Классный час «Семейные посиделки»

Мишина Н.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «ОО Сорокинская школа»


«Семейные посиделки»

Классный час



Цели: 1. Формировать позитивное отношение к своей семье, диагностика и коррекция

межличностных отношений в семье.

2. Способствовать формированию у учащихся представлений об истории семьи как

неотъемлемой части истории народа.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, генеалогические древа обучающихся,

семейные гербы, творческие работы (сказки о семье), листы бумаги для ответов у

каждого ученика, выставка книг по теме.

Эпиграф: «Человек, который не знает ничего о своей родословной, не знает, куда идет он сам».


Ход классного часа

Один из учеников читает стихотворение.

Семья

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я».

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я, - тихо молвила Ева. – Я, я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на Земле появилась семья.


Классный руководитель: Дорогие ребята, тема нашего классного часа «Семейные посиделки». Сегодня мы будем говорить о самой большой ценности, которую может иметь человек – о семье. А как вы думаете, почему мы должны знать биографию своей семьи, родословную своих предков? Прочтите эпиграф к нашему классному часу и скажите, как вы понимаете смысл этих строк?

(Ответы детей)


Классный руководитель: В каждой семье есть свои интересные истории. Как образовалась ваша семья, чем любите заниматься в свободное время. Обо всем этом ваши одноклассники придумали маленькие сказки.

(Выступление обучающейся. Сказка)


Жил – был в некотором царстве, в некотором государстве добрый молодец Виктор. Был он самый старший в семье, и когда его отец погиб, защищая свою страну от захватчиков, он остался за главу семьи. Когда пришла ему пора жениться, взял он в жены девицу-красавицу Нину. Вскоре родились у них дочери Светлана и Галина да сын Сергей. Дети подрастали, набирались ума – разума, родители учили их всему хорошему: уважать и ценить людей, быть добрыми и отзывчивыми. Девочек мама учила шить, вязать, вышивать. Подросли дети, пошли получать профессии.

Где-то совсем не далеко, даже не в тридесятом царстве тоже жила большая и дружная семья. Было в ней пять сыновей – богатырей. Не боялись они никакой работы, как собирались вместе, все у них ладилось и спорилось, любо-дорого посмотреть. Один из сыновей Александр покинул отчий дом и отравился в славный город Старый Оскол учить детишек физической культуре, да и сам остался там жить.

Однажды на веселом праздничном гулянье он встретил девушку Светлану, полюбил ее горячо и женился. Соединились две семьи с похожими судьбами, у Александра тоже дедушка воевал и погиб, защищая Родину, свое имя он получил в его честь.

Жили оны дружно и счастливо, был у них хороший дом и двое детушек любимых Марина и Алиса. Такие умницы и красавицы, что не в сказке сказать, не пером описать.



Классный руководитель: Очень приятно слышать такие слова о своей семье, близких людях. В каждом доме своя жизнь, своя история. И история эта – неотъемлемая часть истории народа. Человек, на помнящий родства, испокон века считался выродком. То есть выродился человек, захирел. Не предполагалось в нем ни сил, ни возможностей разумно и полезно прожить свою жизнь. А те, кто жил основательно, со смыслом, считали обязательным знать свой род до «седьмого колена».

Во все времена, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в хорошей, дружной семье, и семья его воспитала.

Давайте рассмотрим генеалогическое древо великого русского писателя А.С.Пушкина.

(Знакомство с генеалогическим древом А.С.Пушкина)

А теперь посмотрим, какие генеалогические древа составили ваши одноклассники.

(Ответы детей).


Классный руководитель: Кроме родословного древа, как я уже сказала, у каждого рода был и свой герб. Слово «герб» было заимствовано из немецкого «Erbe», что значит «наследство». В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служила рыцарское родословное дерево.

А рисовалось оно так. Внизу ствола – герб, далее ствол делился на две главные ветви: справа - герб отца, слева – герб матери. Каждая из этих ветвей делилась на две: герб дедушки и герб бабушки по отцовской и материнской линии.

В Европе и на Руси гербы появились в глубокой древности. Например, рыцари помещали на своих щитах полосы, квадраты, треугольники. Это помогало и м в походе и на войне: союзников не путали с противником. Позже число гербов увеличилось, и приходилось избегать совпадений и повторений. Сейчас мы посмотрим, какие семейные гербы подготовили ваши одноклассники.

(Чтение стихотворения учеником)

Колосья хлеба, циркуль, плуг,

Животные и птицы

Пусть создадут волшебный круг,

В котором отразится

Вся жизнь семьи, ее уклад,

Ее дела и слава,

И вам всегда принадлежат

Гербы пускай по праву.


1 ученик (проецируется фотография, представляется семья и герб)

Я представляю вам герб своей семьи. Основу герба составляет варяжский или норманнский щит. Его поле разделено на четыре части, т.е. я использовала четырехчастное разделение. Синий цвет поля символизирует честность, а белый – доброту. У меня очень добрые и честные родители. На щите помещены четыре негеральдические фигуры. Колесо – символ дорог и путешествий. Мы всей семьей постоянно совершаем недалекие поездки и походы. Роза – символ любви, которая царит в моей семье. Рукопожатие – символ дружбы, у нас много друзей и вообще с людьми мы поддерживаем хорошие, уважительные отношения.


2 ученик (проецируется фотография, представляется семья и герб)

Я представляю вам герб своей семьи. Основу герба составляет варяжский или норманнский щит. Его поле разделено на три неравные части. Золотая рамка на гербе символизирует богатство не только материальное, но и духовное. Ангел на щите хранит нашу семью. Слева – лилия на сером фоне – это символ успеха, процветания и доброты. Лев на красном фоне символизирует великодушие и храбрость.


3 ученик (проецируется фотография, представляется семья и герб)

Я представляю вам герб своей семьи. Основу герба составляет щит. Его поле разделено на три неравные части. Внизу изображен цветок, который означает процветание, а голубой фон – верность и честность. Мы считаем это главными качествами человека. Справа – счастливое лицо – символ дружбы. Мы очень дружная семья и все свободное время проводим вместе. Зеленый фон означает надежность и преданность. Слева я поместила сердце – символ любви. Желтый фон символизирует мудрость и умение. Моя мама очень умная и умеет почти все: вкусно готовить, вязать, рисовать.


Классный руководитель: На доске представлены и другие гербы ваших одноклассников. Каждый человек имеет фамилию. А не задумывались ли вы над тем, почему у того или иного человека именно такая фамилия. Иногда она связана с профессией предков, иногда с именами и отчествами. Прослушайте стихотворение Г. Граудина «Прадеды» о происхождении фамилий на Руси.


(Чтение стихотворения учеником)


Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончаровых прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне гробил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих.

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.


Классный руководитель: Попробуйте по фамилии определить, кем были ваши прадеды? Что означает ваша фамилия?


(Ответы детей. История происхождения фамилий).


БАКЛАНОВ Отчество от прозвища (или нецерковного мужского личного имени Баклан) в основе – нарицательное баклан, которое в разных диалектах означало «чурбан» с переносным значением «болван» (поволж.)

КАНДАУРОВ По мнению Ю.А.Федосюка, из хан Даур.

СКОМОРОХОВ Первоначально отчество: 1) от именования отца по профессии: скоморох – актер русского народного театра до XVIII в.; 2) от прозвища Скоморох – «кривляющийся, паясничающий».

БАРКОВ Судя по распространенности фамилии, происходит она от личного имени Борко – сокращенной формы от имен Борис, Борислав, Боримир. Барков, а не Борков – под влиянием акающего произношения.

ПАНЬКОВ, ПАНШИН, ПАНЬКИН, ПАНЮШИН, ПАНЮШКИН. От производных форм имен Павел, Панфил, Панкрат, Пантелей и др.

ПЛАТОВ Плат – сокращенная форма имени Платон или же большой платок. Помните, как гадали девушки у В.А. Жуковского: «Расстилали белый плат и над чашей пели в лад песенки подблюдны»…

ФАУСТОВ Фавстов, Фаустов. Отчество от церковного мужского имени Фавст (из лат.funestus – «скорбящий») с кратким у, которое произносилось близко к русскому согласному в…


Классный руководитель: Сегодня мы не можем сказать, как произошли все фамилии в классе, но на подготовленной выставке из библиотеки достаточно материала, чтобы вы могли найти ответы на все интересующие вас вопросы.


Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох.


Теперь соберитесь и вспомните о самых дорогих людях, которые дарят тебе радость и хорошее настроение. Выберите что-нибудь хорошее, что кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно, это будет улыбка мамы, добрые руки бабушки, одобрительное рукопожатие отца. Припомни свои чувства и с кем связаны эти мгновения счастья (пауза).


Пусть этот образ, подаривший тебе радость и хорошее настроение, начнет постепенно бледнеть, пока совсем не растает. Но не забудьте само ощущение радости, храните его.

Теперь потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза.


У каждого на столе лежит лист бумаги, запишите, чей образ возник перед глазами во время это упражнения.


(по очереди обучающиеся прикрепляют свои листы на плакат «Люди, дарящие радость»)



Классный руководитель: Завершить классный час я хочу словами В.А.Чивилихина: «Через умерших людей, их дела и дни мы убеждаемся, что прошлое не ушло. Мы живем в нем сами того, не замечая, оно в нас – в нашем мировоззрении, нравственных нормах, каждодневных мыслях, чувствах, поступках, образе жизни, язык, наследственности – от деда к внуку, - привычках, от человека лично, а также общества, в котором он живет, зависит степень его духовного родства с предками».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ