Стресс и его последствия в младшем подростковом возрасте
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации)
специалистов – центр повышения квалификации:
«Региональный социопсихологический центр»
Статья
«Стресс и его последствия в младшем подростковом возрасте»
подготовил
педагог – психолог
Фомина Альбина Рашидовна
Евсеева Виктория Александровна
г. Тольятти
2013
Стресс у детей подростков? А разве детство не является беззаботным? К сожалению, для большинства детей это не так. Стресс может быть не только у взрослых – это часть человеческой природы. Он начинается, в тот момент, когда мы совершаем свое первое опасное путешествие, покидая чрево матери и появляясь в этом холодном, ослепительном и шумном мире.
Ребёнок очень живо откликается на негативные и положительные изменения в его окружении. Эти переживания в большинстве случаев носят позитивный характер. Они имеют очень большое значение в приспособлении ребенка к изменяющейся жизни. Однако, при определенных условиях, чувства могут играть и отрицательную роль, приводя к невротическим или соматическим расстройствам. Это происходит в тех случаях, когда сила эмоций достигает такой степени, что становится причиной стресса.
Как и у взрослых, стресс у подростков является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проносится через дни учебы в школе безо всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого соперничество в школе кажется настолько пугающим, что у него начинаются боли в животе и головные боли даже при виде здания школы.
В настоящее время, в связи с развитием научно – технического прогресса, повышением урбанизации, ускорением темпа жизни, информационной перегрузкой увеличивается частота проявлений эмоционального стресса. Но, в отличие от взрослых, у подростков более тяжелые последствия в результате перенесенной травмирующей ситуации. Именно поэтому детский стресс – это серьезная проблема, на которую своевременно должны обращать внимание родители.
В переводе с английского языка слово "стресс" означает "нажим, давление, напряжение". А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: "Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов".
Первым же дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс – это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни; стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.
Итак, стресс – это состояния психического напряжения, обусловленные выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры.
Следует обратить внимание, что некоторые обстоятельства, кажущиеся совершенное пустяковыми для взрослого человека, могут вызвать стресс у ребёнка. Например ваша двенадцатилетняя дочь, собирающаяся на первые танцы, может испытывать невероятный стресс, потому что она беспокоится, что ей придется весь вечер простоять у стены и никто не пригласит ее на танец.
Стресс разделяется на «эустресс» и «дистресс». Эустресс характеризуется положительным влиянием на организм. При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс ("distress", англ. – горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив, производит разрушительные действия в организме ребёнка. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил.
Поэтому пусть ваш ребенок останется ребенком. В настоящее время родители много времени посвящают работе и почему – то ожидают от детей, что те будут сами заниматься собой и решать свои проблемы без посторонней помощи. Часто случается, что от детей ожидают, что они будут вести себя как взрослые. Когда они оказываются не в состоянии делать это, у детей не хватает мудрости усомниться в правильности мышления родителей, они смотрят на себя и говорят: "Я не могу сделать это; что же со мной происходит?" Они начинают чувствовать себя ущербными и жизнь представляется им излишне сложной. От детей следует ожидать лишь то, на что они способны при их уровне развития. Дети должны оставаться детьми.
Не забывайте поощрять ребёнка за победы и протягивать руку помощи в случае ошибок. Неважно, какой это ребенок – он должен знать, что вы – это безопасная гавань, куда они могут вернуться, если с ними что – то случится. Ребенок, уверенный в своих родителях и доверяющий им, знающий, что они придут ему на помощь, если ему станет трудно, лучше других учится овладевать окружающей обстановкой. Чем больше поддерживает его окружение, тем легче для ребенка совершить переход от зависимости к способности функционировать в более независимой обстановке.
Общаясь с детьми младшего подросткового возраста, дайте им понять, что вы полагаетесь на них, но что вы всегда готовы прийти на помощь. Скажите: "Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь".
Расскажите ребёнку о своих воспоминаниях. Поделитесь с ним воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните; как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания.
Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует лучше собственного примера. Когда мы ведем хорошо сбалансированную жизнь, мы все способны легко переносить стресс. А когда мы справляемся таким образом со стрессом, наши дети следуют нашему примеру.
Не перегружайте ребёнка внешкольными занятиями. Ребенок, который записан в излишнее количество секций, является кандидатом номер один для стресса. Часто дети даже не получают удовольствия от внешкольных занятий. Родителям следует установить разумные пределы внешкольных занятий, и помочь ребенку заниматься вещами, доставляющими ему радость. Не допускайте такой ситуации: "Мы купили дорогое пианино и тебе придётся ходить в музыкальную школу", а ребенку, очень может быть, нравятся танцы, или рисовать акварелью.
Выяснить причину стресса лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи, возможно, являющейся причиной стресса, а также домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а также интенсивные и постоянные физические упражнения, например бег по утрам. Ко всему прочему психологи рекомендуют говорить детям правду и о разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть ее, которая не приведет к дополнительной травме. И, конечно же, ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им.
Хуже всего, предупреждают ученые, что, единожды попав под влияние стресса, мы потом становимся все более уязвимыми для новых его атак. Отсюда вывод: нужно сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией для ребёнка наступило как можно позже и длилось как можно меньше. И уж если в нашей жизни нервных перегрузок избежать совсем невозможно, то мы должны знать, как с ними бороться и внимательнее относиться к себе и окружающим.
Список использованной литературы
1. Брагинский В. Ребенок свободный от стресса // Будь здоров, 2004. –№11. – с. 66 – 69
2. Грегор О. Как противостоять стрессу // Стресс жизни: Сборник / Сост. Л. М. Попова, И. В. Соколов. – ТОО «Лейла», СПб., 1994. – 384 с.
3. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб. : Питер, 2004. – 960 с.
4. Бернар А. Стресс излечим / Пер. с французского Н. Б. Пономаревой, К. А. Геворгян, И. В. Казарова. – М.: КРОН – ПРЕСС, 1994. – 192 с.
5. Жизель Ж. Детский стресс и его причины / Пер. с фр. Ю. С. Евтушенкова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 192 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://www.cironline.ru/articles/psy/203/
2. http://www.ronl.ru/refs/10332/ref_part_11.shtml
3. http://www.neuro.net.ru/bibliot/b004/n62.html
4. http://www.psy-help.ru/content/art-11.html
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ