Родительское собрание на тему: «Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания»
Удача будет сопутствовать нам
в нашем искреннем стремлении
пробудить и развивать дар в ребёнке,
помочь в трудные минуты его постепенного
взросления, принять, ценить и беречь загадку
его неповторимой индивидуальности.
Родительское собрание на тему:
« Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания»
Цель: 1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.
2. Дать практические советы по организации общения родителей с первоклассником.
Задачи: познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первоклассников; научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.
Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.
Участники: психолог, классный руководитель, родители
Основные вопросы для обсуждения:
1. Готовность к обучению в школе.
2. Алгоритм психологического сопровождения первоклассников в процессе адаптации их к новым условиям обучения и воспитания
3. Советы психолога.
4. Родительский практикум по проблеме.
Ход выступления
Вспомните дом, где проходило ваше детство…запахи, звуки, краски, ощущения вашего маленького тела. Что из детских воспоминаний даёт вам силы, а что приносит боль? Переберите ваши детские фотографии: что сейчас вы могли бы дать тому ребёнку? Отодвиньте в сторону те стереотипы, которые предложили вам окружающие о вашем детстве ("ты был такой-то", "тебе было так-то") и посмотрите на того ребёнка своими глазами. Чего он не говорил своим родителям, но что думал и чувствовал? Чего тот ребёнок не получал в достаточной мере от взрослых? Какие из чувств игнорировались в семье, а может даже и запрещались? Как часто вы слышали от своих родителей: "Все дети как дети, а ты…", "Я сейчас занят или занята" "Это надо делать не так…", "Я лучше знаю, что тебе делать и как тебе жить" и сколько раз вы слышали от них: "Я люблю тебя", "Давай я тебе помогу", "Хочешь, поиграем вместе?".
Именно так я начинаю свою работу с родителями, дети которых только пришли к нам. Ведь именно они хорошо знают особенности своего ребёнка, могут оказать ему помощь и поддержку в трудной ситуации, любить их независимо от успехов или неудач. Я возвращаю их в своё детство, чтобы помочь им вспомнить свои чувства и ощущения, когда они стали школьниками, услышали первый звонок, вспомнили первую встречу с учителем, сели за парту. Именно так я начинаю их возвращать в Мир детства, знакомить их с королевством внутреннего мира маленького человека, который так верит в успех и признание, любовь и понимание со стороны окружающих его взрослых и сверстников. И сама отправляюсь в новое путешествие. Каждый ребёнок неповторим и уникален, у каждого своя история появления на свет и у каждого, несомненно, свой внутренний мир.
Готовность к обучению в школе.
В жизни ребёнка не мало сложных этапов и трудных задач. Одним из таких является первые шаги в школьный мир. Именно в первые месяцы обучения в школе организм ребёнка испытывает нагрузку, схожую по интенсивности и напряжённости с экстремальными ситуациями для хорошо тренированного взрослого человека.
Социально-психологическая адаптация ребёнка к новым условиям обучения и воспитания у каждого проходит по-разному и может занимать по продолжительности от 1 месяца до года. Многие факторы участвуют в этом сложном для ребёнка процессе:
здоровье ребёнка
личностные особенности (характер и темперамент)
особенности семейного воспитания и т.д.
Когда мы говорим о психологической готовности ребёнка к школе, имеем в виду следующие показатели:
Личностная готовность (наличие познавательных и социальных мотивов).
Интеллектуальную готовность (уровень сформированности логического мышления и мыслительных операций).
Эмоционально-волевая готовность к школе Сформированность внутренней позиции школьника.
Сформированность произвольности поведения.
Опыт работы показывает, что ребёнок шестилетнего возраста в недостаточной степени готов к обучению в школе, а значит и все выше перечисленные показатели у него недостаточно сформированы. Мы знаем, что у ребёнка шестилетнего возраста основным видом деятельности является игра. В классе за одной партой оказывается в равных условиях обучения и воспитания, как шестилетка, так и ребёнок семилетнего возраста. Учитель и психолог знают об этом, в то время как родитель возлагая на ребёнка высокие надежды, ставя перед ним высокую планку достижений, надеется, что именно его ребёнок будет успешен в учёбе, независимо от сформированности показателей готовности к обучению.
Задавая вопрос родителям, какие ассоциации у них вызывает слово "адаптация", типичными ответами родителей первоклассников были: "новый коллектив", "новые знания", "учительница", "новые впечатления"…и т.д. И лишь небольшое количество родителей отметили "большие нагрузки". Большая часть родителей считает: главное при наличии обучения в школе – социально-психологические перемены: новые отношения, новые обязанности, новая роль – ученик. Всё это, конечно, важно, но ко всему перечисленному добавляется самое главное – учёба, учебные нагрузки, порой непосильные для детского организма и психологического восприятия данного возраста. Поэтому задача педагога-психолога грамотно определить для себя основные этапы и задачи психологического сопровождения и своевременно оказать психологическую помощь родителям, учителям и детям.
С тех пор как я работаю психологом, я придерживаюсь самого строгого правила в работе с детьми – "Не навреди!". В моих руках душа ребёнка, а значит и его судьба. Всё что я умею и знаю, всё, чем природа одарила меня как личность, - для тех, кто идёт ко мне.
Моим искренним стремлением является желание помочь и поддержать его в трудную минуту, позаботиться о его психологическом здоровье, сопровождать его на протяжении учёбы в школе.
Алгоритм психологического сопровождения первоклассников в процессе адаптации их к новым условиям обучения и воспитания
Задачи педагога-психолога в процессе сопровождения процесса адаптации:
Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика, учителя и родителя.
Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую успешно выстраивать отношения учитель – ученик, учитель – родитель.
Актуализировать мотивацию обучения, научить ученика постепенно понимать и брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
Если говорить о специфических задачах, для каждой группы участников учебного процесса, то они будут следующими:
Для учеников первых классов:
Помочь ребёнку принять позицию школьника;
Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников;
Научить ребёнка навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
Создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка;
Помочь справиться с неосознанными проявлениями и функциональными состояниями (тревога, агрессия, страх и т.д.) и т.д.
Иногда мы слишком торопимся. Нас беспокоит завтрашний день, к нему мы постоянно готовим ребёнка, невольно обесценивая день сегодняшний и ребёнка в его собственных глазах.
Он-то живёт сегодня: сегодня чувствует, действует, чего-то хочет...
Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
Если ребёнку удаётся достичь желаемого – он учится надежде;
Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь!
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА.
Совет первый:
самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.
Задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.
Совет второй:
ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.
Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.
Совет третий:
ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.
Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны.
Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал…
Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.
Совет четвертый:
помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.
Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.
Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.
Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.
Совет пятый:
помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.
Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.
Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.
Совет шестой:
мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.
Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.
Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.
Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными!
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Адрес фактического проживания, ____________________________________________________________________________________________________________________________________
домашний телефон_________________________________________________
Семья полная ,неполная (подчеркните)
Мать (ФИО) _________________________________________________________________
Образование ______________________________________________________ специальность_____________________________________________________
Место работы и должность __________________________________________
______________________________________________________________ рабочий тел._______________________________________________________
Отец __________________________________________________________________
Образование _______________________________________________________
специальность _____________________________________________________
Место работы и должность __________________________________________________________________рабочий телефон:___________________________________________________
Количество детей в семье и их возраст __________________________________________________________________
Особенности здоровья ребенка (часто ли болеет, имелись ли травмы, есть ли хронические заболевания и какие) _____________________________________________________________________________
Посещал ли ребенок детское дошкольное учреждение, с какого возраста и какое_____________________________________________________________
Каковы любимые занятия ребенка, чем интересуется __________________________________________________________________
Развиты ли у Вашего ребенка навыки самообслуживания _________________________________________________________________
Особенности поведения Вашего ребенка (подчеркните): послушный, упрямый, добродушный, обидчивый, неуверенный, уверенный, смелый, внимательный, слишком подвижный, медлительный, тревожный, организованный, рассеянный,, общительный, замкнутый, аккуратный и другие особенности, которые Вам хотелось бы отметить_____________________________________________________________________________________________________________________________
Требуется ли помощь со стороны специалистов (логопеда, психолога, социального педагога) __________________________________________________________________
Отношение ребенка к обучению в школе __________________________________________________________________
Имеем возможность помочь школе следующим образом: _________________
__________________________________________________________________
«_____» ___________________________ 200___ г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ