Танец как элемент художественного воспитания
Лелина Светлана Викторовна,
учитель искусства МКОУ Васильевской ООШ
Аннинского района Воронежской области
Танец как элемент художественного воспитания.
Образовательная область «Искусство» в современной школе представлена тремя предметами: музыка, Изобразительное Искусство, и Мировая Художественная Культура. Архитектура, Театр, кино и другие виды искусств лишь частично включены в эти предметы. Все понимают, что «хорошо было бы», но школьные перегрузки не позволяют говорить о новых предметах. Однако есть один вид искусства, который обладает уникальным потенциалом в качестве школьного урока. Он не будет дополнительной нагрузкой, а скорее наоборот – психической и физической нагрузкой. Это – танец.
Нуждается ли в доказательстве то, какое благотворное воздействие оказывает умение красиво танцевать на развитие художественного вкуса и музыкальной восприимчивости, на воспитание благородства в манерах и поведении ребёнка. В изящных или задорных движениях танца ребёнок имеет возможность выразить себя, выразить свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер.
Приобретая знания и навыки в области танца, ученики начинают понимать, что каждый танец имеет своё содержание, характер, свой образ. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки. Постепенно учащиеся начинают легче двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, выразительность движений. Всё это требует известных усилий, но и доставляет большую радость.
Очень мало уделяется эмоциональному развитию детей – 1час музыки и 1час изобразительного искусства в неделю не в состоянии решить задачу полноценного эмоционального, художественного воспитания.
Ещё важнее – гигантский дефицит Радости. Счастливое детство – не пустые слова, это залог по-настоящему счастливого общества. Мы должны стремиться к тому, чтобы дети получили как можно больше радости в школе. Пусть они привыкнут к тому, что жизнь может и должна доставлять приятные и светлые переживания.
Всё – это и физическое развитие, и эмоциональное воспитание, и радость – сочетает в себе танец. «Три в одном» - важнейшие задачи объединяются в этом предмете. Попробуем «расшифровать», что за этим стоит.
Перемена… Ученик третьего класса с разбега «врезается» в учителя школы. Та медленно багровеет от возмущения. Ученик же заплетающимся языком бормочет что-то: «извините, простите, не заметил…я…» и хлопает ресницами безразмерных от ужаса глаз…
Никому и в голову не приходит, что ученику действительно крайне неудобно за свою неловкость и в глубине души он не понимает, как так получилось. А ведь этому есть простое объяснение – у ребёнка не развито физическое ощущение пространства и собственного тела в нём. Многие дети наступают на ноги или на ходу сталкиваются с другими не потому, что это «не красиво», а потому, что, в буквальном смысле слова, не видят другого человека. И если соотнести свои движения со статичными объектами (стенами, столом) они ещё как-то могут, то «движущиеся объекты» - это не только учитель, это и автомобили на дороге, и всевозможные механизмы на производстве, непредсказуемые бытовые ситуации.
Вспоминая индийский фильм «Танцор Диско», в котором танцевальная пластика помогает герою выжить и выйти победителем из всех сюжетных хитросплетений. Эстрадная сказка основана на действительно важных и реальных вещах. Владение собственным телом, умение быстро реагировать на постоянные изменения в окружающем пространстве – эти навыки, приобретённые на танцевальных занятиях, могут спасти человека в критической жизненной ситуации.
Специалисты по физическому воспитанию, возможно возразят, что уроки физкультуры могут обеспечить такие навыки без танцевальных нововведений. Однако известно, что например, пять кругов венского вальса по нагрузке равны пяти километрам бега. При этом для бега главное – результат на скорость, на это нацелена вся физическая техника и психические устремления бегуна. В танце же главная задача – не результат, а процесс. Поэтому здесь обращают внимание на технику танцевального шага, но и на осанку, позицию головы, подтянутость мышц живота, бёдер, плечевого пояса, кистей рук. Человек привыкает сознательно контролировать самые разные участки своего тела, причём одновременно.
Часто на тренировках спортсменов можно услышать: «держи темп!», «не сбивайся с ритма!» Узнаёте? Темп и ритм – музыкальные понятия, на них основаны танцевальные движения под музыку. Причём здесь «удержать» ритм легче – весь организм танцующего подстраивается под звучание музыки, и то, что без неё выполняется тяжело и с усилием, с музыкой даётся гораздо легче. Не случайно, занятия аэробикой, шейпингом, всегда проводятся под музыку.
О глубокой внутренней связи музыки и движения говорит тот факт, что песня, танец и марш включены в программу по музыке общеобразовательной школы. И многие учителя музыки стараются использовать движения на уроках. Но у этого предмета есть свои задачи, которые учитель преследует в первую очередь, и заниматься специально развитием двигательной пластики ему некогда. Да и танцевать между парт неудобно. Но ведь ни вальс, ни польку, ни хоровод не поймёшь по-настоящему, не протанцевав их!
Не только связи с музыкальным искусством, но и более общие эмоционально-эстетические ассоциации обретают «плоть» вместе с танцем. Интуитивно обнаружив выразительный путь в пластических этюдах, таких, например, как «Уныние» или «Резвость» или «Шаловливость», - ребёнок потом яснее увидит мягкие или изломанные линии рисунка художника, внимательнее прислушается к печальным или жалобным или скачкообразным интонациям музыки композитора. Возможно, он даже лучше станет разбираться в окружающих людях, «считывая» двигательную информацию, в походке, мимике, жестах.
Об уникальном психологическом потенциале танца необходимо сказать особо. В одной из книг, мне встретилось описание опыта, проведённого исследователями. Испытуемым предлагалось выполнять лёгкую, но заведомо бесполезную работу: они должны были переставлять книги с полки на полку, а потом обратно. Учённых интересовали чисто психологические показатели: интерес, утомляемость и так далее… И вот что обнаружили экспериментаторы: по прошествии определённого времени многие участники опыта действительно уставали, начинали раздражаться, теряли интерес и прекращали работу. Другие же постепенно находили определённый ритм, их движения становились более грациозными, превращались в некий танец. Эти люди не раздражались, но наоборот, получали от бессмысленной работы удовольствие и могли выполнять её часами. То есть ритмичные танцевальные движения таят в себе потрясающие психотерапевтические возможности.
Не менее важный психологический момент – танец в паре. Навыки работы, общая на двоих ответственность, общий на двоих успех или неудача – где ещё маленькие мальчик и девочка смогут так ненавязчиво, постепенно осваивать маленькие секреты большого таинства будущей семьи. Пример родителей – хорошо. Но вот он – живой пример другого пола, который, конечно же, сделает всё не по правилам, и строить отношения с которым необходимо немедленно – соглашаясь или ссорясь, подчиняясь или договариваясь.
Роскошь человеческого общения, причём не только и не только словесного, буквально царит в танце. Как внимательно к своим одноклассникам должен быть маленький танцор, чтобы удержать общий круг, не выбиться из линии танца! Если у тебя не очень получается, то волей-неволей тянешься за остальными. Ни в каких тетрадках по математике ребёнок не увидит этой необходимости так явно. Если же у тебя получается намного лучше других и ты поэтому выбиваешься из общего танца, - то приходится немного сдерживать себя. Где ещё возможен такой уникальный психологический опыт, когда быть лучше всех мало – нужно уметь своё преимущество проявлять ровно на столько, насколько оно необходимо для общего дела?
Общий праздник. День учителя, День матери, Новый год, 8 марта, школьный театр, Последний звонок, День защиты детей. В празднике участвует вся школа. И объединять ребят разных классов в одно сценическое действо нелегко, но такая возможность всё - таки есть. В проведении этих праздников есть постановки танцев, учитываются хореографические возможности ребят разного возраста. Ребята показывают: «Танец кукол», «Танец конфеток», «Танец пингвинов», «Танец с шарами», «Танец цветов», «Танец воды и огня», «Кадриль», «Восточный танец», «Весенний вальс», «Русские узоры», «Полька», танго, ритмичные современные танцы, хороводы и т. д. Это совсем другое чувство, это не механическое соединение почти незнакомых друг с другом детей разного возраста., и не соревнование , где неизбежно сами ребята выбирают и сравнивают – кто лучше. Это – общее творческое дело, общий праздник, рождающийся из обычного школьного предмета, вернее, предмета, который мог бы быть обычным для наших детей.
Большая работа проводится над музыкальным оформлением композиций (фонограммами), а так же над эскизами и моделями костюмов, в которых выступают учащиеся. Для постоянной работы над танцевальными композициями используются музыкальные произведения классической, народной или современной музыки.
И, наконец, особо хотелось бы отметить, что в отличии от других танцевальных коллективов мы не производим никакого отбора и работаем с детьми, не имеющими танцевальных способностей. И всё же, после 2-3 лет занятий даже и они приобретают выразительность, правдивость и искренность в передаче танцевального образа, благородство манеры исполнения и относятся к танцу как к художественному произведению.
«Танец со шляпами»
«Нежный вальс»
«Морячки»
Современный танец
«Весенний танец»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ