Статья «Развитие одарённости детей через воспитание индивидуальности»

«Развитие одарённости детей через воспитание индивидуальности»

Пахомова Н.П. учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №33» г. Рязани


Мы счастливы, когда в наших семьях рождается ребёнок. Не думая о том, каким он будет и кем он будет в будущем. «Счастье рождения» испытывает и учитель начальных классов, приступая к работе с первоклассниками, думая о том, что именно каждый отдельный ученик, особенный и неповторимый, должен найти в классе своё место, свою нишу, и, почувствовав себя комфортно, осознать свою успешность.

Ребёнок по-своему уникальное и неповторимое создание, т.е. обладает индивидуальностью. Если личность, по мнению Б.Г. Ананьева, «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта воспитания. Поэтому я рассматриваю процесс формирования культуры личности ребёнка, развитие его одарённости через воспитание индивидуальности.

Каждый человек с рождения окружён сказками. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на нас. Поэтому первое своё знакомство с детьми я начала со сказкотерапии. Это помогло мне определить некоторые черты характера детей, их особенности, отражающие индивидуальность.

Мои предположения подтвердились после встречи с родителями. На родительском собрании «Зачем человеку крылья?» были представлены родителям рисунки учащихся «Портрет моего «Я». Поскольку ученики не подписывали свои работы, родителям пришлось угадать, какая из них принадлежит их ребёнку. Это дало возможность оценить, насколько хорошо родители представляют себе особенности, интересы, желания и возможности своих детей. А для меня разговор с ними стал познанием того, что «спрятано» внутри у каждого моего ученика. Так я начала работу по изучению интересов и увлечений моих воспитанника, выявила проблемы их развития, что помогло мне сформулировать основные формы и способы педагогической поддержки.

Распределение индивидуальных поручений, соответствующих особенностям характера, интересам, способностям детей, планирование классных мероприятий – стало следующим шагом по пути к индивидуально-образовательным маршрутам (траекториям) каждого ребёнка.

Таким образом, данный этап работы, основанный на всестороннем изучении ребёнка, позволил мне лучше увидеть его потенциалы и наметить пути его движения через участие в различных видах деятельности.


Формы педагогического обеспечения процесса становления индивидуальности учащихся 1А класса.


Педагогическая поддержка становления индивидуальности

Содействие ребёнку в проявлении индивиду-альности

Психолого-педагогическая коррекция индивиду-альных особенностей

Помощь в решении проблем ребёнка и его семьи

Групповые и др. формы воспитательной работы индивидуаль-ностно-ориентированного характера

Оказать индивидуальную помощь Ромазановой Любе в развитии её музыкальных способностей.

Дать творческое задание Ромазано-вой Любе по подготовке к празднику.

Составить индивидуальную программу развития.

Подгото-вить сюрприз на празднике «День именинни-ка» илами Ромазановой Любы.

Организовать конкурс «Восходящие звёздочки».

Оказать индивидуальную помощь Фоломкину Макару в развитии его творческих способностей в рисовании.

Дать творческое задание Фоломкину Макару по подготовке выставки «Природа и фантазия».

Помочь Фоломкину Макару вести «Дневничок настроения» и справиться с необоснован-ными его перепадами в настроении.

Подгото-вить сюрприз к празднику «День именнини-ка».

Изучить материалы медицинского обследования Фоломкина Макара.

Индивидуально - ориентированное воспитание складывается из форм, приёмов и методов, помогающих ребёнку стать и быть самим собой. Данные методы обеспечивают двуединство деятельности педагога и активности ребёнка, не исключая сотрудничество с родителями, которые наиболее полно представляет себе проблемы и достижения, интересы и способности, реальные и потенциальные возможности каждого воспитанника. Поэтому я определила основные направления работы по развитию индивидуальности ребенка.

п/п

Основные направления педагогического обеспечения индивидуальности

Содержание и организация деятельности классного руководителя

1.

Педагогическая поддержка становления индивидуальности

1. Организация воспитательных дел, направленных на апробацию детьми своих возможностей в различных видах деятельности.

2. Поддержка социальных инициатив, увлечений и  интересов учащихся.

3. Развитие творческих способностей детей

4. Содействие развитию самостоятельных и самоуправленческих начал в ученическом коллективе

5. Проведение цикла тематических классных часов и занятий по познанию и самосовершенствованию личности ребенка.

2.

Содействие ребенку в проявлении его индивидуальности

1. Организация воспитательных дел, направленных на представление мира интересов учащихся и презентацию их личностных достижений.

2. Проведение внеклассных мероприятий состязательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования)

3. Организация работы с младшими школьниками, в процессе которой ученики демонстрируют свои способности, знания, умения и навыки

4. Рефлексия (саморефлексия) и учет (самоучет) личностных достижений учащихся и других проявлений их индивидуальности.

5. Поощрение учащихся за успехи в различных видах деятельности.

4.

Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребенка и его семьи.

1. Изучение учащихся, выявление трудностей в их жизнедеятельности и развитии, поддержка в решении проблем

2. Забота о создании для детей нормальных жизненных условий в школе и дома

3. Организация мероприятий для формирования социально-правовой компетенции учеников и их родителей.

4. Привлечение специалистов школы (социального педагога, психолога) и других учреждений и организаций для работы по коррекции индивидуальных особенностей детей и оказанию помощи в решении проблем учащихся.

Таким образом, развитие одарённости через воспитание индивидуальности осуществляется мною через все годы школьной жизни в рамках программы «Через развитие индивидуальности к успеху личности».

1 класс: «Я и мир вокруг». В этом блоке большая роль отводится изучению собственных индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, формированию в себе положительных качеств личности, которые помогают обучающимся понять необходимость определения для себя жизненных целей и ориентиров, которые помогут развить черты характера, необходимые для их реализации.

2 класс: «Я и мой внутренний мир». В этом блоке большая работа направлены на поддержку учащихся, создание ситуации успеха в процессе самовоспитания.

3 класс: «Я в мире». Цель данного блока - сформировать у учащихся навыки межличностного взаимодействия для обеспечения успешной социальной адаптации  в обществе, формировать стремление к конструктивному взаимодействию с людьми.

4 класс: «Я в будущем». Этот блок связан с формированием у учащихся способностей планировать жизненные и профессиональные перспективы, способность принимать решения и брать на себя ответственность за эти решения.

Как сказал СД.С. Лихачёв: «Одно из самых ценных человеческих качеств – индивидуальность. Оно приобретается от рождения, «даётся судьбой» и развивается искренностью». Поэтому вся моя деятельность пронизана искренностью и любовью к детям.















































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ