Статья "Моя воспитательная концепция"





















МОЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ



















Яковлева Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №8”

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Развивающемуся обществу сегодня нужен человек образованный, нравственный, предприимчивый, способный самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, умеющий прогнозировать их возможные последствия, способный к сотрудничеству, конкурентоспособный.

Цель моей воспитательной работы – развитие такой личности. Моя цель достигается при решении следующих задач:

- формирование начальной ступени ученического самоуправления;

- содействие защите прав, достоинств и интересов ребенка;

- создание условий для реализации и развития индивидуальных качеств детей в

процессе активной творческой деятельности.

Основное предназначение классного руководителя – увидеть каждого ребенка, отметить его индивидуальность и направить в нужное русло.

Классный руководитель организует процесс воспитания всех учащихся и конкретно каждого из них. Основной принцип- принцип личностного подхода. Такая деятельность не носит мероприятийный характер. Она воспитывает, создает человека, человеческие отношения, развивает качества личности. Основа воспитания – это положение о том, что современная школа должна быть антропоцентричной (т.е. центром всех учебно-воспитательных воздействий должен стать конкретный ученик).

При личностно-деятельном воздействии, в условиях диалогизации, мне не приходится «лепить» из ученика некий образ идеального человека, а я создаю условия для саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования и самореализации растущего человека.

Моя концепция воспитания – сотрудничество и содружество с ребенком. Это позволяет добиваться заметных положительных результатов в воспитании и общении.

Принимаю сотрудничество не только с детьми, но и с их родителями.

Размышляя над тем, как интереснее сделать творческую деятельность, я поняла, что не нужно делать праздники для детей и родителей, надо делать праздники вместе с детьми и их родителями.

Уже на первой встрече с родителями я привлекаю их к определению содержания будущей работы с детьми и их участия в ней. Планирование провожу при помощи анкетирования. Родители чувствуют мою заинтересованность в сотрудничестве, высокую активность их детей и откликаются на любое дело.

Начальная школа- это основа дальнейшего развития школьника. Нравственные убеждения, личностные ценности закладываются умелой организацией деятельности учащихся. Поэтому всю работу по организации детского коллектива провожу через ученическое самоуправление. Я включаю систему самоуправления на начальных этапах развития классного коллектива. Для того, чтобы мои ребята были готовы к переходу в среднее звено.

Приучать детей к самоуправлению нужно постепенно, с 1-го класса в игровой форме.

Веду работу по своей программе - в 4 ступени роста.

На каждом этапе ученики моего класса делятся на объединения и живут по общим законам:

- уважения традиций

- доброго отношения друг к другу

- «ноль-ноль» (Будь точен, цени свое время)

- сохранения здоровья

- разумного поведения

- зелени

- красоты

В 1 классе- 1 ступень роста. На этом этапе под моим руководством дети формулируют правила школьной жизни. Учатся уважительно относиться к одноклассникам, выполнять разовые поручения. Я - наставник. (См. приложение 1)

Во 2-м классе- 2-ая ступень роста. Дети соблюдают установленные законы, учатся формулировать свое мнение, выполняют постоянные поручения, участвуют в работе микрогрупп. Я – помощник. (См. приложение 1)

В 3 классе- 3 ступень роста. Дети выполняют постоянные поручения. Учатся планировать работу группы по интересам, участвуют в КТД, высказывают свою точку зрения. Я - консультант. (См. приложение 2)

В 4 классе- 4 ступень роста. Дети участвуют в работе классного самоуправления, планируют и проводят КТД. Я – партнер и старший товарищ. ( См. приложение 2)

Для подведения итогов проделанной работы провожу анализ через организацию проекта на тему: «Наша школьная жизнь».

На основе ученического самоуправления отбираю содержание и строю воспитательную работу т.о., чтобы сформировать личность:

Успешную

Творческую

Гуманную

Свободную

Духовную

Ответственную

Правовую

Потенциал моих ребят огромен. У них много энергии и познавательной активности. Мои дети становятся не только моими соавторами, но и авторами всех видов деятельности.

Так к моменту перехода в среднее звено не возникает эффекта «слепых котят», когда детей неожиданно погружают в совершенно иную структуру взаимоотношений.

Я проработала по своей программе 4 года (с 1 по 4 класс). И уже вижу итоги своей работы.

По результатам диагностики я могу сказать, что мои выпускники обладают набором определенных нравственных качеств, которые формируют в них значимые компетенции:


Я знаю

Я умею

Я могу

Как вести себя

Отстаивать свое мнение

Самореализоваться творчески

Как общаться

Делать выбор

Быть человеком и гражданином


Делать выводы

Быть самодостаточной личностью


Брать на себя ответственность

Быть конкурентно способным


Принимать решения



Мои воспитанники гордятся не только своими успехами и победами, но и учатся радоваться за своих сверстников и сопереживать им.

В конечном счете, моя позиция- мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой».


К данной работе прикладывается презентация.





Список литературы

Иванов И. П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы. - М., 1982. 
Коротов В.М. Самоуправление школьников. - М., 1976. 
Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива. - М., 1984. 
Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1977. 
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994

Немов Р. С, Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. - М., 1988. 
Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. - М., 1978. 
Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982. 
Тутушкина М.К. Практическая психология для преподавателей. Издательство «Финиль». 1997.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1981. - Т.З.




Приложение 1










Приложение 2





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ