Сценарий защиты экологического проекта «Ёлочка, живи!»
Сценарий защиты экологического проекта «Ёлочка, живи!»,
проведённого 25 декабря 2013 года.
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №6» г. Луга
Гарига Татьяна Николаевна.
Тип проекта: творческий, частично-исследовательский, краткосрочный, коллективный.
Срок реализации проекта: декабрь 2013 г. – январь 2014 г. Участники проекта: ученики 2-г класса, родители, учителя.
Проблема - Ну, какой же Новый год без ёлки? Запах свежей хвои в доме, разноцветные шары, гирлянды. Сладкий запах мандаринов и конфет. А откуда взялся обычай наряжать ёлку на Новый год? Что мы вообще знаем о ели? Оказывается, рядом с нами очень знакомое и в то же время загадочное дерево – ель. Нам очень жаль, что каждый год гибнут тысячи лесных красавиц ради одного дня. Мы призываем всех людей не губить это дерево, и ввести новую традицию: украшать искусственную ёлку, а настоящие пусть растут в лесу и радуют нас круглый год. А ещё можно украшать все ёлки, которые растут в городе. Как будет красиво, и ёлочки тоже будут рады!
Цель: Исследовать роль ели в жизни человека и предложить варианты елей, не уступающих по красоте лесным гостьям, но, вместе с тем, позволяющие сохранить жизнь молодым деревьям.
Задачи:
1.Провести исследование и выяснить ответы на вопросы: Какую роль играет ель в жизни человека? Какую пользу приносит? Каких художников и поэтов вдохновила на создание произведений искусства?
2. Выяснить, когда и откуда пришла в Россию традиция украшать ель на Новый год?
3.Узнать, какие деревья ставят на Новый год в других странах?
4. Создать новогодние ёлки в разных техниках.
Цель: Привлечь внимание воспитанников их родителей к проблеме
сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников.
Задачи:
• Пробудить у детей и их родителей инициативу, самостоятельность, желание
включиться в реализацию проекта.
• Развивать познавательный интерес к миру природы.
• Обогатить словарный запас детей и расширить их кругозор знаний
стихотворениями, приметами и пословицами о зиме, елке, традициях
празднования Нового года.
• Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных
умений детей их творческого мышления.
• Воспитывать у детей любовь к природе родного края, бережное отношение
к хвойным деревьям, сохранить их в ближайшем окружении, на участке, в
лесу.
Реализация проекта.
Этапы проекта:
1-й этап – Подготовительный. Изучение проблемы, разработка мероприятий.
2-й этап. Основной. (Сбор информации о ели, поиск загадок, стихов, картин о ели, изготовление поделок, написание стихов, сочинений).
3-й этап. Подведение итогов, оформление проекта.
План проведения проекта.
1.Определение объекта исследования.
2.Проведение исследования.
3.Поиск информации по теме в различных источниках, систематизация.
4.Оформление отчетов исследования.
5.Рефлексия.
6.Подведение итогов.
Начальный этап.
1. Подборка художественной литературы:
• Сказки: «Сказка о ёлочке, которую не срубили» А. Сожан, «Сказка про
ёлочку» М. Шкурина, «Ёлочка» Г. Х. Андерсена.
• Стихи: «Лесная красавица» Т. Волгина, «Искусственная ёлка» К. Ибряева,
«Приглашаем в лес на ёлку», «В снегу стояла ёлочка… » С. Михалкова,
«Живи, ёлочка!» И. Токмаковой.
• Загадки про лесную красавицу.
• Физминутки : «Вот под елочкой зеленой», «Елочки», «Новогодняя елочка»,
«Есть в лесу».
• Пословицы: «Ель — не сосна: шумит неспроста», «Мы в дом ель, а она с
собой – метель».
• Подвижные игры: ―Раз, два, три - к ёлочке беги!, «Найди пару – высокая и
низкая елочка».
2. Сформулированы проблемные вопросы:
• Что мы знаем о елочке?
• Отчего зимой у ёлки зелёные иголки?
• Почему у ёлочки колючие иголочки?
• Зачем нужны ели?
• Что будет, если на свете не станет елей?
Технологический этап.
1.Работа с детьми.
Работа в группах: Историки, Журналисты, Экологи, Лекари, Самоделкины и Затейники.
• Изготовление и распространение листовок ― «Живи, ёлочка!»
• Беседа ―Откуда елка в гости пришла? (об истории празднования Нового
года, о роли новогодних ёлочек).
• Конкурс совместно родителей с детьми ―Необычная елочка.
• Создание экологических знаков «Берегите ели! »
2.Работа с родителями
• Акция «Укрась Новогоднюю ёлку»
* Интервью в Лужском лесничестве.
3.Исследовательская работа среди учащихся 2-х классов школы.
• Опрос «Какая ёлка будет стоять в вашем доме на Новый год? ».
• Распространение листовок-буклетов ― « Живи, ёлочка!».
• Выставка творческих работ (совместная деятельность детей с родителями)
«Наша ёлочка».
• Выставка художественных произведений о ёлке (стихи, песни, загадки,
рассказы, сказки, рисунки) .
Рефлексивный этап.
• Выпуск сборника стихов и рассказов о елочке «Ёлочка – красавица».
• Распространение буклетов «Живи, ёлочка!».
• Защита проекта в виде сказочного представления.
Выводы.
В результате проведенной работы школьники поняли и узнали, что:
• ели играют в природе и в жизни человека важную роль.
• вырубка елей наносит большой вред природе.
• как помочь хвойным деревьям жить долго и приносить людям пользу и
радость.
В результате проведенной работы мы отметили:
• Повышение уровня экологической культуры не только учеников, но и
педагогов, а также родителей детей.
• Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного
мира – хвойным деревьям.
• Активное включение родителей в реализацию проекта,
укрепление заинтересованности в сотрудничестве с классом, школой.
Перед реализацией проекта и после, мы провели опрос среди родителей
класса, попросив их ответить на вопросы: какую ель они
собираются наряжать в преддверье Нового года «живую» или «искусственную».
Результаты нашего опроса:
До реализации проекта «Ёлочка, живи!»: живая елочка - количество семей 15,
искусственная елочка - количество семей 10.
После реализации проекта: живая елочка - количество семей 6,
искусственная елочка - количество семей 19.
По результатам опроса можно сделать вывод, что 9 семей пересмотрели свое решение в пользу сохранения елочки – природного богатства. Это обстоятельство очень радует нас, значит, проделанная работа не прошла зря.
Данный проект открыл удивительный мир еловых красавиц. Он способствовал размышлению – стоит ли рубить зеленую красавицу ради новогодних праздников. Помог ответить на вопросы: отчего зимой у ёлки зелёные иголки? Почему у ёлочки колючие иголочки? Зачем нужны ели? Что будет, если на свете не станет елей? Как можно помочь сохранить ели? И на многие другие вопросы.
Подводя итоги своей работы, мы можем сделать вывод: мы добились
поставленной цели, учащиеся узнали много нового и интересного о зелёной красавице, об её значении в природе и жизни человека. Считаем, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения елей
в нашей местности, активно обсуждали предложенные нами рекомендации
по экологическому поведению.
_______________________________________________________________________
Экологическая сказка.
(Ёлочки стоят в виде декорации. Между ними прохаживается Лесная Фея, напевая «В лесу родилась ёлочка…»)
Приговаривает: - Ой, вы, мои хорошие, вы мои пригожие. Подросли, распушились, к зиме нарядились.
(Обошла владения и скрылась).
Входит дед с топором. Ходит между ёлками, выбирает самую красивую).
ДЕД. - Новый Год встречать мы рады,
Ждём подарки и награды.
Только нету у нас ёлки -
Нету ни одной иголки!
Что же делать? Как же быть?
Где мне ёлку раздобыть?
-ДЕД. А вот и самая красивая! Срублю-ка я её, принесу внукам - пусть поводят хороводы. (Замахивается топором…)
(Слышен тихий голосок:
Не рубите вы меня, не губите!...)
ДЕД: Батюшки! Говорящая ёлка!
(Входит Фея).
ФЕЯ: А Вы не знали? Да, наша Ёлочка умеет говорить.
(Из-за ели выходит Маленькая Ёлочка и, всхлипывая, читает стих-е).
- Наступил декабрь снежный.
Вся дрожу от страха я.
Дедушка пришёл в валежник,
Чтобы вырубить меня.
Дома Новый год! И дети
Наряжают все меня.
Только я – одна на свете,
Там, в лесу, моя семья.
Не вернут меня к подружкам,
обрубили корешки.
Новый год пройдёт… и в луже
Буду гнить средь мишуры.
Почему из магазина
Не несёте ёлку в дом?
Также ведь она красива,
И прослужит лет так сто.
Вот стою в лесу и плачу!
Вся дрожу от страха я,
И надеюсь на удачу:
Может срубят не меня?!
ФЕЯ. - Не плачь, Ёлочка! Мы тебя спасём! Правда, ребята? А пока садись и послушай про себя частушки. (Девочки поют частушки.)
За рекой они росли,
Их на праздник принесли.
На всех веточках иголки.
Что же это? Тоже ёлки!
Прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная,
На Новый год я – главная!
Мы в игрушки все свои
Нарядили ёлочку.
Нет свободной у неё
Ни одной иголочки!
Лапки ёлочки-красы
Крепко держат свечи.
Их зажжёт нам Дед Мороз
В новогодний вечер!
Возле ёлочки у нас
Игры, танцы, песни.
Милый, добрый Новый год,
Нет тебя чудесней!
Я под ёлочкой плясала
И ногами топала,
С веток пряники срывала
И конфеты лопала!
Пусть мечты любые ваши
В эти дни сбываются.
Пусть огни на ёлке нашей
Ярко загораются!
ФЕЯ.-Подходит старый год к концу.
Оделся лес в снегов красу.
И мы в преддверье новогоднем
Вас удивить хотим сегодня.
О ёлке поведём рассказ,
Полезным будет он для вас.
Помощник Феи. – Как много собралось гостей!
Все ждут о ёлке новостей.
А мы готовы, как всегда!
Подать историков сюда!
(Входят Историки). – Вот ты, дедушка, пришёл рубить ёлочку, а знаешь ли ты, когда и почему ёлочка стала символом Нового года? Нет, не знаешь. А вы, ребята, знаете? (Дети отвечают по-разному).
Историк. - Заглянем в историю. Обычаю наряжать ёлку около двух тысяч лет. Для древних людей это было священное дерево. Они считали, что ель пользуются особым расположением Солнца. Солнце разрешает ели оставаться всегда зелёной, в отличие от лиственных деревьев. Поэтому в её ветвях обитают духи, которые способны отпугивать злых демонов, отводить напасти и болезни. Люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями. Для многих древних народов ель символизировала храбрость, смелость, долголетие, бессмертие. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.
РЕЛАКСАЦИЯ.
ФЕЯ. – (На фоне музыки Эдвина Мартона. Дети выполняют плавные движения). Да, зелёный цвет – это цвет жизни, надежды, бессмертия, процветания. Глядя на зелёный цвет, наши глаза добреют, мы успокаиваемся. Представьте себе, что вы идёте по лесной тропинке. Вокруг стоят зелёные ели. Их цвет и запах бодрит и одновременно успокаивает. Впитайте в себя зелёный цвет глазами, позвольте ему войти в вас вместе с дыханием ,подставьте раскрытые ладони навстречу этим зелёным волнам. Вот зелёный цвет проник в вас, и его сияние оказало живительное влияние на все ваши органы. Все раны очищаются и заживают, все негативные мысли и чувства покидают вас. Внутри вас растёт чувство радости, умиротворения. Хочется верить, что всё будет хорошо. И хочется сделать что-то хорошее. Так будем же делать только хорошее!
ДЕД. – Ой, мне тоже захотелось сделать что-нибудь хорошее. Но не могу же я оставить внуков без ёлочки. Ведь в России Нового года без ели не бывает.
Историк Ваня Д.- Да, в Россию эту традицию принёс царь Пётр 1. (ЗВУЧИТ ЗАПИСЬ УКАЗА ПЕТРА 1, а на слайдах идут картинки.)
Государственным людям и боярам на праздник велено было надеть европейское платье. Сам Петр I подал пример празднования Нового года. Первого января на Красную площадь вышли солдатские полки, вокруг Кремля установили 200 пушек и в течение шести дней в небо взлетали фейерверки.
ФЕЯ. – Россия богата хвойными лесами. А ведь не везде ёлочки растут. Как же там Новый год встречают?
ДЕНИС Т. В Японии атрибутом новогоднего праздника считается КАДОМАЦУ. Это украшение изготавливают из сосны, бамбука и рисовых соломинок.
В Африке тряпочками и ленточками украшают баобабы.
В Мексике наряжают пальму, а в Судане зелёный орех.
В Никарагуа украшают жилище веточками кофейного дерева, а в Англии веточками омелы.
Во Вьетнаме персиковое дерево считается новогодним, а на Кубе – пальма.
ДЕД. – Но у нас пальмы и разных там деревьев нет. Срублю я таки ёлку!
ФЕЯ. - Подожди, дедушка! Может рассказ экологов тебя убедит в обратном.
(Выступают экологи)
МАША В. рассказывает о ели как дереве. Ель – дерево хвойное, ещё говорят вечнозелёное. Но хвоя её совсем не вечная. Через каждые 5-7 лет колючие хвоинки опадают. Но не все сразу, а постепенно. Потому и незаметно это.
Ель доживает до 250-300 лет, а бывает и до 500-600 лет.
С раннего возраста и до глубокой старости люди любят это дерево и называют его «русской красавицей ёлочкой». И с этим все будут согласны всегда. Только не нужно никогда забывать о том, что ёлочку нужно беречь. К сожалению, лесные красавицы не могут расти в городах с грязным воздухом. Менее чувствительна к загрязнению воздуха голубая ель, именно эту ель можно увидеть в парках и скверах городов.
ФЕЯ.- А где в нашем городе вы видели растущую ель? (дети говорят, а на слайдах идёт показ).
ДЕД. – В лесу ель нужна. А для людей особой ценности не представляет. Я так думаю! (ДЕТИ ВОЗРАЖАЮТ).
Эколог КИРИЛЛ Т. – С древних времён и до наших дней ель имеет большое значение в жизни человека. Её широко применяли в строительстве домов. Считали, что в такой избе дышится легко, и даже была такая поговорка: «Изба елова, да сердце здорово». Ель может поглощать шум, что является очень актуальным в настоящее время.
Красавицы ели не только украшают наши улицы, но и очищают воздух, обогащают его кислородом.
Из ели строились морские и речные суда.
Ель незаменима при производстве пианино, скрипок, гитар, балалаек и других музыкальных инструментов. Знаменитые скрипки Амати и Страдивари делались из ели.
ДЕД.- Да как интересно-то! Ну, срублю я одну ёлочку – это ж грех небольшой?!
ФЕЯ.- И тут с тобой ребята могут поспорить!
(Ребята высказывают мнение, что одна ёлочка – это дом для многих лесных жителей).
Эколог МИША Е. загадывает загадки:
-Кто там прыгает, шуршит,
Да всё шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (Клёст)
ФЕЯ.-Что вы знаете о клестах?
- Эта маленькая крошка
Рада будет каждой крошке,
И под ёлкой дотемна
В норке прячется она. (МЫШКА)
Всю ночь летает —
Мышей добывает,
А станет светло —
Летит спать в дупло. (Филин)
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.(Медведь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы -
Уши выше головы?(заяц)
Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа —
Целый день долбить стволы. (Дятел)
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
ФЕЯ. - Что объединяет всех этих животных? (Дети отвечают).
ЭКОЛОГ по ответам детей делает вывод: - Значит не только ель “дружит” c клестом, дятлом, белкой, лесной мышью, зайцем, но и эти животные дружны между собой. Клёст срывает шишку своим сильным клювом, выедает только часть семян, она падает на снег, а тут и дятлу, и зайцу, и белке еда готова. А особенно это необходимо лесной мышке, так как она не может сорвать шишку с дерева. Это им всем облегчает добычу пищи.
- Можно ли нарушить эту связь в природе?
ФЕЯ. - Да, экология – новое слово.
Раньше природа не знала такого.
Про браконьеров редко слыхали,
Ёлки вагонами не вырубали!
(ПОДХОДИТ ЖУРНАЛИСТ С МИКРОФОНОМ). – Уважаемая Фея! В вашем лесном царстве есть ёлочки-долгожители?
ФЕЯ. – Да, неподалёку растёт моя хвойная воспитанница, которой 250 лет! Высокая (35м), стройная, пушистая- она лес собой украшает. Вот только боюсь, чтобы не срубили её, ведь Новый год скоро.
Журналист КИРИЛЛ П. – Да, мы, журналисты, провели опрос среди учеников вторых классов. На вопрос: Какую ёлку вы ставили на новый год? – 60 ребят ответили, что искусственную, а 32 всё-таки живую.
НИКИТА А. Ребята, а вы знаете, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырастить вот такие ёлочки? (Дети отвечают). Никита добавляет: Об этом нам рассказали в Лужском лесничестве. В питомнике саженцы сажают в плодородную почву. Хвойные деревца надо защищать, поливать, подкармливать, рыхлить, обрезать.
За первый год ёлочка вырастает всего на 4 см. Затем каждый год она вытягивается на 15-20см. В нашем климате ель вырастает за 5-7 лет всего на один метр. Мы пошли в детский сад, а деревце только увидело этот мир, мы пошли в 1 класс – деревце выросло на 1 метр. Когда мы заканчиваем школу, наша ёлка как раз входит в ту пору, когда мы начинаем их рубить для новогодних забав.
ДЕНИС И. – Мы взяли интервью у представителя Общественной Палаты Ленинградской области Голуба Евгения Андреевича, который рассказал, что незаконная вырубка елей наносит огромный вред природе нашего края. Поэтому студенты совершают экологические десанты. Мы в январе тоже будем участвовать в такой акции.
РАТМИР Ц. – А у меня дома уже давно искусственная ёлочка. Она такая же красивая, но прослужит не 1 год, а целых 5 лет. Мама сэкономила и деньги, и время. И купила мне нэтбук.
СТИХОТВОРЕНИЕ – «Мне ёлку купили!»
Вика Д. - Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На ёлку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.
КИРИЛЛ П. Нами был сделан вывод: вырубка хвойных деревьев к новогодним праздникам наносит определенный урон природе.
Поэтому следующим этапом нашей работы явилась акция «Ель просит защиты» среди населения нашего города. Мы оформили листовки и с помощью родителей распространили их. (Раздают гостям листовки).
ФИЗМИНУТКА «ЁЛОЧКА».
ФЕЯ.- Если всё же по билету
Вы купили Ёлку в дом,
То послушайте советы,
Как с ней поступить потом!
(Появляются ЛЕКАРИ).
СОНЯ К. Если у человека больные легкие, донимает ревматизм, застойный радикулит – желательно для ванн использовать эфирные масла хвои. Хвойная ванна положительно влияет и на сердечную деятельность. Пройтись по хвойному лесу с целью лечения рекомендуется людям с бронхитами, бронхиальной астмой, легочными заболеваниями.
Я приготовила лечебный отвар: 30 г хвои промыла в холодной воде, залила стаканом кипятка и кипятила в течение 20 минут на слабом огне в закрытой эмалированной посуде, добавив по вкусу сахар. Для повышения иммунитета необходимо принимать стакан настоя в течение дня. Стакан хвойного напитка содержит больше витамина С, чем лимонный сок.
АНЯ К. В современной ароматерапии смолистый запах хвои используют для улучшения настроения, усиления легочного кровообмена и кислородонасыщения организма.
Мы изготовили своими руками арома-подушечку, дарящую здоровый и сладкий сон. Подарим эту подушечку бабушке. Мы её любим и хотим, чтобы она была здорова.
ФЕЯ. – Я, надеюсь, гости наши
Это к сведенью возьмут.
А сейчас мы улыбнёмся,
Ведь ЗАТЕЙНИКИ НАС ЖДУТ.
АЛИСА С. Читает стихотворение «В лесу стояла Ёлочка».
В снегу стояла елочка -
Зелененькая челочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее! -
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена...
И только поздним вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх...
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения -
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника!
ДЕД. – Вот так новость, вот так-так!
А я, старенький чурбак,
И не думал, не гадал -
Про ель такого я не знал.
А теперь мне ясно:
Губить не буду её напрасно!
Как много интересного
Сегодня видел я!
Весомого, полезного,
Спасибо вам, друзья!
(Появляется Ёлочка).
ЁЛОЧКА. – Какое чудо-вновь смеяться
И больше слёз не лить.
Давайте вместе улыбаться,
Давайте все дружить!
ФЕЯ. – Видишь, моя милая Ёлочка, ребята спасли тебя. Но это ещё не всё. Чтобы сохранить тебе и многим другим елям жизнь, Самоделкины сделали свои ёлочки. И нам сейчас предстоит выбрать самую лучшую, ту, которая станет для вашего класса символом наступающего года. (Проводится конкурс).
ФЕЯ. – Прошу у вас прощения, но время истекло!
Пришла пора вернуться мне в мой лес, в зелёный дом!
Я поздравляю с праздником всех вас, мои друзья.
Но уходить без песенки под Новый год нельзя!
«В лесу родилась Ёлочка» мы вместе все споём.
На новый лад, на славный лад, и Ёлочку спасём!
(Поют и водят хоровод все участники и гости)
Песня на мотив «В лесу родилась ёлочка»
1.В лесу родилась ёлочка,
И пусть в лесу растёт -
Никто её не срубит,
Домой не унесёт.
2.Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой живёт,
Лисичка с серым волком
Его там не найдёт.
3.А летом к этой ёлочке
Мы в гости в лес пойдём,
Грибочки с земляникою
Под ёлочкой найдём.
4. В лесу родилась ёлочка,
И пусть в лесу растёт,
И браконьер в машине
Её не увезёт.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ