Развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных способов деятельности


Развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных способов деятельности.

Серикова Н.Г.

МБОУ « Засосенская средняя общеобразовательная школа»

Образовательные стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности.4 Деятельностный подход в обучении основан на исследованиях Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, в которых указывается на зависимость познавательного развития обучающихся от характера организации их деятельности, в первую очередь учебной .Практика показывает, что учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в процессе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, усваивает приёмы самоконтроля и самооценки.

Сегодня теория учебной деятельности признаётся особо значимой для организации школьного обучения, потому что обеспечивает развитие личности, т.е. самостоятельность их мышления, желание и умение учиться.

Умение учится, формируемое в учебной деятельности резко выделяется из ряда всех школьных умений. Появление этого умения означает, что ребенок из обучаемого, ведомого взрослым становиться хозяином, субъектом собственного развития – человеком обучающим себя, меняющим самого себя сознательно и целенаправленно. 5

Овладение умением учиться становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД) 1)личностных; 2)регулятивных; 3)познавательных, 4)коммуникативных.

Сегодня УДД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

К формированию у школьника учебной деятельности нужно приступать с самого начала его обучения в школе.

Полноценная учебная деятельность может быть основой их всестороннего развития. Желание и умение учиться возникает в процессе реального выполнения учебной деятельности. Переход от исполнительного поведения школьника к деятельности человека, умеющего учиться, начинается со способности устанавливать границы собственных знаний и умений.

Это первая ступень сформированности учебной деятельности. Поэтому появление у учащихся мотивации приобретения новых знаний или умений становится вторым и очень важным элементом учебной деятельности.

Третий признак сложившейся учебной деятельности- умение ученика работать вместе с соседом по парте, с участниками учебной группы, с учителем. Умение взаимодействовать во многом может определить успешность сначала ребёнка, а позже и взрослого. Образовательные стандарты второго поколения выдвигают необходимость развития навыков учебного сотрудничества в ряду основных задач.

Учебная деятельность невозможна без навыков самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная учебная работа, прежде всего, должна быть связана с готовностью и умением школьников получать необходимую информацию из различных источников: учебников, справочников, энциклопедий. Кроме того, самостоятельное выполнение детьми учебных действий может обеспечить инструкции или памятки, а значит, необходимо научить ими пользоваться осознанно.

Итак, для организации учебной деятельности, и формирования у младших школьников умения учиться учитель должен:

- перед введением новой учебной информации обеспечить положительное принятие ее учениками, связанное с пониманием ими необходимости новых знаний;

- новое понятие вводить через сопоставление его с уже имеющимися в учебном арсенале школьников, для этого тщательно работать над установлением важных отличительных признаков каждого понятия;

- организовывать на уроке учебное взаимодействие всех участников образовательногопроцесса; - научить школьников «технологии» работать самостоятельно и использовать эту форму работы на уроке для совершенствования всех её проявлений. Личностные действия позволяют сделать умение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и понятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Личностные УУД включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познании, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их личные позиции.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения знаний.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг, друга уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.


Безусловно, моделирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня – это требование времени. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности младших школьников имеет определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснять, рассказывать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применении полученных знаний в решении познавательных, учебно – практических и жизненных проблем.

Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока; разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов, выбор форм и методов обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода. Перед педагогами стоят насущные вопросы: «Как обучать детей?»

Что значит уметь учиться?

Каждый учитель должен помнить о том, что если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться и на других этапах.

.

1.АсмоловА.Г., Володарская И.А Как проектировать УУД в начальной школе; от действия к мысли М, 2008

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М, 2009

3.Давыдов В.В.Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования 2010.№6.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

/Министерство образования и науки Российской Федерации М, 2010/

5.Программа развития универсальных учебных действий начального общего образования.М, Просвещение, 2009.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ