Рекомендации родителям и педагогам по общению, воспитанию и обучению детей с СДВГ

Рекомендации родителям и педагогам по общению, воспитанию и обучению детей с СДВГ.

Рекомендации для педагогов.

Рекомендации для родителей.

  1. Изменение поведения взрослого, его отношения к ребёнку (см. пункт 3. в рекомендациях для родителей).

  2. Наиболее значимым условием эффективности обучения детей с СДВГ является включение обучающихся в собственную деятельность, определяющую их стиль, мотивационная обусловленность обучения.

  3. Максимальный учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

  4. Разнообразие форм заданий покажет конкретную практическую направленность их учебной деятельности и повысит их значимость в собственных глазах (и то и другое чрезвычайно важно для детей и подростков с СДВГ).

  5. В структуре занятия могут быть использованы различные методы и приемы, активизирующие деятельность учащихся, повышающие интерес к обучению и способствующие эффективному взаимодействию педагога и школьников.

  6. Смена разных видов деятельности на уроках (необходимая для инфантильных, гиперактивных детей).

  7. Проведение творческих работ (особенно с креативными детьми).

  8. Подбор дидактического материала с учетом особенностей ребенка (дети с СДВГ часто любят что-либо делать своими руками, а не только слушать и смотреть на пособия).

  9. Введение элементов игры (желательное для инфантильных, тревожных детей).

  10. Предоставление детям с СДВГ выбора формы домашнего задания.

  11. Использование гибкой системы поощрений и наказаний. В условиях школы такими поощрениями в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка могут стать: возможность выбрать то или иное задание, помощь учителю в проверке тетрадей, роль «Хранителя времени» в классе, возможность писать на школьной доске во время перемены или на уроке, первое место в строю, выполнение письменного задания на компьютере, система поощрительных жетонов и др. В условиях детского сада система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями. ( "У нас в группе дети не кидаются игрушками. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик".)

  12. Использование нетрадиционных форм работы (возможность выбора домашнего задания, объяснение учебного материала учащимся из младших классов, роль «учителя» при объяснении одноклассникам того или иного задания и др.) Привыкшие к постоянным замечаниям, дети с СДВГ, почувствовав свою значимость, с гораздо большим удовольствием и энтузиазмом выполняют даже не очень интересные для них задания.

  13. Компьютерные технологии позволяют осуществлять полимодальный подход к обучению (развитие зрительных, слуховых, кинестетических анализаторов и др.), что очень важно в работе с данной категорией детей.

Кроме того, использование различных программ, позволяющих отработать какой-либо учебный навык, дает импульсивным учащимся возможность получать моментальную обратную связь (в конце каждого задания ребенок узнает конкретное количество баллов, заработанных им), так необходимую им для осознания успешности выполненных действий.

  1. По возможности, исключить риски возникновения патологий во время беременности (курение, недоедание, влияние токсических веществ, психотравмирующие факторы).

  2. Диагноз СДВГ должен ставить врач. Прежде всего, необходимо проконсультироваться у врача-невролога и пройти обследование, иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Лучше обратиться в специализированный центр, где с ребенком также поговорят психотерапевт и психолог. Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы.

  3. Изменение поведения взрослого, его отношения к ребёнку.

  • Проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании.

  • Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными.

  • Не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя».

  • Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии.

  • Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований.

  • Реагируйте на действия ребёнка неожиданно (пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его, оставьте одного в комнате и т. д.)

  • Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами несколько раз.

  • Не настаивайте, чтобы ребёнок принёс извинения за проступок.

  • Выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок; для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

  1. Изменение психологического микроклимата в семье.

  • Выявление сильных сторон ребёнка (умений, навыков, черт личности), что помогает ребенку ощутить себя успешным, повышает самооценку и мотивацию достижений и в других областях деятельности.

  • Уделяйте ребёнку достаточно внимания.

  • Проводите досуг всей семьёй.

  • Не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

  • Не злоупотреблять шумными играми.

  1. Организация режима дня и места для занятия.

  • Твёрдый распорядок дня для ребёнка и всей семьи.

  • Чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь.

  • Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения домашнего задания.

  • Оградите от длительных занятий на компьютере, просмотров телепередач.

  • Избегайте больших скоплений людей.

  • Помните, что переутомление способствует гиперактивности.

  1. Специальная поведенческая программа.

  • Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля.

  • Не прибегайте к физическому наказанию. Целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения проступка. Четко объяснять, за что вы наказываете и не надо от ребёнка требовать абсолютного подчинения, постоянного спокойствия.

  • Чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у таких детей низок, поэтому дети с СДВГ не воспринимают выговоры и наказания, но чувствительны к поощрениям.

  • Составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определённые виды работ.

  • Воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией.

  • Не старайтесь предотвратить последствия вспыльчивости ребёнка.

  • Обязанности расширяйте постепенно, предварительно обсудив их с ребёнком.

  • Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.

  • Не давайте ребёнку поручений, не соответствующих уровню развития, возрасту и способностям.

  • Помогайте ребёнку приступить к выполнению домашнего задания, так как это самый трудный этап.

  • Не давайте одновременно несколько указаний. Задание не должно иметь сложную конструкцию, состоять из нескольких звеньев.

  • Объясните ребёнку о его проблемах и научите с ними справляться (в более старшем возрасте).

  1. Не рекомендованы командные виды спорта. Лучше заниматься в секциях, где требуется индивидуальная концентрация внимания. Например, большой теннис, фехтование.

  2. Отслеживайте эффективность лечения и сообщайте о его результатах неврологу, психологу, педагогам.

  3. Не поддаваться влиянию СМИ. (Например, миф о детях индиго.)

Консультироваться у специалистов.


Помните, что вербальные средства: убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как ребёнок с СДВГ не готов к такой форме работы. Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение удовольствий, лакомства, привилегий; запрет на приятную деятельность; приём «выключенного времени», чернильная точка на запястье («чёрная метка»); холдинг или «удержание в железных объятиях» и т. д.



Список литературы.

  1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. М., 2001.

  2. Заваденко Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000.

  3. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь. СПб., 2007.

  4. Монина Г. Б., Чутко Л. С. Повышение учебной мотивации у детей с СДВГ. СПб., 2009.

  5. Ситко А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2007.

  6. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью. М., 1997.

  7. Чутко Л. С. Важно помочь ребёнку ощутить себя успешным. СПб., 2009.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ