Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения" 10 класс
РМ, г.о. Саранск, МОУ «Гимназия № 20»
Классный руководитель: Горшкова Ю.В.
Родительское собрание №4
Тема собрания:
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
«Спор — это пережевывание противоречий для усвоения содержащихся в них истин».
«Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как она с ней себя держит». Бернард Шоу
Задачи собрания:
1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
Форма проведения собрания: обучающий семинар.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое конфликт?
2. Умение разрешать проблемы и конфликты.
3. Конфликты «трудного» возраста.
4. Тактика поведения в конфликте,
Подготовительная работа к собранию
1. Анкетирование учащихся и родителей.
2. Подготовка ситуаций для анализа.
3. Подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления.
4. Проведение классного часа на тему «Поговорим о конфликтах».
5. Написание учащимися сочинения «Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?!»
Подготовка памятки для родителей.
Данное родительское собрание является очень важным в работе классного руководителя с родителями старшеклассников. Это связано в первую очередь с тем, что многие старшеклассники, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, именно в 10-м классе более всего подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречиями, страхами перед будущим выбором своего пути.
Родители, в свою очередь, часто в такой ситуации не помощники и не друзья своим детям. Они в мечтаниях и установках на собственного ребенка создают идеализированный образ подростка и его дальнейшего пути. Но, столкнувшись в жизни с реальными возможностями ребенка, с его отношением к своему будущему, родительские радужные перспективы рассыпаются как карточный домик, и наступает «эра конфликтов».
Родители и дети воюют по поводу и без повода, каждый доказывает, свою правоту и каждый по-своему прав. Именно на этот период времени попадает самое большое обращение родителей к учителям, психологам и другим людям за помощью в разрешении конфликтной ситуации.
В связи с этим, классный руководитель может подготовить и провести родительское собрание, а затем предложить родителям поучаствовать в тренинге эффективного взаимодействия, который проводят психологи или просто компетентные и подготовленные люди.
Анкетирование учащихся и родителей
Продолжите предложения:
1, Конфликт — это
2. Причиной конфликта может быть
3. Конфликт может привести к тому, что
4. Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть
5. Для того, чтобы избежать конфликт, нужно
Анкетирование родителей
1. Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?
2. Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?
3. Как вы их разрешаете?
4. Могут ли быть в школе конфликтные ситуации?
5. Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?
6. Как вы научились выходить из конфликтов в семье?
7. Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?
Анкетирование учащихся
Ответь, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:
1. Ты — конфликтный человек?
2. Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?
3. Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
4. Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь
выводы?
5. С кем ты чаще всего конфликтуешь?
6. Что может стать поводом к конфликтной ситуации?
7. Кто первым пытается разрешить конфликт — ты или другая сторона?
8. Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?
9. Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того, как конфликт уладился, все остается в ваших взаимоотношениях по-прежнему?
10. Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?
11. Ты хотел бы принять участие в тренинге эффективного взаимодействия с людьми? Подготовка ситуаций для анализа
Очень важно, чтобы ситуации решали учащиеся на классном часу, а их родители — на родительском собрании. Ведь это позволит увидеть не только правильные варианты, которые чаще всего будут давать родите ли, но и услышать от ребят о реальном поведении в ситуациях, как взрослых, так и детей.
Ситуация 1
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете
убирать в квартире, что-то готовить, но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или
дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся».
Как вы поступите в такой ситуации?
Ситуация 2
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме.
Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный
беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не
возражаешь?»
Ваше решение в подобной ситуации?
Ситуация 3
У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родителя неумолимы. «Собирайся на дачу, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь родителям!»
Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — «Мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!»
Как решить подобную ситуацию?
Ситуация 4
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».
Как поступить в такой ситуации?
Ситуация 5
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома. Как поступить в подобном конфликте?
Подготовка теоретического материала для выступления
Классный руководитель готовит материал к выступлению в виде тезисов, которые можно написать на доске в классе.
«Конфликт — это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.» Уильям Линкольн
Конфликты — это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте — это чувства, которые испытывают
люди друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть — главные чувства конфликтов.
«От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви — километры шагов». Сенека
Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.
Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.
Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:
~ проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
~ проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);
~ проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).
Главная способность в конфликте — способность к конфронтации объяснению.
Это — умение:
1. Отстаивать свою позицию открыто, лицом к лицу»,
2. Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
3. Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.
Причины конфликтов родителей с подростками
Подростки в конфликте:
1. Кризис переходного возраста;
2. Стремление к самостоятельности и самоопределению;
3. Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения;
4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
1. Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
2. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
3. Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
4. Борьба за собственную власть и авторитетность;
5. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
6. Неподтверждение родительских ожиданий.
Методы выхода из конфликта.
Для выхода из конфликтной ситуации можно:
1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;
2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
3. Поставить себя на место другого человека;
4. Осознать право на существование иной точки зрения;
5. Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.
Классный час «Поговорим о конфликтах»
В ходе классного часа можно обсудить значимость данной проблемы для старшеклассников, разобраться в природе конфликтов, определить положительные и отрицательные стороны конфликта, разобрать ситуации, которые затем будут обсуждаться на родительском собрании, зачитать сочинения учащихся о конфликтах и определить обозначенные в сочинениях причины конфликтов «отцов и детей», которые затем будут обсуждаться на родительском собрании
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить;
2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Полезная информация
Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» — это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
2, Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
3. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
6. Не забывайте слова И. В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
1. За то, чтобы перестать быть ребенком.
2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
3. За утверждение среди сверстников.
4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Советы для родителей:
• помочь подростку найти компромисс души и тела;
• все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков;
• подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу;
• необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
Ход собрания
Родительское собрание начинается с отрывка из произведения Ф. М. Достоевского «Записки из мертвого дома».
... весь этот народ, — за некоторыми немногими исключениями неистощимо - веселых людей, пользовавшихся за это всеобщим презрением, — был народ угрюмый, завистливый, страшно тщеславный, хвастливый, обидчивый и в высшей степени формалист. Способность ничему не удивляться была величайшей добродетелью. Все были помешаны на том, как наружно держать себя.
Но нередко самый заносчивый вид с быстротою молнии сменялся на самый малодушный. Было несколько истинно сильных людей; те были просты и не кривлялись...
Вообще тщеславие, наружность были на первом плане. Большинство было развращено и страшно испошлилось. Сплетни и пересуды были беспрерывные: это был ад, тьма кромешная... Ругались они утонченно, художественно. Ругательство возведено было у них в науку; старались взять не столько обидным словом, сколько обидным смыслом, духом, идеей — а это утонченнее, ядовитее.
«Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу!»— говорили они про себя сами; а потому сплетни, интриги, бабьи наговоры, зависть, свара, злость были всегда на первом плане в этой кромешной жизни.
Не мог я раньше представить, как можно ругаться из удовольствия, находить в этом забаву, милое упражнение, приятность. Впрочем, не надо забывать и тщеславия.
Анализ анкетирования учащихся и родителей.
Анализ и решение конфликтных ситуаций.
Теоретические сведения для родителей о конфликте
После теоретических сведений о конфликте классный руководитель может предложить родителям информацию о примитивных реакциях людей во взаимодействии. Информация предлагается на листке,
родители читают и моделируют ситуации. Ситуации обсуждаются вслух.
Реакция амбиции
Получив информацию, придающую вес другому лицу, человек тут же старается принизить значение этой информации, стараясь подчеркнуть собственную значимость в глазах других людей.
Реакция самодовольства
Желание похвастаться своими возможностями или привилегиями, достижениями, при этом наблюдая за реакцией других людей. Получение радости от зависти других людей.
Реакция зависти
Человек достиг успеха, другой от его успеха и достижений «заболевает». Он считает, что успех другого возможен только после успеха его самого. Реакция злорадства
Человек радуется тому, что кому-то плохо. Часто при этом не скрывает своих чувств.
Реакция захвата
Желание во что бы то ни стало присвоить себе заслуги другого человека, несмотря на свои реальные заслуги.
Реакция агрессии
Человек использует угрозы и грубость в достижении цели. Это характерно для людей амбициозных и нечувствительных к страданиям других.
Реакция присвоения
Гиперопека или прилипание к человеку для реализации своих целей.
Реакция безразличия
Бестрепетное отношение к физическому и душевному страданию другого человека.
Итог собрания, запись на участие в тренинге родительской эффективности.
Литература для подготовки к собранию
1. Григорьева Т. Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999.
2. С м и д P. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999.
3. Сонин В. А. Психологический практикум. М., 1998.
4. Фадеева Е. И. Тайны имиджа. М., 2002.
Тренинг бесконфликтного поведения
Цель тренинга:
1. Помочь родителям осознать конфликтность собственного поведения.
2. Расширять возможные пути выхода из конфликтных ситуаций.
3. Формировать уважительное мнение об участниках взаимодействия.
В тренинге участвуют родители класса, учащиеся (по желанию).
Занятие 1
Упражнение 1. Самопредставление
Участники группы усаживаются в круг и представляются по следующей схеме:
1. Имя;
2. Увлечения и интересы;
3. Ожидания от участия в группе.
Упражнение 2. Цена участия
Участники (по кругу) проговаривают следующий вопрос: Какую цену ты заплатил за участие в тренинге? (Цена может быть эмоциональная, бытовая, семейная, личностная и т. д.)
Упражнение 3. Пианино
Ладони кладутся на колени участникам группы справа и слева. Потом под музыку отбивается ритм по чужим коленям. Затем участники обмениваются мнением о том, как они переживали присутствие чужих рук у себя на коленях.
Упражнение 4. Ласка
Участники разбиваются на пары. Они должны стать друг напротив друга и ватным тампоном по очереди поглаживать лицо друг друга. Глаза при этом закрыты. Затем участники делятся впечатлением от упражнения.
Упражнение 5. Рассказ о себе
В течение 5 — 7 минут рассказать о себе, начиная с детства. Во время каждого рассказа все остальные участники должны написать на листочке несколько слов, которые передадут их впечатление о рассказчике. В конце каждый участник получает листочки с мнением о его рассказе.
Упражнение 6. Пантомима
Каждый участник готовит пантомиму и с ее помощью должен передать свои чувства, которые он испытывает ко всем участникам после прочтения их записок. Участники должны догадаться, о каком чувстве идет речь.
Упражнение 7. Мои чувства
Участники получают листы бумаги и рисуют свои чувства, которые они переживали в самом начале занятия, и свои чувства в конце занятия. Свои чувства можно сопроводить цитатой, стихами и т. д.
Занятие 2
Упражнение 1. Встреча
Участники группы садятся в круг и делятся впечатлением о первом занятии. Они рассказывают о собственных переживаниях и мнении об их участии в тренинге окружающих близких им людей.
Упражнение 2. Зеркало
Каждый участник поворачивается по очереди к другому участнику, всматривается в его лицо и рассказывает о тех чувствах, которые переживает другой человек.
Упражнение 3. К солнцу
Участники встают и берутся за руки. Они должны поднять руки вверх, крепче их сплести и потянуться к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца.
Упражнение 4. Горе
Один из участников садится в круг. Он изображает горе. Каждый из участников по кругу должен выразить сочувствие. Все участники определяют, кто был наиболее искренен и убедителен в утешении.
Упражнение 5. Магазин
По кругу участники выполняют упражнение. Они должны повернуться лицом к соседу справа и «продать» ему качество характера, которое очень им мешает, и купить какое-то другое качество, объяснив, зачем оно ему нужно.
Упражнение 6. День рождения
Каждый участник говорит о своем будущем дне рождения и называет подарок, который ему очень хотелось бы получить.
Упражнение 7. Передача чувств на расстоянии
Участники должны повернуться к соседу справа, положить свои руки на его ладони и пожелать мысленно что-то. Следующий участник должен попытаться догадаться, что ему пожелали, и сказать следующему: «Мне пожелали... Я желаю тебе того же и...»
Занятие 3
Упражнение 1. Ритм
Каждый участник по очереди подает руку соседу справа, сжимает ее и улыбается ему. Следующий участник повторяет то же самое, но только после того, как все требования соблюдены.
Упражнение 2. Впечатление
Все участники по очереди садятся на стул посреди комнаты и рассказывают о впечатлениях прошлого занятия. Ведущий может прервать рассказ на полуслове и пригласить другого участника.
Упражнение 3. Телефон
Участники по очереди выходят за дверь и передают друг другу услышанную информацию. Затем они обсуждают, в каком виде дошла информация до последнего участника, и делятся пережитыми впечатлениями.
Упражнение 4. Экзамен
Участники должны последовательно назвать:
1) 3 свои лучшие черты характера;
2) 3 свои слабые черты характера;
3) 3 свои желаемые черты характера.
Упражнение 5. Деликатность
Участники должны обратиться по кругу друг к другу со следующей фразой: «Ты можешь мне помочь...» Следующий участник продолжает просьбу соседа и задает вопрос дальше.
Упражнение б. Противоречие
Участники работают в парах. Они предъявляют друг другу какое-нибудь парадоксальное требование. Нужно доказать несостоятельность этого требования, при этом разговаривать только спокойным и доброжелательным тоном.
Упражнение 7. Доказательство
Участники обсуждают в кругу свою доказательность в предыдущем упражнении.
Упражнение 8. Летающая тарелка
Участники группы образуют два круга: внутренний и внешний. Во внутреннем кругу передается друг другу тарелка с водой. Группа выполняет задание в полной тишине. Тарелка передается сначала в одну, затем в другую сторону. Внешний круг наблюдает. Затем идет обмен мнением. Какие чувства испытывали участники, кто кому помогал мысленно, кто это чувствовал во внутреннем кругу?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ