Статья "Критерии здоровьесберегающей педагогики"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия города Гурьевска Калининградской области
Критерии здоровьесберегающей педагогики
Разработала
Князева Елена Владимировна
учитель немецкого языка
2012 г.
Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.
Здоровьесберегающее пространство школы – это территория грамотной, комплексной и неустанной заботы каждого о своём здоровье и здоровье окружающих.
Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью. Он пример для подражания несёт ответственность за последствия копирования своего опыта.
Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетентности учителя. Если учитель не может заслужить любовь ребёнка и подарить ему любовь, он рискует получить ненависть.
Задачи учителя, начинающего работу в русле здоровьесберегающей педагогики:
включение в цели урока элементов оздоровительной направленности как в организации, так и в содержании;
отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др., необходимо контролировать проветривание класса;
обеспечение психологически здорового климата на уроке;
обеспечение интереса к предмету и к уроку;
учёт индивидуальных особенностей учащихся;
обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объёмом урока без эмоциональной перегрузки;
планирование обоснованных с точки зрения здоровья переходов от одного этапа урока к другому;
чередование труда и отдыха, смены одних форм другими;
проведение на каждом уроке физкультминуток;
постоянное внимание к охране зрения;
соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся, контроль за их осанкой;
соблюдение норм объёма домашних заданий;
реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний;
максимально возможное использование активных методов обучения с минимализацией рутинных видов деятельности;
обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным;
контроль за состоянием учеников (особенно групп риска) после уроков как индикатор влияния урока на их здоровье;
формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Каким не должен быть учитель на уроке, что негативно влияет на психологическое здоровье учащихся:
монотонность речи;
металлический, резкий и крикливый голос;
окрики и упрёки типа «Сидеть», «Молчать», «Не вертеться» и др.;
отсутствие средств наглядности или формальное их использование;
безразличие к пассивной позиции учащихся;
неиспользование новых развивающих технологий и иновационных средств обучения;
несвязность нового материала с ранее изученным;
отсутствие эмоциональной окраски при изложении материала;
однообразие ораторских приёмов.
Какие качества учителя оказывают негативное влияние на учащихся:
авторитарность, категоричность, бескомпромиссность;
несдержанность, вспыльчивость, раздражительность;
равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность;
недоброжелательность, злость, враждебность.
Какие качества учителя оказывают положительное влияние на учащихся:
способность учителя к сочувствию, к сопереживанию;
умение владеть эмоциями;
умение эффективно слушать;
толерантность;
способность к рефлексии;
проявление поисковой активности;
способность прогнозировать эффективные результаты.
Главными причинами, вызывающими переутомление на уроке являются:
профессиональные ошибки и низкий уровень компетентности учителя;
перегруженность учебных программ и интенсификация учебного процесса;
переполненность классов учащимися;
несоблюдение гигиенических условий в школе и в классе;
нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса;
левополушарный перекос содержания учебных программ и методов преподавания.
Существует три вида учеников:
синтетический – художественный тип, обладающий образным мышлением, правополушарный;
аналитический, обладающий словестно-логическим мышлением, левополушарный;
кинестетический, имеющий наглядно-действенное мышление, мыслит руками.
Для установления психологического контакта с учеником учителю необходимо учитывать приоритетный сенсорный канал или каналы восприятия ученика. В соответствии с этим подходом большинство людей делятся на три группы: визуалы, аудиалы, кинестетики. Отпечаток на поведение школьника накладывает также приоритетность одного из полушарий мозга: правое полушарие (эмоциональное восприятие действительности), левое полушарие (абстрактно-логическое мышление).
В результате недостаточной работы полушарий ребёнок:
перестаёт слушаться;
не хочет ходить в школу;
не отвечает, когда его спрашивают, замыкается в себе;
становится нервным, раздражительным;
не успевает выполнять в срок различные дела;
снижает успеваемость;
начинает хуже видеть, слышать, чувствовать и соображать от переживаний своих неуспехов;
часто «убегает» в болезнь, чтобы сидеть дома, где его никто не достаёт;
начинает отставать в развитии, испытывая информационный голод;
старается обвинить других в причине своих неуспехов.
Дисциплина на уроке зависит от:
разумности и обязательности требований учителя;
степени насыщенности урока;
умения учителя переключать фазы урока;
правильного сочетания напряжённо-серьёзного и юмористического;
способности учителя задавать мотивацию и стимулировать успех;
умения держать педагогическую дистанцию;
умения использовать активные методы обучения;
умения переключаться с одного вида деятельности на другой;
глубокого анализа интересов и особенностей учащихся;
индивидуального подхода к учащимся;
степени напряжённости урока и готовности учителя к нему.
Каковы же гигиенические критерии урока.
Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности урока
Рациональный
Нерациональный
1.Плотность урока
Не менее 60%, не более 75-80%
Более 90%
2.Число видов учебной деятельности
4-7
1-2
3.Средняя продолжительность различных видов деятельности
Не более 10 минут
Более 15 минут
4.Частота чередования видов деятельности
Смена не позже чем через 7-10 минут
Смена через 15-20 минут
5.Число видов преподавания
Не менее 3
один
6.Чередование видов преподавания
Не позже чем через 10-15 минут
Не чередуются
7.Наличие эмоциональных разрядок
Две – три
Нет
8.Длительность использования интерактивной доски или мультимедийного оборудования
Начальная школа: не более 10-15 минут
Средняя и старшая школа: 15-20 минут
Произвольная
9.Чередование позы учащихся
В соответствии с видом работы учитель наблюдает за посадкой учащихся
Не соответствие позы виду работы, учитель не контролирует посадку учащихся
10.Физкульминутки
В начальной школе обязательно 2 за урок, в средней школе не менее 1 за урок
Не проводятся
11.Психологический климат
Преобладают положительные эмоции
Преобладают отрицательные эмоции
12.Момент наступления утомления учащихся
Не ранее чем через 40 минут
Менее чем через 30 минут
Список используемых источников.
1. М.М. Безруких «Здоровьесберегающая школа», Москва ИД «МПС», 2004
2. Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности», Москва, «Глобус», 2009
3. А.М. Митяева «Здоровьесберегающие педагогические технологии», Москва, «Академия», 2002
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ