Доклад. Работа классного руководителя с агрессивными детьми
Доклад
Работа классного руководителя с агрессивными детьми.
учителя начальных классов
МБОУСОШ № 6
Ст. Старотитаровской
Темрюкского района
Степанченко Инны Владимировны
2012 - 2013 уч.г
Работа классного руководителя с агрессивными детьми.
Цель : показать проблему детской агрессии, варианты решения этой проблемы, оказать посильную помощь родителям агрессивных детей, работать над сплочением детского коллектива .
Проблема детской агрессии.
Проблема детской агрессивности на сегодняшний день, несомненно, является актуальной, поскольку число детей с агрессивным поведением в последнее время растет ускоренными темпами.
Что такое агрессия ?
Агрессия ( от лат. aggression «нападение» ) - деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам поведения людей в обществе, наносящее вред объектам нападения.
Агрессия – это действие. Агрессивность - готовность к совершению таких действий. Это свойство личности. Агрессивные люди характеризуются напористостью , склонностью к соперничеству , желанием превзойти других , нетерпением , высоким уровнем враждебностью.
Вообще агрессия свойственна любому человеку, поскольку является подсознательной формой поведения, направленной на самозащиту и выживание в мире. С возрастом человек учиться контролировать свои естественные инстинкты агрессивного характера и реагировать более социально-приемлемым способом. Если же человек не научился этому с детства, то в жизни у него возникают сложности в общении с людьми.
Причины агрессии .
Причины агрессивного поведения ребенка разнообразны. Этому способствует множество факторов, среди которых неблагоприятные социальные условия для жизни детей, отсутствие или недостаток семейного воспитания, нервно-психическое состояние детей и безразличие родителей и педагогов к этому состоянию, СМИ, кино- и видеофильмы, которые пропагандируют насилие, а также рост случаев родовых патологий, которые в итоге становятся причиной повреждений головного мозга ребенка.
Следует отметить, что огромную роль в возникновении агрессивности играет воспитание в семье :
Доказано, что в случаях, когда малыша резко отлучают от груди и ограничивают общение с матерью, у него вырабатываются такие качества, как подозрительность, жестокость, тревожность, агрессивность, эгоизм. В тех случаях, когда ребенку хватает материнской ласки, заботы, внимания и общения, то такого рода качества вообще не формируются.
1. Если родители ведут сами себя агрессивно, часто наказывают детей, постоянно контролируют их поведение, дети могут перенять такую манеру поведения, не представляя себе другой.
2. Если родители не прислушиваются к мнению ребёнка, не обращают внимания на его чувства и нужды, уверены, что лучше знают, что нужно их детям, они неосознанно провоцируют сопротивление, которое вырывается наружу агрессивным поведением.
3. Дети просто не знают , как добиться желаемого или как выражать чувства в спокойной манере.
4. Попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.
5. Если подавлять ребёнка, то он научится скрывать свой гнев в присутствии взрослых , хотя это не будет гарантировать от проявлении агрессии в другой ситуации.
(Многочисленными исследованиями было выявлено, что резкое подавление родителями агрессивности у своего ребенка приводит к тому, что это качество не только не исчезает, но и становится выше, то есть это способствует развитию повышенной агрессивности у ребенка, которая буде проявляется и во взрослой его жизни).
Кроме того, характер наказаний, применяемых родителями в ответ на агрессивное поведение их чада, также влияет на процесс формирования агрессии у ребенка. В данном случае чаще всего применяется два метода воздействия – излишняя строгость и снисхождение. Как это ни парадоксально звучит, но агрессивные дети могут быть как у чересчур строгих родителей, так и слишком мягких. Родителям важно найти «золотую середину», только в этом случае ребенка можно научить контролировать свои агрессивные импульсы.
Портрет агрессивного ребёнка.
На сегодняшний день нет ни одного класса в школе или группы в детском саду, чтобы в ней не присутствовал ребенок с агрессивным поведением. Постоянно дерущегося ребенка очень сложно принять таким, какой он есть, но ещё труднее понять. Тем не менее, агрессивному ребенку очень нужна помощь и ласка взрослых, поскольку его вспышки агрессии являются ни чем иным, как проявлением его внутреннего дискомфорта и неумения адекватно реагировать на события, происходящие вокруг него.
Чаще всего агрессивные дети чувствуют себя изгоями и никому не нужными. Жестокое отношение и безразличие родителей ведет к нарушению отношений между ними и детско-родительских отношений и внушает ребенку уверенность в том, что его никто не любит. Отсюда, ребенок начинает искать различные способы стать нужным, привлекая внимание взрослых и сверстников. И это, к сожалению, не всегда выходит так, как он того желает, но по-другому он просто не умеет, не знает, как поступить иначе.
У агрессивных детей особо повышены такие качества, как подозрительность и осторожность, они любят обвинять других за затеянную ими ссору. Такие дети не в состоянии самостоятельно оценить свою агрессивность, они не понимают и не замечают, что являются причиной страха и беспокойства других детей. И даже наоборот, они считают, что все хотят обидеть именно их. В итоге выходит, что агрессивный ребенок боится и ненавидит окружающих, которые, в свою очередь, боятся его.
Что делать с агрессией?
Независимо от ситуации, родители должны проявлять любовь и ласку к своему ребенку. Нельзя говорить ребенку, что если он еще раз так будет себя вести, то они его любить не будут. Ни в коем случае нельзя оскорблять ребенка, обзывать, и наносить вред ему как личности. Родители должны выказывать свое недовольство только относительно поступка ребенка, но не его самого.
Родители, не желающие воспитать агрессию в своем ребенке, должны тщательно следить за проявлением своих эмоций, особенно агрессивной направленности. Следует всегда помнить, что дети всегда и во всем берут пример с родителей, в первую очередь, то есть за теми, кто его окружает.
Нельзя усмирять проявление агрессии ребенком, в противном случае это может стать причиной развития серьезных психических заболеваний. Необходимо приучить ребенка проявлять свои недружелюбные чувства социально приемлемым способом: словами, с помощью рисования, лепки или в процессе игры, с помощью спорта, то есть действиями, которые не нанесут вреда окружающим. Если чувства ребенка будут переведены от действий к словам, он поймет, что прежде чем «дать в глаз» можно говорить. Таким образом, постепенно ребенок сможет освоить язык своих чувств и рассказать вам о них, например, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не будет пытаться привлечь внимание своим отвратительным поведением. Ребенок должен обо всех своих чувствах рассказывать родителям или учителю, которые, в свою очередь, обязаны дать ему такую возможность, выслушать и подсказать, как себя вести.
Во время такого разговора не стоит упрекать или читать ребенку нравоучения, вы должны дать ему понять, что готовы всегда его выслушать, особенно в те моменты, когда ему плохо.
Относитесь к ребенку как к личности, у которой есть свое мнение и чувства, с которым необходимо считаться и воспринимать всерьез. Давайте ребенку возможность чувствовать себя в достаточной степени свободным и независимым, дайте понять, что за них он должен нести ответственность. Одновременно с этим, он должен знать, что когда понадобиться, вы дадите ему совет или окажите помощь. Ребенок должен иметь свое личное пространство, территорию, на которую без его согласия взрослым вторгаться не следует. Многие родители считают, что у их детей от них не должно быть никаких секретов, поэтому постоянно роются в личных вещах ребенка, читают личные письма, подслушивают и т.д. ни в коем случае нельзя этого делать! Если вы заслужили доверие своего ребенка, и он видит в вас в первую очередь друга и советчика, он обязательно обо всем расскажет сам, если посчитает это необходимым.
Следует показать ребенку отсутствие полезного эффекта в результате агрессивного поведения. Следует объяснить ребенку, что сначала может выгода и будет при таком поведении (например, отобрать мяч у другого ребенка), только в итоге после такого никто из детей с ним играть не захочет, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли ему понравится такая перспектива.
Следует устанавливать для ребенка правила поведения среди других детей. Например, «мы никого не бьем, и нас никто не бьет» и т.д.
Старайтесь хвалить ребенка за его усердие, при этом делая это так, чтобы у ребенка закрепить эти усилия. Дети лучше воспринимают похвалу, видя их удовлетворение.
Разговаривать с ребенком о его поступке следует один на один, без присутствия друзей, родственников, школьного коллектива т.д. Такая беседа не должна содержать много эмоциональных слов, вроде «стыдно».
Направления в работе с агрессивными детьми - это:
Обучение школьников приемлемым способам выражения гнева;
отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;
формирование таких качеств как доброжелательность , сочувствие;
работа с родителями агрессивных детей.
Коррекционная работа с агрессивными детьми.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любыерелаксационные упражнения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Установка на расслабление может даваться детям в стихотворной образной форме:
Глаза закрыли, гладкий лоб и губы без движения, разжаты зубы, спит язык, лицо без напряжения.
И шея вялая совсем и мягкая как вата, всё напряжение из неё умчалось прочь куда-то…
И руки брошены лежат, тряпичны без движения, и пальцы ватные, сквозь них уходит напряжение.
Всё тело, грудь, живот, спина – беспомощны, воздушны, мы дышим ровно и легко, мы ветерку послушны.
Спокойна каждая нога, лежит и отдыхает, не шевельнуться через них усталость вытекает.
Мы словно таем и парим, о добром лишь мечтаем, и мышца каждая у нас блаженно отдыхает.
Мы отдохнули, силы к нам, энергия – вернулись. Мы потянулись от души, друг другу улыбнулись.
2.) Обязательно учить детей способам выплёскивания гнева.
Для работы с такими детьми можно использовать резиновые игрушки и каучуковые шарики (их можно бросать в тазик с водой), подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, стаканчик для крика, кусок мягкого бревна, игрушечный молоточек и др. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял свой гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы. Такая техника работы с гневом является особенно полезной для неуверенных в себе детей.
Во время гнева можно :
Громко спеть любимую песню.
Пускать мыльные пузыри.
Быстрым движением руки стереть с доски.
Пробежать несколько кругов вокруг дома.
Отжаться от пола максимальное количество раз.
Устроить соревнование «Кто громче крикнет».
Скомкать несколько листов бумаги и выбросить.
3.) Разучить упражнения на развитие устойчивости к стрессу.
Упражнение 1. Расхождение рук
Руки встряхнуть, опустить, передохнуть.
Вытянуть руки вперёд, развести в стороны, опустить.
Упражнение 2. Схождение рук
Руки в стороны, вперёд, опустить.
Стараться смотреть на руки, чтобы не потерять контакт с самим собой.
Упражнение 3. Всплывание рук.
Закрыть глаза. Руки поочерёдно поднимать и опускать.
Когда рука начинает всплывать, возникает масса новых приятных ощущений. В первый раз ощущение возможности без труда вытянуть рыбку из пруда настолько неожиданное, что вызывает улыбку.
Подчеркните, что настроение поднимается от чувства свободы движений, от воображаемой возможности вынуть рыбку из пруда ( элементы игры и воображения). Детям нужно запомнить ниточку, связывающую волю и руку. Позже, пользуясь этим контактом, можно научиться снимать головную боль, регулировать артериальное давление.
Упражнение 4. Полёт
Закрыть глаза. Обе руки плавно поднимать, затем опускать. Детям предлагается представить, что они летят, их руки- крылья и они летят высоко-высоко над землёй к тёплому солнцу, а вокруг чистое поле.
Предупреждает, что при этом надо дышать свободно.
4.) Основнымиспособами снижения агрессивностидетей являются: игры, хоровое пение, участие в самодеятельности;творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, сочинение сказок, сочинение стихов); песочная терапия.
Песочная терапия помогает ребёнку с помощью построения песочных картин отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Ребёнок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и защищенно, где у него есть собственное пространство, где он — Творец.
5.)Анализ поведения агрессивного ребёнка позволяет прогнозировать дальнейшую с ним работу и ожидаемые результаты. Все меры должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.
Традиционные воздействия - убеждения, объяснения, ссылка на положительные примеры, призыв не обижать других - малоэффективны.
Не принесет успеха и соревновательное начало в ходе игр, занятий. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка лишь на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счете независимо от того, выигрывает ребенок или проигрывает, методика эта ведет к разобщенности и отчужденности.
Основная задача, которая падает на плечи педагога в работе с агрессивными детьми, - сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Главное - помочь ребенку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности.
Работа с родителями агрессивных детей.
Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.
Помните, что ребенок является полным отражением своих родителей. Поэтому, если вас что-то ужасает в его поведении, не торопитесь с выводами. Порой бывает достаточным изменить что-то в своем поведении, в результате чего ребенок начинает по-другому реагировать на те или иные ситуации.
Рекомендации родителям.
В течении 2 - 3 дней постарайтесь подсчитать и записать сколько раз вы обратились к ребёнку эмоционально положительно и сколько отрицательно ( упрёк, крик, замечание). Если количество минусов превышает количество плюсов, то в общении не всё благополучно.
Примите ребёнка таким , какой он есть.
Станьте ему другом, уважайте его жизнь, его территорию.
Уделяйте ребёнку, только ему, хотя бы 20 минут в день , не отвлекаясь на дела и телефонные разговоры.
Обнимайте ребёнка не менее 4 раз в день и другие члены семьи тоже.
Постоянно говорите ребёнку, что его существование для вас радость.
Видя ошибки ребёнка, найдите время и подходящий тон поговорить с ним.
Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.
Будьте последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать надо за конкретные поступки.
Наказания не должны унижать ребёнка.
Обучайте приемлемым способам выражения гнева.
12.Нужно обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
13 . Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. Нужно объяснить ребёнку, что существует большая разница между отстаиванием своего мнения и агрессивностью.
14.Учить брать ответственность на себя.
Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо себя вести в определённых ситуациях.
Скорее всего, ребёнок научится управлять своим гневом.
Ребёнок учится анализировать различные ситуации и берёт пример со своих тактичных родителей.
Проделанная работа в нашем классе.
Наблюдение учителя.
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребёнком)
Утверждения, относящиеся к ребёнку
1. Часто теряет контроль над собой
2. Часто спорит, ругается со взрослыми
3. Часто отказывается выполнять правила
4. Часто специально раздражает других детей
5. Часто винит других в своих ошибках
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо
7. Часто завистлив, мстителен
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
2).Графическая методика «Кактус» (автор Панфилова)
Цель : увидеть состояние эмоциональной сферы ребёнка, наличие агрессии, направлении агрессии, её интенсивности.
1.Каких людей ты считаешь агрессивными?
Злых и сердитых, бандитов - 13 %
Называют конкретных детей в классе - 71 %
2.Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым?
Уйду, убегу - 50 %
Позвоню родителям - 21 %
Наступлю на ногу - 9 %
Не знаю - 10 %
3.Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребёнком ?
Ударил, убил - 17 %
Ушёл - 9 %
Рассказал бы родителям - 4 %
Не знаю - 9 %
Старался бы дружить - 13 %
4.Считаешь ли тысебя агрессивным?
Нет - 80 %
Иногда - 8 %
Да - 4 %
Использование методики « Кинетический рисунок Моя семья».
Цель: увидеть эмоциональную связь ребёнка с семьёй, выявление семейных взаимоотношений.
Индивидуальная работа с агрессивным ребёнком.
Индивидуальная работа с родителями агрессивного ребёнка.
Игры.
« Камушек в ботинке»
Цель : учить открыто высказывать свои переживания, отрицательные эмоции.
«Сиамские близнецы»,
«Комплимент»,
«Самопохвала»,
« Я - король !»
«Говори»,
« Путаница»,
«Зеркало и Обезьяна».
Цель : научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Коллективные поездки и походы.
Коллективный тренинг «Дерево Достижений » ( автор Соловьёва)
Заключение
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом.
Работа с агрессивными детьми очень трудная, требует большого терпения и любви.
И если хотя бы один мой ученик победит свою агрессии , то моя работа будет не напрасной.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ