Социально-педагогическое сопровождение семей «группы риска»
Социально-педагогическое
сопровождение семей «группы риска»
Социальный педагог МБОУСОШ №14
с. Верх-Тула Новосибирского района
Рябинина Ирина Сергеевна
Наша школа обычная общеобразовательная, сельская. Родители обучающихся в основном люди рабочих специальностей, процент родителей, имеющих высшее образование невелик, что значительно снижает мотивацию к учению. Есть неполные, многодетные- малообеспеченные, неблагополучные семьи, семьи, где работает один из родителей, семьи имеющие детей-инвалидов, семьи иностранных граждан. Семья – это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями. Благополучие общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. И поэтому общество должно способствовать поддержанию благополучной атмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы. Кризисы, возникающие в обществе, прежде всего, бьют по семье, влияют на выполнение семьей своих функций. И чаще всего семьи перестают справляться с ними, они попадают в группу так называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и подростков. Как результат, количество попавших в «группу риска» постоянно увеличивается.
Цель моей педагогической деятельности: Создание благоприятной педагогически целесообразной среды, способствующей формированию базовых ценностей, развитию жизненных навыков и обеспечивающей адекватную социальную адаптацию обучающихся.
Для достижения этой цели я поставила перед собой решение следующих задач:
1.Развитие методического сотрудничества, межведомственного взаимодействия и социального партнерства, работы с семьей, расширение форм проведения занятий и мероприятий с обучающимися.
2.Развитие системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации обучающихся.
3. Совершенствование форм работы с родителями обучающихся.
4. Развитие системы оценки эффективности социально-педагогической работы с детьми «группы риска».
Правовые основы социальной работы с семьей
В 7 статье Конституции Российской Федерации говорится, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Она является основополагающей и определяет отношение государства и к семье, которая находится под его защитой так же, как и материнство, отцовство, детство.
Другим значительным нормативным актом, регулирующим нормативно-правовые отношения в работе с семьей и детьми является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В нем установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей в частности. Закон определяет основные понятия социальной работы, указывает принципы, на которых оказывается социальная помощь, также в законе указаны основные права членов семьи на социальное обслуживание, указан перечень организаций работающих с семьей.
Также большое значение в социальной поддержки семьи играют указы Президента, в которых рассмотрены конкретные вопросы социальной помощи ей.
Например, Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В нем вопросы выживания, защиты и развития детей признаны приоритетными.
Другим таким актом является Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В нем установлено, что профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищать их права должны осуществлять комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специальные службы органов социальной защиты населения. В нем сформирована социальная политика профилактики безнадзорности и социального сиротства. Также областные и региональные нормативные документы.
Свою профилактическую работу с неблагополучными семьями я веду по нескольким направлениям:
Диагностическое направление
За последние 5 лет на контроле ОУ находились 32 неблагополучные семьи. Причины неблагополучия разные, сравнивая диагностические данные о том, какие семьи предрасположены к неблагополучию получила следующий результат:
В нашем обществе принято считать, что неблагополучными семьями обычно рискуют стать многодетные семьи, потому что, родителям трудно пристроить детей в детские дошкольные учреждения, трудно самим найти достойную работу, но наше село находится недалеко от городской черты и поиск работы не является проблемой и у нас на территории Верх-Тулинского сельсовета есть предприятия, где можно трудоустроиться. Было проведено диагностическое исследование неблагополучных семей, статистика показала следующие результаты:
Таким образом, можно сделать вывод, что количество детей на прямую не влияет на неблагополучие семей.
При работе с семьями для меня также важно учитывать возраст родителей, потому как, молодых родителей «перевоспитать» шансов больше. На нашей территории неблагополучные семьи достаточно «молодые».
Эффективность работы специалистов с детьми в существенной мере зависит от знания особенностей их семей. Изучая семью, мы изучаем самого ребёнка, выясняем особенности внутрисемейных отношений, стремимся внести коррективы в жизнедеятельность родителей.
Работая с детьми из неблагополучных семей, специалисты нашего учреждения всегда руководствуются принципом — семья-ребенок-школа. Это наиболее эффективная форма его жизнеустройства. Поэтому программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего включает в сферу своего действия и его семью.
Результат работы с детьми во многом зависит от знания особенностей их семей.
В работе с семьями стало уже традицией устраивать дни открытых дверей в школе. Эта форма позволяет ознакомить родителей с содержанием работы учреждения, деятельностью его специалистов. День открытых дверей проводится раз в год и включает экскурсию по учреждению, беседы специалистов с родителями, знакомство родителей с содержательней стороной жизни и деятельности детей (кружки, секции, занятия с психологами, логопедом, в комнате релаксации др.). Ребёнок сам проводит своих гостей по школе, они вместе смотрят видеозаписи о каких-то событиях, в которых он участвовал. Никого из взрослых это посещение не оставляет равнодушным.
Также проводятся индивидуальные и групповые консультации. Индивидуальные консультации используем в тех случаях, когда разговор имеет отношение лишь к данному родителю или когда именно эта форма работы может принести успех, а также в деликатных случаях. Данная форма позволяет установить контакт с семьёй, глубже вникнуть в её проблемы. Завершается консультация составлением плана выхода семьи из сложившейся ситуации. По общим для всех родителей проблемам проводим групповое консультирование, родительские собрания. По необходимости в семью выходят специалисты, работающие с данной семьей.
Работа с семьёй создаёт такие условия для детей, которые дают возможность каждому ребёнку в полной мере почувствовать опору в близких ему людях, что поможет ребёнку жить полноценной жизнью.
Профориентационное направление
С 2007 года мною ведется работа по профориентации. В течение года я сопровождаю обучающихся на экскурсии в учебные учреждения г. Новосибирска. Ребята знакомятся с факультетами, с правилами поступления в данные учреждения, имеют возможность посетить подготовительные курсы. Это очень важно особенно для детей из неблагополучных семей, им также предлагается проживание в общежитии ОУ. С техникумом Легкой промышленности заключен договор о проведении элективного курса для девочек «Парикмахерское искусство» на который, с удовольствием ездили девочки 9-х классов . С Промышленным техникумом совместно проводится элективный курс «Токарное дело» для мальчиков-9х классов. Также я провожу классные часы, презентации в начальной школе «Кем быть», беседы «Профессии нашего села», родительские собрания, выступления на МО классных руководителей и многое другое.
Профилактическое направление
Профилактическая работа с неблагополучными семьями подразделяется на несколько блоков:
1 блок – Профилактика противоправного поведения подростков и их родителей.
Одним из направлений моей педагогической деятельности является –правовое воспитание подростков, включая «семьи группы риска», поэтому перспективный план включает массу мероприятий по правовому воспитанию. Например: классные часы, беседы, лектории с презентациями, наглядными пособиями я ежегодно провожу в среднем звене, используя фрагменты программы «Живое право».
В 6-х классах с 2011 г я веду элективные курсы «Мое право», ребята очень заинтересованы в изучении данного курса, на занятиях активно принимают участие в диспутах, приводят примеры из собственной практики, которые с удовольствием выносят на обсуждение.
В 8-9-х классах совместно с инспектором ПДН провожу теоретические занятия по запросу классных руководителей и детей.
Детям предоставляется информация на стенде социального педагога, для родителей выпускаются буклеты, а также один раз в четверть я готовлю выступления на родительские собрания для 5-11 классов по теме «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних».
В каникулярное время проводится патронаж неблагополучных семей по плану учреждения.
2 блок-Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ).
В нашей школе разработан план мероприятий, направленных на здоровьесбережение, который осуществляется социальным педагогом, педагогом-психологом и зам. директора по УВР. Один раз в четверть мы проводим антинаркотическую акцию. Я провожу анкетирование обучающихся, беседы с детьми склонными к употреблению ПАВ. Профилактическая работа проводится совместно с педиатром, наркологом, гинекологом, инспектором ПДН. Традиционным стало мероприятие «День здоровья», в котором участвует вся школа.
3 блок- Межведомственное взаимодействие. Ежегодное участие в операциях: «Контакт», «Подросток», «Семья». Составление социально-педагогического паспорта школы, участие в рейдах (за год приблизительно 10-12), посещение семей, находящихся в социально-опасном положении (в 2012-2013г -1 семья), неблагополучных семей (в 2012-2013г-7 семей) совместно со специалистами. Взаимодействие с КДН и ЗП, участие в заседаниях совета ИДН (4-5 заседаний в год), ПМПК, организация Совета профилактики 1 раз в месяц, (являюсь председателем). Также в нашей школе с 2011г осуществляется работа Службы сопровождения школы, где я осуществляю коррекционную работу с детьми « группы риска» и с детьми VІІ и VІІІ вида.
Систематически ведется я работа с отделом социальной защиты, патронаж неблагополучных семей и организация путевок в оздоровительные лагеря (практически все дети их неблагополучных семей отдыхают в летних оздоровительных лагеря).
Ежемесячно проводятся семинары для социальных педагогов. В 2012г социальными педагогами района был создан диск по работе с неблагополучными семьями.
Огранизационное направление
Я работаю в основном с детьми из многодетных, малообеспеченных, опекунских и неблагополучных семей, поэтому занимаюсь организацией бесплатного питания. В 2011-2012гг было-120 чел, в 2012-2013 гг-105 чел (всего обучающихся в школе 622 чел). Я помогаю родителям собрать необходимый пакет документов, для детей разработала систему талонов, по которым они могут покушать в любое для них удобное время. Ежемесячно заполняю график питания.
Совместно с организатором ВР провожу мероприятия, привлекая детей «группы риска» и родителей. Уже традиционным праздником стал «День матери», совместно с педагогом-психологом и женсоветом проводим этот праздник для мам из неблагополучных семей и мам, имеющих детей-инвалидов. Он проходит в семейной атмосфере, мамы отмечают позитивные моменты этого мероприятия как для себя, так и для ребенка.
В летнее каникулярное время на базе школы организован летний оздоровительний лагерь «Лучики солнца», где я являюсь заместителем начальника лагеря. Нами была разработана программа лагеря в 2012г в ОЛДП было 2 отряда по 20 человек, где работали воспитатели и вожатые. Смена прошла успешно, по окончанию лагеря был создан фильм.
Мне часто доводится сопровождать обучающихся на интеллектуальные, спортивные районные игры, где принимают участие дети из неблагополучных семей. В общешкольные мероприятия всегда стараюсь привлекать детей «группы риска».
Планируя свою работу с неблагополучными семьями, я не настраиваю себя на быстрый результат, т.к. не всегда его можно достичь. Отсутствие положительной динамики, не означает проигрыша, также как и отсутствие отрицательной динамики не означает победы.
Серьезные изменения требуют времени. Человек должен созреть для изменений, а это долгий процесс, причем большая часть этого процесса происходит во внутреннем мире человека, не проявляясь поначалу внешне. Когда же изменения становятся заметны, то об их устойчивости все равно говорить рано: требуется значительный период времени для того, чтобы новые способы поведения стали привычными. На этом пути возможны «срывы», возвраты к старому, которые не следует расценивать как тщетность всех приложенных усилий. Возможно, это временный откат назад, вызванный какими-либо неблагоприятными обстоятельствами. И наше дело в этом случае – вновь анализировать ситуацию, делать выводы и продолжать работу.
Следует отметить, что при работе с семьей используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые адекватны потребностям именно этих родителей и детей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами.
Проблемы неблагополучной семьи невозможно решить силами одного специалиста. Педагог, работающий с семьей, должен хорошо знать все ресурсы своего района и округа. Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ