Реализация здоровьесберегающего принципа в обучении и воспитании младших школьников

Никитина Анжелика Валентиновна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1

Пермский край, г. Кунгур



Реализация здоровьесберегающего принципа в обучении и воспитании младших школьников



Меняется общество и его запрос на образование подрастающего поколения. Слайд.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. По данным НИИ около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.

Проблемой сохранения и укрепления здоровья занимаюсь не первый год. Поставила цель:

Слайд.

Обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения. Был составлен курс «Здоровье». Программа рассчитана на 4 года обучения младших школьников и решает следующие задачи: повысить успеваемость и качество знаний за счёт сокращения пропусков уроков по болезни, повысить активность и самостоятельность детей; развивать познавательный интерес, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Программа состоит из четырёх разделов: учебная деятельность, внеклассная деятельность, работа с родителями, медицинский контроль.

Слайд.

Выявлена картина детского здоровья по Пермскому краю за 2011 год.

Слайд.

За последние 10 лет в городе Кунгуре отмечается значительный рост количества детей с различными отклонениями в области здоровья.

Слайд.

На первом месте болезни в области….

. Среди детей, пришедших в 2011 году в первый класс, у 55% имеются хронические заболевания.





Учебная деятельность.

Во главу угла образовательного процесса должны быть поставлены такие понятия, как психологический комфорт и успешность ученика. Чаще всего провожу проблемно – поисковый вид урока, при завершении изучения темы проблемно – обобщающий. При проведении проблемно – поискового урока формулирую проблемный вопрос, а учащиеся самостоятельно осуществляют поиск вариантов решения.

Рефлексия учащихся показывает, что проблемные уроки не вызывают утомляемости, а самое главное – способствуют сохранению здоровья, Для того чтобы создавать условия для самовыражения, применяю творческие задания:

Слайд.

- создание презентаций «Мир снежных кристаллов», «На коне - через века», «Мой друг – портфель» и др., где дети учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, используют различные средства наглядности;

Слайд.

Участие в проектах «Покормите птиц зимой!», «Хочу всё знать!», «Бумаге вторую жизнь»;

Слайд.

Участие в конкурсах исследовательских работ, в конкурсах «Старт», «Почемучка», в олимпиадах, марафонах

Слайд. Наши достижения



Нервная система учащегося начальных классов очень чувствительна. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом отдыхе.

Слайд.

На уроках таким отдыхом для них служит частая смена видов учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, релаксация. Подбираю физкультминутки с учётом изучаемой темы, провожу под музыку. Нужно чётко представлять, на что они направлены. Скажем, приседание с подъёмом рук вверх стимулирует мозговое кровообращение, потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти. Для расслабления провожу дыхательные упражнения. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей.

Слайд.

Три раза в неделю проводится динамический час и ежедневные прогулки на свежем воздухе.

90% получаемой информации воспринимается органами зрения – глазами. Дефицит движения пагубно отражаются на функции глаза. Поэтому на каждом уроке провожу зарядку для глаз под тихую и спокойную музыку.

Слайд.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета.

Ведение нетрадиционных уроков, уроков за стенами класса.

В адаптационный период в 1 классе использую не классно – урочную систему обучения, а иные формы организации учебного процесса. Провожу уроки – игры, уроки – экскурсии, уроки – и, уроки – путешествия и т.д. На этих уроках изучается и закрепляется программный материал. Проведение занятий на свежем воздухе повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.

Слайд

Учащиеся моего класса живут по правилам: утренняя гимнастика, она должна быть энергичной, дорога в школу – прогулка пешком, режим дня – твой верный помощник.



Внеклассная деятельность.

Слайд

Понятие «правильное питание» успешно формируется в процессе реализации программы М.М.Безруких «Разговор о правильном питании», реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания.

Слайд

Проведение дней здоровья. Система занятий, направленных на формирование ЗОЖ. Спортивная работа.

Работа с родителями.

Выступления на родительских собраниях с лекциями психолога, логопеда, медицинского работника. Выработка рекомендаций для родителей по проблеме здоровья. Родители – единомышленники. 100% посещают лекторий «Здоровье детей», в системе интересуются успехами детей и состоянием их здоровья.

Слайд

В классе существуют традиции: дни здоровья, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», походы в лес, на лыжах с участием родителей, спортивные праздники. Взрослые придерживаются положения «не рядом, не над, а все вместе».

Слайд

Медицинский контроль.

Проверка остроты зрения, профилактический осмотр детей. Результаты исследования эмоционально-психического здоровья (2009 - 2011 год): высокий уровень – 43, 68, 85, средний уровень – 47, 29, 11,низкий уровень – 8, 4, 2.

При проведённой работе можно сделать выводы, что дети чувствуют себя в классе комфортно, им нравится быть в школе, они уверены в своих силах,

высок показатель качества образования (86%),

состояние физического и психического здоровья детей за период обучения в школе не ухудшилось; в классе создался хороший психологический климат, большинство учащихся (92%) на первое место ставят здоровье, занимаются спортом, посещают спортивные секции.

Слайд

Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно. Оно должно решать эту проблему на всех уровнях.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ