Реализация здоровьесберегающих технологий в рамках ФГОС
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
х. Красный Пахарь
Минераловодского района
Реализация здоровьесберегающих технологий в рамках ФГОС.
Учитель начальных классов
Наумова О.В.
"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,
то во всяком случае, поддерживать
его высокий уровень здоровья вполне возможно".
Академик, хирург Н. М. Амосов.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.
Наша задача - научить каждого ребёнка безопасному образу жизни, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль?
Прежде всего - семья, родители, затем - школа, учителя.
Но, к сожалению, местом формирования здоровья ребёнка сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Министерство здравоохранения считает виновником ухудшения здоровья детей - систему образования, а именно учителей первой ступени, так как считают, что именно на этой ступени происходит главный срыв детского здоровья. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта.
Обучение должно строиться на основе следующих принципов:
Принцип комфортности.
Создание в классе спокойной, доброжелательной атмосферы, вера в силы ребенка, осознание им процесса учения, понимание учителем и родителями значимости знаний о здоровье, организация двигательного режима учащихся, недопустимости перегрузок.
Принцип деятельности.
Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.
Принцип творчества.
Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности, приобретение школьниками собственного опыта творческой деятельности. Умение создать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем.
Достижение сформулированных задач обеспечивается, на мой взгляд, внедрением комплексного подхода к оздоровлению в начальной школе.
Я провожу очень много различных мероприятий по здоровому образу жизни. В процесс обучения внедряются современные здоровьесберегающие технологии. Меня больше всего заинтересует проблема формирования здорового образа жизни. Задалась вопросом: как сделать так, чтобы ребёнок учился осознавать себя как часть природы и понимать ответственность за сохранение своего здоровья не только на отдельных мероприятиях или специальных уроках, а ежедневно где бы он ни был.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно- ориентированном образовании.
В нашей школе ведётся курс " Разговор о правильном питании" разработанный специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования. Это находка в том плане, что сегодня чуть ли не единственная, ориентированная на младший возраст, программа о гигиене питания. Это уникальный образовательный курс, который хорошо воспринимается детьми. Это видно по их реакции, ответам, даже по рисункам и "авторским плакатам". К решению проблемы правильного питания я привлекаю и семьи. Например, продумать домашний рацион на неделю вперёд. Без маминой помощи ученикам, конечно, было бы трудновато. С другой стороны, к своему собственному удивлению, родители слышат от своих чад такого, о чём раньше не догадывались. Предмет интересен тем, что заставляет думать. Думать о том, что нужно делать, если хочешь быть здоров. И поступать соответственно своим убеждениям. Темы "вечные", но для нашего уклада жизни очень актуальные: "Самые полезные продукты", "Как правильно есть", " Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной". Известно, что правильный рацион питания тесно связан со здоровым образом жизни. Как показала практика, этот курс способствует воспитанию и формированию у детей основ здорового образа жизни, культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Свой трудовой учебный день мы с ребятами начинаем с утренней зарядки. И кто сказал: "Что первый урок не продуктивный?". Мы все вместе взбодрились, проснулись. А вот теперь за работу.
Большие возможности, на мой взгляд, в реализации технологий сберегающих здоровье современного школьника, имеют оздоровительная система В. Ф. Базарного, проблемное обучение, уроки физической культуры, уроки ознакомления с окружающим миром и т. д.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.
Что значит здоровьеразвивающий подход к уроку? В чем его суть?
Современный урок в школе есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в современной деятельности детей и учителя.
Современный урок в школе есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Ребенок как человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Эти три положения определяют здоровьесберегающие требования к уроку.
Таким образом, сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок, обеспечивающий ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока, то есть добавляющий детям и учителю здоровья. А для этого дети не менее 20% времени урока должны находиться в состоянии двигательной активности.
Убеждена, что всему основа в работе с детьми - положительные эмоции. Подбодрить, похвалить, поддержать его веру в себя.
Провожу различные упражнения для профилактики и предупреждения близорукости "восьмёрка", взгляд двигается в процессе физкультминутки: по часовой стрелке и наоборот, вправо - влево, по "восьмёрке". Упражнения выполняются только стоя. Всю организацию учебно-воспитательной работы мы построили с учётом физиологических принципов изменения работоспособности ребёнка:
сделали облегчённой начало каждой учебной недели и учебной четверти
( не задаются домашние задания, повторение изученного ранее);
в ходе проведения уроков сложный материал изучается лишь тогда, когда работоспособность детей достигла высшего уровня;
рационально чередуется учёба и отдых детей.
В уроки включаем вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Например: на уроке математике: При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека - 260 костей. Вопрос № 1.На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорожденного?
( с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90.
350-260=90. Куда деваются эти кости? Они срастаются.)
Вопрос № 2.На сколько костей у новорожденного больше, чем у взрослого?
(350- 260=90. При рождении у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.)
Вопрос № 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течении жизни?
(350-260=90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.)
На уроке русского языка. Вежливые слова и здоровье. "Спасибо. Пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи" - подумайте, что общего между этими словами продолжите список.
В качестве приёма здоровьесбережения применяем дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе. Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому предлагаем детям разноуровневые домашние задания.
Также применяем в работе личностно-ориентированные технологии, интегрированные уроки:
Обучение грамоте + письмо;
Окружающий мир+ труд или ИЗО;
Окружающий мир+ чтение.
С поступлением в школу двигательная активность снижается наполовину. Учащиеся вынуждены не только ограничивать свою двигательную активность, но и длительное время поддерживать однообразную статическую позу - сидя за партой. Возникает неразрешимое противоречие: овладение основами наук в соответствии с программой требует от учащегося повышенной умственной активности, мобилизации интеллектуальных усилий, напряжения внимания, памяти и т.д., но в то же время даже кратковременное пребывание без движений в статическом положении ведет, согласно наблюдениям гигиенистов, к нарушениям подвижности основных нервных процессов, снижению умственной и мышечной работоспособности. В начале каждого урока использую упражнения, направленные на активизацию всех систем организма.
Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровым, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызвать у них позитивную самооценку. Для этого педагог должен избегать резких замечаний в адрес детей по поводу дисциплины, особенно замечаний, задевающих чувство их собственного достоинства. Известно, что невозможно воспитать у ребенка уважение к себе и желание быть достойным, если постоянно унижать его. Учителю необходимо обнаружить у учащегося достоинства и их стимулировать, а нежелательные проявления в поведении устранять путем договора. Фраза «Давай договоримся» - это одно из эффективнейших способов, обеспечивающих людям возможность мирного сосуществования.
Очень желательно, чтобы дети постоянно слышали спокойный, ласковый тон учителя, обращение к себе по имени, видели улыбки на лицах учителей. Важно, чтобы дети ощущали абсолютное уважение к любому мнению и любому ответу каждого ученика, даже если этот ответ не совсем верный, получали одобрение наиболее удачных ответов, а также своих достижений.
Здоровьесберегающий подход к уроку проявляется в том, что учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям, в этом пример, выполняя в полную силу и со всей мерой серьезности все то, о чем он говорит детям и что с них требует: если это гимнастика, то учитель выполняет ее вместе с детьми на уровне своих возможностей; если это рефлексия, то учитель тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой; если это практическая работа, то учитель принимает в ней полноценное участие наряду с учащимися и т.д.
Особо специфической чертой здоровьесберегающего подхода к уроку является его рефлексивность.
Можно использовать самые разнообразные формы и средства рефлексии: устное слово, движение, позу, цвет, линию, музыку, письменное слово и многое-многое другое. Рефлексию также можно включать в разные этапы урока, что обеспечит учителю обратную связь с учащимися.
Умело проведенная рефлексия, даёт учителю возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке; что им помогало и что мешало в работе; что нового для себя они узнали; что смогут и готовы использовать в своей жизни за пределами урока и школы; что и как в них изменилось за ту или иную единицу времени.
Таким образом, каждый здоровьесберегающий урок обязательно должен включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя.
Оздоровительные процедуры.
Виды оздоровительных мероприятий:
1. Гимнастика до учебных занятий.
Задачи гимнастики до учебных занятий содействие
организованному началу учебного дня, повышению работоспособности учащихся.
2. Подвижные перемены.
Организовать двигательный режим школьников во время перемены помогают подвижные игры. Задачи проведения подвижных игр включают в себя:
повышение работоспособности;
организацию активного отдыха;
содействие физическому развитию;
повышению уровня физической подготовленности.
3. Дни здоровья и спорта.
4. Профилактические мероприятия.
Помогают сохранить и укрепить здоровье учащихся совместные профилактические мероприятия с медицинским персоналом школы.
5. Просветительская и консультационная работа с родителями.
Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.
С целью повышения роли родителей в профилактической работе автор проводит:
Цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
«Профилактика ОРЗ в домашних условиях»;
«Закаливающие процедуры дома»;
«Значение режимных моментов для здоровья ребенка»;
«О питании младшего школьника»;
«Вредные привычки у родителей и их влияние на здоровье детей»;
«Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка»;
«Как воспитать здорового ребенка» (см. приложение).
Анкетирование родителей с целью дополнительной диагностики, выявления круга интересов, проблем, оценки работы.
Совместные мероприятия с детьми и родителями («Мама, папа и я - спортивная семья», совместные вечера отдыха).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ