Социализация младших школьников – важный этап в формировании личности ребенка

Социализация младших школьников – важный этап

в формировании личности ребенка


Провоторова Е.Е. МОУ гимназия № 12

Учитель начальных классов

Часть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил названия социализации.

Социализация-усвоение социальных ценностей в процессе развития личности.

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Социализация начинается в детстве, когда формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап.

Социализация-процесс, в ходе, которого накапливаются социальные навыки и знания.

Социализация объясняет происхождение человеческих отношений, обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующих в себе все противоречия и многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе, и быть свободным от него не может. Поэтому человек «существо социальное». Все человеческое поведение - прежде всего результат научения, или социализации.

В детстве ребенок проходит трудный путь познания мира, формирования личности, постоянно сталкивается с внешними препятствиями, с собственной беспомощностью, с неумением выразить свои чувства и стремления.

Начало школьного возраста - первая крупная перемена в жизни ребенка. Дети оказываются в совершенно новой ситуации. Новой и ведущей деятельностью становится учеба, расширяется общение, формируется характер, интеллект, жизненный опыт. Поэтому учителю начальных классов необходимо многое пояснять, рассказывать, сообщать, многому обучать. В начальной школе дети учатся приобретать знания, учатся быть самостоятельными, учатся умению оценивать себя.

Социализация в начальном образовании направлена на формирование компетенций – способности и готовности действовать на основе полученных знаний, умений и опыта деятельности.

В структуре начального образования выделяют следующие компетенции: познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая, информационная, личностная.

Познавательная компетенция формирует следующие качества ученика:

-способность осуществлять учебную деятельность

-умение запрашивать и искать недостающую информацию

-навык самоконтроля и самооценки

-умение находить ошибки в работе и исправлять их

-умение планировать свою деятельность

-готовность к решению творческих задач

Коммуникативная компетенция призвана формировать знание способов общения с окружающими, способность к осуществлению сотрудничества, понимания точки зрения другого, умение регулировать конфликты.

Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающее, с наличием нравственного опыта, сформированных представлений о добре и зле, толерантного отношения к окружающим.

Информационная компетенция подразумевает способность добывать недостающие знания и умения всеми культурными источниками информации.

Личностная компетенция позволяет ребенку стремиться к самосовершенствованию, познанию самого себя.

В своей работе с младшими школьниками стремлюсь создать педагогические и социально - психологические условия, позволяющие, учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

Для учеников 1класса основной задачей является формирование умения ориентироваться в новой социальной среде. Для этого провожу классные часы: «Я – ученик», «Давайте познакомимся», «Наш класс на перемене», «Права и обязанности школьников». Для развития коммуникативных способностей повожу ролевые игры: «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону». Для того чтобы научить решать возникающие проблемы: классные часы «Мы - дружные ребята», «Я и мои товарищи».

Часто разбираю жизненные ситуации: «Я - пешеход», «Я на улице». Для развития положительной самооценки провожу игру «Самореклама».

Работа по социальной адоптации учащихся проходит и в учебной деятельности. Так на уроках окружающего мира расширяется представление детей о природе, нормах жизни, ознакомление с правилами поведения во всех сферах жизни человека, идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром. Уроки здоровья также нацелены на формирование у ребенка понятия ценности здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

На уроках детской литературы, читая и разбирая статьи, рассказы, стихотворения, сказки дети учатся понимать прочитанные произведения и оценивать нравственные поступки людей, вопросы честности, дружбы, верности.

Использую работу в группах на различных уроках, которая учит детей доброжелательному отношению друг к другу, умению справедливо распределять обязанности и оценивать усилия каждого.

Навыки социального поведения приобретаются учениками и в подготовке к праздникам, в трудовой деятельности, при выполнении поручений.

Работа по социализации учеников начальной школы дает представление о нормах и правилах, существующих в обществе, учит чувствовать и понимать других людей, приобщать к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, помогает видеть ценность каждого и всего живущего на Земле.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ