Актуальность применения новых технологий в обучении

Актуальность применения новых технологий в обучении.

Савина Рада Алексеевна, учитель географии ГБОУ средней школы №332

Актуальность выбора темы. Необходимость пересмотра целей образования. Ведущим направлением модернизации современного российского образования является компетентностный подход. Компетентностный подход в обучении предполагает не простое увеличение объема знаний в различных предметных областях, а создание условий для самостоятельного добывания знаний учащимися и развития способности применять их в незнакомых ситуациях. В целом можно определить компетентностный подход в образовании через понятие “как знать”, а не через “что знать”. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического. «Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования, саморазвития и лишь по мере средств и возможности будет помогать этому процессу»: - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности;

Цели образования. Новые социальные запросы определяют цели образо-вания как общекультурное, личностное и познавательное развитие, обеспечи-вающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» 

Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Планируемые результаты. Три основные группы результатов. 1. Личностные: а)самоопределение: внутренняя позиция школьника; б)смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); в) морально-этическая ориентация: выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков. 2. Метапредметные: а)регулятивные:управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность; б) коммуни-кативные: речь, навыки сотрудничества; в) познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение разнообразных логических операций. 3. Предметные: а) основы системы научных знаний; б) опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания; в) предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий» ( УУД ), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Универсальные учебные действия.

Функции универсальных учебных действий: а) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить задачи, использовать необходимые средства и способы для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; самосовершенствование;

б) создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной мобильности; саморазвитие;

в) обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетенций учащихся в различных образовательных областях; самообразование.

Виды универсальных учебных действий:

1.Личностные: действие смыслообразования - ценности, смыслы, мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»; действие нравственно-этического оценивания

ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

2. Регулятивные: самостоятельное целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

3. Познавательные - бщеучебные УД: а) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; б) смысловое чтение; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера; в) Логические УД: выбор объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство; г) Знаково-символические УД обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний.

4. Коммуникативные УД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание

конфликтов - поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением (своего и партнера) – контроль, коррекция, оценка действий (своих и партнера); умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение сотрудничать на основе различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формули-ровать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами; умение выражать свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.



Примеры технологий.

Технология развития критического мышления. Приемы ТРКМ.

Признаки критического мышления: - мышление самостоятельное (каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных);

-обобщенное (информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления; - аргументированное (критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение); - социальное (всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими: «совершенство» может быть достигнуто только в чьем-то присутствии).

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал».

Методический прием «Кластер».

Верите ли, вы … или «Верные и неверные утверждения».

Прием «Чтение с пометками INSERT».

«Как ты думаешь?» - это происходит: «всегда», «не всегда», «никогда»

Заключение. «Учитель – это не тот, кто даёт правильные ответы, а тот, кто задаёт правильные вопросы». Технология дает учителю:

А) умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;

Б) возможность использовать эффективные методики, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

В) стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

Г) стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ