Создание условий для формирования толерантности у младших школьников средствами психопрофилактических занятий
Дуюнова Анна Михайловна,
педагог-психолог
Регионального социопсихологического центра
«Создание условий для формирования толерантности у младших школьников средствами психопрофилактических занятий»
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Толерантность» — то понятие, без которого невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Возможность получить опыт общения, столкнуться с различными жизненными позициями в искусственно созданной ситуации тренинговых занятий, позволяет обучающимся легче отстаивать свои права и свободы, не нарушая при этом личностной суверенности другого.
Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть. Для обучающихся 4-х классов проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе, так как дальнейшее обучение в среднем звене предполагает возможное взаимодействие детей из разных микросоциумов, с разным воспитанием и жизненными взглядами и позициями. Для плодотворного обучения необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Объект изменений обучающиеся 4-х классов. Предмет изменений – формирование толерантности у младших школьников.
Под толерантностью понимается – человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. [6]
Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:
материально-технические ресурсы: зал для проведения тренинговых занятий, подвижных игр, создания круга для обсуждения и рефлексии;
DVD проигрыватель для релаксационных упражнений, с целью просмотра необходимого видео- и аудио материала;
вспомогательный материал: цветная бумага, цветной картон, клей, фломастеры, карандаши, краски.
МБУ гимназия №77 г.о. Тольятти, на базе которого реализуется проект, обладает необходимой материально-технической базой.
Цель: создание условий способствующих формированию толерантности у обучающихся 4-х классов.
Задачи:
Анализ научно-методической литературы и психолого-педагогического опыта по проблеме формирования толерантности у младших школьников;
Разработка системы психопрофилактических занятий способствующих формированию толерантности у обучающихся 4-х классов;
Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросе формирования толерантности, стимулирование их внимания к интересам и взглядам детей.
Целевая аудитория - обучающиеся 4-х классов.
Сроки и этапы реализаии проекта:
Подготовительный этап (сентябрь 2013): разработка проекта, проработка проблемных аспектов, написание профилактической психолого-педагогической программы «Развитие толерантности для обучающихся 4-х классов» ограничено тремя неделями в начале учебного года.
Практический этап (октябрь 2013 – апрель 2014): реализация программы состоящей из 12 занятий. Продолжительность одного занятия – 2 академических часа. Занятия проводятся регулярно – 1 раз в 2 недели. Параллельно с курсом проводятся родительские собрания и семинары для педагогов.
Аналитический этап (май 2014): подведение итогов, анализ отзывов участников проекта, рефлексивный отчет.
Методы и формы, используемые при реализации проекта
в работе с детьми:
элементы проблемного урока - работа творческих групп, групповая дискуссия (с целью поддержания мотивации, работы с понятиями и обобщения опыта, полученного детьми в ходе ролевого действия);
сюжетно-ролевая игра (позволяет организовать проживание детьми драматических ситуаций);
беседа (для получения обратной связи, рефлексии).
в работе с родителями:
цикл родительских собраний по теме: «Понятие толерантности. Умение понимать и принимать своих детей». С использованием имитационных игр и работы в мини группах.
индивидуальные консультации
в работе с учителями:
цикл семинаров-практикумов: «Воспитание толерантности через урок, через общение».
индивидуальные консультации
опрос
Все участники образовательного процесса, имеют возможность получить индивидуальную консультацию, обсудить сложную ситуацию при необходимости.
Структура и содержание профилактической программы:
Вводное занятие для учащихся - ознакомление с темой, целью программы, структурой занятий.
Занятия, направленные на развитие толерантного отношения к окружающим людям.
Итоговое занятие для учащихся.
Структура занятий:
Приветствие. Ритуал «входа». Настрой на работу, знакомство с темой, проверка присутствующих.
Разминка. Динамические упражнения, направленные на синхронизацию группы, создание доверительной, безопасной атмосферы.
Тема. Информация по теме занятия.
Основная часть. Выполнение заданий, упражнений. Обсуждение полученной информации.
Заключительная часть. Завершение занятия, обратная связь, прощание.
Учебно-тематический план
Профилактической психолого-педагогической программы
«Развитие толерантности у обучающихся 4-х классов»
Цель программы: создание условий для развития у обучающихся 4-х классов активной жизненной позиции на основе признания других «чужих» жизненных позиций.
Целевая аудитория: обучающиеся 4х классов.
Срок обучения: октябрь 2013 – апрель 2014.
Режим занятий: Программа состоит из 12 занятий. Продолжительность одного занятия – 2 академических часа. Занятия проводятся регулярно – 1 раз в 2 недели
№
Наименование тем
Всего часов
В том числе
Форма контроля
теоритических
практических
1
«Чужие» и «свои»: работа с понятиями
2
0,5
1,5
Активность группы; обратная связь в течение всего занятия
2
Мы разные, но мы вместе
2
0,5
1,5
Активность группы; обратная связь в течение всего занятия
3
Я хороший, ты хороший
2
0,5
1,5
Активность группы; обратная связь в течение всего занятия
4
Я и группа. Чувство собственного достоинства.
2
0,5
1,5
Активность группы; обратная связь в течение всего занятия
5
Я и группа. Толерантное общение.
2
0,5
1,5
Активность группы; обратная связь в течение всего занятия
6
«Царство гномов»
2
0,5
1,5
Активность группы; обратная связь в течение всего занятия
7
Происшествие в «Царстве гномов»
2
0,5
1,5
Активность группы; обратная связь в течение всего занятия
8
«НЕТ» унижениям обидам и оскорблениям!
2
0,5
1,5
Активность группы; обратная связь в течение всего занятия
9
Рюкзачек успеха
2
0,5
1,5
Активность группы; обратная связь в течение всего занятия
10
Разные миры – одна планета
2
0,5
1,5
Активность группы; обратная связь в течение всего занятия
11
Письмо себе далекому
2
0,5
1,5
Активность группы; обратная связь в течение всего занятия
12
Заповеди на «черный» день
2
0,5
1,5
Активность группы; обратная связь в течение всего занятия
итого
24
6
18
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Формирование у обучающихся умения проговаривать свои чувства, уметь увидеть и услышать чувства других людей; формирование адекватного отношения к детям и людям в целом, которые отличаются взглядами, мыслями, поведением, внешностью. Как результат – комфортная атмосфера в классе, дружелюбные отношения между учениками, сплоченный коллектив.
Способ предоставления результатов. Оценка достижения планируемых результатов осуществляется через обратную связь и рефлексию участников об их отношении к тем, кого они считают близким человеком и кого считают чужим, а также по умению находить достаточное количество способов конструктивного взаимодействия и общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как чужие. Так же об эффективности реализации проекта служит оценка педагогов относительно классных коллективов и работы в них на протяжении всего учебного года. Таким образом, основным способом предоставления результатов будет психолого педагогическая профилактическая программа «Развитие толерантности у обучающихся 4-х классов», рефлексивный отчет психолога реализующего проект на основе отзывов участников проекта и наблюдения.
Ресурсное обеспечение:
тренинговый зал для подвижных игр, создания круга для обсуждения и рефлексии;
DVD проигрыватель для релаксационных упражнений, с целью просмотра необходимого видео- и аудио материала;
Вспомогательный материал: цветная бумага, цветной картон, клей, фломастеры, карандаши, краски.
Занятия проводит специалист, имеющий психологическое образование, опыт тренинговой работы. Психологу, реализующему данную программу необходимо обладать знаниями о внутренних взаимотношениях каждого класса, возрастных особенностях учащихся.
Список литературы:
Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
Егорова И. Школа толерантности. Школа дружбы.//Воспитание школьника. – 2008.-№9-с.3-9.
Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.// Электронный научно-педагогический журнал.-2007.-октябрь
Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001.
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9.
Трегубова И.О. Толерантность. Основы толерантного воспитания. [Электронный ресурс]//URL: http:// www.pedsovet.su/pub/41-1-0/ (дата обращения 28.10.13.)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ