Статья "Использование примеров из жизни спортсменов в формировании нравственной устойчивости у школьников"
Новочебоксарский филиал Российского государственного университета физической культуры спорта, молодежи и туризма
Н.И. Алексеева
Статья
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИМЕРОВ ИЗ ЖИЗНИ СПОРТСМЕНОВ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
г. Новочебоксарск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИМЕРОВ ИЗ ЖИЗНИ СПОРТСМЕНОВ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
Нравственная устойчивость личности – это способность человека реализовывать в своем поведении усвоенные нравственные ценности, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям.
Нравственная устойчивость выступает как обобщенный психологический результат длительного, многогранного и вместе с тем целостного воспитательного (или учебно-воспитательного процесса), ведущим аспектом которого, как известно, выступает нравственное воспитание. Центральное место в этом процессе занимает формирование у личности нравственных убеждений – без их полноценного развития невозможно формирование нравственной устойчивости личности [6].
Для формирования взглядов, понятий и убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания, или методов убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Методы этой группы очень важны и для формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы [3].
Метод примера является воспитательным методом исключительной силы. Он дает конкретные образцы для подражания. «Использование примера в воспитании есть применение некоего особенного образца (убедительного, впечатляющего, выдающегося, чаще всего одобряемого общественной моралью), которому педагог призывает учащихся следовать, подражать (в случае отрицательного примера – сторониться, опасаться), - справедливо считает И.В Бабурова. – Пример важен в том отношении, что позволяет расширить индивидуальный (достаточно ограниченный) опыт воспитанника, выступает средством иллюстрации и доказательства возможности исполнения данного высокого образца в реальной жизни, обеспечивает внутреннюю уверенность личности в избранной линии поведения, побуждает растущего человека к сопоставлению и размышлению, что особенно важно про проведении воспитательной работы с учащимися.» [1].
Одна из функций нравственного примера – регулятивная. В основе действия регулятивной функции лежит принцип обратной связи. Происходит оценка должного поведения, и на этой основе осуществляется предписание допустимых вариантов поведения. С образцом личность соотносит себя в конкретной ситуации и на этой основе выстраивает линию поведения.
Неограниченными возможностями в формировании убеждений школьников выступает физическая культура и спорт, где можно найти нравственные образцы для подражания, примеры воспитательных ситуаций и т.п.
Для учащихся подросткового возраста в качестве нравственного образца человека деятельной, устойчивой доброты можно привести нашего современника, капитана хоккейной команды «Локомотив» Ивана Ткаченко, который погиб в авиакатастрофе вместе со своей командой 7 сентября 2011 года, ему было 31 год.
«По воспоминаниям родителей друзей был добрым, открытым светлым человеком. Он был не самым богатым спортсменом, но помогал всем и бесконечно давал в долг соседям. Одноклассникам, бывшим спортсменам, поддерживал первого тренера, который когда-то взял отовсюду выгнанного Ваню в команду. Зная, что Иван никогда не откажет, многие шли к нему за помощью. Он помогал – и деньгами, и советом, и своими связями, всем, чем мог. У него не было элитной квартиры, ездил на бэушных, купленных у других хоккеистов машинах, потому что был убежден, что «это не главное. Главное, - по его словам, - делать в жизни свое дело».
Он делал добро, как дышал. Особенно он не мог оставаться равнодушным к больным детям. За день до гибели в авиакатастрофе Иван перевел на счет онкологически больной 16-летней девочки 500 тысяч рублей, а ранее, в декабре 2009 года, еще такую же сумму. В целом он перечислил на лечение онкобольных 10 миллионов рублей. Содержал детский дом, церковь и школу, где учился. Не каждый, даже имея возможность, сделал бы подобное. А он сделал, и при жизни Ивана об этом не знали, потому что он никому не рассказывал о своей благотворительной деятельности. По христианским законам по-настоящему добрый человек не должен хвастаться добрыми делами. Иван остался в памяти всех, кто его любил, добрым порядочным, отзывчивым человеком, человеком слова, поступка»[5].
Этот рассказ об Иване Ткаченко, безусловно, произведет эмоциональное впечатление на учащихся. Учитель может организовать рефлексию учащихся по вопросам:
1.Какое впечатление произвел на вас рассказ об Иване Ткаченко?
2.Легко ли быть по-настоящему добрым человеком?
3.Чем был не похож Иван на других богатых людей?
4.Смогли бы вы поступить так же, как Иван?
5.Что бы вы предложили сделать, чтобы увековечить память Ивана Ткаченко?
Для учащихся старших классов можно предложить составить презентацию на тему «Из жизни замечательных людей – мастеров спорта» на примере Ивана Ткаченко.
Спорт называют «школой характера», он дает немало примеров силы воли, силы духа, самопожертвования ради спасения жизни людей. Человеком, который без колебаний бросился спасать тонущих людей, рискуя собственной жизнью, был многократный рекордсмена мира Шавраш Карапетян. Можно рассказать историю его подвига
«Эта трагедия разыгралась почти в самом центре города Еревана. Троллейбус, двигавшийся по высокому мосту над каналом, неожиданно потерял управление, проломил ограждение и рухнул с огромной высоты в воду. Как раз в эту минуту к мосту приближалась группа бегунов. Это были ребята из сборной команды Армении по подводному плаванию. Они сразу же, не раздумывая, бросились на помощь, но глубина канала оказалась такой, что никто из них, кроме многократного рекордсмена мира Шавраша Карапетяна, не смог донырнуть до дна. Шавраш смог проникнуть в троллейбус лишь после того, как разбил стекло. Сгоряча он не заметил даже, что получил сильные порезы. Истекая кровью, мужественный спортсмен поднял на поверхность 20 человек. К этому времени подоспел мощный подъемный кран. Шавраш нырнул еще раз и подвел трос под раму троллейбуса. Вконец обессилевшего и истекавшего кровью героя «скорая помощь» доставила в больницу, в которой ему предстояло пробыть долгих шесть месяцев. Выйдя из больницы, он нашел в себе силы продолжить занятия спортом, восстановил спортивную форму и внес еще несколько поправок в таблицу мировых рекордов» [2].
После рассказа учитель в качестве рефлексии предлагает ребятам ответить на предложенные вопросы:
Если бы спортсмены не попытались спасти людей. Можно ли было их осудить?
Какие нравственные и физические качества помогли Карапетяну совершить подвиг?
Если бы ты находился на месте героя, какое бы решение ты принял?
Нравственный образец у школьников – это эмоционально окрашенный, внутренне принятый им образ, который становится регулятором его поведения и критерием поведения других людей. Воспринятый учащимися нравственный образец человека, которому он хочет подражать и черты которого стремиться воспитать в себе, свидетельствует о постоянно действующем нравственном мотиве, а это действенно способствует формированию нравственной устойчивости личности.
Список литературы
Бабурова И.В. Пример как средство воспитания / И.В. Бабурова // Педагогика, 2007. – № 4. – С. 118 – 121.
Писаренко В.И. Сложность морального выбора. Задачи по этике. Книга для учителя / В.И. Писаренко. – Минск: Народная асвета, 1988. – С. 45-46
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн./ И.П. Подласый. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с.
Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях // Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. И.В. Павлов: В 3-х частях. – Ч. 1. – Чебоксары, 1993. – 335 с.
Скойбеда У. « Ваня делал добро, как дышал!» // Комсомольская правда, 2011. - № 144. – С. 10-11.
Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности / В.Э. Чудновский. – М.: Педагогика, 1981. – 208 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ