РЕБЕНОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: СИТУАЦИИ УСПЕХА И ПРОБЛЕМЫ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 107»

города Омска
















РЕБЕНОК В ОБРАЗОВТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: СИТУАЦИИ УСПЕХА И ПРОБЛЕМЫ






подготовила

учитель математики

Муравьева Татьяна Алексеевна















г. Омск 2011


РЕБЕНОК В ОБРАЗОВТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: СИТУАЦИИ УСПЕХА И ПРОБЛЕМЫ


Всем известно, что учение – это свет, дающий каждому человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. Но школа – это не только учреждение, в котором  учат писать и читать. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Здесь он  учится жить, радоваться, принимать важные решения, выражать свои чувства.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения (2, стр. 23). Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения (1, стр. 81). Избежать этого помогут рекомендации данные в книге А.С.Белкина «Ситуация успеха. Как ее создать?» Все дети - таланты. Для каждого ребенка учителя должны создать «ситуацию успеха», помочь ему изменить свой статус, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог со своими сверстниками и педагогом. Будучи слабоуспевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или спортивной секции он может оказаться в числе лидеров.

В своей работе я придерживаюсь трех, на мой взгляд, основных условий: 1) создание атмосферы сотрудничества; 2) организация взаимообучения; 3) не принуждать, не запрещать.

Задача учителя в том и состоит, чтобы дать возможность каждому ученику почувствовать радость труда, чтобы не осталось в классе равнодушных детей, чтобы учение не превратилось в утомительную обязанность. Только успех в учении, его ожидание поможет утвердить ребенку свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии. Проблема поддержания интереса и желания детей учиться не могла не заинтересовать меня. Понимая необходимость в поддержании желания детей учиться, я стараюсь создавать ситуацию интереса и успеха. Накопленный 30-тилетний  опыт работы, его анализ, опыт работы других учителей  позволяет мне утверждать, что если  ребенка лишить веры в себя, то трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие  воспитательные ухищрения. И только вдохновение, создаваемое успехом, рождает интерес к учению, и только успех в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. Успех учащихся необходимо планировать. 

Хорошие результаты дает и предварительная проверка, подготовка  публичного выступления (ответа) ученика. Перед уроком нужно проверить работы ученика, указать на имеющиеся ошибки и, если они незначительны, предложить ребенку тут же исправить их с объяснением. На уроке во время ответа он будет уверенно себя чувствовать и чётко аргументировать свои действия. При такой организации работы дети чувствуют себя уверенно, что способствует повышению рабочего тонуса и усвоению учебного материала. Анализируя работы детей, важно отметить, в чем ученик силен, а в каком вопросе ему требуется серьезная помощь.

Я  подбираю такие задания, с которыми учащиеся сначала могли бы справиться без особых затруднений и, лишь потом, переходить к более сложным упражнениям. Следующая работа планируется таким образом, чтобы ее началом было задание, которое ученик  выполнит без особых затруднений, чувствуя при этом уверенность в своих силах. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. Заключительная часть работы должна содержать задание, которое вызовет  учебное напряжение. Но, что самое главное, в этом случае не возникнет страха и волнения при его выполнении.

Важным условием успешного обучения детей является и то, что учащиеся должны знать о предстоящей работе, т.е. знать то, что будут делать, как это делать, и, самое главное, зачем это делать.  Потому что «неизвестная» деятельность вызывает быстрое утомление, не приносит удовольствия, не возникает чувства удовлетворенности проделанной работой и, наконец, она выполняется некачественно.

Радость совместной работы не должна омрачаться переживаниями за допущенные в работе ошибки. Отношение к ошибкам нужно изменить. Ведь ошибка – это не трагедия (хотя может стать таковой, если учитель к ней именно так относится), ошибка – ключ к развитию, к самосовершенствованию.

В этом году у меня 5Б класс (21 ученик). Ребята очень дружные. Дети сопереживают за успехи и неудачи своих одноклассников. Не наблюдаются такие черты характера, как зависть, презрение к слабоуспевающим ученикам. Я увидела, как ребята пытаются объяснить не понятый материал проболевшим одноклассникам. Такое ценное желание помочь свойственно всем детям, забота учителя в том и состоит, чтобы научить детей оказывать помощь и даже в том случае, если нет прямой просьбы или пожелания.

В этой связи, в своей работе я  использую  взаимообучение. К стати сказать, современная психология утверждает: эффективность обучения составляет 10% - если ученики только читают глазами; 26% - если слышат объяснение учителя; 30% - если видят наглядно представленный материал; 50% - если видят и слышат; 80% -  если в работе опираются на личный опыт; 90% - если делают совместно; 95% - если обучают других.  Согласитесь, информация не только интересная, но и полезная.

Одним из видов взаимообучения является работа в парах: постоянная пара, пара сменного состава.

Постоянная пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся «ролями»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения.

Пара сменного состава образуется на некоторое время, пока возникает в ней необходимость. Одно и тоже задание получают две таких сменных пары, поработав над вопросом, их состав меняется. Объединившись в новые пары, дети еще раз обсуждают данное задание.

Основные преимущества взаимообучения: 1) возникновение у детей чувства раскованности в процессе учёбы; 2) повышение у детей ответственности не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; 3) у  школьников формируется адекватная самооценка; 4) отпадает необходимость в сдерживании темпа одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; 5) происходит обсуждение одной информации с несколькими детьми, тем самым обеспечивается более прочное усвоение знаний.

Другим не менее интересным для детей видом работы, является работа в группе. Объединять по группам детей можно по любым принципам. Это могут быть дети, сидящие на одном ряду, мальчики и девочки, по списку в журнале и др. Трудно переоценить радость ученика, когда именно его балл, слово или действие становится решающим в победе своей группы.

Невозможно переоценить и дисциплинирующее значение взаимообучения. Когда ученики знают, что их труд будет оценен не только учителем, но и всем коллективом, они ведут себя достойно и работают гораздо старательнее.

Но, в том случае, если ученику лучше заниматься в одиночестве, то и пусть себе учится один. А бывает так, что сидят две девочки на уроке и помогают друг другу – и пусть себе работают в паре. То есть способ работы ученик должен выбирать сам. Класс – живой организм. В нём возникают симпатии и антипатии, рабочие группы и пары создаются и распадаются, повинуясь внутреннему развитию классного организма, а не пожеланию учителя.

В этой связи изменяется и моя роль, роль учителя, в учебном процессе. Моя задача состоит в том, чтобы организовать работу групп (пар) в нужном направлении, оказывая им помощь, если будет необходимость.

Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу утверждать, что организация взаимообучения – это не только гарантированный интерес детей к учебной деятельности, но еще и гарантия прочного усвоения знаний всеми учениками.

Нельзя не отметить и другую сторону этой работы: умение общаться в процессе обучения переходит на общение детей в жизни, а радость успеха закрепляется в их сознании, становиться источником проявления интереса к учебе.

Итак, на уроке все четко, царит дух сотрудничества и вдруг … зашумели, заболтали,… Может ли быть такое на нашем уроке? Что случилось вдруг с дисциплиной? От чего зависит дисциплинированное поведение ученика на уроке?

Школа, как любое образовательное учреждение, призвана воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение. Школьная дисциплина – это определенный порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Главное же условие, обеспечивающее дисциплинированное поведение школьников на уроке, - тщательно разработанный урок. Когда урок хорошо построен, четко спланированы все его моменты, если все дети заняты делом, они не будут нарушать дисциплину. Это положение бесспорно и широко известно. Психологический механизм данного явления достаточно прост: саморегуляция поведения становится частью интересной познавательной деятельности. Ребенок регулирует свое поведение неосознанно: его привлекает ситуация интереса. Еще одним важным фактором, влияющим на поведение школьников, является увлеченность ребенка происходящим, когда свобода выбора соседствует с отсутствием запретов и замечаний.

Я уверена, что замечание ученику делать, не только бесполезно, но и вредно, так как психологами давно установлено, что всякое представление о действии вызывает движение. Поэтому все замечания учителя типа: «Не вертись!» вредны потому, что вводят в сознание ученика предположение о возможности совершения такого поступка.

Самым важным итогом урока будет то, что ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям настроиться на плодотворную работу дальше (не важно в школе или вне ее). Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится. Пусть не сразу, но получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей. С новыми душевными силами взяться за трудное дело учения. Ведь успех в учебе – завтрашний успех в жизни!      я твердо убеждена, что в основе учительской  работы  должны лежать:   любовь к детям, предполагающая взаимопонимание и сотрудничество; стремление развить, обогатить их знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом увлекая их, а, не принуждая;   умение  создавать каждому ребенку ситуацию успеха для их личностного роста.

Пятый класс для учеников психологически очень сложен. Много учителей, разные требования. В начале учебного года с классом работал школьный психолог. В результате диагностики выяснилось, что мо и ребята испытывают страх

  1. страх ситуации проверки знаний (62%, 13 чел.)

  2. страх самовыражения (29%, 6 чел.)

  3. страх не соответствовать ожиданиям окружающих (81%, 17 чел.)

Эти данные можно объяснить возрастными особенностями (ориентация на сверстников, на мнение значимого большинства, заниженной самооценкой, неуверенностью в себе), более строгой системой оценки знаний, а также сформировавшаяся в начальной школе установка на избегание неудачи, которая тесно связана с заниженной самооценкой и неуверенностью в себе. Необходимо учитывать данные особенности учеников в своей работе, с целью снижения и нормализации уровня школьной тревожности, повышения школьной мотивации, обеспечения личностного развития, улучшения успеваемости, психологического климата в классном коллективе.

Учитывая рекомендации психолога: стараться повысить у детей уверенность в своих силах и снизить излишнюю тревожность, стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения, очень важно наладить доверительные отношения с такими детьми, использовать индивидуальную работу, я решила вовлечь ребят во внеклассную работу по математике. Мы приняли участие в сетевом проекте «Удивительный мир чисел». Мы не стали победителями, но пропал страх, появился интерес к получению информации не из школьного учебника, ребята не боялись отстаивать свое решение. Молчуны заговорили! После этого мы включились в другие сетевые проекты «Сохраним прошлое для настоящего и будущего», «Путешествие в Русландию» (1 место), «Удивительная математика -2» (3 место), «Математическая шкатулка» (лауреаты), «Что? Где? Когда?» (1 место) , в телекоммуникационной межпредметной викторине «Все звери в гости к нам» (1 место), участвовали в конкурсах «КИТ (Компьютеры, информатика, технологии)» , «Кенгуру», «Медвежонок», городской интеллектуальной игре МаГИ!























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.   Белкин,  А. С.  Ситуация успеха. Как ее создать? [Текст] – М.: Просвещение, 1991. – 169 с.

2.   Сухомлинский, В. А.  Верьте в человека [Текст] – Киев, 1960. – 234 с.

3.   Сухомлинский, В. А.  Сердце отдаю детям [Текст] – Киев: Радянска школа, 1988. - 272






     

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ