Статья о развивающем обучении школьников. Суть и способы реализации развивающего обучения в условиях современного образования








Стребкова Анастасия Викторовна

учитель английского языка

МАОУ «Гимназия №11 Гармония» г. Новосибирск


























Развивающее обучение. Суть и способы реализации.


Статья посвящена развивающему обучению, его структуре, отличиям от других типов обучения, формам выражения, цели и задачам.


Ключевые слова: развитие, обучение, урок, психологические аспекты, характеристики развивающего обучения.


Что такое развитие? Так ИКант приравнивал термин «развитие» к  «рискованному приключению разума» [интернет-ресурс 2]. Согласно философскому энциклопедическому словарю: «Развитиетакже эволюциягенезис - закономерное  изменение  материи и сознания,  их универсальное свойствособственно  «развертывание»  до  тех  пор  «свернутого»,  выявление,  обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию» [интернет-ресурс 1]. Таким образом, ребенок, исследуя мир вокруг себя, познает что-то новое, а значит, развивается, незаметно для себя пополняя свой внутренний мир знаниями, о ценности которых раньше и не задумывался. В общетеоретическом плане, можно сказать, что любое обучение и воспитание можно назвать "развивающим". Но так ли это на самом деле? Весь вопрос заключается в том, что конкретно развивают те или иные виды обучения и воспитания, и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным возможностям человека.

В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Но слишком общее описание термина «развитие» не поможет сложить все «кусочки паззла» воедино и не представляет полной картины этото типа обучения, поэтому считаю актуальным в этой статье наполнить и расширить данный термин описанием конкретных условий своей реализации.

Вообще, термин "развивающее обучение" обязан своим происхождением В.В. Давыдову (1950-е  - 1970-е годы). Он ввел этот термин для обозначения ограниченного круга явлений, но довольно скоро термин вошёл в массовую педагогическую практику [интернет-ресурс 4].

Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, поиска способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. В процессе "добывания" новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Тем самым уже в самом процессе обучения школьник поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.[5]

Развивающее обучение отличается от обучения, например, объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.[2]

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка. Таким образом, педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных. [1]

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Основой учения в структуре развивающего обучения является связь "цель - средство - контроль", а центральным технологическим звеном - самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Эти действия, направленные на изменение предметов и явлений, вызывали в поведении ребенка определенный процесс, мотивированный той или иной потребностью, которая (в поведении ученика) выступает временно как побуждение и как цель. Мотив учения выражен либо непосредственно в практической потребности, ситуативном интересе, либо опосредованно – субъективно и скрыт от ученика. Следовательно, усвоение знаний и формирование способов деятельности выступают в структуре развивающего обучения как процесс и результат деятельности ученика.[3]

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Основная суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но овладевает способами действий. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве с взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю.[4] Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на зону ближайшего развития учащегося помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Она воспитывает у него веру в свои силы.


























Список литературы

  1. Мочалова М. Методы развивающего обучения и границы их применения. - Казань, 2009. - 72 с.

  2. Махмутов М.И. Развивающее обучение: Основные вопросы теории. - М.: Просвещение, 2009. - 215 с.

  3. Мельникова Е.Л. Развивающий урок в средней школе, или как открывать знания вместе с детьми // Школа – плюс-минус.- 2009.- № 5.- С. 31.

  4. Баксанский О.Е. Развивающее обучение: обоснование и реализация // Наука и школа.- № 1- 2009. - С.19.

  5. Бейзеров В.А. Развивающее обучение // Образование в современной школе. - 2008. - № 12. - С. 48.


Интернет – ресурсы

  1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1013/РАЗВИТИЕ

  2. http://tolkslovar.ru/r783.html

  3. http://www.docme.ru/doc/512696/razvivayushhee-obuchenie-na-urokah-anglijskogo-yazyka--na

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_развивающего_обучения



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ