЬ
Плотный
Можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго?
Загорела – горка
Нагляделся – глядя
Травить – трава
Волна – вол
Для того чтобы учащиеся видели орфограмму и умели применять знания на практике, во 2 классе можно использовать карточки с грамматическими заданиями. В каждой карточке представлены 3 задания по основным вопросам программы по русскому языку для 2 класса. Это разбор слова по составу, правописание орфограмм в корне слова, разбор предложения, определение частей речи.
Серия карточек № 1 включает в себя такие задания:
- разобрать слова по составу;
- объяснить правописание орфограмм в корне слова;
- разобрать предложение
( см. Приложение)
На их выполнение требуется от 20 до 25 минут. Потом учащимся предлагается вторая серия карточек, где от них требуется большая самостоятельность. Серия карточек №2 включает такие задания:
- выписать слова к данным схемам;
- выписать слова с заданной орфограммой;
- разобрать предложение.
( см. Приложение)
Серия карточек № 3 предлагает задания, которые предусматривают:
- подбор слов к заданным схемам;
- подбор слов с заданными орфограммами;
- составление предложений по вопросам.
( см. Приложение)
Внимательное и точное выполнение предложенных заданий помогает ученикам осознанно овладеть навыком грамотного письма.
Большое внимание необходимо уделять систематической работе над ошибками, поскольку это тоже воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, приучает их оформлять свои мысли грамотно. Цели работы над ошибками – объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки; закрепить навыки правильного написания слов; дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками.
Приемы самостоятельной работы над ошибками самые разнообразные. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно. Основные из этих приемов:
самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных особым знаком на полях;
самостоятельное объяснение ошибок;
подбор проверочных слов;
выбор слов из «Словаря»;
взаимопроверка слов в работах учащимися;
подбор слов с данной орфограммой;
выписывание слов и словосочетаний с определенными орфограммами из текста диктанта и составление с ними предложений.
Такие приемы работы над ошибками активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.
Чтобы облегчить ребятам работу над ошибками, можно завести так называемые «Помогалки», где записаны под номерами изучаемые орфограммы и алгоритм работы над словами, где допущены ошибки.
Алгоритм выводится на уроках изучения нового правила вместе с учениками. Ведь если ребенок принял непосредственное участие в составлении алгоритма, пережил это, осознал, то он непременно воспользуется этим алгоритмом в работе. А на уроках закрепления уже пользоваться готовым алгоритмом. Например, дети открывают «Помогалку»,
находят орфограмму №5 (безударная гласная в корне), а далее руководствуются следующими указаниями: выпиши слово, поставь ударение, подчеркни безударную гласную в корне, подбери проверочное слово. К помете на полях, обозначающей орфографическую ошибку, приписывается цифра – номер орфограммы, помещенной в «Помогалке». Что стоит за этим номером? Во-первых, умение видеть орфограмму и, во-вторых, умение правильно решать орфографическую задачу, пользуясь алгоритмом.
Видят ли ученики орфограмму? Сколько орфограмм они видят? Насколько правильно? Это те вопросы, ответы на которые дают право говорить о сформированности орфографической зоркости у каждого ученика отдельно и классе в целом.
Приложение
Карточки по русскому языку для 2 кл.
Карточка № 1 С-1
Разбери слова по составу:
книжка нагрузка побег
Вставь пропущенные буквы. Объясни описание орфограмм:
п_щат бли_кий
к_вер кни_ка
сн_гири холо_
с_довник заря_ка
по_вился сала_ки
Разбери предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши
словосочетания:
Весело бегут говорливые ручейки.
Карточка № 1 С-2
Выпиши в три столбика слова к данным схемам:
ветер, гора, полет, земля, холод, переход, море, дождь, подъезд
Выпиши в три столбика слова ( с безударной гласной, с проверяемой
согласной, с непроизносимой согласной ):
конец, овраг, участник, репка, ненастный, сидит, утащили,
прелестный
Подчеркни главные члены предложения, укажи части речи:
Развесила желтая осень золотые флажки.
Карточка № 1 С-3
Подбери и запиши по 2 слова к схемам:
2. Подбери и запиши по 3-4 слова в каждый столбик: слова с безударной
гласной, проверяемой ударением; слова с согласной на конце, которую
нужно проверить.
Составь предложения по вопросам. Подчеркни главные члены
предложения:
(какой?) (кто?) (как?) (что сделал?)
В 1 классе после изучения первой пятерки гласных звуков и согласных н - н , можно проводить урок-сказку, которая необходима для формирования орфографической зоркости в период обучения грамоте. И позже, постоянно обращаться к главным выводам деда Буквоеда, главного героя сказки, приучая детей быть внимательными к букве, не спешить ее написать, а вспомнить про деда Буквоеда и его заповеди.
Урок-сказка «Как дед Буквоед учился грамоте»
Жил-был дед Буквоед. Был он добрый и очень веселый. Любил ребятишек, которые начинали читать и писать. Правда, любил над ними потешаться.
Складывает слова первоклассник, а дед Буквоед подкрадется и заберет невзначай букву. Никак слово не получается! Сидит ученик и хнычет – не хочет больше читать и писать учиться. А дед Буквоед тут как тут, принесет буковку, да и прочтет слово. Довольный! А ученику говорит: «Знай не зевай, чтение да письмо внимания требуют. Не торопись, да не засиживайся долго, а то буковки разлетятся».
И вот прослышал дед Буквоед, что есть такой город Букварный, буквы в нем живут хитрые такие, что даже он, дед, с ними не справится. И пошел он искать тот город.
Долго шел, много сапог износил, устал и вдруг видит дивный город. Домики с разноцветными крышами и красными, и синими, и разными буквами светятся. «Ну и ну! – сказал себе дед Буквоед. – Красота необыкновенная! Видно это и есть город Букварный!»
Зашел он на главную улицу и увидел два больших дома. На одном доме крыша синяя, сам дом в два этажа, и окна желтыми и оранжевыми буквами светятся. Из окон перезвон слышится - то громкий и звонкий, то хриплый и глухой. А рядом роскошный пятиэтажный дом с красной крышей и с двумя подъездами: в одном- окошки с синими буквами, а в другом- с красными. Чуть дальше еще два дома стоят с синими крышами. Тут спокойно и тихо. Порядок царит. А еще дальше увидел дед домик с зеленой крышей. Подошел, постучал, дверь и открылась. Вышел из дома знак какой-то. Какой – дед Буквоед и сам не знает.
- Здравствуй, хозяин! – говорит дед. – А что, правда, это город Букварный? И буквы здесь хитрые живут?
- Здорово, старец! Тот самый, и буквы здесь хитрые, ты прав.
- А ты кто?
- Я – твердый знак. Меня читать не надо, я так, для порядка, чтобы звуки гласные и согласные не сливались, а то ведь они как сойдутся да без меня встанут, так обсмеешься, что получится. К примеру, вот слово СЪЕЛ. Я между С и Е стою. А ежели меня не поставить, так получится СЕЛ. А ведь, брат, это слова разные.
- Вот тебе и на! Вот так знак! А что еще расскажешь?
- Есть у меня младший брат – мягкий знак, так тот молодец, звуки согласные на письме смягчить может.
- А что же это за звуки такие – согласные и гласные? – спрашивает дед Буквоед.
- Гласные спеть можно. Они легко произносятся. А согласные – иногда духу не хватает, чтоб вымолвить. Вот эти согласные в двухэтажном доме парочками живут. Всегда ссорятся и спорят. Особенно, когда такой звук стоит в конце слова или в середине со своим соседом к , так и не знаешь, какой из них произносится. Вот, например, возьми звук б , в слове ХЛЕБ – последний стоит. Произнеси!
- Хлеп.
- Что ты слышишь в конце слова?
- П.
- То-то и оно. А на всех магазинах хлебных с какой буквой слово ХЛЕБ пишется?
- С буквой Б.
- Вот видишь? Так звуки б и п и спорят между собой. Или вот когда они встанут перед к - он всегда в шапочке ходит, - опять не знаешь, что за звук будет и какую букву писать. Возьмем, к примеру, слово СКАЗКА – какой звук ты слышишь перед к ? Звук с .
- А как же быть? Какую же букву писать надо?
- Так вот, дед, слушай. Эти парные согласные не зря рядом с гласными живут. Как только согласные заспорят, какая буква в конце слова может встать или перед согласной К – так зовем гласный, тогда они и успокаиваются. Согласный можно четко услышать с гласным.
На доске:
Клуб – клубы – клуба.
Стог – стога.
Грибки – грибы.
Зубки - зубы.
- А еще если сразу три согласных звука рядом встанут, так один можно и вовсе не услышать – пропадет, а писать букву надо.
- Это как же пропадет?
- А вот скажи слово ГРУСТНЫЙ – быстро!
- грусный … Точно, звука т как будто и нет, я его не произнес. Как же теперь быть? Наверное, опять гласный вызывать надо.
- Правильно. Если родное слово ГРУСТИТЬ – в нем т четко слышится, значит, писать надо ГРУСТНЫЙ.
- Вот чудеса-то! Вот и укради букву в другой раз, а какую поставить – надо правила знать.
- Уяснил, дед, какое правило?!
- Уяснил: согласные звуки четко слышатся, если после них гласный стоит. И с теми, другими, согласными, что в домике под синей крышей живут, такая же морока?
- Нет. Те буквы спокойные. Их звуки хоть перед гласными, хоть после гласных поставь – все одно хорошо слышатся. Правда, грешок за этими согласными все же есть. Не всегда они с гласными рядом встать могут. Посмотри, вон они гуляют.
Ж и Ш до того Ы не любят, что с ней никогда рядом не встанут, они с И дружат. Ч и Щ – буквы Ю и Я не любят; если Я тянуть, все равно а услышишь, а Ю протянуть - у услышишь, так эти согласные не любят, чтобы их обманывали, поэтому и гуляют с буквами А и У.
- Как-то ты, твердый знак, сказал, что есть слова родные? Это что за слова такие?
- Объясню. Ты знаешь, почему люди родными называются?
- Знаю. У них фамилия одна.
- Вот-вот. А у слов родных тоже общая фамилия есть, но она корнем называется. Например:
хлеб – хлебушко – хлебный.
- Что в них общее?
- Хлеб. (можно общую часть выделить дугой)
- Поэтому эти слова – родственные, родные. Это тоже важно знать. Я вот тебе про гласные звуки еще не все рассказал. Помнишь, я говорил, что их петь можно? А иногда в слове их так скажешь, что и не знаешь, какую букву написать. Вот, к примеру, ПОЛЕ – после п четко о слышится; а скажешь ПОЛЕВОЙ – уже а слышишь.
- И правда, - сказал дед Буквоед. – Куда же звук о подевался?
- Да никуда. Просто значение слова изменилось. Было ПОЛЕ, а стало- ПОЛЕВОЙ, т.е. такой, который в поле растет. А писать все равно надо ПОЛЕВОЙ – с буквой О, ведь слова-то они родные. Здесь, брат, ударение большую роль играет. Ударный звук сильный, четкий, а безударный – слабый, едва слышный. Проверять гласный звук ударением надо, чтобы лучше слышать: ПОЛЕВОЙ – ПОЛЕ. ( произнести)
- Теперь я понял!
- Вот, дед, какие дела. Эти гласные, что синим цветом светятся, согласные твердыми делают, а красные – мягкими. Ну что, как тебе наши буковки, понравились? Что делать будешь?
- Буду детям помогать да правила напоминать, чтобы они знали, как слова правильно пишутся, грамотными стали. И уж никогда теперь переставлять буквы не буду, а то и сам запутаться смогу.
По ходу чтения сказки на доску вывешиваются домики с буквами:
Приведу примеры развивающих упражнений в период обучения грамоте:
Ука_
Ука_ка
Указочка
В этом столбике записаны родственные слова. Докажи, какую букву надо вставить в конце слова и перед буквой К. ( З, так как в последнем слове согласный слышится четко перед гласным)
2. Сорока
Сорока
Сорока
Выбери, в каком слове правильно поставлено ударение. Произнеси.
( правильно – в первом, так как в слове бывает только один ударный
слог)
«Веселая орфография»
Развитию орфографической зоркости способствуют упражнения из раздела «Веселая орфография», которые в занимательной, игровой форме помогают освоить правила русского языка.
Запоминалочка
Я пишу, и ты – пиши
ЖИ, ШИ – с буквой И,
ЧА, ЩА – с буквой А,
ЧУ, ЩУ – с буквой У.
* * *
В поле, в доме, на сосне,
За рекой, в лесу, во сне,
Под березкой и в берлоге –
Вы заметили ПРЕДЛОГИ?
Перед СЛОВОМ встал ПРЕДЛОГ –
Вспомнить правило помог!
* * *
Знают дети, знают внуки:
Пишем – БУКВЫ,
Слышим – ЗВУКИ.
Только вот ведь как бывает:
Буква будто убегает,
Если слово зазвучит…
Почему она молчит?
Притаится – и ни звука!
Вот попробуй сам, а ну-ка
Вслух скажи-ка: ПОЗДНО. МЕСТНЫЙ.
УСТНЫЙ. ГРУСТНЫЙ и ПРЕЛЕСТНЫЙ.
ЗВЕЗДНЫЙ. РАДОСТНЫЙ. ИЗВЕСТНЫЙ.
Правда, случай интересный?
БУКВА в слово просится,
ЗВУК – не произносится!!!
Ключ к секрету видишь? Нет?
Если хочешь – дам совет,
Коль не знаешь, как тут быть:
Надо слово из-ме-нить
И ПРОВЕРКОЙ ДОКАЗАТЬ:
Буква
здесь
должна
стоять!
ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЬ,
А ГРУСТНЫЙ – ГРУСТЬ…
Каждый сам продолжит пусть.
* * *
Посчитай, сколько здесь слов с приставками:
Я шла, шла, шла
И к ПРИСТАВКЕ подошла.
Подошла, зашла и вышла
И дорогу перешла,
Отошла,
Пришла
И села!
Встала – и опять
Пошла!
ПРИСТАВКА
Приставлена
К СЛОВУ вплотную,
Но я ее вижу!
Нашел – и ликую:
Поехать, увидеть, отдать, помириться,
Допеть, досказать или договориться!
Попробуйте
Вместе со мною
Пройти –
И в каждом глаголе
ПРИСТАВКУ найти!
* * *
Безударный –
Слабый гласный,
Слабым надо помогать:
Звук нечеткий,
Звук неясный –
Удареньем проверять!
Вот – РЕКА,
Проверка – РЕЧКА.
(Что, знакомое словечко?)
Вот – ГОРА,
Проверка – ГОРКА,
Вот – НОРА,
Проверка - _________!
* * *
Улицы, реки, озера, моря
Пишутся с буквы ЗАГЛАВНОЙ
Не зря:
Улица Пушкина,
Волга, Миасс –
Много названий красивых
У нас!
* * *
Соединительные гласные.
Правило:
В небе, в море, на земле
Не скучают О и Е:
То – летают, то – мечтают,
То – слова изобретают!
На ходу из двух ОСНОВ
Сочинят вам двести слов!
Желтобрюх и кашеед,
Пухонос, букваревед,
Малоежка, телогрейка,
Водомерка, белошвейка,
Горемыка, углекоп…
Стоп!
Сочиняйте дальше сами,
О и Е сыграют с вами!
Упражнение
Буква О и буква Е
Повстречались как-то мне
На дороге, на пути
И не дали мне пройти:
Разом вслух заговорили,
Два блокнота подарили,
Попросили написать
СЛОЖНЫХ СЛОВ на память –
Пять!
Я упрямиться не стал,
Даже больше написал:
Тепловоз.
Пароход.
Вертолет.
Бегемот.
Крокодил.
Пешеход.
Луноход.
Звездочет.
Землекоп.
Землемер.
Самокат.
Пионер.
Все ли правильно – не знаю,
Вам проверить доверяю!
Найти ошибки в стихотворении
Работа со словарными словами.
Работу со словарными словами можно проводить, используя разнообразные виды упражнений. Приведу некоторые примеры упражнений, которые я применяю на уроках русского языка в целях повышения грамотности письма.
Вставьте пропущенные буквы и назовите одним словом каждый столбик:
М_ лина б_реза _гурец за_ц м_лоток
З_мл_ника _сина п_мидор л_сица л_пата
См_родина ябл_ня к_пуста м_дведь т_пор
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова в три группы.
С_лома, п_нал, су__ота, с_рока, кла__, в_рота, п_сок, п_тух, а__ея, пш_ница, в_робей, шо__е.
Запишите слова в три столбика:
-а- -о- -е-
п_льто, м_роз, к_р_ндаш, р_бята, т_традь, р_бота, м_дведь, п_тух, з_вод,
д_ревня, л_пата, с_рока, м_шина, п_суда, учит_ль.
4. Прочитайте. Из данных слов выпишите слова, обозначающие:
1) животных; 2) птиц; 3) растения.
С_рока, г_рох, за_ц, в_робей, в_рона, к_пуста, м_лина, м_дведь, б_реза,
л_сица.
5.Подберите к данным прилагательным подходящее по смыслу
существительное:
зимнее, теплое, меховое . . . . . . . . . . . . . . .
красивая, умная, охотничья . . . . . . . . . . . . .
быстрый, серенький, трусливый . . . . . . . . .
парное, вкусное, коровье . . . . . . . . . . . . . . .
порывистый, теплый, северный . . . . . . . . . .
слова для справок: собака, молоко, пальто, заяц, ветер
6. Припишите к каждому слову подходящее по смыслу слово из словаря:
школьный учитель, ру__кий . . ., чистая . . ., синий . . ., парное . . .,
прилежный . . ., теплый . . ., трусливый . . ., гоночные . . ., тракт_рный . .
., голосистый . . . .
7. Прочитайте. Подумайте, какие слова из словаря надо вставить вместо
точек:
За_ц – это животное, а . . . . . . . . . . . . . . . . . – это птицы.
К_пуста – это ов_щ, а . . . . . . . . . . . . . . . . . . – это яг_ды.
Кр_вать – это меб_ль, а . . . . . . . . . . . . . . . . . - это п_суда.
8. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните словарные слова.
1. Мы на оз_ро л_сное ух_дили дал_ко, пили вкусное, п_рное с ле_кой
пеной м_л_ко. 2. Ябл_ко спелое, красное, сла_кое, ябл_ко хрусткое, с
кож_цей гла_кою. 3. Небо синее над бором – не спеш_т ст_рик-м_роз
под серебряным убором спрятать зол_то б_рез.
9. Из данных слов составьте и запишите предложения, чтобы получился
рассказ.
Класс, наш, стенную, газету, выпускал; рассказ, Алла, написала;
стихотворение, Рита, сочинила; в, заметке, о, рассказал, бабочках, Вова,
своей; нашу, Анна Петровна, одобрила, работу;
Выпишите из текста словарные слова, подберите к ним однокоренные.
10. Подберите словарные слова с безударными гласными в корне:
- а - - а – а –
например: завод магазин
___а_______ ___а___а____
____а______ ___а____а____
_____а______ ____а____а____
11. Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.
Тебя окружают дама, жилезные дароги, самалеты, замечятельные кортины, цветущие сады, гарода, масты, титратки и ручьки, книги и музыка. Все это создано трудом челавека. Трут нужен чилавеку, как воздух, как вада, как хлеп.
Подчеркните словарные слова.
12. Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений.
Хорошо было за городом стояло лето на полях золотилась рожь овес зеленел сено было сметано в стога по зеленому лугу расхаживал аист.
Выделите орфограммы в словарных словах.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ