Социально-психологический тренинг для лидеров школ "МОЕ ГОСУДАРСТВО!"
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОУ
«Данковская средняя общеобразовательная школа»
Социально-психологический тренинг
для лидеров школ
Серпуховского муниципального района.
Тема: МОЕ ГОСУДАРСТВО!
Педагог - психолог:
Зубкова Наталья Федоровна.
23 апреля 2014 год.
Цель: создание условий для формирования компонентов гражданской идентичности у старших подростков, адекватных современному социально-психологическому и социо-культурному контексту.
Задачи тренинга:
Формирование представлений о гражданственности и патриотизме как важнейших понятиях гражданской идентичности;
обретение личностных смыслов гражданственности и патриотизма, включение их в индивидуальную систему ценностных ориентаций;
освоение ролевых позиций: «гражданин» и «патриот» в структуре общественных и межличностных отношениях;
осознание аспектов соей идентичности, осознание особенностей взаимодействия и взаимоотношений в системе «Я – Другой человек»;
выработка коммуникативных ценностей и принципов, овладение технологией построения межличностных отношений по конструктивному типу;
формирование и развитие социально-критического мышления как когнитивной составляющей социальной компетентности, обеспечивающей конструирование и понимание индивидом социальной реальности как пространства собственной жизни.
Материалы, оборудование: компьютер, карта мира, по 2 магнитика на каждого участника тренинга, английские булавки.
Вступительное слово ведущего.
-Добрый день, уважаемые участники социально – психологического тренинга. Поднимите, пожалуйста, руку, те, кто уже участвовал в работе какого – либо тренинга. Итак, сегодня на занятии у вас будет возможность получить новый жизненный опыт во время нашей совместной работы.
- Предлагаю вам послушать песню. (Звучит 1 куплет и припев песни Дениса Майданова «Флаг моего государства»)
Моя страна, моя судьба,
Моя мечта, моя война,
Моя любовь, моя весна
И я - стена.
Отчизны сын, страны солдат
Так было сто веков назад.
За друга друг, за брата брат
Мир этим свят!
И каждый свой зажигает очаг,
И каждый свой поднимает флаг,
И наших душ и сердец костры
Как во тьме маяк...
Припев:
Я снова делаю шаг,
Я поднимаю свой флаг
Сквозь злые ветры тревог и неверия царства.
В этом бою я в строю,
Я верю в правду свою
И поднимаю свой флаг моего государства.
Я поднимаю свой флаг моего государства.
- знакома ли вам эта песня? О чем она? ( о государстве). О каком государстве? (о моем)
- (на доске тема «Государство мое») Какое слово является ключевым в этом предложении?
- А если поменять слова местами, изменится ли смысл? А как вам нравится больше? Итак, тема нашего занятия «Мое государство»
Принятие правил работы группы.
- Любая группа людей, собирающихся начать большую работу, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить максимально возможный результат. Нам также необходимо договориться о правилах, которые должен соблюдать каждый участник тренинговой группы. Сначала я предлагаю ознакомиться с теми правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Мы обязательно обсудим их, и, если потребуется, внесем необходимые коррективы. А затем проголосуем за согласованный перечень правил именно нашей группы.
- А теперь все кто, согласен с правилами работы группы поднимает вверх правую руку и в воздухе ставит свою подпись. А теперь дружно поставим печать – надо громко хлопнуть и топнуть.
Упражнение «Девиз».
Всем участникам предлагается раскрасить и оформить мини - футболку участника тренинга. Цвет должен соответствовать вашему настроению сейчас, на футболке крупно нужно написать свое имя и девиз, который отражает основной жизненный принцип, ту позицию, которую участник хочет занять в обществе как его гражданин.
«Мини – футболка» прикрепляется на груди участников.
По завершении работы каждый участник по кругу называет свое имя, какую школу он представляет и озвучивает свой девиз.
Упражнение «Откуда Я родом»
(составление географической карты группы)
Задачи:
актуализация знаний о своих истоках;
понимание многообразия генетических, этнических и исторических связей каждого отдельного человека;
актуализация понятия «Родина»;
развитие чувства солидарности с «малой родиной».
- Вспомните, откуда родом ваши родители, бабушки, дедушки. Подойдите к карте, назовите место, откуда вы родом и при помощи магнитика отметьте это место, а также те места, которые для вас и членов ваших семей имеют значение, например, где прошла большая часть их жизни или жизни их родителей.
- Посмотрите насколько широка география мест, с которыми связаны участники группы, сколько представлено городов, республик, а, возможно, и стран.
Вопросы для обсуждения:
Какие мысли и чувства у вас возникают, когда вы смотрите на географический ареал нашей группы?
Что означает для вас понятие «Родина»?
Что олицетворяет для вас понятие «Родина» и «малая Родина»?
Выигрывает или проигрывает конкретный человек, в котором отражается культурное многообразие мира?
Насколько важно, чтобы человек осознавал свою принадлежность к государству?
Упражнение «Мы – граждане России»
Задачи:
Формирование представлений о гражданской российской идентичности у участников тренинга;
стимулирование процесса самосознания гражданской общности на основе идентификации.
а) Участникам группы предлагается закончить предложения: Россия для меня это – …
б) - Я прошу вас сесть удобно закрыть глаза и представить картины которые у вас ассоциируются со словом «Россия»
- Что вы увидели мысленным взором?
- Какие звуки услышали?
- Какие запахи почувствовали?
в) Ведущий делит группу на подгруппы по 3-4 человека и предлагает им порассуждать о том, что объединяет граждан нашего государства. Участники должны сфокусироваться на таких важных моментах, как сходства в образе жизни, традициях, ценностях и мировоззрении, подкрепляемое совместным историческим прошлым, настоящим и предполагаемым будущим.
Вопросы для обсуждения:
Какие моменты, объединяющие граждан нашего государства, кажутся вам наиболее важными?
Нужно ли отдельному человеку чувствовать свою общность с другими гражданами своего государства? Для чего?
6. Бодрячок - игра «Что отдашь стране родной?»
– Ведущий выходит вперед и говорит: «Если хочешь быть со мной, что отдашь стране родной?», и называет то, что он сделает или уже сделал для Родины и подает руку следующему участнику, кто из участников хочет сделать это же, подбегает к нему и берет за руку. Далее уже это участник называет, что он сможет отдать стране родной и т.д. Образуется круг. Подводится итог: «Не смотря на то, что все мы разные у нас у каждого есть то, что объединяет нас со всеми».
Упражнение «Социальная реклама»
Задачи:
Осознание роли гражданской социальной активности личности в формировании гражданской идентичности;
рефлексия содержания активной гражданской позиции личности.
Процедура проведения. Группа разбивается на несколько подгрупп по 3-4 человека. Подгруппам дается задание создать социальную рекламу на тему «Молодежь за активную гражданскую позицию». Рекламный продукт может быть представлен в разных форматах по выбору участников: видеоролик, рекламный слоган, реклама, представленная в графическом виде (рекламный щит, реклама в печатных изданиях или на транспорте), звуковая реклама (транслируемая в метро, по радио), и т.д. Затем следует демонстрация и обсуждение рекламных продуктов.
Вопросы для обсуждения:
Какие темы были затронуты в рекламных продуктах?
Почему важно активное участие молодежи в общественно-политической жизни страны?
В каких конкретных действиях может выражаться активная гражданская позиция?
Может ли социальная реклама изменить представления людей?
Упражнение «Найди образ».
( звучит песня Д. Майданова «Флаг моего государства»)
Вам предлагается в «Волшебной коробке» наполненной разными мелкими вещицами найти образ гражданина России. Каждый выбирает предмет – ассоциацию, а затем каждый рассказывает группе о том, почему он сделал такой выбор.
Рефлексия.
- Нравится или не нравится вам информация полученная в процессе тренинга.
- Почему?
- Где вы можете применить полученный опыт.
10. Завершение занятия.
- Записывая тему нашего тренинга, я не поставила знак препинания в конце предложения, как вы думаете, какой здесь должен быть знак? (!) Почему вы так считаете?
- Я предлагаю вам вместе исполнить песню Д. Майданова «Флаг моего государства»
Моя страна, моя судьба,
Моя мечта, моя война,
Моя любовь, моя весна
И я - стена.
Отчизны сын, страны солдат
Так было сто веков назад.
За друга друг, за брата брат
Мир этим свят!
И каждый свой зажигает очаг,
И каждый свой поднимает флаг,
И наших душ и сердец костры
Как во тьме маяк...
Припев:
Я снова делаю шаг,
Я поднимаю свой флаг
Сквозь злые ветры тревог и неверия царства.
В этом бою я в строю,
Я верю в правду свою
И поднимаю свой флаг моего государства.
Я поднимаю свой флаг моего государства.
Здесь сто дорог - моя земля.
Моя Москва - звезда Кремля.
Здесь кровь отцов хранят поля
И кровь моя...
И это то, что я отдам
Во славу жизни сыновьям.
Победы, веры добрый знак
Российский стяг.
Припев:
И я снова делаю шаг,
Я поднимаю свой флаг,
Сквозь злые ветры тревог и неверие царства.
В этом бою я в строю,
Я верю в правду свою
И поднимаю свой флаг моего государства.
Я поднимаю свой флаг моего государства.
И каждый свой зажигает очаг,
И каждый свой поднимает флаг.
И наших душ и сердец костры
Как во тьме маяк...
Припев:
Мы снова делаем шаг,
Мы поднимаем наш флаг
Сквозь злые ветры тревог и неверие царства.
В этом бою мы в строю,
Мы верим в правду свою
И поднимаем наш флаг своего государства.
Мы поднимаем наш флаг своего государства!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ