Родительское собрание "Основные состояния человека: ребенок, взрослый, родитель"
Родительское собрание
Составила педагог МАОУ НОШ №1 г. Губахи Мухаметсафина Е. В.
Тема: Основные состояния человека: ребенок, взрослый, родитель.
Цели:
познакомить родителей с основными состояниями человека и их поведенческими проявлениями
предоставить возможность родителям определить свою позицию в общении с близкими (с помощью теста)
План
Сообщение темы и целей
Работа по теме собрания
а) «Мы бываем разными»
б) «Определи состояние»
в) «Что вызывает непонимание»
г) «Как ответить правильно»
д) Тест «Трансактный анализ общения»
Вывод и подведение итогов встречи
Аудитория - родители.
Время – 30минут.
Литература
Школьный психолог№5 март 2006г,
Хухлаева О.В.Тропинка к своему Я. –М.: Генезис, 2005.
Психологические тесты (для деловых людей)/Авт.– сост.Н.А. Литвинцева.– М, 1994 с.121
Конспект
Сообщение темы и целей ( Слайд № 1)
Очень часто мы не можем найти общего языка с нашими взрослеющими детьми или близкими. Нам кажется, что они нас не понимают или не хотят понимать и все общение сводится к конфликту, раздражению. Чтобы общение между близкими людьми было плодотворнее, нужно уметь контролировать себя в различных ситуациях и определять в каком состоянии находится ваш собеседник. Тема сегодняшней встречи: Основные состояния человека: ребенок, взрослый, родитель.
Мы познакомимся с основными состояниями человека и их поведенческими проявлениями и определим свою позицию в общении с близкими.
2. Работа по теме
а) «Мы бываем разными»
Семья представлена различными поколениями каждое, из которых руководствуется своими ценностями и идеалами. Научиться позитивным отношениям с разными поколениями в семье – непростая задача.
В каждом из нас живут три абсолютно разных я: я – родитель, я – ребенок, и я – взрослый. Все эти аспекты личности обладают абсолютно разными характеристиками и ценностями (структура «я» по Э.Берну).
( Слайд № 2, 3, 4, 5 )
Мы в разное время ведем себя по разному: когда-то мы можем кричать, дурачиться, когда-то спокойно рассуждать, а когда-то давать кому-то советы или заботиться о ком-то. Внутреннее состояние может меняться, оно и определяет его поведение.
*Состояние, в котором человек кого-то поучает, будет состоянием Родителя (поучает, направляет, осуждает, опекает).
*Состояние, в котором человек способен принять обдуманное решение, не поддаваясь эмоциям, будет состоянием Взрослого (трезво оценивает ситуацию, способен идти на компромисс, владеет собой).
*Состояние, которое заставляет человека совершать необдуманные поступки, шалить называется Дитя (капризничает, упрямится, протестует, творит).
В каждом человеке живет внутренний Ребенок, внутренний Взрослый, внутренний Родитель и в зависимости от ситуации преобладает то или иное состояние.
Характеристика состояний
( Слайд №6)
Родитель
«надо»
Учит, направляет, осуждает, опекает
Взрослый
«хочу, потому это надо»
трезво оценивает ситуацию, способен идти на компромисс, владеет собой
Дитя
«хочу»
капризничает, упрямится, протестует, творит
б) «Определи состояние» ( Слайд №7, 8, 9, 10)
–Мы сейчас с вами попробуем определить, в каком состоянии находятся собеседники
– Какой начальный оклад у этой должности?
– Десять тысяч рублей
Взрослый-Взрослый
– Что-то с нашей Светой сегодня не в порядке. Грустная ходит. Не знаешь почему?
– Нет, но надо подойти к ней поговорить, может, она поссорилась со своим молодым человеком. Тогда надо будет её успокоить.
Родитель-Родитель
–Давай прикольнемся над нашей Лизкой. Согласен?
–Отличная идея!
Ребенок-Ребенок
–Я готова её убить, так она меня злит сегодня. Не знаю, что делать!
–Давай сначала сходим погуляем, ты успокоишься, а потом я что-нибудь придумаю
Ребенок-Родитель
в) «Что вызывает непонимание?» (Слайд № 11, 12)
Общаясь, человек не только сам находится в определенном состоянии (Ребенок, Взрослый, Родитель), но и обращается к какому-то состоянию своего собеседника. Спрашивающий...
Давайте, определим, в каких случаях второй собеседник не учитывает состояние своего партнера.
1. – Который сейчас час?
–Не надо было часы забывать дома, вот бы и не спрашивал
Взрослый - задает Взрослому
Родитель адресует Ребенку
Конфликта не избежать
2. –Я хотела бы в пятницу вечером поехать к подруге. Ты не против?
–Вот-вот. А для матери у тебя совсем нет времени. Лучше бы сидела дома, учила уроки
Взрослый - задает Взрослому
Родитель адресует Ребенку
Конфликта не избежать
г) «Как ответить правильно?» (Слайд №13)
– Мне надоело, что вы все время учите меня жить.
–Дорогая, где мой галстук к этому костюму.
д) Тест «Трансактный анализ общения» (Слайд №14)
(Психологические тесты ( для деловых людей)/Авт.– сост.Н.А. Литвинцева.– М, 1994 с.121)
А сейчас постараемся определить с помощью теста, на сколько конструктивно вы взаимодействуете с окружающими (дети, семья, коллеги).
Трансакция – единица акта общения, в течение которой собеседники, находящиеся в одном из трех состояний «я», обмениваются парой реплик. Человек, говоря 1-ую фразу, задает тон разговора: невольно выбирает себе и собеседнику подходящее состояние «я». Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что, собственно, и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.
Вам необходимо оценить предлагаемые утверждения по 10-ти бальной шкале. Если это утверждение максимально верно для вас – 10 баллов, если нет – 0 баллов. (Родителям раздаются бланки тестов).
3. Вывод и подведение итогов встречи
Вывод: Наиболее выгодный вариант общения из состояния взрослого. В этом случае есть возможность избежать разногласий с собеседником (дети, окружающие люди). А также важно учитывать состояние собеседника.
При необходимости во время встречи с родителями можно использовать различные психологические игры, позволяющие настроить эмоциональный фон собрания.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ