Проект: Социализация детей с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида (для детей с нарушением интеллекта)
Проект:
Социализация детей с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида (для детей с нарушением интеллекта)
Разработчик: зам. директора по УВР,
учитель профессионально-трудового обучения
МКС(К)ОУ С(К)ОШ
Г. Ноябрьск
Гень Людмила Сергеевна
Наименование проекта
Социализация детей с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида (для детей с нарушением интеллекта)
Приоритетное направление,
по которому заявлен проект
Создание условий для распространения современных моделей успешной социализации детей
Наименование Заявителя
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II, VIII видов
Сроки реализации проекта
(дата начала и окончания)
36 месяцев (3календарных года)
Территория реализации проекта
МС(К)ОУ С(К)ОШ II, VIII видов г. Ноябрьска
Объём финансирования проекта
(всего, в текущих ценах года разработки проекта)
Объём средств, запрашиваемый на реализацию проекта в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Цель: Удовлетворение потребностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в полноправной жизнедеятельности и общества в социализированной личности.
Задачи:
1. Теоретическая и практическая разработка системы специальных условий в С(К)ОШ, способствующих социализации детей данной категории.
2. Разработка новых эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности ребенка через включение его в доступные виды жизнедеятельности и социальных отношений.
3.Создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах.
4. Проведение мониторинга, анализа и прогноз потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Создание условий, обеспечивающих индивидуализацию и дифференциацию образовательной среды для формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья ключевых компетентностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в обществе и государстве.
6. Разработка, апробация и реализация дополнительных образовательных программ необходимых для осознанного самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт Заявителя по реализации проектов в сфере поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Грант Губернатора ЯНАО – «Проект программы организации класса социальной реабилитации для детей – инвалидов в условиях С(К)ОШ» - 2005 год;
результаты: с 2005 учебного года в МС(К)ОУ С(К)ОШ открыт и функционирует класс для детей с тяжелой умственной отсталостью, признанных необучаемыми.
2. Грант Губернатора ЯНАО – Проект «Создание прогрессивной предметно-развивающей среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы» - 2007 год;
результаты: с 2007-2008 учебного года в МС(К)ОУ С(К)ОШ оборудован и используется в учебно-воспитательном процессе «Монтессори-кабинет».
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках проекта
В настоящее время школа продолжает специализироваться на обучении детей с легкой (F.70), выраженной (F.71) и тяжелой (F.72) умственной отсталостью. С каждым годом процент детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и сложной структурой дефекта, к сожалению, увеличивается. В начале школьного пути это совершенно беспомощные дети: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, таких учеников нашей школы приходится долго и упорно обучать. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Социализация - важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л.С.Выготский говорил о том, что социальное воспитание глубоко умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания.
Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Поэтому с целью максимально возможной социальной реабилитации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью в различной степени), в том числе детей-инвалидов, опираясь на прогрессивный положительный опыт работы по обучению и воспитанию данной категории детей, существующий в мировой и российской педагогической практике, в настоящее время возникает необходимость создания дополнительных возможностей для более полноценной социализации детей с интеллектуальной недостаточностью.
Формирование у такой категории учащихся социально-бытовых, социально-культурных навыков усугубляется тем, что большая часть из них не имеет соответствующей социальным нормам модели для подражания, так как они чаще всего живут и воспитываются в неблагополучных и малообеспеченных семьях. Например, в нашем коррекционном учреждении в настоящее время 21% малообеспеченных семей, 19,3% семей имеют доходы ниже прожиточного минимума, 28% составляют неполные семьи, 63,2% семей воспитывают детей-инвалидов. Кроме того, высокая вариативность взаимоотношений в социуме, рыночные отношения предъявляют повышенные требования к нашим выпускникам по готовности к самостоятельной жизни. В связи с этим для повышения эффективности процесса социальной адаптации детей-инвалидов, детей с ОВЗ возникает необходимость создания в условиях школы новой современной модели социализации детей.
К базовым условиям успешной социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья мы относим следующие:
состояние психического и физического здоровья детей;
наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
медико-психолого-педагогический мониторинг показателей здоровья, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
построение отношение партнерского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
2. Перспективы реализации данного проекта.
1. Разработка программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Возможность организации дистанционного обучения детей-инвалидов с ДЦП.
3. Создание материально-технических условий в С(К)ОШ, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание школы (реконструкция центрального входа, построение пандуса).
4. Разработка интегративных рабочих программ по математике и социально-бытовой ориентировке, профессионально-трудовому обучению и социально-бытовой ориентировке в 5-9 классах
5. Введение за счет часов ставки дополнительного образования факультативных курсов « Азбука профориентации XXI века» в 7-9 классах, «Мир профессий» в 5-6 классах.
6. Организация олимпиадного движения среди коррекционных школ.
7. Разработка и введение учебного курса « Социальная коммуникация» для детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью с целью обновления содержания, форм и методов обучения.
8. Разработка рабочих программ по ряду востребованных специальностей не противопоказанных по состоянию здоровья для детей с ОВЗ (обувщик, часовой мастер, санитарки и санитары, цветочницы, парикмахер, помощник воспитателя, почтальон, грузчик, техничка, фасовщик, кухрабочий). Введение их также за счет ставки дополнительного образования с целью расширения представления учащихся с ОВЗ о современном «рынке профессий», формирования умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
9. Организация новой учебной зоны - пришкольной квартиры. В настоящее время школа располагает хорошо оборудованным кабинетом социально-бытовой ориентировки (СБО), но, по мнению специалистов, наилучшим вариантом для закрепления практических навыков по самообслуживанию, социальной приспособленности детей-инвалидов является именно Пришкольная квартира, так как в ней появляется возможность создания модели реальной жизни, быта семьи в соответствии с требованиями времени. Кроме того, наличие в ней удобных и необходимых современных предметов быта: мебели, посуды, бытовой техники будет способствовать формированию у учащихся положительного опыта, стремления к созданию в будущем подобных условий жизни, стимула к дальнейшей трудовой деятельности.
В рамках данного проекта планируется разработка и описание методики применения пришкольной квартиры в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы.
3. Ресурсное обеспечение проекта
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II, VIII видов» - была открыта в сентябре 1986 года.
Основной целью школы является реализация конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального образовательного стандарта.
Учреждение создано для обучения и воспитания лиц с физическими, психическими и умственными недостатками, их всестороннего развития, коррекции и компенсации отклонений в развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.
Основными задачами Школы являются создание условий:
гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;
обеспечивающих соблюдение прав детей, их законных интересов;
обеспечивающих самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;
формирующих у обучающихся адекватный их возможностям и способностям, уровень знаний картины мира;
обеспечивающих лечение, воспитание и обучение социальной адаптации и интеграции в общество;
воспитывающих гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
корригирующих недостатки психофизического развития и познавательную деятельность обучающихся; обеспечивающих осознание выбора профессии.
На конец 20__- 20__ учебного года из общего количества учащихся нашей школы 72 ученика являются инвалидами детства.
Характерной особенностью учащихся является наличие у них разнообразных дефектов психического, слухового, речевого и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии.
По состоянию психического здоровья в школе обучаются дети:
Олигофрены в степени дебильности – (71,5%)
Олигофрены в степени имбецильности – 14(15%)
Слабослышащие олигофрены – 1 (0,9%)
Дети с эпилепсией – 11 (10%)
Дети с ДЦП – 7 (6,4%)
Дети с церебральным синдромом – 2 (2%)
Дети с нарушением поведения по психопатоподобному типу – 10 (9%)
Дети с невротическими расстройствами – 15 (14%)
Дети с гидроцефалией – 3 (ок.3%)
Дети с наследственно обусловленной патологией Синдром Дауна – 3 (3,6%)
Дети – органики (перенесшие операции на головном мозге), с когнитивными расстройтвами пограничного уровня – 5 (ок.5%)
Дети, страдающие шизофренией – 2 (2%)
Основными формами получения образования в С(К)ОШ в настоящее время являются очная и индивидуальная. В настоящее время скомплектовано 14 классов-комплектов, по ряду медицинских показателей 20 детей обучалось индивидуально на дому. В основном, это дети, имеющие сложный комбинированный дефект.
С 1995 года в С(К)ОШ функционируют классы для обучения детей с умеренной умственной отсталостью, а в 2004 году был открыт класс социальной реабилитации для детей с тяжелой умственной отсталостью, в настоящее время в нем обучаются 7 учащихся.
Коллектив школы старается создать такие условия обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, в которых бы каждый ребенок независимо от имеющегося у него дефекта, чувствовал себя психологически комфортно, получая максимальную помощь по коррекции имеющихся у него недостатков.
Образовательный процесс в школе осуществляет высококвалифицированный штат педагогических работников. Из 30 работающих в школе педагогов 28(94%) имеют высшее педагогическое образование, из них 15 педагогов (имеют высшее дефектологическое образование, в основном по специальности «олигофренопедагогика» (обучение детей с умственной отсталостью), «логопедия» (обучение детей с нарушениями речи) и «сурдопедагогика» (обучение детей с нарушением слуха). (Данный показатель является одним из самых высоких по округу среди учреждений подобного типа). 1 педагог имеют среднее специальное педагогическое образование и 1 педагог в настоящее время обучается в высшем учебном заведении.
В данный момент в школе работает 30 педагогов, из них 25 педагогов имеют квалификационные категории (высшую квалификационную категорию – 1; первую квалификационную категорию – 16; вторую квалификационную категорию – 8).
Отраслевые награды имеют:
«Отличник народного просвещения» - 1 педагог
нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ» - 3 педагога
почетная грамота Министерства Образования - 7 педагогов.
На сегодняшний день 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по разным направлениям.
Психологическое сопровождение в С(К)ОШ осуществляет один психолог, с высшим специальным образованием.
Работа психолога ведется по двум основным направлениям:
1. Превентивные мероприятия:
- диагностика (уровень адаптации ребенка в школьном коллективе, уровень развития познавательной сферы, уровень развития личности ребенка, отслеживание динамики развития каждого ребенка, разработка рекомендаций для сотрудников, родителей;
- повышение психологической культуры кадров, работающих с детьми (разработка рекомендаций, теоретические семинары,
- повышение психологической культуры родителей (индивидуальные консультации, рекомендации, собрания и лектории);
- изучение психологического климата, содействие созданию благоприятной психологической атмосферы в классе;
- участие в выборе образовательного маршрута учащегося, определение причин школьной неуспеваемости.
2. Реабилитации, развитие и коррекция:
- индивидуальные занятия (развитие познавательной сферы, развитие личностной сферы);
- групповые занятия (развитие познавательной и личностной сферы).
Все занятия проводятся в хорошо оборудованных кабинете психолога, комнате психологической разгрузки (сенсорной комнате).
Социальная служба С(К)ОШ представлена одним социальным педагогом с высшим педагогическим образованием. Работа социального педагога ведется по основным направлениям:
- охрана прав ребенка, защита его интересов;
- своевременное выявление возникающих проблем в сфере ближайшего окружения ребенка;
- оказание помощи и поддержки в разрешении личностных проблем ребенка;
- организация правового просвещения учащихся, родителей, педагогов;
- вовлечение учащихся в дополнительную образовательную деятельность;
- формирование у учащихся здорового образа жизни.
Медицинское обслуживание детей осуществляется штатом медицинских работников, состоящим из врача-психиатра, врача-педиатра, фельдшера, диетсестры, мед. сестры.
Медицинский кабинет включает в себя кабинет врача, изолятор и процедурные кабинеты.
Работа медперсонала проводится по следующим направлениям:
Превентивные мероприятия:
диагностика;
просветительская работа;
контроль санитарно-гигиенических условий;
укрепление здоровья воспитанников;
организация и контроль режима дня воспитанников;
организация и контроль режима питания воспитанников;
профилактика травматизма и перегруженности учащихся.
Лечение:
лечение в условиях коррекционной школы под наблюдением детского психиатра, педиатра и фельдшера по согласованию с родителями или законными представителями учащихся;
диспансеризация, взаимодействие с узкими специалистами города;
пролечивание учащихся в условиях стационара психо-неврологического диспансера.
Школа находится в одном капитальном трехэтажном корпусе по ул. Мира в центральной части города, в течение 2007 года рядом заложен фундамент второго корпуса школы, в котором должны располагаться специально оборудованные швейные и столярные мастерские, актовый зал и другие кабинеты. Школа находится в центре микрорайона И-2, рядом расположена МОУ СОШ №6, Ледовый дворец, а через дорогу - Интеллект-центр, Православный храм архистратига Михаила. Качество школьного здания соответствует требованиям по организации безопасного образовательного процесса (евроремонт, благоустроенная территория со спортивной площадкой, современная противопожарная система, система видеонаблюдения). В 2007-2008 уч.году школа заняла II место в конкурсе «Самая пожаробезопасная школа».
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа практически полностью обеспечивает условия для обучения: в школе функционируют 23 учебных кабинета, из них:
4 кабинета начальных классов,
2 кабинета математики,
2 кабинета русского языка,
1 кабинет биологии и географии,
1 кабинет истории и обществознания,
сурдологический и логопедический кабинеты,
кабинеты для детей-имебецилов и класса социальной реабилитации,
6 кабинетов по профилям трудового обучения (столярное и швейное дело),
1 кабинет музыки,
1 кабинет социально-бытовой ориентировки
1 компьютерный класс (с 8 компьютерами, 6 мультимедийными проекторами)
2 мобильных компьютерных класса.
Все кабинеты школы оборудованы современной мебелью, аудио- и видеоаппаратурой, современными наглядными и дидактическими пособиями, кабинеты швейного и столярного дела - современными швейными машинами, станками (в столярных мастерских). Мягкими модулями, «сухими» бассейнами фирмы «АЛЬМА» оборудованы 2 игровые комнаты, сенсорная комната (комната психологической разгрузки), кабинет лечебной физкультуры. Хорошо оснащен тренажерный зал, библиотека, столовая.
Компьютерами оснащены все кабинеты школы, все объединены в локальную сеть. Наряду с другими школами города в рамках приоритетного национального проекта «Образование» школа имеет выход в Интернет, свой сайт. С сентября 2007 года внедрена система «Сетевой город Образование».
Учащиеся младших классов, а также дети, которые живут в отдаленных районах города, или не способные добираться домой самостоятельно, приезжают в школу и возвращаются домой на школьном автобусе.
Все учащиеся, посещающие школу, обеспечены ежедневно бесплатным двухразовым горячим питанием (завтрак, обед).
Дети-инвалиды, находящиеся на индивидуальном обучении на дому получают продукты питания согласно утвержденного графика выдачи и списка продуктов питания. Таким образом, дети-инвалиды, находящиеся на индивидуальном обучении на дому, обеспечены также 100% бесплатным питанием.
Школа работает в односменном режиме занятий. Во второй половине дня учащиеся посещают группы продленного дня, детские творческие объединения.
3. Критерии эффективности системы социализации детей с ОВЗ в условиях С(К)ОШ.
Их содержание следующее: Для учащихся - уровень достижения системы базовых ценностей общества.
Для учителя - уровень социально-педагогического партнерства в целеполагании и деятельности:
а) умение ставить цели совместной деятельности;
б) умение реализовывать принципы открытости образования во взаимодействии с различными социальными партнерами.
Для администрации – уровень управления системой качественных изменений:
а) умение проектировать изменения;
б) умение проводить контрольно-оценочную деятельность процессов и результатов в условиях инновационной деятельности;
в) умение строить программы ресурсного обеспечения изменений.
Для школы в целом - содержательная, технологическая, организационная целостность реализации целей:
а) проектирование новых результатов деятельности школы;
б) выстраивание субъект-субъектных отношений в процессе образования и социализации личности;
в) обеспечение единства учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования как условия достижения целей;
г) оптимизация внутренних маркетинговых и внешних социокультурных целей школы для воспитания нового человека.
4. Этапы построения системы социализации детей с ОВЗ в условиях С(К)ОШ.
В процессе построения системы социализации можно выделить следующие этапы:
I этап - проектный (сентябрь – декабрь 20__г) В ходе данного этапа предполагается осуществить разработку модели системы социализации, создание программы деятельности, определение концептуальных положений и диагностических средств мониторинга за результатами развития личности учащихся и формированием общешкольного и классных коллективов, ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами социализации школьников, разработка рабочих программ.
II этап - практический (январь 20__г - август 20__г) В ходе данного будет происходить реализация модельных представлений о системе социализации, апробация и использование в образовательном процессе технологий, приемов, методов обучения и воспитания школьников, социальной и психологической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей; осуществление педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов, проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов, создание материально-технических условий для детей-инвалидов, повышение квалификации педагогов через курсы повышения квалификации.
III этап - обобщающий (сентябрь 20__ –декабрь 20__г) в ходе которого необходимо обобщить опыт работы администрации, педагогов, родителей и учащихся школы по моделированию и построению системы социализации и наметить перспективы и пути дальнейшего развития С(К)ОШ.
5. Ожидаемые результаты проекта
Критериями оценки эффективности реализации данного проекта принимается следующее:
1) Улучшение условий для успешной социальной адаптации детей с ОВЗ.
Показатели:
- увеличение количества практических работ по самообслуживанию и выполнению хозяйственно-бытовых обязанностей в рамках реализуемых школой образовательных программ (в условиях, максимально приближенных к домашним – пришкольной квартире);
2) Повышение уровня социальной адаптации учащихся и выпускников МС(К)ОУ С(К)ОШ.
- увеличение количества учащихся, имеющих высокий и хороший уровни сформированности социально-бытовых навыков;
- увеличение количества учащихся, имеющих высокий и хороший уровни сформированности социально-культурных навыков;
- увеличение количества навыков самообслуживания, социальной приспособленности у детей-инвалидов.
- увеличение количества выпускников, продолживших обучение.
- повышение мотивации к дальнейшему развитию этих навыков;
3) Повышение результативности работы с родителями за счёт внедрения новых форм взаимодействия семьи и школы.
Показатели:
- увеличение числа родителей и семей, принимающих активное участие в совместных школьных мероприятиях;
- увеличение количества родителей, добросовестно выполняющих родительские обязанности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ