Статья "Здоровый образ жизни в современной школе"

Боровецкая Александра Владимировна

МБОУ СОШ №33 г. Смоленска

Учитель начальных классов


Здоровый образ жизни в современной школе


«Береги здоровье смолоду! - часто говорим мы детям. - Вот я в свое время не берег, и теперь у меня….» - и дальше начинается скучная нотация с перечислением в лучшем случае ощущений, которые испытывает страдающий от заболевания человек, а в худшем – диагнозов, которые ребенку ни о чем не говорят. Конечный итог этой беседы – вздох со стороны педагога/родителя/воспитателя, осознающего, что «не дошло», и выражение вежливой скуки на лице внемлющей, а точнее не внемлющей, стороны, то есть ребенка.

По этой же схеме, если докапываться до сути явления неэффективности разного рода мер, направленных на пропаганду здорового образа жизни, строятся и многие мероприятия, организуемые педагогами в школе. Разница лишь в масштабе и энергозатратах: в одном случае взрослый говорит с ребенком индивидуально и без подготовки, в другом – готовится и пытается донести прописные истины до всех сразу.

Но что же это за схема и почему взрослые опытные педагоги раз за разом используют ее, несмотря на очевидную неэффективность? Попробуем разобраться в данном вопросе.

Итак, коль скоро речь идет о здоровье, не обойтись без анатомии и физиологии. В любом живом организме изначальны 2 основных стремления, две цели, если можно их так назвать: выжить и оставить потомство. Причем именно в такой последовательности: любое живое существо начинает воспроизводить себе подобных лишь тогда, когда организм обеспечен всем необходимым и здоров. Таким образом, в данной статье второй биологически обусловленной «цели» существования каждого из нас касаться не имеет смысла. Остается одна – выжить. И в организме каждого живого существа на нашей планете есть свои «средства» достижения этой цели. Это и иммунитет, и механизмы адаптации к изменениям во внешней среде, и в целом эволюционно сформировавшийся облик, генетическая база каждого вида. Но если разобраться – всегда и везде, возьмем ли мы эволюционный процесс, жизнь и развитие одного организма – в основе его приспособления к окружающей среде, а, значит, и в основе его жизнеспособности, лежит опора на личный опыт. Как животное узнает, что такое огонь? Как ребенок однажды узнает, почему падая, надо подставлять руки? В основе один и тот же принцип – опыт, который они получают в процессе жизнедеятельности. Так формировались организмы в течение тысяч лет, и с тех пор природа ничего нового не изобрела. Так устроено все живое, так устроен и человек:


Действие ==> реакция среды ==> воздействие реакции среды на живой организм ==> вывод из полученной реакции ==> приобретение опыта ==> изменение поведения субъекта в соответствии с полученным опытом.


Так в раннем возрасте, еще не обладая сознанием, мы учимся страховать собственное тело во время падений, предотвращая повреждения внутренних органов, научаемся правильно обращаться с огнем (элементарно не прикасаться к пламени), быстро и легко усваиваем, что такое кипяток и почему нельзя быть с ним неосторожным. И как ни странно, никто не стоит над нами с нотациями и моралями, вдалбливая правила вроде «Не опускай руки в кипящий суп и не поджигай свою одежду». Боль – лучший учитель, нежели кто бы то ни было, потому что ребенок получает личный опыт контакта с опасным объектом и имеет возможность сделать выводы. И элементарные правила безопасности мы в итоге усваиваем раньше, чем начинаем говорить.

Но то – элементарные, они легко усваиваются на уровне рефлексов. Так же легко им обучаются и животные. Что же касается вредных привычек, пагубных увлечений и массы других вещей, которые доставляют человеку удовольствие, но при этом вредят его здоровью, то здесь основной механизм биологической защиты организма работает несколько иначе. Начиная употреблять алкоголь или наркотики, курить, проводя много времени в Интернете, вступая в беспорядочные половые контакты, неправильно питаясь – человек не чувствует мгновенной негативной реакции среды. А если и чувствует (например, в случае с сигаретами), то в силу социальных причин (например, лидерство в неформальной группировке сверстников или единомышленников) направляет усилия не на то, чтобы больше не контактировать с объектом, причинившим ущерб организму, а, напротив, преодолеть защитные механизмы, предусмотренные специально для таких случаев самой природой. Ни одно животное не будет добровольно вдыхать сигаретный дым – не то что курить.

Итак, ярко выраженная, как в случае с огнем или кипятком, реакция не наступает мгновенно, что значительно замедляет действие естественного механизма защиты. Лишь с годами, когда пагубные привычки начинают влиять на здоровье и откровенно мешают нормально жить, наступает осознание того, что не следовало делать того-то и того-то, но изменить свою жизнь многим людям бывает уже не под силу. Если бы молодость знала, если бы старость могла.

По большому счету, механизм защиты работает, но в несколько искаженном виде: реакция среды влияет на организм медленно, и негативный опыт получается им постепенно, что и обуславливает тот факт, что многое из того, чем занимаются люди ради удовольствия, вредит им как живым организмам. Так или иначе, быстро или медленно, но опыт все равно оказывается получен. Личный опыт! Данного конкретного человека. И вот теперь, пожалуй, можно переходить к проблеме неэффективности многих мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, проводимых в школе.

Если прочитать сценарии многих из них и выделить «сюжетную линию», то очень часто сталкиваешься с той самой схемой, о которой уже говорилось выше. Обозначим ее тезисно:


Выявление проблемы ==> иллюстративный материал, основанный на опыте людей, ведущих неправильный образ жизни, ==> вывод из этого материала ==> составление правил поведения, мер, всякого рода рекомендаций, списков запретов ==> подведение итогов мероприятия.


По этой же схеме строится социальная реклама, на эту же логику опираются разнообразные приписки в рекламах пива вроде «Чрезмерное употребление алкоголя отрицательно сказывается на вашем здоровье», наклейки на сигаретах «Курение убивает» и т.п. Почему так? Потому что это логика самой жизни, логика функционирования любого живого организма. Как было показано выше, опора на опыт и способность использовать опыт в последующей жизнедеятельности – по сути главный механизм, обеспечивающий наше выживание, то есть обеспечивающий реализацию главной цели нашего существования как биологических систем.

Однако если сравнить обе приведенные схемы, сразу становится понятно, почему так четко и эффективно работает первая, и почему так слабо – вторая. Первая основана на личном опыте. Вторая – полностью искусственна: начиная с выявления проблемы, с которой организм еще не столкнулся, и заканчивая выводом, который надо сделать из неполученного опыта. Неслучайно эта схема редко действует даже на взрослых людей, вполне осознающих, что рано или поздно за удовольствие придется платить. Человек не знает, что такое болеть раком легких, что такое не спать ночами, задыхаясь просто от того, что принял горизонтальное положение. Что такое алкоголизм. Что такое одиночество, когда семья отворачивается от законченного алкоголика. Что такое ломка наркомана. Да и потом, это может произойти, а может и не произойти, как знать. И, разумеется, каждый надеется, что с ним такого не случится.

И коль скоро подобные вещи не работают даже на взрослых людях, как они могут работать на детях? Их жизненный опыт, как правило, вообще еще не содержит представлений о том, насколько «неудобно» жить в больном теле. А если и содержит, то чаще всего работает не «за», а «против». Дети очень энергичны, их организм обладает гораздо большими ресурсами восстановления, чем организм взрослых. Если ребенок получает травму, она быстро заживает и, как кажется, не оставляет следа. Это потом, к 40, 50 годам сломанная рука или нога начнет давать о себе знать. Швы и шрамы будут ныть на погоду. Но сейчас опыт ребенка говорит ему о том, что неосторожное поведение не несет в себе особой опасности – ну походил в гипсе, ну поболело немного, так прошло ведь, зажило и ладно. То же самое со многими воспалительными заболеваниями, которые из-за безалаберности маленьких пациентов, не понимающих серьезности будущих последствий таких заболеваний, как, например, пиелонефрит, не соблюдают после выписки элементарных рекомендаций врачей. Одним словом, даже если ребенок переносит какое-либо заболевание, если оно не сопровождалось длительными изнуряющими болями, которые тяжело забыть, выводы делаются неправильные или не делаются вообще. Сам молодой сильный организм словно обманывает своего «хозяина». И эта особенность детей становится еще одним фактором, работающим против педагогов и родителей, пытающихся обезопасить, уберечь детей от неправильных шагов в жизни.

Итак, сделаем некоторое обобщение, чтобы обозначить отправную точку дальнейших рассуждений. Разрабатывая мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, люди (и педагоги не исключение) чаще всего пытаются следовать естественной логике существования всего живого – опираться на опыт. Однако личный опыт подменяется чужим, в силу чего такая пропаганда зачастую и оказывается неэффективной. Причем особенно неэффективна она среди детей и подростков, поскольку их жизненный опыт по сравнению с жизненным опытом взрослых весьма и весьма скуден. По сути – взрослые пытаются опираться на то, чего у ребенка еще нет.

Данный вывод можно попробовать опровергнуть тем, что рассказывать о последствиях неправильного образа жизни и вредных привычек все равно надо, поскольку вода камень точит. До кого-то, пускай одного из 10 или 20, все же дойдет, а одна спасенная жизнь (а, например, в случае с наркотиками это действительно так) – уже великое дело. Если ребенок постоянно будет слышать о пользе занятий спортом, правильном питании, режиме дня и других полезных вещах дома от родителей, в школе от учителей, с экрана телевизора, просто от знакомых взрослых – это, безусловно, возымеет действие. И, уж конечно, работать педагогу будет очень легко, если дома ребенка окружают взрослые, сами ведущие здоровый образ жизни. Однако, увы, все мы хорошо, знаем, что такие семьи встречаются не часто. Да и, как правило, дети из таких семей бывают благополучными, поскольку имеют перед глазами прекрасный образец для подражания в лице самых близких людей. Иными словами, там работа преподавателя носит весьма и весьма факультативный характер. Речь же идет в первую очередь о детях из самых обыкновенных, а часто и откровенно неблагополучных семей. Где зачастую думают только о том, как обеспечить ребенка всем необходимым для школы, накормить и одеть. И этим, к сожалению, выполнение родительского долга ограничивается. Хорошо, если ребенок сам попросился в какую-либо спортивную секцию и взрослые нашли на нее средства.

Однако можно бесконечно говорить о плачевности ситуации, о том, как неэффективны меры, предпринимаемые другими. Но тогда по логике вещей возникает закономерный вопрос – если ты критикуешь чужую работу, предложи что-то свое. Вторая часть данной статьи будет полностью посвящена краткому обзору педагогического опыта автора по пропаганде здорового образа жизни.

Итак, мера первая и весьма эффективная – работа с родителями. Подразумевает целый комплекс мероприятий и не ограничивается 15-минутным выступлением на родительском собрании. Работа с родителями начинается еще до того, как ребенок пришел в школу. На первых установочных родительских собраниях с будущими первоклассниками учитель обязан рассказывать о том, что переход из детского сада в школу серьезно изменит жизнь ребенка и большую часть энергии, которая раньше находила выход в играх, в двигательной активности в течение дня – теперь деть будет некуда в силу изменившихся требований, предъявляемых к ребенку обществом. И именно учитель должен порекомендовать гиперактивным детям найти секцию по интересам. Объяснить родителям, почему желательно посещение бассейна, познакомить их с неизбежными последствиями увеличения нагрузки на позвоночник с началом обучения в школе. Как показывает практика, родители зачастую не знают элементарных вещей, которые для педагогов являются очевидными. Правила правильной посадки, освещение в процессе приготовления уроков, режим дня, ограничение просмотра телевизора и времени, проводимого перед компьютером – об этом необходимо говорить. И чем чаще, тем лучше. Современные технические средства позволяют иметь контакт с родителями, не собирая их дополнительно. Информация с рекомендациями и разъяснениями некоторых положений может быть распечатана и вложена детям в дневники, разослана по электронной почте. Среди родителей вряд ли найдутся те, кто специально пойдет в школу после трудного рабочего дня, чтобы послушать о том, как важно вовремя ложиться спать, обеспечивая растущему организму необходимые 8 – 9 часов отдыха. А информация на небольшом листке с указанием конкретных мер и объяснением последствий нарушения данного правила – никого особо не напрягает, а подготовка такого текстового сообщения не отнимает у педагога много времени. Затраты –12 -15 листов бумаги, формата А 4. Темы могут быть самые разнообразные:

- правильное питание (многие родители к 30 – 35 годам уже имеют проблемы с ЖКТ и часто бывает достаточно просто напомнить, как важно накормить ребенка именно нормальным горячим питанием, а не бутербродами перед уходом в школу);

- режим освещенности при подготовке домашних заданий (снова опираемся на опыт взрослых – многие имеют проблемы со зрением, а, значит, лишний раз задумаются о том, как уберечь от этих проблем своих детей);

- правильная подготовка уроков.

Данный пункт требует отдельных пояснений. Очень частая тема для сообщений, поскольку взрослые учились давно, учились по-разному, а кто-то учился откровенно плохо и не имеет общеучебных навыков, то есть не умеет учиться сам. Отсюда возникает проблема – родители не могут помочь детям приготовить уроки, потому что не умеют этого делать. Итог – неграмотная работа дома, в результате которой делание уроков затягивается до поздней ночи. Особенно, когда родители в свое время сами не учились, не получили хорошего образования, в результате чего оказались в категории малоимущих граждан, и теперь боятся, что то же самое будет с их детьми. В таких семьях на детей часто оказывается особое давление: родители требуют от детей идеальной учебы, не помогая им ничем ровным счетом, но контролируя каждый шаг. Крики, иногда рукоприкладство, тетради, которые переписываются целиком из-за незначительных помарок – чем чаще педагог информирует родителей о том, как правильно, без перегрузок организовать дома работу ребенка, тем этих самых перегрузок возникает меньше, что благотворно влияет на здоровье детей. Сами родители становятся организованнее, ребенок видит их стремление следовать определенным правилам и приучается к этому сам, что закладывает базу для дальнейшего именно здорового образа жизни, ведь в его основе всегда лежат режим и организованность.

- польза прогулок;

- организация рабочего места ученика;

- правила посадки;

- информация о спортивных секциях.

Не будем забывать, что именно родители решают, куда отвести ребенка заниматься. А взрослые часто просто не знают, где и что работает в окрестностях школы или ошибочно полагают, что занятия стоят баснословных денег, тогда как на деле суммы либо вполне приемлемые, либо секция вообще работает бесплатно. Заниматься выбором секции многим некогда, да и в голову не приходит, что можно было бы куда-то отдать ребенка. Педагог же работает в данном учебном заведении часто годами. Список секций, спортивных школ, с телефонами для справок, даже с описанием вариантов оплаты подготовить к началу учебного года не так сложно. Зато, когда этот листок попадет в руки родителей, вероятность того, что ребенок будет определен в какой-либо центр дополнительного образования физкультурной или спортивной направленности, резко возрастает. Если же вы набираете уже не первый класс – расспросите родителей своих прежних детей, кто из тренеров им особенно нравился, оправляйте детей к этим людям «прицельно». Ведь они, как правило, тоже работают в спортивных центрах годами и не меняют мест работы.

В наших же школах обычно принят обратный путь – вам надо, вы и набирайте себе учеников в школы. А учителя активности не проявляют. Между тем, знакомство с тренерами спортивных школ, частных секций (имеются в виду люди действительно проверенные) открывает дополнительные перспективы для педагога.

Можно привести и другие темы для «писем» родителям. Но суть их сводится к тому, чтобы помочь не всегда опытным мамам и папам правильно организовать жизнь ребенка. Следует только заметить, что подобные рекомендации не должны носить назидательного характера, тон общения соблюдается подчеркнуто вежливый и уважительный. Ваше послание должно быть воспринято как рекомендация, совет, но не поучение. Ни взрослые, ни дети не любят, когда их поучают, и это возымеет действие, обратное ожидаемому.

Мера вторая, еще более эффективная – личный пример педагога. Ничто не влияет на нас так сильно, как пример авторитетных людей. Ни для кого не секрет, что для учащихся начальной школы их учитель – почти бог. И именно его отношение к спорту и здоровому образу жизни дети усваивают особенно хорошо.

Отношение же это может проявляться в самых разных вещах. Прекрасно, просто великолепно, если преподаватель сам занимается каким-либо видом спорта или просто физической культурой для поддержания здоровья. По собственному опыту могу сказать, что когда мои ученики видят меня по вечерам в парке на пробежке – это влияет куда сильнее любых лекций и моралей о пользе спорта. Однако возраст, особенности организма, проблемы со здоровьем – не каждый может заниматься физкультурой даже просто для себя. И среди педагогов такие фанаты – редкость, тем более, что одна из проблем современной школы – отсутствие молодых кадров из-за низкой заработной платы педагогов. А пенсионный или предпенсионный возраст – не самое лучшее время, чтобы начинать заниматься спортом в активных ярко выраженных формах. Но этого и не требуется в обязательном порядке. Достаточно просто периодически, в системе демонстрировать детям свое отношение к спорту и их спортивным достижениям. Да, все мы в той или иной степени говорим о пользе здорового образа жизни, однако одно дело говорить, а другое – видеть непосредственное отношение учителя. Это целая система работы, состоящая из огромного количества мелочей, не требующих, как правило, от преподавателя ни подготовки, ни особых затрат времени. Перечислю некоторые из них:

- посещение некоторых уроков физической культуры детей и поощрение активных ребят, хорошо справляющихся с нормативами (имеется в виду просто словесное поощрение, когда подчеркивается, что успехи на уроках физкультуры не менее важны, чем успехи на русском и математике), особенно полезно посещать зачетные уроки, где дети что-то сдают – прыжки, бег, кувырок и т.д.;

- классный уголок спортивных достижений.

Каждая получаемая детьми грамота должна показываться учителем всему классу, ксерокопия с нее или сама грамота в файле - вывешивается на почетное место. К грамоте могут прилагаться фотографии, если есть возможность их сделать. На уроке физической культуры или классном часе можно выделить ребенку несколько минут, чтобы он рассказал о своем виде спорта. Это может быть как рассказ по личным впечатлениям, так и некоторые исторические сведения, если дома есть кому помочь. Такое сообщение может помочь подготовить ребенку и сам учитель.

- поощрение детей, чем-то занимающихся (делается это так, чтобы другие дети слышали – достаточно просто периодически расспрашивать школьника о том, как у него дела на тренировках, что получается, что нет, нравится ли ему: такое ни в коем случае не притворное внимание со стороны взрослого, заинтересованность, уважение всегда вызывает у других детей подспудное желание тоже чем-то заниматься хотя бы ради того, чтобы и ему тоже уделялось особое внимание);

- стараться следить всем классом за спортивными достижениями детей из других классов: подвести детей к стенду, где вывешено объявление о том, что школьная команда по волейболу, например, заняла третье место в городских соревнованиях, обращать внимания на индивидуальные достижения, когда кто-то занимает какие-либо места независимо от школы.

- организация встреч со спортсменами-старшеклассниками: если старшие учащиеся идут на контакт, то и малышам, и взрослым бывает полезна такая работа – начальная школа видит перспективу занятий спортом, а старшие начинают чувствовать ответственность, потому что являются примером для подражания.

Можно привести и другие примеры таких «мелочей», но в итоге все они объединяются в каждодневную работу, направленную на поддержание у учащихся интереса к физической культуре и спорту.

Мера следующая – мероприятия. Ну а как же, без них все равно не обойтись. Всевозможные беседы, викторины, которые тематически связаны со спортом, здоровым образом жизни, вредными привычками и их последствиями. Все это тоже необходимо. Однако традиционные и широко распространенные виды мероприятий, о которых говорилось выше, можно дополнить по содержанию.

На учащихся 3 и 4 класса (младших подростков) и на подростков уже весьма и весьма хорошо действуют примеры из жизни авторитетов. Кто бы ни был этими авторитетами, у мальчиков это, как правило, физически развитые актеры, музыканты, иногда спортсмены, а у девочек – модели, звезды телешоу, певицы и т.п. Для подростка, чей организм растет и развивается, становится непропорционален, внешность – всегда отдельный пункт программы. На ней начинают зацикливаться и мальчики, и девочки, пытаясь придать себе черты тех самых авторитетов. Прежде всего это выражается в форме одежды, а у девочек еще и в макияже. Оно и понятно – надеть на себя что-то «как у нее» или «у него», разукрасить лицо поярче – довольно просто. Не требует приложения усилий. В данном случае задача педагога состоит в том, чтобы перевести акцент с одежды и косметики на физическую форму звезды. Выдержки из интервью с описанием того, сколько времени человек посвящает физической культуре и спорту, описание его дня опять же по материалам газет и журналов – все это попадет на очень благодатную почву, ведь у ребенка синзитивный период, он хочет заниматься своей внешностью. Так помогите ему правильно поставить акценты, обратите внимание на то, что одежда будет сидеть на человеке хорошо лишь в том случае, когда само его тело красиво. А для этого надо постараться и приложить усилия.

Отдельным пунктом здесь следует вынести беседы о диетах, которые надо начинать уже с 4 класс. Часто в погоне за фигурой девочки вредят своему здоровью. Расскажите ребенку, а если к вам обратятся, то и родителям, как правильно избавиться от лишних килограммов. Обратите внимание детей на то, что быстро – не значит правильно. Что быстрое похудение всегда приводит к увеличению веса впоследствии. И самое важное – постройте свои беседы с девочками на эту тему так, чтобы они вышли от вас убежденными в том, что работа в спортзале приносит куда лучший результат, чем какая бы то ни было диета.

Мера четвертая: организация внутришкольных спортивных мероприятий и вовлечение в них детей.

Что такое внутришкольные спортивные состязания, пояснять вряд ли требуется, как правило, эта работа ведется учителями физической культуры. Прямая же обязанность педагога – оказать максимальное содействие в подготовке команды. Веселые старты в начальной школе, соревнования по пионерболу в среднем звене – не должны быть просто соревнованиями, куда пришла команда и больше никто. Помогите детям выбрать оригинальное название, нарисуйте эмблему, отражающую суть названия, поговорите с детьми о том, что для победы на соревнованиях необходимы не только ловкость и сила, но и общий командный дух, когда все за одного и один за всех. Если позволяют средства – купите детям одинаковые футболки или сделайте номера, которые надеваются сверху на обычную одежду. Это не требует больших затрат – белая ткань режется на квадраты, обычной черной краской – фамилии и номера. И дети уже чувствуют себя причастными к чему-то действительно важному, а не просто к уроку физкультуры в нетрадиционной форме.

Ну и, разумеется, особое внимание группе поддержки. Нарисовать элементарные плакаты, сделать растяжки из тех же старых простыней – все это не сложно и вполне реально даже для учеников начальной школы при определенной помощи взрослых. И такой опыт участия ребенка в спортивном мероприятии куда более ценен, чем любая даже самая показательная лекция о вреде курения и алкоголя. Потому что это – его личный опыт, его эмоции, его переживания, которые он унесет со спортивного праздника домой. Расскажет друзьям, родителям. Это его личное, собственное, пережитое. И чем ярче оно будет, тем сильнее подействует на ребенка.

Помимо внутришкольных, особое значение и особое воздействие на детей всегда оказывает участие в городских массовых спортивных мероприятиях. Главные из них – Кросс нации и Лыжня России. Участвуют все желающие и когда ребенок попадает на такие мероприятия, видит их массовость, участвует в общем забеге – это оказывает колоссальное влияние. Говорю это не просто из теоретических предположений, сама с детьми участвую в подобных мероприятиях. Да, на лыжах ездить умеют не многие, да и лыжи хорошие есть у единиц. Но! Бегать, извините, умеют все. Не надо обязывать и заставлять, достаточно бывает просто предложить детям, и они с радостью соглашаются. А если мероприятию предшествует соответствующая беседа, несколько тренировок (выйти просто побегать по школьному стадиону), если после забега дети с учителем идут в кафе, чтобы просто провести вместе время – разговоров о мероприятии на неделю, а то и на две. Наш класс в этом году уже поучаствовал в Кроссе нации. Погода была плохая, холодно, дождь, и все равно дети пришли. А сколько восторгов было по поводу номеров, которые выдали! С какой гордостью они в них ходили потом по городу и не хотели снимать. А после забега пошли пить горячий чай. И никто не заболел, зато удовольствия получили массу. Впечатления у детей каждый год остаются очень яркие. Пожертвовать одним выходным ради такого дела – не великий подвиг, зато эффект оправдывает все ожидания. Когда ребенок бежит с классным руководителем с такой огромной массой народа, дух здорового образа жизни в прямом смысле его «пропитывает». Само собой, не всегда у классных руководителей есть возможность бежать самим. Привлеките родителей. В каждом классе всегда есть активные позитивные люди, которые согласятся пробежать с детьми. Кросс нации в массовом забеге очень не велик по дистанции, она легко проходится обычным даже не подготовленным физически человеком, спортсмены же всегда бегут отдельно. То есть рассчитано на то, что это сможет сделать каждый желающий. Так значит, остается только пожелать. А следом за вами пожелают и ваши дети.

И еще одна интересная мера, которая сплачивает и объединяет детей одного класса, пропагандирует здоровый образ жизни и занятия спортом, - посещение городских соревнований по различным видам спорта. У современных детей нет опыта болельщиков – в лучшем случае дома папа смотрит телевизор и ребенок болеет вместе с ним за футбольную или хоккейную команду. И это плохо. Дети не бывают на спортивных состязаниях и не видят, что умеют делать их сверстники, что умеют делать взрослые профессиональные спортсмены. Особенно сильное впечатление всегда производят на ребят детские соревнования. Конечно, это касается каких-то зрелищных видов спорта, вроде гимнастики, тхэквондо, футбола и т.д. Если у вас в классе учится спортсмен – поддержать его на соревнованиях святое дело. Освободите от занятий сильных учащихся и отправьте поболеть на соревнования группу поддержки от класса, ответственным можно сделать представителя родительского комитета. Если соревнования в выходной день (а чаще всего именно так и бывает), пригласите для поддержки одноклассника всех детей. Само собой, будут отсутствующие: родители развозят детей по бабушкам-дедушкам, на дачи, но основная масса – придет. Потому что с ними идете вы, их учитель. Такие мероприятия очень сильно всегда сплачивают ребят. Они с гордостью говорят на соревнованиях, кто они, откуда, почему пришли. К 4 классу мои дети уже сами сговариваются и ходят друг к другу на соревнования без моей особой организации, это стало нормой поведения. То же самое касается конкурсов по танцам и т.д. Но спортивные мероприятия не проходят мимо. Ребята фотографируют выступления друг друга на телефоны, фотографии вывешиваем в спортивном уголке. Там же всегда висят грамоты и медали, если дети их получают.

И, пожалуй, последняя мера – классные часы с приглашением профессиональных спортсменов и тренеров. Здесь каждый раз следует действовать по ситуации. Смотря какой вид спорта, каковы достижения приглашенного. Но детям всегда бывает интересно пообщаться со взрослыми, которые чего-то добились в жизни. И со спортсменами в том числе. В моем классе есть возможность просмотреть записи выступлений на соревнованиях. Это также оказывает сильное воздействие на детей. Одно дело просто смотреть соревнования по телевизору, другое – когда человек, только что крутивший сальто на экране, сидит перед тобой в классе, и ты можешь его увидеть, задать вопросы.

Все перечисленные формы работы с детьми должны применяться в системе, а не носить эпизодический характер. Особое значение, конечно, имеет личность педагога – как бы ни старался учитель обмануть ребенка, если сам он не разделяет идей, которые пытается пропагандировать, – дети почувствуют. И отдельное почетное место – первому учителю. Как известно, именно он, его отношение к жизни, миру, людям, как правило, во многом перенимают младшие школьники.

И обобщая все сказанное выше. Автор статьи убежден, что в основе любой работы по пропаганде здорового образа жизни должна лежать опора на личный опыт ребенка. Это обусловлено и заложено в нас самой природой. А поскольку мы не можем погрузить ребенка в личные ощущения больного человека (какие бы страшные картинки мы ему не показывали, они останутся всего лишь картинками и будут забыты очень быстро), то есть не можем действовать по той схеме, которая работает в биологическом плане, где поведение организма корректируется негативными ощущениями (боль, нарушение работы внутренних органов и т.д.), нам остается только опираться на положительный опыт, позитивные эмоции. Чем больше таких эмоций в сознании ребенка оказывается связано с представлениями о спорте и здоровом образе жизни, тем богаче его опыт, тем больше точек опоры в будущем он получит. Пускай он не знает, как плохо быть больным, зато – мы можем показать ему, как весело и интересно можно жить, если ты здоров. И, безусловно, это куда более ценно для ребенка, чем постоянные отсылки к опыту других людей. Потому что это его, личное, пережитое. То, что можно вспомнить. То, чем можно поделиться с друзьями. То, что останется с ним навсегда, даже когда с порога школы он шагнет в большую жизнь.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ