Родительское собрание на тему «Насилие над детьми и пути его преодоления»

Лысенко Ирина Юрьевна

МБОУ СОШ №18 г. Ставрополь

Замиститель директора по ВР


Выступление на родительском собрании

«Насилие над детьми и пути его преодоления»


(На доске, висят плакаты с надписями:

«Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям.»,

«Ребенок — не раб, родитель — не господин.»,

«Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия.»,

«Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается.

Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям —

эстафета ненависти и жестокости продолжается.»,

«Прежде чем сказать — посчитай до десяти. Прежде чем обидеть — посчитай до ста.

Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».)



Вступительное слово: Здравствуйте уважаемые родители, сегодня я хотела бы обсудить с Вами тему: «Насилия над детьми и пути его преодоления».

Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира. Так, известнейший социолог, доктор философских наук, академик Г.Г. Силласте утверждает, что до 80% маленьких граждан нашей страны страдают от различных видов жестокого обращения. А конкретно по поводу домашнего насилия один из ведущих специалистов в этой области, доктор психологических наук Н.Ю. Синягина заявляет, что в настоящее время родительская жестокость стала обычным явлением и имеет место приблизительно в 45 – 49 % семей. Последствия ее впечатляют: до 10 % жертв родительской нелюбви погибает, у остальных появляются отклонения в эмоциональной сфере, физическом и психическом развитии. По другим данным, из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы. 

В словаре С.И.Ожегова, насилие истолковано как "принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие". Не отвлекаясь от нашей темы, уточним, что под жестоким обращением с детьми понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка.

Профессор Н.Ю. Синягина условно выделяет три основных вида жестокого обращения с ребенком:

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание. 

2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

3.  Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Психологическим насилием является:

1. отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

2. оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

3. угрозы в адрес ребенка;

4. преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;

5. предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

6. ложь и невыполнение взрослым обещаний;

7. однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

8. обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

9. принижение его успехов, унижение его достоинства;

10. длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

11. совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

12. похищение ребенка;

13. подвергание ребенка аморальным влияниям;

14. причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка;

15. пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость).

Некоторые ученые так же выделяют четвертый вид - экономическое насилие. К экономическому насилию относится контроль над финансовыми и прочими ресурсами семьи, выделение жертве денег на «содержание», вымогательство, принуждение к вымогательству. Сюда также относятся запрет на получение образования и/или трудоустройство, и намеренная растрата финансовых средств семьи с целью создания напряженной обстановки.

Говоря об истоках жестокого обращения с детьми, следует отметить, что корни этого явления уходят в далекое прошлое. Например, подход к детям в античные времена был чисто утилитарным. Поскольку интересы общества требовали, чтобы граждане были физически здоровы и способны защищать отечество, то умерщвление младенцев, "выбракованных" в Спарте советом старейшин, герусиями, считалось обыденным явлением. Греческий закон Ликурга предписывал сбрасывать со скалы слабых и уродливых детей, в которых видели угрозу вырождения расы. Руководствуясь теми же соображениями целесообразности, Плутарх относил к обязанности государства уничтожать неполноценных детей и признавал за неимущими родителями право убивать младенцев, которых семья не в состоянии содержать. Позицию Плутарха разделял Платон, который к тому же призывал избавляться от младенцев, рожденных женщинами старше 40 лет. Но особой жестокостью к детям отличались нравы Римской империи, где детоубийство не только было закреплено на государственном уровне согласно заимствованному закону Ликурга, но главе семейства разрешалось убивать и продавать в рабство детей, независимо от их возраста. А теоретическое обоснование такому отношению к детям выдвинул Сенека, который предлагал руководствоваться принципом рациональности и подвергая сомнению затраты на воспитание неполноценных детей.

Что касается России, то у нас патерналистское отношение к детям покоится на таком прочном историческом фундаменте, как "Домострой", который считается первым образцом педагогической литературы славянских народов и веками усваивался сознанием людей. Напомним, что авторы "Домостроя" рекомендовали бить детей без указания и даже наличия причин и начиная с раннего возраста, пока ребенок умещается "поперек лавки". Поэтому отечественные исследователи с учетом социокультурной и экономической ситуации причинами насилия над детьми считают следующие:

а) исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей. Более того, отмечаются различия в установках на воспитание детей в городских и сельских семьях. Так, в последних сохранилось веками передаваемое положительное отношение к телесным наказаниям, а в качестве основного аргумента в их пользу родители ссылаются на собственные детские воспоминания. Поэтому многие проявления насилия (шлепок, подзатыльник, наказание ремнем) и сейчас в селе считаются естественным методом воспитания;

б) разочарования из-за неоправданных завышенных ожиданий родителей, стремящихся вовлечь детей в максимальное количество видов деятельности и допускающих превышение допустимой для ребенка нагрузки, игнорирование возрастных особенностей развития личности. Жестокое обращение с ребенком чаще отмечается в тех случаях, когда беременность и роды протекали с осложнениями, а ребенок не отвечает ожиданиям родителей;

в) социальные факторы, вытекающие из кардинальных изменений в общественных и идеологических установках и приведшие к смене ценностных ориентиров, появлению тревоги и агрессии. Эти негативные эмоции выплескиваются на более слабых и зависимых членах семьи и общества, в т.ч. на детей и стариков;

г) неблагоприятная экономическая ситуация, падение уровня жизни, появление безработицы. Собственная неуверенность родителей в завтрашнем дне часто проявляется в эмоционально жестоком обращении с ребенком.

д) низкий уровень общей, педагогической и правовой культуры родителей, когда ребенок воспринимается как объект воздействия, а не субъект взаимодействия.

Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми.

К ближайшим относятся такие проявления как:

1. задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

2. импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;

3. попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);

4. уступчивость, податливость;

5. ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;

6. депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;

7. запущенность, отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;

8. не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;

9. не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;

10. устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.

Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.
К общественным потерям в результате насилия над детьми относятся не только утраты человеческих жизней из-за убийств и самоубийств детей, но и потери в их лице полноценных членов общества, формирование социально дезадаптированных личностей со следующими характеристиками:

  • испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подверженные частым приступам гнева и немотивированной агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство самой жестокости. Косвенным подтверждением может служить увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием;

  • у переживших насилие детей зачастую формируются такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательными для окружающих. В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи со взрослыми, нет навыков общения со сверстниками. А если он не обладает достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то может примкнуть к криминальной, пристраститься к алкоголю, наркотикам и совершать правонарушения;

  • насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство;

  • появления и развития у ребенка «синдрома неудачника». Жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.

Повзрослев, жертвы домашнего насилия на годы погружаются в депрессию, зачастую не отдавая отчета в своем состоянии, а только удивляясь, почему их ничего не радует, не клеится карьера, не привлекает общение с людьми, даже самыми симпатичными. Наконец, последствиями пережитой травмы может стать не только агрессивность, о чем шла речь выше, но и избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите. 

В завершении своего выступления позвольте обратить Ваше внимание на плакаты расположенные на доске и дать некоторые рекомендации по избеганию ситуаций приводящих к насилию:

 1. Никогда не применяйте угроз.

 Они ослабляют внутреннее «я» ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю — сесть не сможешь!», «Ты у меня дождешься — шкуру спущу» и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти. Дело в том, что дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем все равно не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же.

 2. Никогда не унижайте детей.

 Нельзя говорить ребенку: «Как можно быть таким балбесом (ротозеем, хвастуном, болтуном, лгуном)?», «У тебя голова или кочан капусты?», «Ты намусорил хуже свиньи» и прочее в том же духе.  Сколько раз вы оскорбили ребенка, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «я» — тому, из чего развивается личность.

 3. Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравится.

 А мы так часто понуждаем детей: «Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!» И ребенок обещает. Что ему остается? А потом вновь делает то, что вы ему запретили. И мы же его попрекаем: «Ты же не сдержал обещания!».  Но самое существенное: дети имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.

 4. Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания.

 Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать. Например: «Ты знаешь, нам придется пойти вместе за хлебом — минут через 10». Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Пойдем в магазин», «Вставай, я кому сказала!».  Ребенок — не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.

 5. Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста.

 Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.

 6. Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим».

 Это происходит, когда родители внушают малышу: «Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой столько для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный» и пр.  Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» или находит «блокировки». Доводилось вам слышать, как дети, к примеру, отвечают на обидные дразнилки? «Оскорбляй меня хоть век, все равно я человек», – повторяют они как заклинание. В любом случае, к улучшениям в поведении навешивание ярлыка «плохой» не приводит.

7. Любите своих детей и они ответят Вам взаимностью.

 

 

 























 



Список литературы:

  1. http://ru.wikipedia.org

  2. http://www.vashpsixolog.ru/index.php/preventive-work-of-a-psychologist-in-the-school/128-prevention-of-domestic-violence/726-types-of-child-abuse-and-ways-to-overcome-it-guidelines

  3. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2003. №4. С. 34-37.

  4. Конвенция ООН о правах ребенка // Права человека: Сборник международно-правовых документов / Сост. В.В.Щербов. Мн.: Белфранс, 1999. 1146 с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ