Родительское собрание на тему: «Воспитание подростков добротой»
«Воспитание подростков добротой»
( выступление на родительском собрании)
Автор: Утятникова А. Р.
учитель истории и обществознания
МБОУ» СОШ №88 Доброта – добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Доброта без разума пуста. Не ищи красоты, ищи доброты. Вл. Даль.
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей, создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжает в I веке нашей эры римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Английский писатель И.Бельтам (18 век) утверждает: «Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим». Вспомним слова Л.Н.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист – несчастлив. И.С. Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно одинокое бесплодное дерево». Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.
Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего, отношением к детям, к старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, « к братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.
Совершая по собственной инициативе добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которых, даже начинают сожалеть о совершенном добром деле. Конечно, нам понятно эмоциональное восклицание Шекспира: «Есть ли что-нибудь чудовищнее не благодарного человека?!» Однако здесь, видимо, надо проявить известную терпимость. Очень метко заметил рисский философ Сенека: «Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди. Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжение?». Действительно, когда мы встречаем обязательного нам человека, то нередко вспоминаем, как он должен быть нам благодарен. Но как часто встречаем людей, которые сами должны благодарить и об этом забываем. Итак: доброта – отзывчивость, дружеское отношение к людям. А какими приходят к нам наши учащиеся? Как проявляется их доброта? Я в своих классах провожу классные часы о доброте, провожу анкетирование. На вопрос: «Как понимаете слово «доброта»? – многие ребята ответили так: помогать престарелым во всем, младшим детям, проявлять уважение к старшим, помогать друзьям, подругам, родителям. Если не было бы доброты, то мир был бы жестоким. Доброта – это самое чудесное чувство на свете.
Ответы учащихся:
Мое отношение:
К родителям – отношусь хорошо, особенно к маме, она меня кормит,
одевает, помогаю по дому, на даче. С отцом – вежлив.
К другу – отношусь хорошо, стараюсь не портить отношения с ним,
не ссориться, быть отзывчивым, помогать в деньгах,
помогать делать домашнее задание, к настоящим друзьям
отношусь как братьям и сестрам.
К подруге (мальчики) - не огорчать, дарить цветы и подарки, защищать её
и сильно любить – всем сердцем.
К детям - любить детей, учить, чтобы были добрыми, отзывчивыми,
помогали старшим, воспитывать словом, а не руками, заступаться
за детей, спокойно - не кричать и не бить ремнем.
К педагогам – отношусь неплохо, с уважением, здороваюсь с ними, уважаю
их мнение, делаю то, что они говорят мне.
К пожилым людям – уступаю место в транспорте, хорошо отношусь, всегда
и везде и во всем стараюсь помочь, к тете и бабушке
отношусь как к родителям.
К «братьям нашим меньшим» - отношусь хорошо, потому что я их люблю.
Ласково, не мучаю их. Животным нужно относиться
с заботой, нельзя обижать. Они ведь как люди.
Только не могут говорить. К животным отношусь
даже лучше, чем людям.
К природе – отношусь прекрасно. Природа – это запах цветов, чистый
воздух, реки, озера. Надо ухаживать за природой. Не ломать
ветки, а чаще сажать деревья. Нравиться тогда, когда тепло.
На вопрос: какие добрые поступки вам довелось совершать? – ребята отвечали так: ходили в магазин для бабушек и дедушек, помогаю своим пожилым родственникам, помог найти нужную улицу, хожу в аптеку за лекарствами, интересуюсь здоровьем деда, уступаю место в транспорте, помогаю на даче, бабушке делал ремонт в квартире, иногда сажаю деревья и ухаживаю за ними, помог мужчине, чтобы он не умер – позвонил в службу спасения.
Я прочитала им стихотворение Дмтрия Кедрина «Доброта» и попросила высказать о нем свое мнение: как они поняли его основное содержание. Вот это стихотворение:
Дивчину пытает казак у плетня:
- Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!
Дивчина в ответ, заплетая косу:
Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою во хмелю,
Настоя напьюсь - и тебя полюблю!
Казак с того дня замолчал, захмурил,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И ношей заветной отправился в путь.
Он сердце её на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутнилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак,
И матери сердце, упав на порог,
Спрсило его: «Не ушибся, сынок?»
Как же поняли его мои ученики? Вот их высказывания: молодой человек поступил неправильно. Я бы его месте расстался бы с этой девушкой и нашел бы другую. Мать его сильно любила- всем сердцем. Казак из-за любви пошел на все и погубил мать- это жестоко. Юноша, скорее всего, не любил свою мать, а любил Оксану. Он предал свою мать, он – эгоист. Не надо было убивать мать, она его вырастила, кормила грудью, одевала, любила. О такой матери можно только мечтать. Ведь любовь за деньги не купишь.
Но и, конечно, прозвучали такие слова, как дурак, баклан, ишак, лох и другие.
Высказываю свое мнение и я: материнская любовь безмерна, а сын жесток и эгоистичен. Собственно, всю свою жизнь, с самого детства человек познает, что такое хорощо и что такое плохо. Мало того, он проявляет на деле свою способность понять это качество. Одни люди уже в 14 лет понимают, что за все, что делают для тебя хорошего, надо платить добром, а другие и в 30 лет только требуют от человечества благ для себя, не догадываясь, что за эти блага надо платить трудом или самой дорогой ценой – душевным теплом.
Поэт Станислав Куняев повторяет горьковскую мысль: «добро должно быть с кулаками», то есть деятельным, сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие – большую доброту, а слабый человек бывает добреньким на словах и, как правило, бездеятельным в поступках.
Трудности переходного возраста ещё больше обостряют проблему необходимости воспитания доброты. Самоутверждение каждого индивида в обществе и становление каждого учащегося личностью, иногда решается с позиции силы. Подросток Николай К. избил учащегося своего класса Руслана Б., как выяснилось после беседы, беспричинно. Совместный анализ поступка Николая показал, что подростки могли выяснить свои отношения без кулаков, понимали это, но не доставало стабилизирующего фактора, в том числе достаточного воспитания в семье.
Таким образом, методика работы с учащимися по воспитанию жизненно важного качества – доброты- сводится к следующему:
-проведение классных часов;
-анкетирование;
-тестирование;
-индивидуальное собеседование;
-информирование о добрых делах и поступках среди самих учащихся и по заметкам прессы.
Но самое главное – это доброе, искреннее отношение педагогов к своим ученикам, Это собственный пример отношения к другим, так как наши учащиеся все видят, все ощущают, все чувствуют. И здесь с ними надо работать по принципу: «Капля камень точит». Не следует ожидать сиеминутного результата. Воспитание доброты – это каждодневная, непрекращающаяся работа и только спустя некоторое время можно заметить плоды своего труда. Заметить малые ротки доброты, пусть очень слабые, стремиться вырастить их, укрепить – одно из стремлений в трудной работе классного руководителя. Но у него есть помощники. Это родители, семья. Повезло тем учителям, у кого есть такая поддержка!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ