Сценарий мастер-класса "Изготовление элемента русского народного костюма"
Методическая разработка мастер-класса,
представляемого на городскую научно-практическую конференцию «Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений,
укрепление атмосферы взаимоуважения в Сургуте»
Диалоговая площадка « Технологии воспитания культуры толерантности
в образовательных учреждениях города»
Петряева Лариса Анатольевна
учитель технологии
МБОУ СОШ № 7, г. Сургут
Тема: Изготовление элемента русского народного костюма.
Цель:Обучить учащихся технологии декорирования женского головного убора как элемента русского народного костюма.
Задачи:
воспитывать интерес и уважение к русской культуре и национальным традициям;
расширить представление о кокошнике как элементе русского народного костюма;
обучить технологии украшения головного убора различными отделочными материалами;
развивать художественный вкус, творческие способности детей;
формировать навыки самостоятельной и групповой работы.
Предварительная работа: Изучение традиций и обрядов масленичной недели на Руси, поиск иллюстраций с русскими национальными костюмами, изучение русских народных песен, закличек, игровых потешек. Поиск фотоматериалов, информации. Оформление уголка русской культуры.
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериалов); практический метод (последовательное изготовление кокошника).
Раздаточный материал: папки с инструкционными картами и фотоматериалами по теме; шаблоны орнаментов, цветной картон, фломастеры; швейные принадлежности (клей, двусторонний скотч, ножницы); материалы для декорирования (бисерные ленты, бусы, тесьма с пайетками, атласные ленты и т.п.).
Наглядный материал: презентация с иллюстрациями, изображающими празднование масленичной недели; фотографии русских национальных костюмов; фото женских головных уборов разнообразных форм, выполненных в традициях русского народного костюма.
Демонстрационный материал: образец готового кокошника, образцы последовательного выполнения декорирования кокошника, шкатулка с украшающими и декорирующими элементами: бисерными лентами, бусами, тесьмой с пайетками, атласными лентами.
Музыкальное сопровождение: фонограммы масленичных песен, русских народных песен.
План:
Подготовительно-организационный этап
Театрализованное начало, приветствие гостей, представление участников мастер-класса, сообщение и обоснование выбора темы, определение целей и задач мастер-класса.
Основная часть
Введение в тему: роль празднования масленичной недели в традициях русского народа.
Повторение: беседа учителя с участникамиококошнике как элементе традиционного русского костюма.
Практическая работа:
рассмотрение готового образца кокошника;
знакомство с используемыми декоративными материалами;
разъяснения учителем процесса выполнения работы;
подбор элементов рисунка орнамента;
выбор техники исполнения декорирования;
декорирование кокошника (сопровождается презентацией и комментариями последовательных операций выполнения работы);
демонстрация готовых изделий.
Заключительный этап. Рефлексия.
Сценарий мастер-класса
Подготовительно-организационный этап
(звучат масленичные песни, девочки в русских народных костюмах заходят в аудиторию, проигрывая игру «Ручеек», выстраиваются полукругом и читают стихи о масленице)
Первая ученица : На Руси Великой, славной
Праздник был один из главных,
Когда люди всем селом
Собирались за столом!
Вторая ученица: Собирались, говорили,
Блины ели, чаи пили,
Каждый душу изливал,
Свое сердце исцелял!
Третья ученица: Люди верили друг другу,
Чашу пили все по кругу!
Русской песней удалой
Украшали праздник свой!
Учитель: Проходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!
(гости и учащиеся рассаживаются по местам, учитель приветствует всех)
Учитель: Здравствуйте дорогие гости и участники мероприятия. Мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе.
Основная часть
Введение в тему: роль празднования масленичной недели в традициях русского народа.
Первая ученица: Традицию празднования масленицы русский народ сохранил с давних времён. Празднование масленицы напоминает новогодний карнавал, и это не случайно. Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось, как человек встретит год, таким он и будет. Поэтому наши предки и не скупились на щедрое застолье, безудержное веселье и праздничные наряды. В народе масленицу называли «широкой», «разорительницей».
Учитель:В нашей школе обучаются дети разных национальностей, и окружает их мир русской культуры, культуры того общества, гражданами которого они становятся. Мы помогаем им успешно социализироваться в этом обществе, приобщая к русским обычаям, традициям, празднованиям.
В преддверие приближающейся масленичной недели (а начинается она 11 марта) наш школьный театр готовит небольшие постановки, для которых требуются народные костюмы, а их мы сами и готовим. Сегодня мы представляем Вам мастер-класс как одну из форм работы с детьми в рамках реализации проекта «Детский театр русской культуры». Данный мастер-класс является фрагментом заключительного занятия по изготовлению русского головного убора – кокошника.
Итак, тема нашего мастер-класса: «Изготовление элемента русского народного костюма».
Целью мастер-класса является обучение технологии декорирования женского головного убора как элемента народного костюма.
Задачи вы можете увидеть на слайде (не проговариваем):
воспитывать интерес и уважение к русской культуре и национальным традициям;
расширить представление о кокошнике, как элементе русского народного костюма;
обучить технологии украшения головного убора различными отделочными материалами;
развивать художественный вкус, творческие способности детей;
формировать навыки самостоятельной и групповой работы.
Учитель: Девочки, расскажите, что вы уже знаете о кокошнике?
Ученица: Кокошник — старинный русский женский головной уборв виде гребня (опахала (веера) или округлого щита) вокруг головы. Название «кокошник» (кокуй, кокошко) известно с XVII века, происходит оно от древнеславянского слова «кокош», обозначавшего курицу или петуха. В допетровской Руси кокошник бытовал в боярской среде и ниже, а с приходом Петра I остался только в купеческой и крестьянской среде и так дожил до 19-го века.
Учитель: Предлагаюповторить для наших гостей, что же представлял собой кокошник как элемент традиционного русского костюма.
Девочки по цепочке:
Этолёгкий веер из толстой бумаги с задником, т.е. пришитый к шапочке или волоснику.
Иногда кокошник имел начельник и матерчатое дно. Cзади кокошник фиксировался с помощью лент. На задник также иногда сажали большие декоративные банты.
По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга.
При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником.
Поверх кокошников часто носили убрус – шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей илифату – тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом.
Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком, а длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком и спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.
Практическая работа:
Учитель: Девочки, рассмотрите образцы кокошников и назовите декоративные материалы, которые используют для их украшениямастерицы-кокошницы.
(2 девочки,рассматривая иллюстрации, фотографии и модели кукол,по очереди называют материалы)
Ответ: Для украшения использовали различный материал: декоративный шнур, тесьму, ленты, банты, тканевые аппликации, искусственные цветы,бисер, жемчуг, бусы, стекло, пайетки, драгоценные камни, фольгу, вышивку, позумент, золотые нити, кружево и другие.
Учитель: Нужно ли при декорировании придерживаться каких-либо правил?
Ученица: В изученной нами литературе мы не нашли строгих правил украшения кокошника. Рассматривая картины художников, мы пришли к выводу, что в основном при декорировании кокошников использовали орнамент с растительными узорами. Но также украшали и геометрическими фигурами
Ученица: Но всё же стоит обратить внимание на то, как выдерживается стиль декорирования. Если для окантовки кокошника используется тесьма золотая или серебряная, то и в самом орнаменте повторяются золотые или серебряные элементы. Эти цвета обязывают мастерицу к изготовлению торжественного, праздничного кокошника. А простая тканевая тесьма применяется при создании узора, не слишком затейливого, для повседневного кокошника. Тем не менее, кокошники всегда были не дешёвым удовольствием для барышень, а потому бережно хранились в семьях, передавались из поколения в поколение и считались богатым наследством.
Учитель: Спасибо. А теперь приступаем к последнему этапу изготовления кокошника – его декорированию.Ваши работы будутиндивидуальными согласно домашним эскизам и заготовкам декоративных элементов. Для составления рисунка орнамента используйте фотоматериалы и иллюстрации.Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с инструментами, т.к. будете пользоваться иглами и ножницами. Правила имеются на столах(не проговариваем правила).
Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами:
Иглы и булавки
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой.Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески; не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой: она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
1. Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробке.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями отработающего; а передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Учитель(инструктирует и комментирует деятельность участников):
При украшении кокошника выполняйте работу последовательно, по инструкции, которая представлена на слайде:
1-ый шаг
Возьмите бумажный шаблон формы вашего кокошника, согните вдоль посередине, наложите на кокошник и обозначьте центр пунктирной линией.
2-ой шаг
Подберите декоративную тесьму и окантуйте ею верхний контур кокошника; закрепите тесьму булавками по центру, краям и наиболее выпуклым или вогнутым местам.
3-ий шаг
Ориентируясь по центру, наложите на кокошник трафарет с узором и перенесите рисунок.
4-ый шаг
По линии узора расположите тесьму или декорирующие ленты и закрепите их на основе кокошника; техника закрепления может быть разной: клей, пришивание нитками, скрепление булавками.
5-ый шаг
Далее приступайте к украшению кокошника подготовленными основными элементами; это могут быть цветы, сделанные из лент, бусин, бисера или декоративных камней, аппликации; всё это можно приобрести в магазинах в готовом виде или изготовить самим.
6-ой шаг
Расположите дополнительные элементы узора в соответствии с выбранным рисунком и вашей фантазией; при этом для того, чтобы ровно и аккуратно закрепить эти элементы, необходимо помнить о том, что элементы узора располагаются симметрично относительно центра кокошника; они могут быть как большего, так и меньшего размера, чтобы создать законченность узора.
7-ой шаг
Закрепите оформленный узор подготовленными (выбранными) декоративными элементами на ткани кокошника.
8-ый шаг
Основной фон кокошника можно украсить отдельными пайетками и бусинами, которые дополнят основную задумку декора кокошника.
9-ый шаг
Законченность декорированию кокошника придадут ленты, завязанные сзади бантом или спускавшиеся по плечам вдоль спины, или большой бант из ткани, также украшенный и прикреплённый к заднику кокошника.
(Девочки выполняют практическую часть)
Учитель: Я вижу, что вы готовы продемонстрировать своё творчество.У всех получилось замечательно.
Демонстрация готовых изделий:
(девочки надевают изготовленные ими кокошники, демонстрируя свои изделия)
Учитель: Важною «павой», «душой-голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе.
В трудной работе сгибалась спина...
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде…
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой…
Так испокон сохранён на Руси
Женский костюм небывалой красы!
Заключительный этап. Рефлексия.
(Под слова учителя девочки подходят к подносам, берут их и угощают всех присутствующих баранками, блинами и конфетами, раздают гостям ленты белые, синие, красные с эмблемой Солнца, обозначающей настроение участников мастер-класса)
Учитель: Из старинных преданий мы узнали о русском обряде благодарить Солнце и загадывать желание, завязывая ленточку на дереве. И, заканчивая сейчас наше мероприятие, мы предлагаем вам импровизировать эту традицию, выражая также Ваше настроение.
Благодарим всех за участие в нашем мастер-классе, до новых встреч!
Ученицы: Этот праздник - ключ к надежде.
Так давайте жить как прежде,
Чтобы Русская земля
Стала как одна семья!
(Гости подходят к импровизированному дереву и, завязав ленточки, выходят из кабинета)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ