Статья "Моя воспитательная концепция"
МОЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Яковлева Елена Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №8”
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Развивающемуся обществу сегодня нужен человек образованный, нравственный, предприимчивый, способный самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, умеющий прогнозировать их возможные последствия, способный к сотрудничеству, конкурентоспособный.
Цель моей воспитательной работы – развитие такой личности. Моя цель достигается при решении следующих задач:
- формирование начальной ступени ученического самоуправления;
- содействие защите прав, достоинств и интересов ребенка;
- создание условий для реализации и развития индивидуальных качеств детей в
процессе активной творческой деятельности.
Основное предназначение классного руководителя – увидеть каждого ребенка, отметить его индивидуальность и направить в нужное русло.
Классный руководитель организует процесс воспитания всех учащихся и конкретно каждого из них. Основной принцип- принцип личностного подхода. Такая деятельность не носит мероприятийный характер. Она воспитывает, создает человека, человеческие отношения, развивает качества личности. Основа воспитания – это положение о том, что современная школа должна быть антропоцентричной (т.е. центром всех учебно-воспитательных воздействий должен стать конкретный ученик).
При личностно-деятельном воздействии, в условиях диалогизации, мне не приходится «лепить» из ученика некий образ идеального человека, а я создаю условия для саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования и самореализации растущего человека.
Моя концепция воспитания – сотрудничество и содружество с ребенком. Это позволяет добиваться заметных положительных результатов в воспитании и общении.
Принимаю сотрудничество не только с детьми, но и с их родителями.
Размышляя над тем, как интереснее сделать творческую деятельность, я поняла, что не нужно делать праздники для детей и родителей, надо делать праздники вместе с детьми и их родителями.
Уже на первой встрече с родителями я привлекаю их к определению содержания будущей работы с детьми и их участия в ней. Планирование провожу при помощи анкетирования. Родители чувствуют мою заинтересованность в сотрудничестве, высокую активность их детей и откликаются на любое дело.
Начальная школа- это основа дальнейшего развития школьника. Нравственные убеждения, личностные ценности закладываются умелой организацией деятельности учащихся. Поэтому всю работу по организации детского коллектива провожу через ученическое самоуправление. Я включаю систему самоуправления на начальных этапах развития классного коллектива. Для того, чтобы мои ребята были готовы к переходу в среднее звено.
Приучать детей к самоуправлению нужно постепенно, с 1-го класса в игровой форме.
Веду работу по своей программе - в 4 ступени роста.
На каждом этапе ученики моего класса делятся на объединения и живут по общим законам:
- уважения традиций
- доброго отношения друг к другу
- «ноль-ноль» (Будь точен, цени свое время)
- сохранения здоровья
- разумного поведения
- зелени
- красоты
В 1 классе- 1 ступень роста. На этом этапе под моим руководством дети формулируют правила школьной жизни. Учатся уважительно относиться к одноклассникам, выполнять разовые поручения. Я - наставник. (См. приложение 1)
Во 2-м классе- 2-ая ступень роста. Дети соблюдают установленные законы, учатся формулировать свое мнение, выполняют постоянные поручения, участвуют в работе микрогрупп. Я – помощник. (См. приложение 1)
В 3 классе- 3 ступень роста. Дети выполняют постоянные поручения. Учатся планировать работу группы по интересам, участвуют в КТД, высказывают свою точку зрения. Я - консультант. (См. приложение 2)
В 4 классе- 4 ступень роста. Дети участвуют в работе классного самоуправления, планируют и проводят КТД. Я – партнер и старший товарищ. ( См. приложение 2)
Для подведения итогов проделанной работы провожу анализ через организацию проекта на тему: «Наша школьная жизнь».
На основе ученического самоуправления отбираю содержание и строю воспитательную работу т.о., чтобы сформировать личность:
Успешную
Творческую
Гуманную
Свободную
Духовную
Ответственную
Правовую
Потенциал моих ребят огромен. У них много энергии и познавательной активности. Мои дети становятся не только моими соавторами, но и авторами всех видов деятельности.
Так к моменту перехода в среднее звено не возникает эффекта «слепых котят», когда детей неожиданно погружают в совершенно иную структуру взаимоотношений.
Я проработала по своей программе 4 года (с 1 по 4 класс). И уже вижу итоги своей работы.
По результатам диагностики я могу сказать, что мои выпускники обладают набором определенных нравственных качеств, которые формируют в них значимые компетенции:
Я знаю
Я умею
Я могу
Как вести себя
Отстаивать свое мнение
Самореализоваться творчески
Как общаться
Делать выбор
Быть человеком и гражданином
Делать выводы
Быть самодостаточной личностью
Брать на себя ответственность
Быть конкурентно способным
Принимать решения
Мои воспитанники гордятся не только своими успехами и победами, но и учатся радоваться за своих сверстников и сопереживать им.
В конечном счете, моя позиция- мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой».
К данной работе прикладывается презентация.
Список литературы
Иванов И. П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы. - М., 1982.
Коротов В.М. Самоуправление школьников. - М., 1976.
Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива. - М., 1984.
Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1977.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994
Немов Р. С, Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. - М., 1988.
Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. - М., 1978.
Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.
Тутушкина М.К. Практическая психология для преподавателей. Издательство «Финиль». 1997.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1981. - Т.З.
Приложение 1
Приложение 2
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ