Развитие творческого потенциала учащихся, находящихся на индивидуальном обучении

Развитие творческого потенциала учащихся, находящихся на индивидуальном обучении.


«Творческие способности не создаются, а высвобождаются.» А. Фергюсон

Современная педагогика, а также методика преподавания, в том числе иностранных языков, опирается на тезис о том, что задатки творческих способностей есть у каждого ребенка. Задача педагогов – раскрыть такие способности, развить их. Способности формируются постепенно в процессе активной деятельности, и огромное значение здесь имеет целенаправленная система гибких воздействий, учитывающих индивидуальные особенности детей и специфику их гармоничного развития.

Творческие особенности школьника на уроке иностранного языка проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, к общепризнанным шаблонам, монотонная ли его деятельность. Творческие задатки школьника проявляются в его инициативности, активности и самостоятельности.

Творчество на уроке иностранного языка предусматривает твердый познавательный интерес. Развитие этого качества необходимо в рамках учебного урока, с использованием системы специальных заданий. При этом особенное внимание должно уделяться формированию умения школьника наблюдать языковые процессы, находить для них адекватное объяснение и таким образом отражать свое отношение к ним. Процесс этот очень индивидуален, как и само творчество.

Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, заинтересованность в выполнении заданий и степень самостоятельного мышления.

Урок английского языка это настоящий творческий процесс, требующий развития способностей не только лингвистического характера, но и креативности. Креативность является характеристикой личности, свидетельствующей о её способности к творчеству. Это совокупность качеств, помогающих действовать оригинально и неожиданно, отходить от шаблонов и традиций.

Одним из важных моментов, который нужно учитывать при организации обучения, направленного на развитие творческих способностей, является креативная учебно–развивающая среда.

Творческая индивидуальность учителя – это системное, интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых и профессионально-ценностных качеств. Данное образование возникает и развивается лишь во взаимодействии субъекта со специфическими творческими формами человеческой деятельности. Кроме того, творческая индивидуальность педагога проявится в неповторимом, самобытном способе осуществления педагогической деятельности, предполагающей качественное преобразование личности педагога, развитие его творческого потенциала.

Творческий потенциал личности учителя – это необходимая предпосылка деятельности творческого характера, ибо он способствует выведению личности на такой уровень деятельности, когда она реализует, выражает, утверждает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на её требования, но и в порядке встреченного противоречивого, преобразующего ситуацию и саму жизнь.

Поэтому для успешной работы по развитию творческих способностей необходимы следующие критерии:

1) желание учителя и ребенка работать творчески;

2) самостоятельность (полная или частичная);

3) поиск и перебор возможных вариантов движения к цели;

4) создание в процессе движения нового продукта.

     Как я работаю над развитием творческих способностей детей?

Во-первых, использую элементы технологии развивающего обучения.

Во-вторых, через нетрадиционные уроки.

В-третьих, через использование межпредметных связей на уроках.

И, самое интересное, через систему нетрадиционных заданий.

Развитие творческих способностей учащихся осуществляется, прежде всего,  посредством развития творческого потенциала самого учителя, через совершенствование опыта его творческой деятельности, а также через становление у него личностного смысла по развитию творческих способностей воспитанников и иметь немалые знания по процессу общения и контакта с учащимися, чтобы проводить активные уроки. Говоря об использовании нетрадиционных уроков, замечу, что для меня важна занимательность не сама по себе, а как средство сделать обучение более доступным, помочь детям постичь суть явления. Стараюсь, чтобы в течение всего урока у ребят не пропадал интерес к изучаемому, не ослаблялась активность. К активным формам урока с учётом психолого-педагогических особенностей развития учащихся относятся ролевые игры, уроки-конкурсы, уроки-викторины, разработку и защиту проектов по теме, а так же уроки-конференции, урок-экскурсия или урок- путешествие и другие. Такие уроки проводятся не часто. Главным считаю, чтоб такие уроки взволновали, заставляли школьников задуматься, творить. На таких уроках ребята чувствуют очень комфортно, свободно.

Интересные формы проведения урока располагают к определенному эмоциональному настрою детей, что значительно облегчает дальнейшую работу над языковыми и грамматическими аспектами английского языка. Разучивая, воспроизводя, моделируя и инсценируя реальные жизненные ситуации, стихи, песни, сказки на иностранном языке, ученики приобщаются к культуре страны изучаемого языка, овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления, как повседневного, так и профессионального иноязычного общения и тем самым развивают уровень своих творческих способностей.

Одной из важных психологических задач обучения на дому является повышение мотивации учеников к  обучению. Не имея возможности чувствовать и соотносить свой личный успех с успехами сверстников, ребёнок теряет стремление к достижению. Необходимо найти такие формы учебной деятельности ребёнка, в которых он смог бы почувствовать себя успешным, организовывать его участие в школьных конкурсах и смотрах.

Сегодня в центре внимания – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя – выбирать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствует поставленной цели творческого развития и саморазвития  личности.

В своей работе я опираюсь на следующие утверждения:

1. каждый ребенок способен к творчеству;

2. не надо учить творчеству, надо создавать условия, при которых раскроются творческие способности.

Одной из часто используемых мной технологий является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активизации учебной деятельности.

Таким образом, игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение.

Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, можно использовать разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие, посредством чего в процессе игры у учащихся развивается воображение и фантазия, интерес и любознательность.

Вот некоторые приемы, которые я использую на уроках.





Грамматика в рисунках.

Рисунки, с одной стороны, помогают подключить эмоциональную сферу ученика, что способствует раскрытию творческого потенциала. С другой стороны, рисунок помогает ребенку осознать явление или проблему и прочно запомнить решение.

Например, дети рисуют паровозик, который сейчас – now – едет в путешествие. И у каждого вагончика свое название: am, is, are.

Грамматические явления приобретают совершенно четкие очертания живых и неживых объектов. В памяти остаются прочные образы и ассоциации.

Грамматические сказки

Грамматическая сказка – наиболее подходящий способ объяснения ученикам младшего возраста английской грамматики. Этот прием я успешно использую в своей практике.
Дети в этом возрасте копируют, подражают, заучивают, но навряд ли смогут хорошо понять и запомнить материал. А вот, изложив грамматический материал в виде сказки, можно помочь ребенку создать "образ" изучаемого, а также понять и непроизвольно запомнить грамматическое явление.

( Пример сказки про глагол to be, далее предлагаю учащимся в качестве домашнего задания придумать свою сказку. Например, сказка про время Present Continuous 3 класс)

Работая по принципу “Языку нельзя научить, языку можно только научиться”, я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, кроссворды и другие.

Почему же кроссворды на английском языке (да и на родном тоже) так интересны людям? Наверное, потому что это отличный способ занять себя на досуге. Более того, разгадав кроссворд на английском языке, вы повышаете свою самооценку, ведь перед вами наглядный пример того, что ваши знания пригодились. Ученые считают кроссворды на английском языке превосходным средством тренировки умственных способностей. Ведь, отвечая на вопросы кроссворда на английском языке, вы побуждаете ваш мозг работать, вспоминая необходимое слово. Более того, вам сначала необходимо будет понять суть вопроса (ведь он на английском), а для этого нужен хороший словарный запас.

Отгадав нужное слово, ребенок вписывает его в сетку английского кроссворда и тем самым отрабатывает правописание. А зрительная память поможет ему запомнить это слово. Некоторые кроссворды на английском языке имеют заковыристые вопросы, отвечая на которые ученик оттачиваете свою сообразительность и смекалку. Для отгадывания кроссвордов на английском языке дети прибегают к использованию справочной литературы, которая расширит их кругозор и углубит знания. И, наконец, кроссворды на английском языке учат быть более усидчивыми и терпеливыми, ведь чтобы довести начатое до конца потребуется какое-то время.

Прежде всего, меня выручали разнообразные готовые материалы для учителей, которые без труда можно найти во всемирной паутине на сайтах для преподавателей: английские кроссворды с ответами, анаграммы, лото в картинках, игровые упражнения. Большое количество раздаточного материала я создавала сама и с успехом применяла на уроках, а также предлагала детям составить кроссворд или придумать ребусы по определенной теме. Например, тематический кроссворд по теме «Еда», составленные рецепты на английском языке с пропущенными ингредиентами (6 класс); ребусы по теме «Профессии» (4 класс) .

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении разговорным навыкам - произносить фразы на английском языке, а при изучении грамматических явлений - выполнять грамматические задания, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.

Стоит отметить, что презентации Microsoft Power Point на уроках английского языка также необходимы. Их можно использовать при различных видах деятельности: введении, тренировке и закреплении лексического и грамматического материала, развитии диалогической речи и др. Работа над презентациями позволяют не только тренировать различные виды речевой деятельности, но и осознать языковые явления, формировать лингвистические способности и создать коммуникативные ситуации. Безусловно, необходимо отметить работу над творческими проектами, когда учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы. Это требует от него владение большим объемом предметных знаний, творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.

Таким образом, можно привести примеры некоторых творческих заданий: презентации на тему “A Day at English School” (9 класс, описание распорядка дня, используя основную лексику по теме), составление творческих отчётов поездок: ( “My Summer Holidays” 7 класс) и “A world of robots” (7 класс, поиск материала и подготовка сообщения на тему).

Также можно выделить примерную тематику проектных работ для детей младших классов: “People in the family”, “Daily Life”, “Food”, “Clothing”, “Seasons” и многие другие.

Чтобы процесс обучения иностранному языку стал более интересным и занимательным, можно придать занятиям творческий характер. В значительной степени этому способствует работа над поэтическими произведениями, которые развивают ребенка, обогащают его духовный мир, прививают чуткость к поэтическому слову, развивают его творческие способности. Поэзия дает импульс воображению и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.

В своей работе я стараюсь использовать стихотворения по темам урока, которые дети читают в классе, стараются перевести согласно содержанию, усваивая лексику урока, а дома выполняют творческую работу, рифмуя перевод с помощью подбора различных синонимов в родном языке. Удачный или не очень удачный перевод сделал ребёнок, он получает пятёрку. Заканчиваем работу над стихотворением прослушиванием других вариантов перевода, сделанных моими учениками ранее, а также образцами художественного перевода, выполненные поэтами-переводчиками. Иногда пробую переводить сама, чтобы воодушевить ребят, убедить их попробовать свои возможности. Такого рода работа нравится детям, она развивает фантазию, помогает запоминать лексику, используя ассоциативную память.

Хотелось бы привести пример работы ученицы 11 класса.



Можно сделать вывод, что раскрытие творческого потенциала учащихся повлечёт за собой ряд положительных изменений, наиболее важными из которых является развитие самостоятельности и умения организовать свою деятельность, решимость и открытость в общения и обучении, стремление выразить себя, показать свои таланты, во всём добиваться успеха, а также, многие из учеников начнут определяться со своими интересами и идти к намеченной цели, стараясь в жизни занимать только активную позицию.

Позвольте детям "творить" урок вместе с вами. Мои ученики не чувствуют, что изучение английского языка - это тяжкий труд. Для них это средство общения и развития. Они получили возможность экспериментировать с языком, как с чем-то реальным, а не с тем, что встречается только в книгах.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ