Сценарий календарно-обрядового праздника "Масленица" для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Сценарий календарно-обрядового праздника "Масленица"
для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Действующие лица:
Ведущая.
Скоморох.
Весна.
Бабушка.
Домовёнок Кузя.
Дети.
Ход праздника.
Зал нарядно украшен. Звучит музыка «Кострома» группы «Иван Купала».
На сцене появляется скоморох.
Скоморох.
Душа ль ты моя, Масленица!
Приезжай к нам в гости на широк двор!
На горках кататься, в блинах поваляться,
Сердцем потешиться!
Вновь звучит мелодия «Кострома» дети вбегают в зал, последняя пара вносит Масленицу, последней появляется ведущая.
Скоморох.
Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие!
Ведущая.
Здравствуйте, гости!
Милости просим!
Скоморох.
Собирайтесь, гости!
Встречать Масленицу годовую,
Нашу гостью дорогую!
Ведущая.
С Масленицей ласковой поздравляем вас,
Пирогам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
Дети исполняют песню «Масленица».
Ребенок:
Уж ты, Зимушка – зима,
Все дороги замела,
Все дороги, все пути
Не проехать, не пройти.
Мы по кругу все пойдём,
Дружно спляшем и споём!
Исполняется песня «Метелица».
Скоморох.
Будем Масленицу величать
Да блинами угощать!
Будем Масленицу хвалить,
Да на саночках возить!
Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!
Ведущая.
И у нас сейчас будет весело, потому что пришло время поиграть, весёлой игрой
Масленицу потешить.
Проводится русская народная игра «Снежная баба».
Ведущая.
Дети, а вы знаете, что раньше люди всегда закликали птиц: куликов, жаворонков,
ласточек, чтобы они быстрее прилетели и весну с собою принесли?
Скоморох.
Давайте и мы птиц покликаем!
Дети произносят заклички.
1 ребенок:
Летел кулик из-за моря,
Принёс кулик девять замков
- Кулик, кулик, замыкай зиму,
Отпирай весну, тёплое лето!
2 ребенок:
Жаворонки, прилетите,
Красну весну принесите.
Принесите весну на своём хвосту,
На сохе, бороне, овсяном снопе.
3 ребенок:
Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нет!
Под пение птиц выходит Весна с детками, в масках птиц.
Весна.
Здравствуйте! Вот и я, Весна, к вам пришла!
Тепло принесла.
Услыхала я ваши заклички, да поспешила скорее сюда.
Скоморох.
Вот и гостья Весна к нам на праздник пришла!
Что ты нам, Весна, принесла?
Весна.
А вот я игру затею, ребят на смекалку проверю.
Давайте поиграем в русскую народную игру «Летят – не летят».
Проводится русская народная игра «Летят – не летят».
Весна.
Вижу ребята вы смекалистые. Трудно вас в игре с толку сбить, трудно перехитрить.
А сейчас пришло время частушки послушать.
Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте – ка частушки!
Начинайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Исполняются частушки.
1 девочка:
С горки ехала Иришка
Самой быстрою была,
Ира даже свои лыжи
По пути обогнала!
2 девочка:
Не хотелось выходить,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла –
Я не удержалася.
3 девочка:
У меня на сарафане
Петухи да петухи.
Когда вырасту большая –
Берегитесь, женихи!
4 девочка:
Эй, топни нога,
Топни, правенькая!
Всё равно плясать пойду,
Хоть и маленькая.
Все вместе:
Если б не было воды –
Не было бы кружки.
Если б не было девчат –
Кто бы пел частушки.
Под музыку входит Бабушка с корзинкой в руках.
Бабушка.
Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте, ребята!
Дети.
Здравствуйте!
Бабушка.
Ребята, а зачем вы здесь собрались?
Ведущая.
А мы Масленицу отмечаем, Бабушка и Вас на праздник приглашаем. Да Вы, Бабушка, пришли не с пустыми руками. Что вы нам интересного принесли?
Бабушка.
Я весною на завалинке,
А зимою в горнице посиживаю.
Сижу, на народ всегда гляжу,
Всё всегда запоминаю
И в копилку собираю.
Это моя корзина – копилка.
Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей – погляжу.
Дети загадывают загадки.
Лежал, лежал, да речку побежал. (Снег)
Дружно ударились рыбы об лёд
И на реке начался … (ледоход).
Деревянные дворцы,
Кто же в них живёт? (Скворцы)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь – лесной… (медведь).
Бабушка.
Какие вы молодцы, ребята.
Ведущая.
Ребята! Мы с вами знаем много пословиц и поговорок. Подарим их Бабушке.
Пусть положит их в корзинку – копилку.
Дети рассказывают пословицы и поговорки.
Бабушка.
Вот и пополнилась моя корзина – копилка. Спасибо вам, ребята!
А сейчас мне пора уходить. До свидания!
Дети усаживаются на стулья, в углу за печкой начинает шуршать, а затем чихает домовёнок Кузя.
Кузя.
Ап-чхи!
Все.
Будьте здоровы!
Кузя.
Ага, ладно!
Ведущая.
Кто это там в углу? Выходи к гостям, покажись-ка нам.
Кузя.
А я вас боюсь.
Ведущая.
Да мы тебя не обидим.
Кузя.
Не жваркнете?
Ведущая.
А что такое «жваркнуть»?
Кузя.
Ну, наподдашь, отлупишь, отдубасишь – всё равно больно, всё едино обидно!
Ведущая.
Нет, мы драться не любим! Правда, ребята?
Кузя.
А свориться не будете?
Ведущая.
А что такое «свориться»?
Кузя.
Ох, беда, беда, огорчение!
Что ни скажи – не по разуму!
Что ни молви – всё попусту!
Что ни спроси – всё попусту!
Свориться – значит ссориться.
Кузя вылезает из-за печи, в руках у него веник, на ногах – лапти, голова взлохмаченная.
Кузя.
Охти, батюшки! Вот тетёхи непонятливые и в кого такие уродилися?
Ну да ладно – а я то на что? Ум хорошо, два – лучше того.
Ведущая.
Да ты – то, кто такой?
Кузя.
Ты – молодица, а я – молодец! Возьмём по ковриге за конец!
Ведущая.
Что?
Кузя.
Опять не понимаешь? Ну, ясно! Сытый голодного не разумеет.
А пахнет у вас вкусно олелюшечками. Это по-хозяйски.
Дом без хозяина – сирота, хозяин без дома – тоже сирота.
Ведущая.
Всё ясно. Ребята, это же хозяин дома – домовёнок Кузя.
Он за хозяйством в избе присматривает. Кузя, а мы здесь Масленицу празднуем,
оставайся и ты с нами.
Кузя.
С удовольствием останусь, а у меня и игра для вас есть – «Карусель» называется.
Ведущая.
Ребята, выходите с Кузей играть в русскую народную игру «Карусель».
Дети играют в русскую народную игру «Карусель».
Ведущая.
Кузя, а про какие олелюшечки ты говорил? Мы блины кушать собрались.
Кузя.
Что в лоб, что по лбу. Всё равно, всё едино, что пироги наши, что блины ваши –вкусно и сытно.
Ведущая.
Но сначала, давай песню споём про блины.
Дети поют песню «Ой, блины, блины, блины».
Ведущая.
Напекли мы вам поесть –
Сотен пять, а может шесть!
Угощение на славу, а ребятам на забаву!
Кузя и скоморох выносят разносы с длинами. Угощают детей и гостей.
Ведущая.
Пора нам прощаться с Масленицей.
Все хором.
Уходи, зима! Приходи, весна!
Прощай, зима! Прощай, Масленица!
Приложения.
Песни.
Разрумяными блинами
Мы Весну встречаем с вами
Чучело Зимы сжигаем,
В хороводе распеваем.
Здравствуй, милая Весна,
Мы с тобой соседствуем
Здравствуй, Красная Весна,
Мы тебя приветствуем!
Здравствуй, Красная Весна,
Мы тебя приветствуем!
Ароматными блинами
Мы Весну прославим с вами
Всё в природе оживает,
Хитро солнышко мигает.
Я пригрею посильней-
Побежит с горы ручей.
Поднимусь повыше я,
Здравствуй, Красная Весна!
Поднимусь повыше я,
«Ой, блины, блины, блины».
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
«Метелица».
Вдоль по улице метелица метёт,
Скоро все она дорожки заметёт.
Ой, жги, жги, жги, говори:
Скоро все она дорожки заметёт.
Топорами мы ударим дружно в ряд,
Только щепочки по лесу полетят.
Ой, жги, жги, жги, говори:
Только щепочки по лесу полетят.
Каблучками мы притопнем дружно в раз,
Эх, мороз теперь не страшен ты для нас.
Ой, жги, жги, жги, говори:
Эх, мороз теперь не страшен ты для нас.
Русские народные игры.
«Снежная баба».
Дети встают в круг. В центре – ребёнок, изображающий снежную бабу.
Мы слепили это чудо в пять минут (имитируют лепку снежков)
Мы слепили это чудо в пять минут (имитируют лепку снежков)
Как зовут такое чудо, как зовут? (пожимают плечами)
- Снежная баба! (говорком)
К снежной бабе близко-близко подойдём, (сужают круг)
Снежной бабе низкий-низкий наш поклон. (кланяются)
Мы над бабой посмеёмся: «Ха-ха-ха!» (расширяют круг)
Хороша ты, наша баба, хороша! (качают головой)
- Раз, два, три! Нас ты, баба, догони! (говорком)
Дети убегают, «снежная баба» их ловит.
«Летят – не летят».
Дети встают в круг. Водящий стоит в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить «Летят», или махать руками, приговаривая «Не летят!», отвечая на слова водящего.
- Грачи летят.
- Журавли летят.
- Пчёлы летят.
- Поросята летят.
- Медведи летят.
- Комары летят.
«Горелки».
Дети выстраиваются парами друг за другом – в колонну. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит под «воротами» и становится впереди, за ней идёт следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
- Динь-дон, динь-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании приговорки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удаётся взять друг друга за руки, прежде, чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, то есть «горит». А если «горящий» поймает одного из бегущих, то он встаёт с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
«Карусель».
В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга «музыкант» с бубном.
1-я часть – дети держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели.
(Идут чётким шагом по кругу)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
(Легко бегут по кругу)
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
(Дети замедляют бег, останавливаются)
Опускают ленточки.
2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается подобрать конец ленточки. Ребёнок, оставшийся без ленточки, садится на стульчик.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ