Реализация здоровьесберегающего принципа в обучении и воспитании младших школьников
Никитина Анжелика Валентиновна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1
Пермский край, г. Кунгур
Реализация здоровьесберегающего принципа в обучении и воспитании младших школьников
Меняется общество и его запрос на образование подрастающего поколения. Слайд.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. По данным НИИ около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.
Проблемой сохранения и укрепления здоровья занимаюсь не первый год. Поставила цель:
Слайд.
Обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения. Был составлен курс «Здоровье». Программа рассчитана на 4 года обучения младших школьников и решает следующие задачи: повысить успеваемость и качество знаний за счёт сокращения пропусков уроков по болезни, повысить активность и самостоятельность детей; развивать познавательный интерес, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Программа состоит из четырёх разделов: учебная деятельность, внеклассная деятельность, работа с родителями, медицинский контроль.
Слайд.
Выявлена картина детского здоровья по Пермскому краю за 2011 год.
Слайд.
За последние 10 лет в городе Кунгуре отмечается значительный рост количества детей с различными отклонениями в области здоровья.
Слайд.
На первом месте болезни в области….
. Среди детей, пришедших в 2011 году в первый класс, у 55% имеются хронические заболевания.
Учебная деятельность.
Во главу угла образовательного процесса должны быть поставлены такие понятия, как психологический комфорт и успешность ученика. Чаще всего провожу проблемно – поисковый вид урока, при завершении изучения темы проблемно – обобщающий. При проведении проблемно – поискового урока формулирую проблемный вопрос, а учащиеся самостоятельно осуществляют поиск вариантов решения.
Рефлексия учащихся показывает, что проблемные уроки не вызывают утомляемости, а самое главное – способствуют сохранению здоровья, Для того чтобы создавать условия для самовыражения, применяю творческие задания:
Слайд.
- создание презентаций «Мир снежных кристаллов», «На коне - через века», «Мой друг – портфель» и др., где дети учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, используют различные средства наглядности;
Слайд.
Участие в проектах «Покормите птиц зимой!», «Хочу всё знать!», «Бумаге вторую жизнь»;
Слайд.
Участие в конкурсах исследовательских работ, в конкурсах «Старт», «Почемучка», в олимпиадах, марафонах
Слайд. Наши достижения
Нервная система учащегося начальных классов очень чувствительна. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом отдыхе.
Слайд.
На уроках таким отдыхом для них служит частая смена видов учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, релаксация. Подбираю физкультминутки с учётом изучаемой темы, провожу под музыку. Нужно чётко представлять, на что они направлены. Скажем, приседание с подъёмом рук вверх стимулирует мозговое кровообращение, потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти. Для расслабления провожу дыхательные упражнения. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей.
Слайд.
Три раза в неделю проводится динамический час и ежедневные прогулки на свежем воздухе.
90% получаемой информации воспринимается органами зрения – глазами. Дефицит движения пагубно отражаются на функции глаза. Поэтому на каждом уроке провожу зарядку для глаз под тихую и спокойную музыку.
Слайд.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета.
Ведение нетрадиционных уроков, уроков за стенами класса.
В адаптационный период в 1 классе использую не классно – урочную систему обучения, а иные формы организации учебного процесса. Провожу уроки – игры, уроки – экскурсии, уроки – и, уроки – путешествия и т.д. На этих уроках изучается и закрепляется программный материал. Проведение занятий на свежем воздухе повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.
Слайд
Учащиеся моего класса живут по правилам: утренняя гимнастика, она должна быть энергичной, дорога в школу – прогулка пешком, режим дня – твой верный помощник.
Внеклассная деятельность.
Слайд
Понятие «правильное питание» успешно формируется в процессе реализации программы М.М.Безруких «Разговор о правильном питании», реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания.
Слайд
Проведение дней здоровья. Система занятий, направленных на формирование ЗОЖ. Спортивная работа.
Работа с родителями.
Выступления на родительских собраниях с лекциями психолога, логопеда, медицинского работника. Выработка рекомендаций для родителей по проблеме здоровья. Родители – единомышленники. 100% посещают лекторий «Здоровье детей», в системе интересуются успехами детей и состоянием их здоровья.
Слайд
В классе существуют традиции: дни здоровья, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», походы в лес, на лыжах с участием родителей, спортивные праздники. Взрослые придерживаются положения «не рядом, не над, а все вместе».
Слайд
Медицинский контроль.
Проверка остроты зрения, профилактический осмотр детей. Результаты исследования эмоционально-психического здоровья (2009 - 2011 год): высокий уровень – 43, 68, 85, средний уровень – 47, 29, 11,низкий уровень – 8, 4, 2.
При проведённой работе можно сделать выводы, что дети чувствуют себя в классе комфортно, им нравится быть в школе, они уверены в своих силах,
высок показатель качества образования (86%),
состояние физического и психического здоровья детей за период обучения в школе не ухудшилось; в классе создался хороший психологический климат, большинство учащихся (92%) на первое место ставят здоровье, занимаются спортом, посещают спортивные секции.
Слайд
Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно. Оно должно решать эту проблему на всех уровнях.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ