Развитие познавательных способностей младших школьников

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребенка становится одной из актуальных задач образовательного процесса.

Перемены, происходящие в нашем обществе, привели к изменению социального заказа в системе образования. Сейчас обществу нужен человек, способный к самореализации творческих возможностей.

Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находились в центре с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит более эффективно, если школьник проявляет познавательную активность.

Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал "умнее", "способнее", "одареннее"? конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитий силы, выносливости и других физических качеств. Если постоянно тренировать свой ум, решать трудные задачи, привлекая к этому свои креативные способности, самостоятельно находить пути решения нестандартных ситуаций, то результат не заставит себя долго ждать.

Как известно, неспособных детей не бывает, нужно просто помочь ребёнку развить свои способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Способности – это свойство личности базирующихся на задатках, развивающие и обеспечивающие успешность в каком-либо виде деятельности. Уровень способностей зависит от наличия задатков, но это не значит, что задатки обязательно преобразуются в способности. Для этого обязательно нужны условия:

  • Полноценное использование чувствительных периодов развития. Например, для развития музыкальных способностей таким периодом является возраст от 2-5 лет (ребёнок обязательно в этот период должен слушать музыку); для формирования речи до 3-х лет, для развития речи до 5 лет ( ребёнок в этом возрасте не только должен слышать речь, но и сам должен активно участвовать в ней, общаться); для развития интеллектуальных способностей – возраст от3-12 лет. Следовательно, именно с детьми этой возрастной группы нужно интенсивно заниматься.

  • Высокая познавательная активность. Для успешного развития способностей необходимо наличие у ребёнка стремление учиться узнавать новое.

  • Демократическая система обучения и воспитания также способствуют развитию познавательных интересов и личностных качеств детей.

  • Необходима деятельность. Чтобы развились художественные способности ребёнок должен рисовать. Для развития познавательных способностей необходимо предлагать ему различные задания и упражнения. Но из-под палки способности развивать нельзя.

  • Очень важен пример родителей. Если в семье любят читать, заботятся об интеллектуальном росте, то и способности ребёнка развиваются быстрее.

  • Высокая самооценка. Именно высокая самооценка, делая ребёнка уверенным в себе, позволяет ему приступить к новым, всё более сложным заданиям , играм и упражнениям, что в свою очередь развивает его способности.

  • Ситуация успеха. Она напрямую ведёт к росту самооценки у ребёнка.

Способности практически полностью складываются к 13-летнему возрасту. Именно в этом возрасте заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Следовательно, максимум усилий для развития способностей детей надо прилагать во время нахождения ребёнка в детском саду и во время обучения в начальной школе.

Психолог Выгодский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Ребёнок в 7-8 лет мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций.

К моменту перехода в среднее звено, школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности.

Ребёнок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Надо показать ребёнку, что есть существенные признаки, без которых предмет не может быть подведён под конкретное понятие. Если учащиеся 1-2 классов отмечают прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие предмета ( что он делает?) или его назначением ( для чего он?), то к 3-4 классу школьники уже более опираются на знания и представления, сложившиеся в процессе обучения. Очень многие преподаватели начальной школы видят свою работу в том, чтобы дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математики, природоведения. На самом деле, работа должна быть намного серьёзнее и глубже. В начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний уч-ся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. Развитием этих качеств необходимо заниматься как можно раньше.

На своих уроках я использую достаточно много всевозможных заданий и упражнений для поддержания и развития познавательной деятельности учащихся.

Вместо организационного момента, я использую интеллектуальные разминки. Это помогает учащимся сконцентрировать своё внимание, мобилизоваться на урок и на хорошей ноте начать его. Интеллектуальные разминки вырабатывают быстроту реакций, т.к. отвечать надо быстро и чётко, позволяют вспомнить ранее изученный материал, в непринужденной, шутливой форме.

В процессе урока на разных этапах я даю учащимся всевозможные задания, помогающие тренировать память, развивать мышление, воображение и т.д.

Чтобы узнать результаты своей работы и на сколько эта работа оправдана, я провожу диагностику. Исходя из увиденных результатов, мною делаются выводы и ставятся цели на дальнейшую работу.



ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:


Способность выделять главное:


Предлагается ряд слов: 1-за скобками 5-в скобках.

Задание: из скобок исключи 2 слова, наиболее существенных для 1-го за скобками.

РЕКА (берег, рыба, рыболов, вода).

ЧТЕНИЕ ( глаза, книга, картина, печать, слово).


Обобщение:


Предлагается 2 слова. Надо определить, что между ними общего.

ДОЖДЬ-ГРАД, НОС- ГЛАЗ, ШКОЛА-УЧИТЕЛЬ и т.д.


Классификация – умение обобщать, строить обобщение на отвлечённом материале.

ТРЕУГОЛЬНИК, ОТРЕЗОК, ДЛИНА, КВАДРАТ, КРУГ.

ДУБ, ОРЕШНИК, ОЛЬХА, ТОПОЛЬ, ЯСЕНЬ.

ВАСИЛИЙ, ФЁДОР, ИВАН, ПЕТРОВ, СЕМЁН.



Анализ отношений и понятий.

Даны 3 слова. Первые 2 слова находятся в определённом связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такие же отношения: найди это четвёртое слово.

ПЕСНЯ- КОМОПОЗИТОР=САМОЛЁТ-?

  1. АЭРОДРОМ

  2. ГОРЮЧЕЕ

  3. КОНСТРУКТОР

  4. ИСТРЕБИТЕЛЬ

  5. ЛЁТЧИК

ОГУРЕЦ-ОВОЩ= ГЕОРГИН -?

  1. СОРНЯК

  2. РОСА

  3. САДИК

  4. ЦВЕТОК


Исключение понятий:

  1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

  2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

  3. Сладкий, горячий, горький, кислый, солёный.

  4. Берёза, сосна, дуб, дерево.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ