Роль поисково-исследовательской деятельности в воспитании патриотизма










О.А.Белова


МБОУ СОШ №16 города Белово


Учитель русского языка и литературы




Роль поисково-исследовательской деятельности

в воспитании патриотизма








Одним из приоритетных направлений моей воспитательной работы как классного руководителя является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Я стремлюсь воспитывать патриотизм, активную жизненную и общественную позицию в своих учениках, используя различные формы работы. Ежегодно провожу ставшие традицией в нашей школе «Уроки мужества», на которые приглашаю ветеранов труда, детей венного времени. Вовлекаю обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность, которая способствует развитию самостоятельной познавательной активности учащихся, формированию у них критического и мышления, умения работать с информацией, что в полной мере отвечает задачам современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию. Обучающиеся, вовлеченные в поисково-исследовательскую деятельность, не только изучают историю, но и раскрывают свой творческий потенциал, открывают малоизвестные страницы истории родного края, историю отдельной семьи для более широкого круга своих сверстников.

Диаграмма 1.


Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине. В 2008 году, когда отмечался юбилей нашего поселка, была написана исследовательская работа «Название улиц поселка Инской как отражение истории и культуры страны», в которой был собран богатый материал по истории поселка, произведена классификация названий улиц. В результате автор работы, ученица 7 класса, пришла к выводу, что топонимия Инского не только отражает историю и культуру страны, но и носит специфические черты, характерные для территориальной организации посёлка. Данная тема получила продолжение в исследовательской работе «Неофициальная топонимика поселка Инской»

Одной из составляющих поисково-исследовательской деятельности, на мой взгляд, являются встречи с интересными людьми, являющимися свидетелями исторических событий. Поэтому мы поддерживаем тесный контакт с ветеранами. Много беседуем, интересуемся их жизнью, что в дальнейшем становится материалами для наших творческих и исследовательских работ. Например, знакомство и многолетняя дружба с ветераном труда Кубаревым Н.С. подтолкнули его к изданию собственной книги стихов, а обучающиеся класса помогли набрать его рукописные стихотворения, выпустить и распространить рекламный сборник. Его биография и удивительное творчество стали основой исследовательской работы Красовой Ольги «Строки, продиктованные жизнью», которая стала победителем на городской краеведческой конференции, посвященной Дню города в 2010 году.

Выбирая тему поисково-исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. Мне часто задают вопрос, как мы находим объекты и предметы исследования, определяем темы творческих работ. Отправной точкой поисковой деятельности может стать любая интересная информация, факт или дата. Например, 2010 год был годом учителя и годом празднования 65-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне одновременно. Так возникла идея собрать в нашем школьном музее материалы об учителях-фронтовиках, обобщить их и эстетично оформить, так появилась работа «Учителя в шинелях» и альбом памяти, которая стала призером на городской краеведческой конференции, посвященной Дню города в 2010 году.

Я на своем опыте убедилась, что патриотизм, в первую очередь воспитывается в семье. На протяжении нескольких лет я сотрудничала с ветераном педагогического труда Бурашниковой Н.С. Ее внучка, Козлова Полина, автор многочисленных творческих и исследовательских работ, основанных на воспоминаниях бабушки о своем военном детстве, о судьбе членов семьи: «Растревожена памяти грусть», «Судьба моего деда», «Призвание жизнь». Эти работы практически на всех конференциях и конкурсах становились победителями и призерами, так как Полина выступала с чувством глубокого уважения, гордости и любви к своим родным: I место за работу «Вклад моей семьи в дело победы» на V городской научно-практической конференции студентов и школьников «По страницам Великой Отечественной войны» (2009); в городском заочном конкурсе исследовательских работ «Корнями дерево сильно» Полина стала призером (2011); II место на городской научно-практической конференции по краеведению «Кузбасс – жемчужина Сибири – 2011»). Мы помогли систематизировать и оформить материалы обширного семейного архива Нины Степановны.

Идея еще одной серьезной исследовательской работы, основанной на материалах семейного архива «Судьба моего прадеда в зеркале истории страны» родилась в семье автора. Эта работа легла в основу социального практикоориентированного проекта «Сохранение памяти о первом председателе колхоза и ветеране Великой Отечественной войны как части истории деревни Макарово». При написании и исследовательской работы, и проекта была проведена настоящая поисковая работа, в результате которой установлены точные данные о жизни героя работы в военное время, собраны материалы об истории малой родины героя. Автор этой работы, обучающийся 7 класса, представлял ее и на областных, и на общероссийских конкурсах и конференциях. Результат: победа в общероссийской конференции «Юность. Наука. Культура» в 2013 году.

Еще одна исследовательская работа, основанная на историческом и краеведческом материале, «Подвиг, отлитый в бронзу», стала победителем в областном краеведческом конкурсе «К Победе!», посвященном 65-летию победы в Великой Отечественной войне, в 2010 году. Материалы для этой работы собирались семьей ученика, предпринявшей поездку на родину Н. Масалова, вынесшего в Берлине из-под обстрела немецкую девочку и ставшего прототипом памятника советскому воину-освободителю, в пгт Тяжинский Кемеровской области.

Я считаю, что создание учителем условий для приобретения опыта поисково-исследовательской работы является неотъемлемой частью деятельности классного руководителя. Активное участие воспитанников в такого рода деятельности помогло мне сформировать у обучающихся четкую гражданскую позицию, заложить основы нравственности, что в будущем поможет им стать достойными гражданами нашей страны.


Диаграмма 2.

Интересно ли Вам заниматься поисково- исследовательской деятельностью?



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ