Сценарий защиты экологического проекта «Ёлочка, живи!»

Сценарий защиты экологического проекта «Ёлочка, живи!»,
проведённого 25 декабря 2013 года.

Учитель начальных классов МОУ «СОШ №6» г. Луга

Гарига Татьяна Николаевна.

Тип проекта: творческий, частично-исследовательский, краткосрочный, коллективный.
Срок реализации проекта: декабрь 2013 г. – январь 2014 г. Участники проекта: ученики 2-г класса, родители, учителя.

Проблема - Ну, какой же Новый год без ёлки? Запах свежей хвои в доме, разноцветные шары, гирлянды. Сладкий запах мандаринов и конфет. А откуда взялся обычай наряжать ёлку на Новый год? Что мы вообще знаем о ели? Оказывается, рядом с нами очень знакомое и в то же время загадочное дерево – ель. Нам очень жаль, что каждый год гибнут тысячи лесных красавиц ради одного дня. Мы призываем всех людей не губить это дерево, и ввести новую традицию: украшать искусственную ёлку, а настоящие пусть растут в лесу и радуют нас круглый год. А ещё можно украшать все ёлки, которые растут в городе. Как будет красиво, и ёлочки тоже будут рады!

Цель: Исследовать роль ели в жизни человека и предложить варианты елей, не уступающих по красоте лесным гостьям, но, вместе с тем, позволяющие сохранить жизнь молодым деревьям.

Задачи:
1.Провести исследование и выяснить ответы на вопросы: Какую роль играет ель в жизни человека? Какую пользу приносит? Каких художников и поэтов вдохновила на создание произведений искусства?
2.
Выяснить, когда и откуда пришла в Россию традиция украшать ель на Новый год?

3.Узнать, какие деревья ставят на Новый год в других странах?

4. Создать новогодние ёлки в разных техниках.

Цель: Привлечь внимание воспитанников их родителей к проблеме

сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников.

Задачи:

Пробудить у детей и их родителей инициативу, самостоятельность, желание

включиться в реализацию проекта.

Развивать познавательный интерес к миру природы.

Обогатить словарный запас детей и расширить их кругозор знаний

стихотворениями, приметами и пословицами о зиме, елке, традициях

празднования Нового года.

Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных

умений детей их творческого мышления.

Воспитывать у детей любовь к природе родного края, бережное отношение

к хвойным деревьям, сохранить их в ближайшем окружении, на участке, в

лесу.

Реализация проекта.
Этапы проекта:

1-й этап – Подготовительный. Изучение проблемы, разработка мероприятий.

2-й этап. Основной. (Сбор информации о ели, поиск загадок, стихов, картин о ели, изготовление поделок, написание стихов, сочинений).

3-й этап. Подведение итогов, оформление проекта.

План проведения проекта.

1.Определение объекта исследования.

2.Проведение исследования.

3.Поиск информации по теме в различных источниках, систематизация.

4.Оформление отчетов исследования.

5.Рефлексия.

6.Подведение итогов.


Начальный этап.

1. Подборка художественной литературы:

Сказки: «Сказка о ёлочке, которую не срубили» А. Сожан, «Сказка про

ёлочку» М. Шкурина, «Ёлочка» Г. Х. Андерсена.

Стихи: «Лесная красавица» Т. Волгина, «Искусственная ёлка» К. Ибряева,

«Приглашаем в лес на ёлку», «В снегу стояла ёлочка… » С. Михалкова,

«Живи, ёлочка!» И. Токмаковой.
• Загадки про лесную красавицу.

Физминутки : «Вот под елочкой зеленой», «Елочки», «Новогодняя елочка»,

«Есть в лесу».

Пословицы: «Ель — не сосна: шумит неспроста», «Мы в дом ель, а она с

собой – метель».

Подвижные игры: ―Раз, два, три - к ёлочке беги!, «Найди пару – высокая и

низкая елочка».

2. Сформулированы проблемные вопросы:

Что мы знаем о елочке?

Отчего зимой у ёлки зелёные иголки?

Почему у ёлочки колючие иголочки?

Зачем нужны ели?

Что будет, если на свете не станет елей?

Технологический этап.

1.Работа с детьми.
Работа
в группах: Историки, Журналисты, Экологи, Лекари, Самоделкины и Затейники.

Изготовление и распространение листовок ― «Живи, ёлочка!»

Беседа ―Откуда елка в гости пришла? (об истории празднования Нового

года, о роли новогодних ёлочек).

Конкурс совместно родителей с детьми ―Необычная елочка.

Создание экологических знаков «Берегите ели! »

2.Работа с родителями

Акция «Укрась Новогоднюю ёлку»
* Интервью в Лужском лесничестве.
3.Исследовательская работа среди учащихся 2-х классов школы.

Опрос «Какая ёлка будет стоять в вашем доме на Новый год? ».

Распространение листовок-буклетов ― « Живи, ёлочка!».

Выставка творческих работ (совместная деятельность детей с родителями)

«Наша ёлочка».

Выставка художественных произведений о ёлке (стихи, песни, загадки,

рассказы, сказки, рисунки) .

Рефлексивный этап.

Выпуск сборника стихов и рассказов о елочке «Ёлочка – красавица».

Распространение буклетов «Живи, ёлочка!».

Защита проекта в виде сказочного представления.

Выводы.

В результате проведенной работы школьники поняли и узнали, что:

ели играют в природе и в жизни человека важную роль.

вырубка елей наносит большой вред природе.

как помочь хвойным деревьям жить долго и приносить людям пользу и

радость.

В результате проведенной работы мы отметили:

Повышение уровня экологической культуры не только учеников, но и

педагогов, а также родителей детей.

Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного

мира – хвойным деревьям.

Активное включение родителей в реализацию проекта,

укрепление заинтересованности в сотрудничестве с классом, школой.

Перед реализацией проекта и после, мы провели опрос среди родителей

класса, попросив их ответить на вопросы: какую ель они

собираются наряжать в преддверье Нового года «живую» или «искусственную».

Результаты нашего опроса:

До реализации проекта «Ёлочка, живи!»: живая елочка - количество семей 15,

искусственная елочка - количество семей 10.

После реализации проекта: живая елочка - количество семей 6,

искусственная елочка - количество семей 19.

По результатам опроса можно сделать вывод, что 9 семей пересмотрели свое решение в пользу сохранения елочки – природного богатства. Это обстоятельство очень радует нас, значит, проделанная работа не прошла зря.

Данный проект открыл удивительный мир еловых красавиц. Он способствовал размышлению – стоит ли рубить зеленую красавицу ради новогодних праздников. Помог ответить на вопросы: отчего зимой у ёлки зелёные иголки? Почему у ёлочки колючие иголочки? Зачем нужны ели? Что будет, если на свете не станет елей? Как можно помочь сохранить ели? И на многие другие вопросы.

Подводя итоги своей работы, мы можем сделать вывод: мы добились

поставленной цели, учащиеся узнали много нового и интересного о зелёной красавице, об её значении в природе и жизни человека. Считаем, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения елей

в нашей местности, активно обсуждали предложенные нами рекомендации

по экологическому поведению.

_______________________________________________________________________























Экологическая сказка.

(Ёлочки стоят в виде декорации. Между ними прохаживается Лесная Фея, напевая «В лесу родилась ёлочка…»)
Приговаривает: - Ой, вы, мои хорошие, вы мои пригожие. Подросли, распушились, к зиме нарядились.
(Обошла владения и скрылась).
Входит дед с топором. Ходит между ёлками, выбирает самую красивую).
ДЕД. - Новый Год встречать мы рады,
Ждём подарки и награды.
Только нету у нас ёлки -
Нету ни одной иголки!
Что же делать? Как же быть?
Где мне ёлку раздобыть?
-
ДЕД. А вот и самая красивая! Срублю-ка я её, принесу внукам - пусть поводят хороводы. (Замахивается топором…)
(Слышен тихий голосок:
Не рубите вы меня, не губите!...)
ДЕД: Батюшки! Говорящая ёлка!
(Входит Фея).
ФЕЯ: А Вы не знали? Да, наша Ёлочка умеет говорить.
(Из-за ели выходит Маленькая Ёлочка и, всхлипывая, читает стих-е).

- Наступил декабрь снежный.
Вся дрожу от страха я.
Дедушка пришёл в валежник,
Чтобы вырубить меня.

Дома Новый год! И дети
Наряжают все меня.
Только я – одна на свете,
Там, в лесу, моя семья.

Не вернут меня к подружкам,
обрубили корешки.
Новый год пройдёт… и в луже
Буду гнить средь мишуры.

Почему из магазина
Не несёте ёлку в дом?
Также ведь она красива,
И прослужит лет так сто.

Вот стою в лесу и плачу!
Вся дрожу от страха я,
И надеюсь на удачу:
Может срубят не меня?!

ФЕЯ. - Не плачь, Ёлочка! Мы тебя спасём! Правда, ребята? А пока садись и послушай про себя частушки. (Девочки поют частушки.)

За рекой они росли,
Их на праздник принесли.
На всех веточках иголки.
Что же это? Тоже ёлки!

Прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная,
На Новый год я – главная!

Мы в игрушки все свои
Нарядили ёлочку.
Нет свободной у неё
Ни одной иголочки!

Лапки ёлочки-красы
Крепко держат свечи.
Их зажжёт нам Дед Мороз
В новогодний вечер!

Возле ёлочки у нас
Игры, танцы, песни.
Милый, добрый Новый год,
Нет тебя чудесней!

Я под ёлочкой плясала
И ногами топала,
С веток пряники срывала
И конфеты лопала!

Пусть мечты любые ваши
В эти дни сбываются.
Пусть огни на ёлке нашей
Ярко загораются!




ФЕЯ.-Подходит старый год к концу.
Оделся лес в снегов красу.
И мы в преддверье новогоднем
Вас удивить хотим сегодня.
О ёлке поведём рассказ,
Полезным будет он для вас.

Помощник Феи. – Как много собралось гостей!
Все ждут о ёлке новостей.
А мы готовы, как всегда!
Подать историков сюда!

(Входят Историки). – Вот ты, дедушка, пришёл рубить ёлочку, а знаешь ли ты, когда и почему ёлочка стала символом Нового года? Нет, не знаешь. А вы, ребята, знаете? (Дети отвечают по-разному).

Историк. - Заглянем в историю. Обычаю наряжать ёлку около двух тысяч лет. Для древних людей это было священное дерево. Они считали, что ель пользуются особым расположением Солнца. Солнце разрешает ели оставаться всегда зелёной, в отличие от лиственных деревьев. Поэтому в её ветвях обитают духи, которые способны отпугивать злых демонов, отводить напасти и болезни. Люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями. Для многих древних народов ель символизировала храбрость, смелость, долголетие, бессмертие. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

РЕЛАКСАЦИЯ.
ФЕЯ. – (На фоне музыки Эдвина Мартона. Дети выполняют плавные движения). Да, зелёный цвет – это цвет жизни, надежды, бессмертия, процветания. Глядя на зелёный цвет, наши глаза добреют, мы успокаиваемся. Представьте себе, что вы идёте по лесной тропинке. Вокруг стоят зелёные ели. Их цвет и запах бодрит и одновременно успокаивает. Впитайте в себя зелёный цвет глазами, позвольте ему войти в вас вместе с дыханием ,подставьте раскрытые ладони навстречу этим зелёным волнам. Вот зелёный цвет проник в вас, и его сияние оказало живительное влияние на все ваши органы. Все раны очищаются и заживают, все негативные мысли и чувства покидают вас. Внутри вас растёт чувство радости, умиротворения. Хочется верить, что всё будет хорошо. И хочется сделать что-то хорошее. Так будем же делать только хорошее!
ДЕД. – Ой, мне тоже захотелось сделать что-нибудь хорошее. Но не могу же я оставить внуков без ёлочки. Ведь в России Нового года без ели не бывает.
Историк Ваня Д.- Да, в Россию эту традицию принёс царь Пётр 1. (ЗВУЧИТ ЗАПИСЬ УКАЗА ПЕТРА 1, а на слайдах идут картинки.)
Государственным людям и боярам на праздник велено было надеть европейское платье. Сам Петр I подал пример празднования Нового года. Первого января на Красную площадь вышли солдатские полки, вокруг Кремля установили 200 пушек и в течение шести дней в небо взлетали фейерверки.
ФЕЯ. – Россия богата хвойными лесами. А ведь не везде ёлочки растут. Как же там Новый год встречают?
ДЕНИС Т. В Японии атрибутом новогоднего праздника считается КАДОМАЦУ. Это украшение изготавливают из сосны, бамбука и рисовых соломинок.
В
Африке тряпочками и ленточками украшают баобабы.
В
Мексике наряжают пальму, а в Судане зелёный орех.
В
Никарагуа украшают жилище веточками кофейного дерева, а в Англии веточками омелы.
Во
Вьетнаме персиковое дерево считается новогодним, а на Кубе – пальма.

ДЕД. – Но у нас пальмы и разных там деревьев нет. Срублю я таки ёлку!
ФЕЯ. - Подожди, дедушка! Может рассказ экологов тебя убедит в обратном.
(Выступают
экологи)
МАША В. рассказывает о ели как дереве. Ель – дерево хвойное, ещё говорят вечнозелёное. Но хвоя её совсем не вечная. Через каждые 5-7 лет колючие хвоинки опадают. Но не все сразу, а постепенно. Потому и незаметно это.
Ель доживает до 250-300 лет, а бывает и до
500-600 лет.
С раннего возраста и до глубокой старости люди любят это дерево и называют его «русской красавицей ёлочкой». И с этим все будут согласны всегда. Только не нужно никогда забывать о том, что ёлочку нужно беречь. К сожалению, лесные красавицы не могут расти в городах с грязным воздухом. Менее чувствительна к загрязнению воздуха голубая ель, именно эту ель можно увидеть в парках и скверах городов.

ФЕЯ.- А где в нашем городе вы видели растущую ель? (дети говорят, а на слайдах идёт показ).
ДЕД. – В лесу ель нужна. А для людей особой ценности не представляет. Я так думаю! (ДЕТИ ВОЗРАЖАЮТ).
Эколог КИРИЛЛ Т. – С древних времён и до наших дней ель имеет большое значение в жизни человека. Её широко применяли в строительстве домов. Считали, что в такой избе дышится легко, и даже была такая поговорка: «Изба елова, да сердце здорово». Ель может поглощать шум, что является очень актуальным в настоящее время.
Красавицы ели не только украшают наши улицы, но и очищают воздух, обогащают его кислородом.

Из ели строились морские и речные суда.
Ель незаменима при производстве пианино, скрипок, гитар, балалаек и других музыкальных инструментов. Знаменитые скрипки Амати и Страдивари делались из ели.

ДЕД.- Да как интересно-то! Ну, срублю я одну ёлочку – это ж грех небольшой?!
ФЕЯ.- И тут с тобой ребята могут поспорить!
(Ребята высказывают мнение, что одна ёлочка – это дом для многих лесных жителей).

Эколог МИША Е. загадывает загадки:
-Кто там прыгает, шуршит,
Да всё шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (Клёст)
ФЕЯ.-Что вы знаете о клестах?

- Эта маленькая крошка
Рада будет каждой крошке,
И под ёлкой дотемна
В норке прячется она. (МЫШКА)

Всю ночь летает —
Мышей добывает,
А станет светло —
Летит спать в дупло. (Филин)

Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.(Медведь)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы -
Уши выше головы?(заяц)

 Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа —

Целый день долбить стволы. (Дятел)


Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

ФЕЯ. - Что объединяет всех этих животных? (Дети отвечают).
ЭКОЛОГ по ответам детей делает вывод: - Значит не только ель “дружит” c клестом, дятлом, белкой, лесной мышью, зайцем, но и эти животные дружны между собой. Клёст срывает шишку своим сильным клювом, выедает только часть семян, она падает на снег, а тут и дятлу, и зайцу, и белке еда готова. А особенно это необходимо лесной мышке, так как она не может сорвать шишку с дерева. Это им всем облегчает добычу пищи.

- Можно ли нарушить эту связь в природе?

ФЕЯ. - Да, экология – новое слово.
Раньше природа не знала такого.
Про браконьеров редко слыхали,
Ёлки вагонами не вырубали!
(ПОДХОДИТ ЖУРНАЛИСТ С МИКРОФОНОМ). – Уважаемая Фея! В вашем лесном царстве есть ёлочки-долгожители?

ФЕЯ. – Да, неподалёку растёт моя хвойная воспитанница, которой 250 лет! Высокая (35м), стройная, пушистая- она лес собой украшает. Вот только боюсь, чтобы не срубили её, ведь Новый год скоро.
Журналист КИРИЛЛ П. – Да, мы, журналисты, провели опрос среди учеников вторых классов. На вопрос: Какую ёлку вы ставили на новый год? – 60 ребят ответили, что искусственную, а 32 всё-таки живую.
НИКИТА А. Ребята, а вы знаете, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырастить вот такие ёлочки? (Дети отвечают). Никита добавляет: Об этом нам рассказали в Лужском лесничестве. В питомнике саженцы сажают в плодородную почву. Хвойные деревца надо защищать, поливать, подкармливать, рыхлить, обрезать.
За первый год ёлочка вырастает всего на 4 см. Затем каждый год она вытягивается на 15-20см. В нашем климате ель вырастает за 5-7 лет всего на один метр. Мы пошли в детский сад, а деревце только увидело этот мир, мы пошли в 1 класс – деревце выросло на 1 метр. Когда мы заканчиваем школу, наша ёлка как раз входит в ту пору, когда мы начинаем их рубить для новогодних забав.

ДЕНИС И. – Мы взяли интервью у представителя Общественной Палаты Ленинградской области Голуба Евгения Андреевича, который рассказал, что незаконная вырубка елей наносит огромный вред природе нашего края. Поэтому студенты совершают экологические десанты. Мы в январе тоже будем участвовать в такой акции.

РАТМИР Ц. – А у меня дома уже давно искусственная ёлочка. Она такая же красивая, но прослужит не 1 год, а целых 5 лет. Мама сэкономила и деньги, и время. И купила мне нэтбук.

СТИХОТВОРЕНИЕ – «Мне ёлку купили!»
Вика Д. - Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На ёлку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.

КИРИЛЛ П. Нами был сделан вывод: вырубка хвойных деревьев к новогодним праздникам наносит определенный урон природе.
Поэтому следующим этапом нашей работы явилась акция «Ель просит защиты» среди населения нашего города. Мы оформили листовки и с помощью родителей распространили их. (Раздают гостям листовки).

ФИЗМИНУТКА «ЁЛОЧКА».
ФЕЯ.- Если всё же по билету
Вы купили Ёлку в дом,
То послушайте советы,
Как с ней поступить потом!
(Появляются
ЛЕКАРИ).
СОНЯ К. Если у человека больные легкие, донимает ревматизм, застойный радикулит – желательно для ванн использовать эфирные масла хвои. Хвойная ванна положительно влияет и на сердечную деятельность. Пройтись по хвойному лесу с целью лечения рекомендуется людям с бронхитами, бронхиальной астмой, легочными заболеваниями.
Я приготовила лечебный отвар: 30 г хвои промыла в холодной воде, залила стаканом кипятка и кипятила в течение 20 минут на слабом огне в закрытой эмалированной посуде, добавив по вкусу сахар. Для повышения иммунитета необходимо принимать стакан настоя в течение дня. Стакан хвойного напитка содержит больше витамина С, чем лимонный сок.


АНЯ К. В современной ароматерапии смолистый запах хвои используют для улучшения настроения, усиления легочного кровообмена и кислородонасыщения организма.

Мы изготовили своими руками арома-подушечку, дарящую здоровый и сладкий сон. Подарим эту подушечку бабушке. Мы её любим и хотим, чтобы она была здорова.


ФЕЯ. – Я, надеюсь, гости наши
Это к сведенью возьмут.
А сейчас мы улыбнёмся,
Ведь ЗАТЕЙНИКИ НАС ЖДУТ.


АЛИСА С. Читает
стихотворение «В лесу стояла Ёлочка».



В снегу стояла елочка -
Зелененькая челочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее! -
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена...
И только поздним вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх...
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения -
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника!



ДЕД. – Вот так новость, вот так-так!

А я, старенький чурбак,
И не думал, не гадал -
Про ель такого я не знал.
А теперь мне ясно:
Губить не буду её напрасно!
Как много интересного
Сегодня видел я!
Весомого, полезного,
Спасибо вам, друзья!
(Появляется Ёлочка).

ЁЛОЧКА. – Какое чудо-вновь смеяться
И больше слёз не лить.
Давайте вместе улыбаться,
Давайте все дружить!

ФЕЯ. – Видишь, моя милая Ёлочка, ребята спасли тебя. Но это ещё не всё. Чтобы сохранить тебе и многим другим елям жизнь, Самоделкины сделали свои ёлочки. И нам сейчас предстоит выбрать самую лучшую, ту, которая станет для вашего класса символом наступающего года. (Проводится конкурс).


ФЕЯ. – Прошу у вас прощения, но время истекло!
Пришла пора вернуться мне в мой лес, в зелёный дом!
Я поздравляю с праздником всех вас, мои друзья.
Но уходить без песенки под Новый год нельзя!
«В лесу родилась Ёлочка» мы вместе все споём.
На новый лад, на славный лад, и Ёлочку спасём!

(Поют и водят хоровод все участники и гости)

Песня на мотив «В лесу родилась ёлочка»

1.В лесу родилась ёлочка,
И пусть в лесу растёт -
Никто её не срубит,
Домой не унесёт.

2.Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой живёт,
Лисичка с серым волком
Его там не найдёт.

3.А летом к этой ёлочке
Мы в гости в лес пойдём,
Грибочки с земляникою
Под ёлочкой найдём.

4. В лесу родилась ёлочка,
И пусть в лесу растёт,
И браконьер в машине
Её не увезёт.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ