Статья "Критерии здоровьесберегающей педагогики"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия города Гурьевска Калининградской области
 
 
 
 
 
 
Критерии здоровьесберегающей педагогики
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Разработала
Князева Елена Владимировна
учитель немецкого языка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2012 г.
 
 
 
 
 
Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.
Здоровьесберегающее пространство школы – это территория грамотной, комплексной и неустанной заботы каждого о своём здоровье и здоровье окружающих.
Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью. Он пример для подражания несёт ответственность за последствия копирования своего опыта.
Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетентности учителя. Если учитель не может заслужить любовь ребёнка и подарить ему любовь, он рискует получить ненависть.
Задачи учителя, начинающего работу в русле здоровьесберегающей педагогики:
- включение в цели урока элементов оздоровительной направленности как в организации, так и в содержании; 
- отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др., необходимо контролировать проветривание класса; 
- обеспечение психологически здорового климата на уроке; 
- обеспечение интереса к предмету и к уроку; 
- учёт индивидуальных особенностей учащихся; 
- обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объёмом урока без эмоциональной перегрузки; 
- планирование обоснованных с точки зрения здоровья переходов от одного этапа урока к другому; 
- чередование труда и отдыха, смены одних форм другими; 
- проведение на каждом уроке физкультминуток; 
- постоянное внимание к охране зрения; 
- соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся, контроль за их осанкой; 
- соблюдение норм объёма домашних заданий; 
- реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний; 
- максимально возможное использование активных методов обучения с минимализацией рутинных видов деятельности; 
- обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным; 
- контроль за состоянием учеников (особенно групп риска) после уроков как индикатор влияния урока на их здоровье; 
- формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности. 
 
 
Каким не должен быть учитель на уроке, что негативно влияет на психологическое здоровье учащихся:
- монотонность речи; 
- металлический, резкий и крикливый голос; 
- окрики и упрёки типа «Сидеть», «Молчать», «Не вертеться» и др.; 
- отсутствие средств наглядности или формальное их использование; 
- безразличие к пассивной позиции учащихся; 
- неиспользование новых развивающих технологий и иновационных средств обучения; 
- несвязность нового материала с ранее изученным; 
- отсутствие эмоциональной окраски при изложении материала; 
- однообразие ораторских приёмов. 
 
 
Какие качества учителя оказывают негативное влияние на учащихся:
- авторитарность, категоричность, бескомпромиссность; 
- несдержанность, вспыльчивость, раздражительность; 
- равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность; 
- недоброжелательность, злость, враждебность. 
 
 
Какие качества учителя оказывают положительное влияние на учащихся:
- способность учителя к сочувствию, к сопереживанию; 
- умение владеть эмоциями; 
- умение эффективно слушать; 
- толерантность; 
- способность к рефлексии; 
- проявление поисковой активности; 
- способность прогнозировать эффективные результаты. 
 
 
Главными причинами, вызывающими переутомление на уроке являются:
- профессиональные ошибки и низкий уровень компетентности учителя; 
- перегруженность учебных программ и интенсификация учебного процесса; 
- переполненность классов учащимися; 
- несоблюдение гигиенических условий в школе и в классе; 
- нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса; 
- левополушарный перекос содержания учебных программ и методов преподавания. 
 
 
Существует три вида учеников:
- синтетический – художественный тип, обладающий образным мышлением, правополушарный; 
- аналитический, обладающий словестно-логическим мышлением, левополушарный; 
- кинестетический, имеющий наглядно-действенное мышление, мыслит руками. 
Для установления психологического контакта с учеником учителю необходимо учитывать приоритетный сенсорный канал или каналы восприятия ученика. В соответствии с этим подходом большинство людей делятся на три группы: визуалы, аудиалы, кинестетики. Отпечаток на поведение школьника накладывает также приоритетность одного из полушарий мозга: правое полушарие (эмоциональное восприятие действительности), левое полушарие (абстрактно-логическое мышление).
 
 
В результате недостаточной работы полушарий ребёнок:
- перестаёт слушаться; 
- не хочет ходить в школу; 
- не отвечает, когда его спрашивают, замыкается в себе; 
- становится нервным, раздражительным; 
- не успевает выполнять в срок различные дела; 
- снижает успеваемость; 
- начинает хуже видеть, слышать, чувствовать и соображать от переживаний своих неуспехов; 
- часто «убегает» в болезнь, чтобы сидеть дома, где его никто не достаёт; 
- начинает отставать в развитии, испытывая информационный голод; 
- старается обвинить других в причине своих неуспехов. 
 
 
Дисциплина на уроке зависит от:
- разумности и обязательности требований учителя; 
- степени насыщенности урока; 
- умения учителя переключать фазы урока; 
- правильного сочетания напряжённо-серьёзного и юмористического; 
- способности учителя задавать мотивацию и стимулировать успех; 
- умения держать педагогическую дистанцию; 
- умения использовать активные методы обучения; 
- умения переключаться с одного вида деятельности на другой; 
- глубокого анализа интересов и особенностей учащихся; 
- индивидуального подхода к учащимся; 
- степени напряжённости урока и готовности учителя к нему. 
Каковы же гигиенические критерии урока.
Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности урока
 
Рациональный
Нерациональный
1.Плотность урока
Не менее 60%, не более 75-80%
Более 90%
2.Число видов учебной деятельности
4-7
1-2
3.Средняя продолжительность различных видов деятельности
Не более 10 минут
Более 15 минут
4.Частота чередования видов деятельности
Смена не позже чем через 7-10 минут
Смена через 15-20 минут
5.Число видов преподавания
Не менее 3
один
6.Чередование видов преподавания
Не позже чем через 10-15 минут
Не чередуются
7.Наличие эмоциональных разрядок
Две – три
Нет
8.Длительность использования интерактивной доски или мультимедийного оборудования
Начальная школа: не более 10-15 минут
Средняя и старшая школа: 15-20 минут
Произвольная
9.Чередование позы учащихся
В соответствии с видом работы учитель наблюдает за посадкой учащихся
Не соответствие позы виду работы, учитель не контролирует посадку учащихся
10.Физкульминутки
В начальной школе обязательно 2 за урок, в средней школе не менее 1 за урок
Не проводятся
11.Психологический климат
Преобладают положительные эмоции
Преобладают отрицательные эмоции
12.Момент наступления утомления учащихся
Не ранее чем через 40 минут
Менее чем через 30 минут
 
 
Список используемых источников.
- 1. М.М. Безруких «Здоровьесберегающая школа», Москва ИД «МПС», 2004 
- 2. Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности», Москва, «Глобус», 2009 
- 3. А.М. Митяева «Здоровьесберегающие педагогические технологии», Москва, «Академия», 2002 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ