Система работы по нравственно - патриотическому воспитанию на уроках русского, родного языков и литературы

Система работы по нравственно - патриотическому воспитанию на уроках русского, родного языков и литературы.


«Всё, что мы называем воспитанием, есть великое творчество, повторение себя в человеке». Слова эти сказаны великим педагогом С.А. Сухомлинским, который жизнь и сердце свое отдал детям. Заметить в ученике ростки семян, посеянных тобою, что может быть прекрасней этих зримых свидетельств учительского труда.

Меняется мир вокруг нас – меняется и человек в мире, но воспитание подрастающего поколения остается одним из приоритетных направлений модернизации литературного образования современной школы. В школе закладываются основы нравственного и патриотического воспитания, плоды которого человек пожинает всю последующую жизнь. Мне очень дорога мысль А.Т. Твардовского: «… уроки родной и русской литературы – это не часы развлечений и отдыха… эти часы должны быть часами воодушевления, эмоционального подъема нравственного прозрения». Какую конкретную цель ставит перед собой учитель по формированию нравственно-патриотических качеств?

Прежде всего эта труд направлена на то, чтобы уроки русского, родного языков и литературы способствовали росту, формированию, воспитанию молодого поколения, подготовке его к будущей деятельной и целенаправленной жизни.

Процесс познания жизни и сердца человеческого на уроках литературы и языка позволяет ставить перед учениками важные нравственные проблемы: о служении Родине, о роли труда, о добре и зле, о чести и долге, о природе подвига, о целеустремленности, о чувстве и долге. Нравственное развитие личности школьника – главная линия моей методической системы, где образовательные, воспитательные и развивающие задачи всегда ставятся и решаются в тесном единстве. Задачами учителей в патриотическом воспитании учительскими средствами художественной литературы являются следующие:

- перевод неосознанных гражданско-патриотических действий в осознанные наполненные патриотическими знаниями и убеждениями;

- ориентирование воспитанников на постоянное развитие и обновление патриотических качеств;

- воспитание из школьников людей, способных жить в современных условиях, высококлассных специалистов, активных патриотов России.

Нравственное и патриотическое развитие школьника неразрывны! Современный учитель-филолог должен смело искать такие методы и формы, рациональные приемы обучения и воспитания словом, художественным образом, чтобы дать ученику не только знания, но заряд нравственности, убежденности, идейности, моральной чистоты. Патриотическое воспитание учащихся средствами художественной литературы сложный и длительный процесс, процесс осознанный, потому что только в этом случае возникает необходимый эмоциональный контакт с художественным произведением, что находит свое отражение в соответствующем миропонимании, мировосприятии субъекта. Целостное патриотическое самосознание у учащихся начинает формироваться только тогда, когда они не только эмоционально переживают содержание литературного произведения, но и творчески осмысливают, принимают или оспаривают утверждаемые в нем идеи.

Как же воплощается такая методическая позиция в конкретных формах работы? В течение нескольких лет я разрабатываю уроки по этому направлению.

Во-первых, я хочу, чтобы наши ученики, выпускники школы, да и все граждане любили свою страну, любили Россию, свою малую Родину.

Во-вторых, каждый человек должен понимать, что он нужен своей стране как личность. Считаю, такие уроки надо проводить систематически, и они будут эффективно влиять на формирование личности школьника, но при этом необходимо учитывать возрастную специфику.

В средних классах такие понятия, как «Родина», «патриотизм», «народ», сложны для понимания и усвоения, поэтому начинать воспитание патриотизма надо с развития любви к родному краю, к родной природе, родному селу. С этой целью я подготовила и провела тематический урок по родному языку по теме: «Имя существительное – как часть речи» в 5 классе с использованием местного краеведческого материала. «Вай велесь, велесь, монь Кочкур велесь». Или при изучении темы в 5 кассе «Состав слова» провела цикл уроков, построенных на лексической теме «Лес - наше богатство». А заключительный урок провела в форме рассуждения «Почему мы называем лес своим богатством? Кто такие друзья и враги леса?»

На уроках литературы, в процессе анализа повести В. Короленко «Дети подземелья» пятиклассники учатся понимать ценность многих человеческих качеств. Анализируя главы повести, я подвожу учеников к пониманию главного вопроса: «Какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встреч с новыми друзьями ?»

А подростковый возраст – время быстро меняющихся оценок, суждений, увлечений. В этот период ребята хотят как можно больше узнать об окружающей их жизни, почувствовать себя значительными, авторитетными среди товарищей. Именно эти особенности создают широкие возможности для воспитания на примерах положительных героев. Такими героями могут служить былинные богатыри, героические личности или просто обыкновенные люди. Поэтому начиная с 7 класса важно своевременно организовать предварительное прочтение крупных этических произведений. Это позволяет изучить художественное произведение с опорой на целостное восприятие школьников и обогащать их представление о прочитанном в процессе анализа. Только на серьезном, вдумчивом чтении можно строить анализ художественного текста и выявить основную мысль произведения.

При этом очень важно избегать одностороннего прямолинейного толкования произведения, а вовлекать учащихся в активный поиск, проверять и находить истину в столкновении мнений. Анализ должен способствовать более серьезному раздумью ученика над страницами произведений. Так в 8 классе я предлагаю примерный план анализа эпизода:

  1. Место и роль эпизода в произведении

  2. Какие герои и события показаны в нем?

  3. Как раскрываются характеры героев?

  4. Каковы отношения между ними?

  5. Какова роль портрета (пейзажа, интерьера)?

  6. Что можно сказать об отношении автора к изображаемому?

Ещё раз подчеркну: уроки словесности – уроки мысли, чувства, высокой нравственности, уроки овладения богатствами родной речи. Достичь этих целей невозможно без резкого усиления творческой деятельности и учителей, и школьников. Поэтому в старших классах я ищу более действенные формы и методы обучения, способствующие формированию устойчивых нравственно-патриотических качеств. На уроке стараюсь поднимать темы, затрагивающие мысли и чувства учащихся. Как жить? Каким быть? На кого стремиться быть похожими? Например: на завершающем этапе изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» провожу урок-семинар на тему: «Этические проблемы романа», а по родной литературе после изучения темы: «Мордовская литература периода Великой Отечественной войны» провожу урок мужества: «Лецтнеде кой-зярдо – ульнинь ведь монгак», включив материал о поэте-земляке, уроженце Кочкуровского района, погибшем в первые дни войны –Василии Водясове.

Особую роль в нравственном воспитании, в развитии творческих способностей школьников, самостоятельности их суждений, в повышении речевой культуры играют сочинения и творческие работы. Обучение сочинению начинаю с 5 класса на уроках «Читаем, говорим, пишем». Как известно, любое сочинение требует серьезной подготовки учащихся под руководством учителя. В последнее время предлагается очень много конкурсных сочинений на различные темы. Мои ученики всегда предстваляют работы, и, к счастью, получают Дипломы (Силиванова Марина «Моя семья», Парчайкина Наталия «Мон – эрзя», Немойкина Ольга «Женщина – труженица»)

В нравственном воспитании школьников наряду с классическими произведениями, включенными в школьную программу, значительна и роль современной литературы. Но я очень обеспокоена тем, что в последнее время ученики мало читают. О писателях и их произведениях знают либо с чьих-то слов, либо после просмотра кино, телепередач. Я считаю, что здесь большую помощь оказывают беседы по современной литературе и уроки внеклассного чтения. Ведь хорошо подготовленный и интересно проведенный урок внеклассного чтения – это золотой ключик к созданию особого микроклимата в отношениях учителя и учеников – духовной близости, взаимопонимания, уважения, заинтересованности и, наконец, любви к литературе. Используя методические рекомендации, я стараюсь вносить в урок собственное читательское восприятие, находить интересные для учеников вопросы, умело вычленять нравственные аспекты в изучаемом произведении.

Учителю всегда нужно быть в постоянном творческом поиске, не уставать учиться, расширять свой кругозор, чувствовать время и идти в ногу со временем. Успех может быть обусловлен прежде всего перестройкой нашего мышления, новым взглядом, новым подходом к постановке дела, ведь многие школьники способны глубоко мыслить, чувствовать, анализировать, делать верные выводы и обобщения, извлекать уроки из анализируемого.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ