статья "Учим не всех, а каждого"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 509»
Педагогическая статья
Синицыной Надежды Владимировны
педагога-психолога
ГБОУ «ШКОЛА № 509»
«Учим не всех, а каждого»
Москва 2014
С 1 сентября 2013 года в силу вступил новый закон «Об образовании» в котором говорится что каждый ученик имеет право на обучение по индивидуальному плану, обучение с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья и т.д. (Статья 34.)
Статья 12 все образовательные программы, самостоятельно разрабатываются образовательными организациями на основе примерных образовательных программ, организованных в Государственный реестр.
Следовательно педагог самостоятельно разрабатывает программы для обучающихся, для того чтобы эта программа была эффективной и учитывала права учащихся педагогом-психологом могут быть разработаны психологические карты класса.
Психологическая карта класса, дает представление о психических, интеллектуальных и эмоциональных особенностях личности учащегося.
Задача психологической карты в том, чтобы помочь наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться учебный процесс.
Психологическая карта класса начинает, составляться в 4 классе, на основании результатов полученных входе диагностик. Диагностика проводится, как правило, на классных часах в апреле месяце, к концу мая составляется психологическая карта. На третьей недели сентября в 5-х классах проводится диагностика уровня адаптации, результат заносится в карту.
Диагностируются такие параметры как:
Темперамент
Ведущее полушарие
Ведущий канал восприятия
Уровень умственного развития
Уровень адаптации (добавляется в 5 классе)
Мотивация
Направленность личности (добавляется в 8 классе)
На основании результатов полученных входе диагностики темперамента учащихся можно определить:
когда у ребенка наступает максимальная трудоспособность (начало, середина, конец урока)
включенность в учебный процесс (быстрая, медленная)
переключаемость с одного вида деятельности на другой (быстрая, медленная)
также как распределять нагрузки (от простого к сложному или от сложного к простому)
На основании результатов полученных входе диагностики ведущего полушария можно формировать мотивацию ребенка, определить, как он воспринимает и осваивает учебный материал.
Результат, полученный в ходе диагностики ведущего канала восприятия позволяет педагогу преподать материал так, чтобы он воздействовал и развивал все персептивные сферы личности ребенка.
Результат, полученный в ходе диагностики умственного уровня развития дает информацию о сформированности познавательных процессов у учащегося, что помогает педагогу подбирать дифференцируемые задания для каждого ученика.
В 5 классе проводится диагностика на выявления уровня адаптации учащегося к среднему звену школы. Полученные данные позволяют предотвратить дезадаптацию учащихся.
Результаты диагностики о направленности личности добавляются в 8 классе, так как в этот период большинство учащихся начинает задумываться о своей дальнейшей профессиональной деятельности. Педагогические работники школы могут выстраивать индивидуальную профориентационную программу.
Психологическая карта, составленная в 5 классе, позволяет сформировать равноценные профильные, общеобразовательные, или гимназические пятые классы. На основании психологической карты учитель может выстроить индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика, подобрать дифференцируемые задания. Педагог может подобрать более эффективные методы и способы работы с учебным материалом, белее тщательно продумывать свое поведение и отношение так, чтобы урок выполнял свою развивающую, обогащающую интеллект и душу ребенка функцию.
Также очень удобно использовать психологическую карту класса в консультативной работе с родителями.
Задача психолога в рамках данной разработки: диагностика индивидуальных особенностей учащихся, контроль динамики психического развития учащегося.
Цель статьи «Мы учим не всех, а каждого» заключается в том, чтобы обеспечить создание специальных условий обучения, выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы образования, семьи и других институтов общества.
Психологическая карта класса.
ФИО
учащегося
Темперамент
Максимальная работоспособность
Распределение нагрузки
Включенность в учебный процесс
Переключаемость
ФИО
учащегося
Ведущее полушарие
Ведущий канал восприятия
Мотивация
Уровень развития познавательных процессов
Уровень адаптации
Направленность личности
Ведущее полушарие
Левое полушарие - то значит, учащиеся принадлежат к логическому типу мышления. Оптимисты и считают, что большую часть своих проблем решат самостоятельно. Как правило, без особого труда вступаете в контакт с людьми.
Формирование мотиваций. Левополушарные дети испытывают стремление к самостоятельности, высокую потребность в умственной деятельности и в образовании, им важна глубина знаний.
Восприятие материала у левополушарных детей слуховое (аудиальное). Необходимо делать акцент на смысловую сторону речи, последовательность и логичность изложения. Образно говоря, эти дети “за отдельными деревьями не видят леса”, потому что восприятие у них дискретное.
Особенности учебной деятельности. Левополушарники знают правила и умеют их использовать на практике. Четко планируют свою деятельность, последовательны в действиях. Приверженцы теории.
Правое полушарие - представители этого типа склонены к некоторому пессимизму. Предпочитают полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях.
Формирование мотиваций. Для правополушарников основной целью является завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, установление новых контактов, социально значимая деятельность.
Восприятие материала. Про правополушарников говорят, что они в “лесу не видят деревьев”, так как особенность их восприятия материала – целостность. Особое внимание нужно обращать на интонацию, речевой ритм. Удачным решением можно считать использование музыкального фона. Подача материала должна быть визуальной, поэтому на уроке важно использовать наглядный материал, видеосюжеты.
Особенности учебной деятельности. Правополушарники – приверженцы практики. При запоминании и воспроизведении ориентируются на логические моменты. Могут свободно включиться в дискуссию, подвести итог, сделать вывод. Хорошо работают методом “мозгового штурма”.
Учащиеся, у которых правое и левое полушария развиты в равной степени сочетают в себе признаки логического и художественного мышления, для них открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации.
Ведущий канал восприятия
Визуал
Аудиал
Кинестетик
Написать на доске
Просмотр учебных фильмов
Чтение учебника «про себя»
Наглядные пособия
Выполнение заданий письменно
Наглядные пособия
Лекции
Дискуссии
Аудиокассеты
Чтение учебника вслух
Устные задания
Ролевые игры
Соревнования
Работа в группах
Решение задач с использованием реальных предметов
Экскурсии
Практические задания
Темперамент
Темперамент
Характеристика
+
-
Холерик
Очень энергичный
Вспыльчивый
Эмоциональный
Напористый
Чувствительный
целеустремленность (эти ребята всегда идут напролом, не меняя направления, не сворачивая и не отступая.)
демонстративность т.е. больше всех хочет привлечь к себе внимание учителя в классе, кто поворачивается к нему спиной в процессе урока и чаще других перебивает
Сангвиник
Активный
Энергичный
Жизнерадостный
Легкомысленный
Беззаботный
положительный настрой, увлеченность интересными делами, высокая работоспособность.
ярко выраженные способности лидера-организатора и между ними и ребятами устанавливаются отношения соперничества.
Флегматик
Работоспособный
Малоэнергичный
Спокойный
Серьезный
Надежный
Миролюбивый, не слишком подпадает под влияние других
Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени.
Меланхолик
Замкнутый
Ранимый
Сдержанный
Задумчивый
Грустный
Может много и хорошо работать и не уставать, главное их не волновать и не торопить. Он рассудителен, всему ищет объяснение, любит уединяться.
Рассеянности, и невозможности принять много информации. Люди с меланхолическим темпераментом очень впечатлительны, их легко обидеть. В коллективе такие дети - "белые вороны". На самое безобидное замечание реагируют отказом, потоком слез и фразой "Я ничего не умею"
Список литературы:
Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. Москва: Просвещение, 2010.
Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – Москва: Владос 2006.
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение Новой школы. Теоретические и практические аспекты работы педагога-психолога – Москва: ИТО СЕМРИК, 2011
Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. – Самара: Бахрах-М, 2008
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ